Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.
На главную | Публикации | Государство | Общество и быт Яндекс.Директ
Используется греческий шрифт. С. 181 Глава пятая. Рабство. Содержание: 1. Первобытное рабство. — 2. Мнение Аристотеля о рабстве. — 3. Источники рабства. — 4. Продажа рабов. — 5. Стоимость рабов. — 6. Местности, поставлявшие рабов. — 7. Число рабов. — 8. Положение раба. — 9. Характер раба. — 10. Общественные рабы. — 11. Беглые рабы. — 12. Восстание рабов. — 13. Отпущение на волю. — 14. Акт отпущения на волю. — 15. Другой акт отпущения на волю. Первобытное рабство. Рабы в Греции назывались δμῶες. Рабом можно было сделаться в силу рождения, войны или запродажной. Геродот1 заявляет, что в первобытной Греции рабство было неизвестно. Тимей2, не заходя так далеко в своих утверждениях, указывает тем не менее, что древние греки не пользовались «рабами, приобретенными за деньги». Однако, достаточно открыть гомеровские поэмы, чтобы убедиться в неправильности этого двойного свидетельства. Справедливо лишь то, что в древнегреческом обществе рабство имело гораздо меньшее значение, чем впоследствии. Ученые сделали подсчет рабов, которыми должен был владеть Одиссей; их оказалось около сотни, причем половина, т. е. пятьдесят, состояла из женщин, занятых работой внутри дома. Эта цифра, разумеется, совсем не так велика, если принять во внимание, что число стад Одиссея достигало 72 и что 24 стада свиней включали тысячу двести голов. В большинстве богатых домов штат рабов далеко не доходил до таких громадных размеров, и нередко с. 182 случалось, что землевладельцы совершенно не имели рабов. У Одиссея рабы занимались преимущественно присмотром за скотом. В Итаке были, например, пастухи для свиней, коз, волов и овец. Между ними существовала известная иерархия. Так, у Эвмея было четыре подчиненных. Кроме того есть указания на должность главного надсмотрщика над волами и главного пастуха. Хотя рабы и находились в подчинении у господина, который пользовался по отношению к ним полной властью, положение их было довольно сносно. Они являлись как бы членами семьи, и в большинстве случаев с ними обращались хорошо. Эвмей, пастух Одиссея, воспитывался с дочерью царя Лаэрта, Клименой. «Я с нею, — говорит он, — рос и, почти как она, был любим в их семействе». Когда Климена вышла замуж, Эвмей «был награжден красивой хламидой, новым хитоном, также для ног получил и сандалии». Его отправили в поле, но Антиклея продолжала матерински относиться к нему: она даже «дружелюбнее прежнего стала». Со времени же отъезда Одиссея «все миновалось», говорит Эвмей: «От моей госпожи ничего уж веселого ныне Эвмей, которому было поручено ведение самостоятельного дела, жил очень независимо. Для угощения своих гостей и для своего собственного стола он мог пользоваться свиньями, находящимися на его попечении; он, не спрашивая ни у кого разрешения, строил хлевы; у него были деньги, которые дали ему возможность купить раба; он страдал только потому, что боялся смерти Одиссея и расхищения его имущества женихами Пенелопы. Следует отметить, что эта картина отношений не представляет чего-то идеального, исключительного. Всюду раб любит с. 183 своего господина и, в свою очередь, любим им. Рабы принимают участие в печалях и радостях хозяина; их обращение с ним носит характер фамильярности и почтительности, и на его благосклонность рабы отвечают безграничной преданностью. (Guiraud. La propriété en Grèce, стр. 71—73).
|