Студопедия — Частные врачи.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Частные врачи.






В Греции существовали также и частные врачи, посещавшие больных на дому. Ксенофонт говорит о врачах, которые «с утра до вечера ходят по своим больным» (О домоводстве, гл. 13, § 2). Один документ, изданный под именем Гиппократа и озаглавленный «Клятва», указывает, каковы были их главные обязанности: «Я буду стремиться всеми своими силами, всем разумением облегчить страдания больных; я буду устранять все, что может повлечь за собой их гибель или принести им вред. Никогда я не дам никому смертельного средства, как бы меня о том ни просили; никогда вместе с тем я не буду никому давать подобного совета… Свою жизнь и свое занятие я сохраню чистыми и незапятнанными. Я не буду делать операций страдающим каменной болезнью, а направлю их к тем, кто занимается этим делом специально. В какой бы дом меня ни пригласили, я буду входить в него с намерением облегчить страдания больных, не поддаваясь никаким с. 163 нехорошим и нечистым побуждениям… Если при исполнении своих обязанностей врача или при сношениях с людьми вне этих врачебных обязанностей я увижу или услышу что-нибудь не подлежащее разглашению, я буду молчать и относиться к этим вещам, как к ненарушимой тайне».

Вот еще несколько любопытных предписаний относительно медицинской профессии: «Врач обязан сохранять, насколько позволяет ему его природа, свежий цвет лица и полноту тела, так как простонародье думает, что врач, не обладающий здоровой внешностью, не может хорошо лечить больных. Он должен быть опрятным, прилично одеваться и душиться приятными, нераздражающими духами, потому что это нравится больным. Он должен стремиться воплотить тот дух умеренности, который состоит не только в молчании, но и в безусловно правильной жизни: ничто не содействует в такой мере хорошей репутации. Пусть он будет благороден и великодушен. Если врач докажет, что он таков, все будут его уважать и считать другом человечества. Слишком большая поспешность в словах и чрезмерная услужливость в деле, даже когда они полезны, вызывают презрение. Пусть он сообразует свое усердие с положением больного, потому что, если услуги оказываются людям реже, они ценятся больше. Что касается внешности, то врач должен иметь задумчивый, но не печальный вид; в противном случае он будет казаться надменным и ненавидящим людей. С другой стороны, тот врач, который чересчур много смеется и проявляет чрезмерную веселость, считается несносным; поэтому он должен тщательно избегать подобного недостатка. Пусть честность будет спутником врача во всех его отношениях с людьми. Честность во многих обстоятельствах должна быть твердой опорой для всех, а для врача в особенности, это — драгоценный залог в его сношениях с пациентами» (Гиппократ).

С. 164

Похороны.

Почти у всех народов древности похоронные обряды отличались большей сложностью и торжественностью, чем у современных. У греков, в частности, они составляли нечто вроде драмы в трех действиях, мельчайшие подробности которой с точностью определялись нравами и законами.

Первое действие — πρόθεσις — состояло в том, что тело выставляли напоказ. Едва труп охладевал, как женщины, входящие в состав семьи, брали его, обмывали, натирали благовонным маслом, одевали в белые одежды и клали на парадное ложе; это ложе воздвигалось в первой от входа комнате того дома, где лежал покойный, так чтобы оно было видно с улицы. На чело мужчины возлагали венок из листьев; голову женщины украшали диадемой — из золота у богатых или из раскрашенного воска у бедных. Иногда, по-видимому, на лицо умершего клали также маску, скрывавшую изменившиеся черты. Особые сосуды с благовониями ставились в разных местах на ложе, чтобы уничтожать дурной запах.

Первое действие похорон.

Это действие (πρόθεσις) тянулось целый день, чтобы можно было вполне ясно удостовериться, умер ли человек, и дать возможность всем убедиться, что смерть не была насильственной. В этот день родственники и друзья приходили оплакивать покойного вместе с его домашними. Сосуд с ключевой водой, поставленный у выходных с. 165 дверей, позволял приходящим совершать очищение при выходе: посещение дома, омраченного смертью, считалось осквернением, и, не очистившись от него, нельзя было, под страхом совершить нечестие, ни принимать участие в религиозной церемонии, ни входить в святилище, ни даже появляться на агоре.

На другой день после этого происходило перенесение трупа на место погребения (ἐκφορά). Вынос совершался самым ранним утром, когда было или совсем темно или только едва начинало светать, с таким расчетом, чтобы погребение было закончено к восходу солнца и чтобы это светило не сделалось свидетелем оскверняющего зрелища.

Оплакивание умершего.

Прежде чем покинуть дом, в котором лежал умерший, совершалось жертвоприношение каким-то божествам, каким именно — мы не знаем. Приносимая жертва называлась προσφάγιον, и в каждом городе было установлено, какого рода она должна быть; в Афинах по закону Солона запрещалось приносить в жертву быка. Вслед за принесением жертвы происходило шествие процессии. Иногда, вероятно, в том случае, когда с. 166 покойный принадлежал к зажиточной семье, — тело возлагали на колесницу, запряженную лошадьми или мулами. В иных и, разумеется, более частых случаях его клали на носилки, которые несли наемные люди. Тело должно было лежать головой вперед, с открытым лицом, в тех же самых одеждах, что и в первом действии (πρόθεσις). В Афинах, и, вероятно, во многих других городах не разрешалось оставлять умершему больше трех одеяний: одеяла, подстилавшегося под него, туники, в которую он был одет, и плаща, облекавшего его… У лакедемонян по закону, который приписывался Ликургу, повелевалось осыпать труп умершего воина оливковыми листьями и подстилать под него его военный плащ — красную хламиду, называемую φοινικίς;.

Похоронное шествие.

В Афинах порядок процессии был установлен законом. Впереди умершего шла женщина, держащая в руках вазу (χυτρίς) для возлияний на могиле и носящая наименование ἐγχυτρίστρια. Затем следовали одетые в траурные одежды родственники умершего, до третьей степени родства включительно. Более отдаленным родственницам и посторонним женщинам воспрещалось принимать участие в церемонии, по крайней мере тем из них, которые не достигли шестидесятилетнего возраста; это исключение давало право на присутствие наемным плакальщицам.

Мужчины шли впереди. Если умерший был убит, один из них — самый близкий родственник — нес копье в знак угрозы убийце. Сзади двигались женщины. В Мизии один закон запрещал им появляться тут в с. 167 лохмотьях. Наконец, шествие завершалось флейтистами, которые должны были аккомпанировать монотонным причитаниям родственников жалобными звуками своих инструментов. В Риме по закону Двенадцати Таблиц49 число флейтистов было ограничено десятью; очень возможно, что это постановление было только воспроизведением закона Солона.

В описанном порядке процессия двигалась по узким улицам города; женщины плакали, вздыхали, били себя в грудь (закон Солона запрещал им царапать себе щеки ногтями), мужчины выражали свою печаль более сдержанно; флейтисты усердствовали всеми силами; благодаря всему этому подымался такой шум по пути шествия, что обитатели прилегающих кварталов просыпались.

Таким образом на рассвете похоронная процессия выходила за пределы города и прибывала к месту, назначенному для погребения; тогда приступали к третьему действию этой церемонии — к погребению тела, которое чаще всего, особенно в Афинах, не подвергалось сожжению.

(Rayet. Monuments de l’art antique, т. II).







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 424. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия