Тиберий Цезарь Август
Ливия пережила своего супруга на пятнадцать лет и умерла в 29 г. в исключительном для того времени возрасте восьмидесяти семи лет. После смерти Августа она была еще полна энергии и намеревалась воздействовать на сына гораздо больше, чем на мужа. Она немедленно отправила гонцов к Тиберию, который в этот момент во главе армии отправлялся в Иллирию с целью начать там военные действия. Однако по получении письма матери он тут же сложил с себя командование и вернулся в Рим, чтобы стать его властелином. Он искренне радовался происшедшему, как бы освобождаясь от давившего на него авторитета предыдущего императора. Его полное имя было Тиберий Клавдий Нерон, а вошел он в историю под именем Тиберий, хотя официально назывался Тиберий Цезарь Август. Родился Тиберий в 42 г. до н.э., был усыновлен Августом в 4 г. н.э. (т.е., когда ему было уже 46 лет), и стал принцепсом в 14 г. – в 56 лет. Поскольку по линии матери он был Клавдий, то начавшуюся с Августа династию императоров Рима называют линией Юлиев-Клавдиев. Ко времени своего прихода к власти Тиберий считался честным, добросовестным человеком, строгим поборником морали, и к тому же заслуженным и удачливым полководцем. Он с успехом вел войны в Армении, Парфии, Германии, Испании, Далмации, Галлии. Август, потеряв своих единокровных наследников, одно время серьезно полагал, что из него может выйти неплохой правитель. К сожалению, его характер оставлял желать лучшего, да и то, что Август легко распоряжался его судьбой, еще больше усугубило природные недостатки. Надумав женить его на своей дочери Юлии, Август не посчитался с тем, что Тиберий был очень привязан к своей жене Випсании Агриппине, от которой имел сына Друза Младшего, и которая в то время ждала ребенка. Юлия, несмотря на внешнюю привлекательность, была ему ненавистна, ее неустанные поиски близости с ним только раздражали пасынка императора. Однажды, после развода, Тиберий как-то повстречался с Випсанией и, по свидетельству Светония, «он проводил ее таким взглядом, долгим и полным слез, что были приняты меры, чтобы она больше не попадалась ему на глаза». Не выдержав совместной жизни с Юлией, Тиберий в 6 г. до н.э. уехал на остров Родос, где провел в добровольном изгнании восемь лет. Больше он женат не был.
Тиберий не пользовался популярностью в римском обществе: внешне он казался настоящим римлянином, но на самом деле был просто угрюмым, скрытным, надменным и жестоким человеком. Вполне возможно, сама жизнь сделала его таковым. Незадолго до своей смерти даже Август выразился так: «Бедный римский народ, в какие медленные челюсти он попадет!» В то время как его сверстники, молодые аристократы, изнеживались в Риме в роскоши, праздности, в чтении завораживающих и развращающих сочинений Овидия, иными словами, пировали на празднике мирной жизни, Тиберий с молодости предпочитал уединение, закалялся в походах, среди лагерной жизни и битв на берегу океана варварства, бушевавшего на границах Империи. Зато в армии его уважали за справедливость и военную удачу. Хотя утвержденный в 27 г. до н.э. закон разрешал проконсулам и пропреторам платить жалованье своим легатам и хотя уже давно стало необходимым поощрять деньгами гражданское усердие сенаторов и всадников, Тиберий не принимал это нововведение и выдавал легионам только провиант, а не деньги. Он возродил ряд староримских дисциплинарных взысканий, но, поскольку не жалел себя во время походов, редко спал в палатке, пил и ел то же, что и остальные, всегда сам возглавлял атаки на врага, солдаты предпочитали служить под его началом, а не более добродушного командира, полководческому искусству которого они не доверяли. И это несмотря на то, что Тиберий никогда не улыбался солдатам, не хвалил их и перегружал муштрой. «Пусть ненавидят меня, - говорил он, - лишь бы повиновались». Он относился к легатам с такой же строгостью, как и к простым легионерам, и поэтому никто не мог пожаловаться на его пристрастность. Служить под его началом было также и выгодно, поскольку, захватив территорию врага, он отдавал ее своему войску на безжалостное разграбление. В начале 9 г. Тиберий, усмирив восставшую Паннонию, был удостоен в Риме триумфа – тогда общество искренне прославляло его добродетели полководца, победившего в опасной войне. Внешне Тиберий выглядел достаточно солидно. Он был высоким черноволосым мужчиной грузного телосложения, с очень широкими плечами и сильными руками. Последними он мог легко