Отцовская власть.
По сравнению с первобытной эпохой власть отца в Греции с течением времени чрезвычайно уменьшилась, так что, говоря вообще, в V веке она была более или менее такою, как у нас. Были, однако, и некоторые существенные отличия. В первые дни после рождения ребенка отец имел право отказаться от него, если он сомневался в законности его происхождения. Но, даже считая его своим, он мог бросить его, и это, несомненно, случалось иногда, особенно когда дело касалось девочки. В Фивах закон формально запрещал этот обычай. Тем не менее, если человек был слишком беден и не имел средств воспитывать своего ребенка, он пользовался возможностью передать его властям; эти последние должны были озаботиться воспитанием его на казенный счет, и подразумевалось, что воспитатель, сыгравший для ребенка роль отца, в видах вознаграждения за свои труды, впоследствии мог пользоваться ребенком, как рабом. В Ефесе отказ воспитывать ребенка также разрешался лишь в случае совершенной нищеты. Отец пользовался также правом отречься от сына, а следовательно, лишить его наследства, в том случае, если последний дурно поступал по отношению к нему.с. 56 Это право было признано за ним в частности законами Солона, Питтака и Харонда. Платон требует от отца, чтобы он предварительно узнал мнение семейного совета и подчинялся решению его большинства. Но это не привилось даже в Афинах, и отцу достаточно было объявить публично через герольда свою волю. Единственным контролем, которому он подлежал, было общественное мнение. Это действие называлось ἀποκήρυξις. Надо прибавить, что оно применялось крайне редко. У отца, наконец, было право назначать опекунов для своих несовершеннолетних детей и указывать в завещании, за кого должна выйти замуж его дочь. Власть отца над его детьми прекращалась с их совершеннолетием, которое считалось или когда исполнялось восемнадцать лет, или на восемнадцатом году. Обязанности детей по отношению к родителям. Дети в Греции обязаны были нести по отношению к родителям обычный долг почтения и повиновения. Бесполезно было бы перечислять подробно все их обязательства; достаточно упомянуть о двух из них. Прежде всего, сын должен был доставлять своим родителям содержание, если они впадали в нужду. «Закон», говорит Исей, «повелевает заботиться о прокормлении родителей; родителями же являются отец, мать, дед, бабка, прадед и прабабка». (О наследстве Кирона, 32). Существовало тесное соотношение между правом на наследство и обязанностью давать содержание тому лицу, от кого наследство переходило; один клиент Исея предъявлял требования на наследство одного человека как раз на том основании, что если бы этот человек был еще жив и впал в нужду, то обязанность содержать его легла бы именно на истца. (О наследстве Клеонима, 39—40). с. 57 Сын освобождался от этой обязанности лишь в одном случае: если отец, несмотря на свою бедность, пренебрег долгом обучить сына какому-нибудь ремеслу, он терял всякое право на содержание. (Плутарх. Солон, 22). Во-вторых, на сыне лежала обязанность воздавать своим умершим родителям предписываемые религиозными установлениями почести. Среди обвинений, выставляемых против Леократа оратором Ликургом32, находится «преступное оскорбление родителей, состоящее в том, что он сам уничтожил их могилы и отменил необходимые для них погребальные обряды». Сын, пренебрегающий своими обязанностями, мог быть предан суду. Выбор наказания предоставлялся на усмотрение суда, который иногда доходил до произнесения смертных приговоров. Во всяком случае, виновный лишался всех политических прав. Правила наследования. Наследства переходили сначала в руки прямых потомков, т. е. сыновей, а за отсутствием их — к дочерям. Наследство делилось поровну. Наследник по прямой линии самостоятельно овладевал имуществом и не имел надобности просить о вводе во владение. Приемные дети пользовались совершенно теми же правами, что и дети родные. Что же касается детей незаконных, то они не имели никаких прав на наследство. Закон исключал их из семьи и разрешал только завещать им не более 1000 драхм (около 370 рублей). После прямых потомков закон обращается к боковым родственникам, не останавливаясь на восходящей линии. Передача наследства по восходящей линии, по мнению древних, заключала бы в себе противоречие. Наследование по боковой линии находилось в зависимости от с. 58 степени родства. Закон выдвигает прежде всего потомство одного и того же отца, т. е. братьев покойного и их детей, затем — сестер и их детей; во второй линии идут потомки деда со стороны отца, т. е.двоюродные братья покойного и их дети, всегда с предпочтением мужчинам. На детях двоюродных братьев наследование по мужской линии прерывается. За неимением родственников по отцу или по деду, в том же порядке следуют родственники матери по нисходящей линии, затем потомство бабки с материнской стороны. Далее снова наследование переходит к ближайшим родственникам с отцовской стороны.
|