Долг и подвиг в трагедиях Софокла. Катарсис.
Софокл завершил начатое Эсхилом дело превращения трагедии из лирической кантаты в драму. Центр тяжести трагедии окончательно перешел на изображение людей, их решений, поступков, борьбы. Проблемы, волнующие Софокла, связаны с судьбой индивида, а не судьбой рода. Это изменение в идеологической установке привело Софокла к отказу от принципа сюжетно связанной трилогии, господствовавшего у Эсхила. Другое значительное драматическое новшество Софокла - допущение третьего актера, что позволило разнообразить сцены введением второстепенных лиц. Сюжет "Антигоны" относится к фиванскому циклу - это в своем роде продолжение «Царя Эдипа» и «Семерых против Фив». В «Антигоне» Софокл показывает противоречия между законами божественными и произволом человека. Ставит выше божественные законы. Вопрос был актуальным: защитники полисных традиций считали "неписаные законы" богоустановленными и нерушимыми в противоположность законам людей. Афинская демократия также требовала уважения к "неписаным законам". После гибели обоих братьев новый правитель Креонт похоронил Этеокла с надлежащими почестями, а тело Полиника, пошедшего войной на Фивы, запретил предавать земле, угрожая смертью. Сестра погибших, Антигона, нарушила запрет и похоронила Полиника. В прологе трагедии Антигона сообщает своей сестре Исмене о запрете Креонта и о своем намерении похоронить брата, несмотря на запрет. Драмы Софокла строятся таким образом, что герой уже в первых сценах выступает с твердым решением, с планом действия, определяющим весь дальнейший ход пьесы. Антигона приводит свой план в исполнение; она покрывает тело Полиника тонким слоем земли. Едва лишь Креонт успел изложить программу своего правления, как узнает, что приказ нарушен. Креонт видит в этом происки недовольных его властью граждан, на затем к нему приводят Антигону, пойманную при вторичном появлении у трупа брата. Антигона уверенно защищает правоту своего поступка, ссылаясь на кровный долг и нерушимость божественных законов. Активный героизм Антигоны оттенены пассивностью Исмены, но она готова признать себя соучастницей преступления и разделить судьбу сестры. Тщетно Гемон, сын Креонта и жених Антигоны, указывает отцу, что народ на стороне Антигоны. Креонт обрекает ее на смерть в каменном склепе. В последний раз Антигона проходит перед зрителем, когда сторожа ведут ее к месту казни; она исполняет похоронное причитание по себе самой, но остается уверенной в собственной правоте. Это - высшая точка в развитии трагедии, затем наступает перелом. Слепой прорицатель Тиресий сообщает Креонту, что боги разгневаны его поведением, и предсказывает ему ужасные бедствия. Сопротивление Креонта сломлено и он отправляется хоронить Полиника, а затем освободить Антигону. Однако уже поздно. Из сообщения вестника хору и жене Креонта Эвридике мы узнаем, что Антигона повесилась в склепе, а Гемон на глазах отца пронзил себя мечом у тела своей невесты. Когда подавленный горем Креонт возвращается с трупом сына, то узнает, что Эвридика лишила себя жизни, проклиная мужа как детоубийцу. Хор заключает трагедию краткой сценой о том, что боги не оставляют нечестия не отмщенным. Преобладающая черта в характере Антигоны - сила воли, которую она проявляет в борьбе с Креонтом. Она чтит древний закон родового общества. Не боится смерти, но сожалеет о том, что умирает, что расстаётся с молодостью. Креонт - непреклонный правитель, говорит что во имя блага родины не может одинаково чтить спасителя и врага отечества. Сторонник писаных законов. Остальные герои - второстепенны. Есть мнение, что позиция обоих героев ошибочна (Гегель). В трагедии «Эдип-царь» Софокл ставит один из важнейших вопросов своего времени - воля богов и свободная воля человека. Оставаясь верным основным линиям гомеровского мифа, Софокл подвергает его тончайшей психологической разработке. Поднимает человека, ещё на большую высоту, чем в «Антигоне». Он показывает силу характера, стремление человека направить жизнь по собственному желанию. Свободная воля человека и его обречённость - главное противоречие трагедии «Эдип-царь». Соблюдая правила построения греческой трагедии, Софокл использует это построение так, что все события развертываются естественно и правдиво. Из мифа об Эдипе,который известен не только по "Одиссее", но и по другим ант. источникам, Софокл взял для своей трагедии следующие основные события: 1) спасение обреченного на гибель младенца Эдипа 2) уход Эдипа из Коринфа, т.к. узнал от оракула, что должен убить отца и жениться на матери 3) убийство Эдипом Лая 4)разгадка Эдипом загадки Сфинкса 5) провозглашение Эдипа царем Фив и женитьба на Иокасте 6) раскрытие преступлений Эдипа 7) гибель Иокасты. Трагедия начинается с мора, причина которого - убийца царя. Эдип пытается найти убийцу и постепенно узнает, что это он сам. Узнав, он ослепляет себя. Центральный образ трагидии - царь Эдип. Жрец называет его наилучшим из мужей. Он спас Фивы от чудовища, возвеличил страну мудрым правлением. Думает о благе государтсва, хочет прекратить мор. Но - характер Эдипа невоздержанный. Он подозревает Тиресия и Креонта. Характер - причина убийства старика на дороге. Страдания в результате совершенного преступления страшнее смерти. Важно отметить, что хотя боги сильны, но во всех действиях Эдип проявляет свободную волю, и пусть он гибнет, морально торжествует его воля. Родители Эдипа тоже старались избежать предсказанной оракулом судьбы. Преступления: с точки зрения морали - убийство сына, с точки зрения религии - пренебрежение к словам оракула. Важнейшая перипетия - приглашение на царство в Коринф. Тут же Эдип узнаёт о том, что он не родной сын Полиба. Каждое новое положение, которым Эдип стремится доказать свою невиновность, ведет к признанию виновности самим героем. 2. Периодизация творчества Шекспира(1564 -1616).(см. билет 19!)
|