давить орехи и проткнуть насквозь зеленое яблоко с толстой кожурой большим и указательным пальцами. Однажды в дружеской схватке он голыми руками случайно убил приятеля ударом по голове, от которого у того раскололся череп. Тиберий никогда не болел. Ходил он, слегка вытянув шею вперед, но опустив глаза в землю, как бы скрывая свои истинные мысли. Изображения Тиберия на статуях и бюстах на редкость хороши, хотя оригинал выглядел похуже – его красивую внешность портили прыщи, глаза навыкате и постоянно нахмуренные брови. К тому же он рано облысел, а оставшиеся на затылке волосы носил длинными, как было в моде у староримской знати. В повседневной жизни он был традиционалистом, и, хотя очень хорошо знал греческий язык, говоря в Сенате, старался избегать греческих выражений, которыми обычно изобиловала речь образованных римлян. Говорил он мало и медленно, и поэтому его собеседникам часто не терпелось одновременно закончить за него фразу и ответить на нее. Но при желании (подготовившись, конечно) Тиберий мог произнести эффектную публичную речь.
Что он и сделал, на своем первом заседании Сената, но не придумал ничего лучшего, как воспользоваться старым испытанным трюком своего названного отца. Как и Октавиан в свое время, он заявил перед сенаторами об отказе от власти. Правда, к тому моменту он уже успел окружить себя вооруженной охраной – залогом своего господства. Он долго разыгрывал комедию и держал в напряжении сенаторов, подступавших к нему с коленопреклоненными просьбами. Некоторые даже стали терять терпение, о чем свидетельствовал голос среди всеобщего шума: «Пусть он правит или пусть уходит!» Наконец, словно против воли, с горькими жалобами на возлагаемое на себя тягостное рабство, Тиберий принял власть. Но с оговоркой, что когда-нибудь он ее с себя сложит, он будет править, «… до тех пор, пока вам не покажется, что пришло время дать отдых моей старости». Как бы то ни было, сенаторы поспешили вручить новому принцепсу бразды правления. Они знали его характер, признавали законность притязаний того, кого Август избрал в качестве своего наследника и… уже привыкли к мирному бытию. Одобрения Сената было достаточно для того, чтобы завещание императора вступило в силу. После этого в Риме начался настоящий парад раболепия перед Тиберием, и, чем человек был знатнее, тем больше он лицемерил и льстил. Это раболепие было столь откровенным, что у Тиберия вошло в привычку перед тем, как он покидал здание Сената, произносить по-гречески: «О люди, созданные для рабства!» Разве не могли в подобных условиях худшие качества принцепса не обостриться еще более? Тем не менее, при Тиберии, по образному определению Тацита, «еще сохранялись следы умиравшей свободы». Хотя мы уже называем и Августа, и Тиберия, императорами, на самом деле слово «император» пока еще сохраняло значение самого высокого военного титула. При Тиберии, например, было несколько императоров. Сенату также была оставлена видимость его былого величия, а принцепс иногда на заседаниях хранил молчание, не пользуясь своим правом заявлять первым свое мнение. Впрочем, сенаторы от такого «уважения к свободе» чувствовали себя еще хуже, ибо им сложно было догадаться, чего желает скрытный император. С другой стороны, видимые признаки усиления власти были налицо. Тиберий навсегда передал Сенату право выбора должностных лиц, традиционно принадлежавшее комициям. В 21-22 гг. он построил возле Рима военный лагерь для размещения всех преторианских когорт, усилив, таким образом, собственную охрану и безопасность. Его жестокость и авторитаризм особенно проявились в реализации закона об оскорблении величия римского народа и особы императора. То был закон, имевший место и ранее, но был направлен лишь против тех, кто, как писал Тацит, «причинил ущерб войску предательством, гражданскому единству – смутами и, наконец, величию римского народа – дурным управлением государством; осуждались дела, слова не влекли за собой наказания». Для Тиберия, прежде всего, важны были слова – он легко мог предать суду и лишить жизни человека, на которого ему донесли. По Тациту, «…его раздражали распространявшиеся неизвестными сочинителями стихи о его жестокости и надменности и неладах с матерью… даже виднейшие из сенаторов не гнушались заниматься сочинением подлых доносов, одни – явно, многие – тайно». В первую очередь закон был направлен против римской знати, которая представляла, по мнению принцепса, наибольшую опасность для его власти.
В этом императору помогал Луций Элий Сеян – глава преторианской гвардии и вообще темная личность в истории Рима. Именно он подал мысль Тиберию собрать преторианцев в одном лагере поблизости столицы, чтобы их можно было быстро вызвать в случае непредвиденной ситуации. Это повысило авторитет префекта претория и, как выяснилось в последующие годы, сделало их опасными для спокойствия Рима. Среди римлян Сеян считался монстром: полагали, что именно он организовал отравление сына Тиберия Друза Младшего, чтобы потом самому стать императором. Между Друзом и Сеяном часто происходили ссоры, во время одной из них Друз даже поднял на Сеяна руку. Это переполнило чашу терпения любимца императора, но он не спешил. Сеян сошелся с женой Друза Ливией Ливиллой и стал ее склонять к мысли умертвить мужа. С помощью неверной жены и ее домашнего врача Друз в 23 г. был отравлен медленно действующим ядом. После смерти сына Тиберий стал еще более мрачным, нелюдимым и жестоким. Дело дошло до того, что в 27 г. он навсегда расстался с Римом, переложив все дела на плечи Сеяна, и удалился на Капри. На этом острове была в свое время построена скромная вилла для Августа. Тиберий соорудил там еще одиннадцать вилл, но роскошных, где, по слухам, предавался сладострастным оргиям, выливавшимся во всевозможные виды жестокостей и гнусный разврат. Некоторые исследователи полагают, что это неправда, поскольку принцепс всю жизнь до того считался аскетом и поборником высокой морали. К тому же Тиберий тогда был уже довольно стар. Но люди меняются и особенно под воздействием сильных душевных стрессов. Да и старость подобным «развлечениям» не помеха. После смерти сына Тиберием могла овладеть апатия, граничащая с ненавистью ко всем и вся, ставшая причиной разгула его жестокости и крайней аморальности. Возможно, на Капри он искал спасения и от собственной искалеченной и порочной души. Не случайно однажды он написал сенаторам: «Что вам писать, почтеннейшие отцы сенаторы, или как писать, или о чем в настоящее время совсем не писать? Если я это знаю, то пусть боги и богини нашлют на меня еще более тягостные страдания, нежели те, которые я ежедневно чувствую и которые влекут меня к гибели». Тацит, сохранивший эти слова для истории, справедливо заметил, что «… ни единовластие. Ни уединение не оградили Тиберия от душевных страданий и мучений, в которых он сам признался». В 31 г. преступление Сеяна, как раз в это время собиравшегося жениться на внучке принцепса, раскрылось. Гнев императора был до того велик, что он, оставив на время свои оргии, стал сам вести следствие, применив изощренные пытки в отношении не только Сеяна и Ливии Ливиллы, но и других людей, в большей или меньшей степени причастных к отравлению его сына. Сеян, Ливия Ливилла и их сообщники были казнены. Но этого мстителю было мало. Расставленные по всему Риму статуи Сеяна были разбиты и расплавлены, что зафиксировал в своих стихах Ювенал:
Вот затрещали огни, и уже под мехами и горном Голову плавят любимца народа: Сеян многомощный Загрохотал; из лица, что вторым во всем мире считалось, Делают кружки теперь, и тазы, и кастрюли, и блюда.
Тиберий был первым в римской державе, Сеян вторым, но настоящим героем того времени, истинным римлянином со всеми соответствующими достоинствами, можно считать одного известного человека – Германика. Последний был старшим сыном брата Тиберия Друза Старшего и дочери Марка Антония Антонии Младшей. Когда ему было 19 лет, он по приказу Августа был усыновлен Тиберием и стал именоваться Германик Юлий Цезарь. Август по-настоящему любил этого молодого человека, которого природа щедро наделила всевозможными достоинствами, и даже задумывался о том, чтобы сделать его своим наследником. По свидетельству Светония, «… ему были присущи редкая красота и храбрость, замечательные способности к наукам и красноречию, беспримерная доброта, горячее желание и удивительное умение снискать расположение народа и заслужить его. Врага он не раз одолевал врукопашную. Выступать с речами в суде он не перестал даже после триумфа. Среди памятников его учености остались даже комедии, написанные им по-гречески». Германика любили и уважали за редким исключением все в Риме, и особенно в армии, где он проводил большую часть времени. Он дважды был удостоен титула императора. С 13 г. он был командующим восьми легионов на Рейне, и когда Август умер, легионы предложили ему верховную власть. Германик, не сомневаясь, отказался, поскольку не мог пойти против воли покойного императора и предать своего приемного отца. Верность долгу этот римлянин ставил превыше всего и, помимо этого, не был честолюбив. К сожалению, эти превосходные качества сыграли роковую роль в судьбе этого человека. Чтобы легионы не страдали от безделья и ощутили сладость победы, он после смерти Августа повел их в поход на германцев. Германик вышел победителем в нескольких битвах и сумел показать противнику, что победа над Варом была случайностью. Затем он провел свои легионы через Тевтобургский лес, в котором солдаты нашли побелевшие останки погибших римских легионеров и похоронили их. Тиберий, однако, серьезно не помышлял о расширении границ Римской державы и отказался от активной завоевательной политики. В 16 г. принцепс приказал войскам вернуться на берега Рейна, а Германика отозвал в Рим. Безусловно, поступок императора представляется разумным: германцы получили хороший урок, и после этого на Рейне было спокойно в течение очень долгого времени. С другой стороны, Тиберий ревниво относился к популярности Германика, личные качества которого намного превосходили качества его собственного сына Друза. В Риме приемный сын императора долго не задержался и был отправлен на Восток. Там он и умер в возрасте 34 лет, а, точнее, был отравлен медленно действующим ядом, которым его «угостили» наместник Сирии Гней Кальпурний Пизон и его жена Планцина. Согласно Тациту, Германик сам назвал своих отравителей, но не определил, конечно, того, кто, скорее всего, стоял за ними – Тиберия. Весь Рим скорбел о его кончине. Когда же внезапно распространился слух, что, якобы, Германик жив, что весть о его смерти – ложь, всю ночь в городе пели с ликованием: «Жив, здоров, спасен Германик: Рим спасен и мир спасен!» Надежды римлян не оправдались, и скоро ликование сменилось еще большей скорбью. На торжественном обряде погребения Германика не присутствовали ни Тиберий, ни Ливия. Император не мог скрыть своей явной радости. Он пока еще не знал, что наследует ему именно сын Германика, затем императором Рима станет родной брат Германика, а затем – внук того же Германика. В начале 30- х гг. жена полководца Агриппина Старшая и два ее старших сына были репрессированы и погибли.
Пожалуй, именно в повествование о Тиберии следует включить исключительно важные, поворотные для всей последующей истории явления и события, сопровождавшие как рождение Империи, так и ее гибель. В правление этого принцепса был распят на кресте Иисус Христос, и с этого момента началось постепенное, но активно-поступательное, возраставшее с каждым годом, распространение новой религии - христианства, вступившей в противоречие с римской цивилизацией. Впрочем, именно в Римской империи содержались все необходимые условия для превращения христианства в мировую религию, так как сама империя носила мировой характер. Главной исторической причиной христианства исследователи считают кризис античного полиса на западе и общинного уклада жизни на востоке. А объединение народов Средиземноморья в рамках единой политической системы не могло не породить условий для возникновения новой религиозно-идеологической системы. Взаимное сосуществование подспудно формировало представления об универсализме мира и Вселенной, а космополитизм становился главной чертой общественного сознания. Господство Рима и его властителя на земле порождали монотеистические религиозные настроения. Последние дополнялись совсем не новой идеей богочеловека, к которой приводили традиции обожествления правителя на Востоке и наделение императора божественными чертами в самом Риме. Изменение системы нравственных ценностей вследствие кризиса полиса и падение нравов породили идею искупления грехов, а центр тяжести с религии и философии переносился на мораль и этику. Неудовлетворенность массы людей, особенно рабов и завоеванных народов, своей жизнью, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, внутренняя опустошенность, переходящая в безысходность и отчаяние, способствовали возникновению идеи спасения и загробного воздаяния. Формирование из идеологии гражданина идеологии подданного приводило к появлению идеи смирения и покорности. Наконец, рационализм и практицизм римлян, их бурная деятельность и кажущаяся непобедимость вызывали тягу к мистике и духовности, к общению с высшими силами душой, а не разумом, и неизбежно порождали богоискательство и стремление к новой религии. Начало христианской эры и распространение христианства связаны с именем мессии – Иисуса. Его короткая, но яркая и легендарная жизнь общеизвестна. Согласно Новому Завету, Иисус появился на свет во время правления иудейского царя Ирода в Вифлееме. По свидетельству апостола Матфея, Ирод, услыхав о рождении этого ребенка, приказал убить в Вифлееме всех детей до двух лет, но младенца Иисуса его родители – Иосиф и Мария – успели спасти и увезли в Египет. Дата рождения сына Божьего является неточной, поскольку по определению сирийского монаха Дионисия Малого мессия родился в 753 г. по римскому летосчислению, а Ирод, что ныне точно установлено, умер в 749 г., т.е. в 4 г. до н.э. Поэтому, либо убиение младенцев только легенда, либо версия Дионисия неточна. Последняя, впрочем, настолько прижилась, что отменить ее не представляется возможным. После смерти Ирода его три сына, получив отдельные части Иудеи, не смогли справиться с их управлением, в результате чего туда были направлены из Рима назначенные лично Августом прокураторы. Иисус вырос в Галилее, в городе Назарете. По достижении зрелого возраста он, обладая исключительной притягательностью и воздействием на людей, собрал группу преданных учеников. Некоторые из учеников стали считать своего учителя Мессией. Христос же по-гречески означает помазанник. Скорее всего, как римские, так и иудейские власти обратили внимание на Иисуса, ибо его мессианство могло принести много проблем, вплоть до восстания. Когда популярность Мессии достигла апогея, он отправился в Иерусалим на праздник Пасхи. Он въехал в город верхом на осле, тем самым признав себя Мессией – ведь, согласно пророчеству в Ветхом Завете, мессия должен был появиться в городе именно таким образом. И огромная толпа, собравшаяся приветствовать его, отлично поняла значение этого символа. Властям этого было достаточно. Как только появилась возможность арестовать Иисуса, не поднимая шума (при помощи предательства одного из учеников Иуды Искариота), его немедленно взяли под стражу. Иудейские лидеры объявили Иисуса в богохульстве и ложном объявлении себя мессией. Римляне рассматривали это дело чисто политически: Мессия – человек, которого иудеи считали своим царем по праву. Следовательно, Иисус объявлял себя царем Иудеи и тем самым восставал против власти Рима, который считал себя единственным, кто мог возводить на трон правителей. Приблизительно в 29 г. Иисус предстал перед судом. По свидетельству Библии, прокуратор Иудеи Понтий Пилат не хотел осуждать Иисуса и сделал это, подчиняясь давлению со стороны иудейских религиозных деятелей. Так или иначе, но Иисуса обвинили в измене метрополии и назначили обычное в этом случае наказание: распятие на кресте, одну из самых распространенных казней на Востоке и в Риме. Казалось, на этом все закончится. Ни один римлянин в то время не мог себе даже вообразить, началом каких процессов послужит эта заурядная казнь.
Тиберий прожил примерно столько, сколько и Август – он умер в марте 37 г. в возрасте 78 лет. Отчасти его смерть стала насильственной. После очередного осмотра пациента Харикл, врач императора, заявил префекту претория Макрону, что император не протянет больше двух дней. Эти дни прошли, и 16 марта дыхание Тиберия пресеклось. Все тут же принялись поздравлять его наследника Гая Цезаря, но в это время покойный неожиданно открыл глаза. Собравшиеся в ужасе разбежались, а наследник, уже видевший себя властелином, застыл в молчании и ожидал для себя самого худшего. Не растерялся только один Макрон, приказавший своим преторианцам удушить Тиберия, набросив на него ворох одежды. Нелюбимый принцепс Тиберий не был обожествлен. Римское общество вздохнуло с облегчением, не ведая, что худшее еще впереди.
V
|