Студопедия — ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ 13 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ 13 страница






Но здесь вот что интересно: светская власть чувствует себя в силах сменить религию. Фараонам Древнего царства такое не снилось даже в кошмарном сне: как это я могу взять и сменить кем-то бога Гора, да он же меня пришибет. А вот Аменхотепа IV это уже не волновало, он-то знал, кто здесь главный. Это не бог будет с ним разбираться, а он, фараон, знает, какой бог правильный. Поймите, насколько общество изменилось. Конечно, то обстоятельство, что Аменхотеп III провозгласил себя богом-царем, не могло не повлиять на сознание его сына и преемника. И Эхнатон решил, что все это ерунда. Кстати, он тоже не развешивал фиванских жрецов по разным выступам, но решительно заявил, что все это неправильно, никакого бога Амона и пр. нет, а есть бог Атон, который есть единственный, правильный и настоящий бог солнечного диска. Быстро навербовали жрецов новой религии, настроили храмов, везде появились изображения Атона. Аменхотеп IV стал называться Эхнатоном, от имени нового бога. Все руководство последовало его примеру. Серьезного сопротивления реформа не вызвала. В Фивах, конечно, были недовольны, но от них мало что зависело. Как всегда в Египте, прямых религиозных преследований не было.

Эхнатон открыл новую эру в жизни Египта, потому, что-то, что им было сделано, не сводилось к смене бога. Он снял какие-то мощные тормоза, инерционные оковы, которые были на египетском обществе уже полторы тысячи лет, и для снятия которых общество было уже готово. Потому что буквально за три-четыре года возникает новое искусство. Европейцы его очень любят, потому что оно очень похоже на наше: такой импрессионизм, конец XIX, начало XX века, еще реалистическое, но уже не очень. Самих египтян, видимо, оно тоже очаровало, потому что когда смогли ликвидировать Атона, искусство ликвидировать не удалось, такое впечатление, что не очень-то и хотелось. Это очень психологическое искусство.

Кто был опорой в мероприятиях Эхнатона? Опоры были, как всегда, взяты из низов. Надо сказать, что реформа пошла очень быстро, она удалась за четыре года, а обратно откручивание шло лет 30, т. е. явно она соответствовала обществу. Целый ряд элементов этой короткой эпохи (всего 17 лет!) остался на века в истории Египта. Конечно, вера в единого бога, выдуманного и внедренного одним светским лицом, диктовалась монолитностью и однородностью египетского общества. С другой стороны, такой интеллектуал, как Эхнатон, конечно знал о религии древних евреев. Повлияло это знание на его реформу или нет, это второй вопрос, но что он не мог не знать, это очевидно.

Многобожников не преследовали, но и не финансировали. Новая жизнь быстро появлялась за счет новых людей. Естественно, скрежет зубовный доносился, но Эхнатон был человеком свежих решений. Покуда никто против него не выступал, он и не связывался со сторонниками старой веры, а когда выяснилось, что многие недовольны, он хлопнул дверью: закрыл столицу, уехал в новое место и построил там свой Санкт-Петербург. И тогда уже люди с зубилами пошли по храмам, повсеместно сколачивая имена разнообразных египетских богов и заменяя их тихим и простым словом Атон. Т. е. ему навязали конфликт, но он был к этому готов. Тогда же он изменил свое имя. Но после этого он правил всего 10 лет и затем умер.

Дальше пришли к власти зятьки, реформу запустили, и постепенно все вернулись к культу Амона, но без всякой резни, без отказа от много полезного, сделанного в это время. Первые фараоны после Эхнатона были еще туда-сюда, а вот после них к власти пришел генералиссимус с хорошим именем Хоренхеп (сер. XIV в.) и занялся делом всерьез. Его 30-летнее правление было действительно возвратом к до эхнатонским временам. Начали, как всегда, с зубила. По всей стране стали сколачивать не только то, что было связано с Атоном, но и то, что было связано с Эхнатоном. Столицу Эхнатона снесли до основания. Но столица в Фивы так и не вернулась, отношения со жрецами остались напряженными. То, что сделал Эхнатон, было исторически мотивировано. И, наконец, искусство и литература тоже никуда не делись.

