Deux ex machine в трагедиях Еврипида
Еврипид (около 485-406 до н.э.). Младший современник Софокла и Эсхила. Творил уже в период упадка греческого полиса. В противоположность Софоклу Еврипид не принимал непосредственного участия в политической жизни государства, однако он живо интересовался общественными событиями. Его трагедии полны разнообразных политических высказываний и намеков на современность. Большого успеха у современников Еврипид не имел. От Еврипида дошло до нас полностью 18 драм и большое количество отрывков. Еврипид чрезвычайно радикален в своих взглядах, сближаясь с греческими натурофилософами и софистами по части критики мифологии. Он не признает мифологию как основу религии, а признаёт единую божественную сущность, управляющую миром (Аристофан: «У него боги особой чеканки».) Богов обычно представляет с самых отрицательных сторон. Еврипид не был до конца понят современниками. Стал первым известным нам драматургом, в чьих произведениях характеры героев не только раскрывались, но и получали свое развитие. При этом он не боялся изображать низкие человеческие страсти, борьбу противоречивых стремлений у одного и того же человека. Аристотель назвал его трагичнейшим из всех греческих драматургов. Трагедия «Медея» была поставлена на афинской сцене в 438г. В ней изображена дочь колхидского царя, полюбившая одного из аргонавтов, оставившая ради него семью, родину. Из ревности Медея вопреки нормам полисной этики идет на преступление - убийство собственных детей. В трагедии М. показана как решительная женщина с сильными страстями, отвергшая традиционные греческие взгляды на семью, где мужу предоставлялась свобода, а жена должна была оставаться его рабой. Действия трагедии начинаются, когда Медея и Ясон находят приют у колхидского царя Креонта. В сцене объяснение М. и Я. раскрывается сильный характер М. и низостный и мелочный Я. Медея безудержна и в любви, и в мщении. М - психологическая трагедия. Еврипид как глубокий психолог показывает бурю страстей в душе Медеи, когда та задумала убить своих детей. Конфликт в ее душе между любовью к детям и ревностью к мужу, между страстью и чувством долга. Еврипид раскрывает душу человека, истерзанного внутренней борьбой, он не приукрашивает действительность, характеры реалистичны (и в жизни страсть часто берет верх над долгом). Характеры реалистичны, но концовка дается по мифу, появляется бог Гелиос, дед Медеи, и спасает ее. Это придает мифологическую окраску всему образу героини, но в целом очень психологично.
|