Характеристика и периодизация литературного процесса во Франции в XVII веке
Конец XVI века прошел во Франции под знаком религиозных войн вследствие обострения вражды между католиками и гугенотами (сторонниками реформированной церкви). В эти годы постепенно приобрела силы лицо кардинала Ришелье. Ему удалось выполнить ответственное задание-примирить французское общество. Когда король стал править самостоятельно, Ришелье был его первым министром и оставался им до самой смерти (в 1642 г.). Он стал целенаправленно формировать государственную идеологию.. Потребовав через Академию от художников и поэтов поддержке французского абсолютизма, Ришелье сделал литературу частью идеологии. Под наблюдением кардинала (который сам занимался литературным творчеством), при участии Академии и под значительным влиянием жизни парижских салонов в середине XVII века утвердились новые формы французского языка, а в литературе все ощутимее стал заявлять о себе новый стиль, основанный на принципах рационалистической эстетики. В первой трети XIX века он получил название классицизм. Кардинал Ришелье лично назначал пожизненные пенсии писателям, которые работали в направлении классицизма. Начал классицизм Франсуа де Малерб (1555-1628) - придворный поэт короля Генриха IV. Происходя из малоимущей семьи, Малерб пытался с помощью поэтических произведений, воспевали королевскую семью, сделать карьеру и добиться приглашения к королевскому двору. Малерб первым во Франции провозгласил необходимость жесткой государственной политики в области литературы. Теоретиком классицизма был Николо Буало (1636-1711). Несмотря на то что главный теоретик общеевропейского классицизма появился на литературной арене уже после того как классицистическая литература во Франции сформировалась, его вклад в развитие этого направления огромен. Буало обобщил опыт классицистов, установил границы каждого жанра и строго узаконил жанровую специфику.
- Утверждение приоритета мысли над чувствами и представлениями; - Призыв находить истину в объективной действительности; - Задача поэзии-подражания природе; - Любопытство общими явлениями, а не случайностями или исключениями; - Подражание античных писателей, которые умели видеть природу, чувствовать ее, но подражание должно быть простым, правдивым и реалистичным; - Стремление - задача понравиться, дать читателю эстетическое наслаждение. Второе направление литературы XVII века, барокко, получил во Франции название прециозным литературы. Аналогичные явления в литературе Италии и Испании соответственно имели названия "маринизм" и "гонгоризм". От искусства представители прециозным литературы требовали максимального удаления от "низкой" действительности и в выборе сюжетов, и в системе поэтических образов, и в языке. Ничто не должно напоминать грязную, низкую, "простонародный" правду жизни. Таким образом, прециозным литература - не просто школа галантности, учебник изысканной вежливости, - это своеобразная философия жизни. Мир прециозного писателя - мир призрачный, эфемерный. В несбыточных мечтах выражалось пессимистическое отвержение современности. Представителем прециозным литературы во Франции был Оноре дьЮрфе (1568 - 1625). Он стал одним из основателей французского пасторального романа. Провинциальный дворянин, родился в Марселе, член Католической лиги во время гражданских войн конца XVI века, прожил всю жизнь на юге, далеко от столичной жизни. Главное произведение - роман "Астрея". Стоит упомянуть также об одном из виднейших представителей барочного романа Мадлену де Скюдери (1607-1701). Мадемуазель де Скюдери пользовалась исключительной популярностью и авторитетом в течение своей долгой жизни. ее называли "новой Сапфо". Она получала пенсии Мазарини и Людовика XVI. Свои романы никогда не подписывала, а выпускала их от имени брата. Одновременно с процессом формирования классицизма и галантно-аристократической литературы барокко развивался во Франции и ренессансный реализм. Характерной особенностью этого направления в стране была установка на показ повседневного быта и материального существования обычных рядовых людей. Представителями ренессансного реализма во Франции были Шарль Сорель, Поль Скаррон. Особое распространение получил в тогдашней французской литературе жанр афоризма. Писатели-афорист не создавали ни романов, ни повестей, ни новелл, только короткие, очень короткие прозаические миниатюры или записывали свои мысли - плод жизненных наблюдений и размышлений.
|