Но, увы, это только результат действия воображения, в котором душа не принимает участия. Творцы Лаокоона и фарнезского быка обладали лишь искусством сценической постановки: тут мы имеем дело с драматургами. Ярость, которую они изображают, переживается ими только одно мгновение и то благодаря усилию воли. Они не верят в существование титанов, у которых заставляют трепетать крылья и удлиняют ноги в чудовищные змеиные изгибы. Они развивают с величайшим жаром тему, которая их интересует; но они уже перестали верить.
Группы Зевса и Афины несравненно выше всего остального. Группа Зевса представляет собой в особенности выдающееся произведение. В ней бог направляется быстрыми шагами налево; в левой руке, протянутой с. 604 вперед, он держит для защиты эгиду, правой — размахивает молнией. Его одежды, пришедшие в беспорядок вследствие порывистого движения, открывают могучий торс. У ног бога повержены два титана. У одного из них бедро поражено молнией; он откинут назад, но продолжает сопротивляться. Другой, получивший удар в спину, упал на колени, отказавшись, по-видимому, от сопротивления. Третий титан — со свирепым видом и растрепавшимися волосами — приподнялся на змеином хвосте, служащем ему вместо ног, и борется с орлом властителя Олимпа. Несмотря на сжатость группы, в ней не заметно беспорядка или запутанности. Основные линии настолько же отличаются простотой и гармоничностью, как детали — красотой.
Группа Афины значительно слабее группы Зевса. В ней линии более запутаны, детали грубее и проще, исполнение суше и беднее. Глубоко вдавленные складки одежд делают тени слишком густыми, что нарушает цельность композиции и режет глаз. Богиня держит за волосы титана, в то время как ее постоянный спутник, змей Эрихтоний, впивается ему в грудь67. Сын земли, пораженный двойным нападением, падает на колени; побежденный, бессильный, с бесцельно машущими крыльями, он поднимает безнадежный взгляд к небу, протягивая ослабевшую руку своей матери Гее; последняя, выйдя наполовину из земли, молит Палладу о пощаде.
Идея этого произведения очень удачна, хотя несколько вычурна, но исполнение отличается большими претензиями и очень неумелыми приемами. Движение титана красиво, но части его туловища чересчур мелочно разработаны, а глаза, углубленные до крайности, — неестественны. Острая печаль лица Геи не трогает нас благодаря тому, что наше внимание сосредоточивается на тщательно завитых волосах богини и отвлекается этим от сочувствия ее горю. с. 605 Поза Афины банальна, и очень трудно определить, как сделана фигура Победы, которая летит с венком к богине.
Пергамский барельеф (группа Афины).
|
С этими двумя группами можно сравнить другой обломок: это — остаток упряжи морских коней. Грудь животных превосходна, а особого рода плавники, прикрепленные к плечам, очень ловко скрывают место соединения тела дракона с передней частью туловища лошади. Очень хорош также торс Аполлона; даже стиль его отличается большею чистотой, чем в остальных частях. Художник, кроме того, очень удачно разместил три головы и шесть рук Гекаты; довольно точно отметив тип, которого требует традиция, он сумел скрыть его уродство. Но в остальном, наряду с несколькими художественными частями, сколько посредственных и даже безусловно дурных вещей! Что можно сказать об этой Кибеле с длинными косами, которая направляет сквозь толпу свою колесницу, запряженную львами, и о химерических животных, составляющих свору Артемиды?