Решив разорвать с Фивами, фараоны делают новую столицу на севере, в Низовье. На долгое время фараоны оказываются связанными с Низовьем, а жречество с Фивами.

19-я династия основана этим самым Хоренхепом. Его приписали к 18-й, но он создал 19-ю, которая оказалась покороче, всего 100 лет; подъем еще более высокий, чем до этого. Но уже ощущается легкое потрескивание, хотя впереди еще 20-я династия, которая правила 150 лет, и вот здесь уже все кончилось. После краткого периода потрясений Хоренхеп, сам себя назначивший фараоном, завершает 18-ю династию. Затем все начинается сначала. 19-я династия правила с 1314 приблизительно до 1200 г., немногим более ста лет, очень неплохих для Египта. В начале этой династии придумали имя Рамзес. Эти Рамзесы пошли в большом количестве.

Рамзес I придумал, что и как делать, но фараоном он был всего два года. Его преемник Сети I за 11 лет успел многое сделать. Человек он был молодой, энергичный. Это был воин в традициях 18-й династии. Воевать ему было легко, нубийцы были запуганы и золото сдавали. Египтян еще хватало. Ничем особенным он себя не провозглашал, но самого себя очень хвалил. Фараоны, после того, как они достигли уровня богов в своем представлении, начинают от них отделяться. Им уже не нужны боги, они самих себя так высоко ставят, что в этом уже не было нужды. Сети I отправляется в поход в Святую Землю, и там его встречают уже филистимляне - греки, переселившиеся из бассейна Эгейского моря, и какая-то часть древних евреев, которые не ушли из Святой Земли. Ветхозаветный рассказ касается основной ветви и ее ближайших родственников, а часть осталась там. Снова возобновляется практика регулярных грабежей. Сети I был, пожалуй, один из немногих кровожадных фараонов, он очень любил рубить головы, это доставляло ему удовольствие. Ему удалось пробиться сквозь всю Святую Землю и захватить юг Финикии. А что сделала остальная Финикия? Сама сдалась, не дожидаясь Сети I с его кровожадными замашками.

Жрецы его очень любили, добычу он привозил немыслимую. Но не все коту масленица: появился у Египта враг, далекий и упорный. Это были первые индоевропейцы в истории мира, хетты. Они пришли в Малую Азию откуда-то с запада, может быть с Балкан или из наших степей. Так или, иначе в середине Малой Азии возникает хеттское государство. У него масса своих особенностей, очень интересное общество. И вот теперь уже веками хетты и египтяне сталкиваются в одном и том же месте, классический пример нового типа войны. До этого все делалось по схеме: захватил, ограбил, убежал (или подчинил). Здесь же на протяжении веков сталкиваются два сильных государства, не могущих победить. И вот эта конфликтная зона, северная Сирия и юго-восток Малой Азии, была местом непрерывных столкновений больших воинских масс, которые не в состоянии пробиться к столице противника. Чем это должно было кончиться? Правильно, союзом. Помирились, поженились, подписали документы и перестали воевать совсем. Столько было положено в этой войне хеттов и египтян, что уже через 150 лет народ понял, что больше так делать не надо. Это первый мирный договор равных. Причем интересно, что текст египетский очень мало отличается от текста хеттского. Когда сравниваются китайские соглашения, например, с Бирмой, то это небо и земля: с точки зрения бирманцев это равноправное соглашение, с точки зрения китайцев бирманцы им пятки лижут. Деловая часть была одна и та же, а с точки зрения идеологии разница была огромна. Здесь же все и с точки зрения идеологии одно и то же, и даже клятвы богам они так устроили, что никто никого не обидел.

Как все фараоны, любящие повоевать, Сети I любил и построить. После Эхнатона возросло значение изобразительного искусства, живописи. Вырабатывается определенный стиль: стиль Сети I, стиль Рамзеса II. Художники каждую эпоху отмечают расцветом очередного направления, по которому можно себе все это представить. Строил он во многих местах, главное в Карнаке, и очень сам себя славил. Сети, конечно, был большим государственным деятелем. Практически он восстановил державу Тутмоса III, больше это никому не удавалось.

Рамзес II, голову мумии которого можно увидеть в любом учебнике, прославился тем, что он жил 98 лет, из которых 76 правил. Надо сказать, что воевал он только первые 30 лет своего правления, а потом 46 лет правил мирно, возраст был не тот. Фараон был сильный, но и враги стали крепче. 18-й династии повезло тем, что не было хеттов, т. е. за спиной всей этой мелкой братии восточного Средиземноморья не стояло убедительной воинской силы. А теперь, конечно, войны стали тяжелее. Тем более, хетты тоже на месте не стояли, а совершенствовались. Рамзес II начал, как водится, с похода на Нубию. Надо сказать, нубийцы к этому времени стали сильнее. У них уже возникло свое государство, свои чиновники, свои боги, свои цари. Поэтому одолевать их становилось все труднее. Хананеи и филистимляне сидели тихо. Но ливийцев успокоить было никогда нельзя, их можно было только разогнать. Большая неприятность ожидала Рамзеса II на втором году правления: неизвестно откуда пришло огромное количество злобных людей, хорошо вооруженных, отчаянных и не имеющих, куда возвращаться. Это были народы Заморья. До сих пор неизвестно, почему минимум треть населения побережья Эгейского моря собралась большими толпами с женами, детьми и скотом и двинулась пешком в Египет. По морю плыли войска, а по берегу ехали телеги с женами и детьми и шли коровы, по пляжам от Греции до Египта. Все, кто попадался им навстречу, вынуждены были уходить в горы. По дороге от них досталось и хеттам. Это были и индоевропейцы, и доиндоевропейские народы, и племена вообще без роду без племени. Почему все они вдруг сорвались с места и пошли в Египет, до сих пор никто не знает, но было их много и терять им было нечего.

Как всегда в такого рода бандитской нации вначале шла первая группа, пристрелочная, назвали их шердана. Сначала их побили, а уцелевших захватили в плен. Тогда же выяснилось, что работать они не могут и не хотят, а в армии их можно использовать. Их поселили деревнями в Низовье, где всем хватало земли, и так начались контакты между населением Египта и населением Эгейского бассейна. Наемники были уже нужны, египтянам уже не хватало людей.

Шердана хорошо дрались и довольно легко переходили в статус наемников. Из хеттов наемников не соберешь, а этим деваться некуда: корабли египтяне пожгли, а на родине их ждет то, отчего они уехали. Завоевать Египет не получилось, ехать обратно некуда, работать не хочется. И они становились наемниками десятками тысяч человек и прекрасно воевали. Выяснилось, что наемники они хорошие, и египтяне им хорошо платили.

Что делалось в сфере религиозной? Рамзес II в боги не рвался, его вполне устраивала должность верховного жреца.

Около 1300 г. он пошел в большой поход на хеттов. Хеттов завоевать он не собирался (он был здравомыслящим человеком), а вот Сирию ему хотелось по возможности пощипать. Много хорошего поступало со Святой Земли и из Финикии, зачем же отказываться от Сирии, если получится? Интересен мотив, послуживший началу войны: после того, как пошла мобилизация, и войска подтянулись, неожиданно выяснилось, что северяне напали на наши границы. Ход этой войны решила битва при городе Кадеш ок. 1300 г. Это наиболее подробно описанное сражение в военной истории Египта. До этого интерес к сражениям фиксировался в самой общей форме: несколько эмоциональных воплей, три-четыре картинки и все. Теперь же мы видим подробное описание всего боя по этапам, изображение самых разнообразных сцен сражения. Правда, и сражение было знаменитым. Рамзес был обманут хитрыми хеттами, его чуть не убили, но он, проявив личный героизм, сумел продержаться, пока не подошли свои и хеттам прописали ижицу. Битва длилась несколько дней, погибла куча народу. Битва при Кадеше долгое время оставалась для египтян символом военного успеха, хотя после этого дрались они под Кадешем не раз. Рамзес вернулся в свою столицу Пер-Рамзес победителем. Он всю жизнь кормил, любил и оберегал тех лошадей, которые вынесли его из боя под Кадешем. Специальное поле было для этих коней. Такое уважение к коню, который спас героя в битве, хорошо знакомо нам по рассказу о вещем Олеге, а впервые оно зафиксировано в истории Рамзеса II.

Рамзес II вообще дрался хорошо и разбил всех, кроме хеттов. Но после крупных разгромов все сдавались пачками, без хеттов никто воевать не собирался. Фараон добился всего, чего добился Тутмос III, это был третий и последний раз. Но еще при жизни ему пришлось северную часть Восточного Средиземноморья отдать хеттам. Дань шла огромная, всем хотелось откупиться. В этих условиях и был заключен мир.

Базу всего этого расцвета дали сироты. Они начинают расцветать, естественно, при Эхнатоне. Надо сказать, что сделать с сиротами ничего не удалось и после Эхнатона. С богом Атоном справились, а с сиротами нет. Они продолжают участвовать во власти и регулярно проникают в аристократию. Греческой демократии здесь не получилось, потому что сироты регулярно становились аристократами. Сирот очень любили Сети I и Рамзес II. Некоторые аристократы даже прикидывались сиротами, как у нас некоторые князья поступали в опричники. Надо сказать, что сироты лезут вверх, но существенно не богатеют, это средний слой. Фараон очень их любит, и все время с ними общается, и они с двух сторон сжимают аристократию. Документы прямо говорят, что сирот не надо разорять, фараону выгодно, чтобы они были, это важный слой. Это времена, когда социальные дефиниции уже вполне современны. В целом, забывать о простых людях было не принято, также как и Рим заботился о простых римских гражданах, по соответствующим причинам. По отношению к фараону появляется термин "добрый властитель". Независимо от степени кровожадности все фараоны брали этот титул, потому что были добрыми властителями для сирот и близких к ним групп. Ранее этого почти не было. Фараон становится все более независимым от богов и часто сам обожествлен. Самым сильным здесь был ход Эхнатона, который просто сам придумал бога и успешно его насаждал. Рамзес II управлял дождем, еще не родившись. Параллельно появлялся и культ живого фараона, чего раньше не было.

У Рамзеса II был соправитель Мернептах, который правил восемь лет после смерти Рамзеса. Чем он известен? Втор. пол. - конец XIII в. Это было время сильных фараонов, большой и богатой страны. Но начались оборонительные войны, хотя и победоносные, причем часто на своей территории. Снова ходили в Святую Землю, снова грабили, но до Сирии уже не дошли: дорого обошлась победа над ливийцами, морские народы разгромить тоже было трудно. Сил было много, но на все уже не хватало. Мернептах знаменит тем, что в его надписях о ходе и результатах военных действий впервые упоминается Израиль. Мернептах, конечно, был герой. Те морские народы, которые достались Рамзесу II, были просто детский сад по сравнению с тем, что досталось Мернептаху (те самые, что пришли с женами и детьми по пляжам Средиземного моря, не имея обратной дороги). В тяжелейших боях на суше и на море египтяне рубили морские народы как могли. Вышли они из этой битвы живыми, но сильно потрепанными. Вернувшийся уже народ Израиля тоже поучаствовал в этих войнах и тоже от Мернептаха получил. "Израиль пуст, так как нет его семени", говорится в надписях Мернептаха, но мне больше нравится другой перевод: "Я этот Израиль вдовой сделал", т. е. всех мужчин перебил. За Мернептахам оставалась Нубия, но золота хватало только на войну, а на большие стройки уже нет. Вообще победа Мернептаха над морскими народами - это последняя большая победа Египта при 19-й династии. В конце 19-й династии начинаются склоки, обостряется вражда Мемфиса и Фив, внутренний конфликт нарастает. Усиливается север. Ок. 1200 г. наступил конец династии. Начинается 20-я династия.

ИСТОРИЯ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ В КОНЦЕ II-I ТЫС. ДО Р. Х.

1а. Хананейское общество до Иисуса Навина (XVI- сер. XIII вв.). 2. Исход. 3. Расселение избранного народа в Святой Земле. 4. Приход "народов моря" в XIII в. 5. Формирование царской власти в еврейском обществе. 6. Правление Давида (1004-965). 7. Правление Соломона (965-928). 8. Период разделенных царств (928-VI в. до Р. Х.)

1а. Хананейское общество до прихода Иисуса Навина в XVI- сер. XIII вв. было чрезвычайно богатым, сложным, но по-прежнему не склонным ни объединяться, ни обожествлять себя. Хананеи не строили огромных храмов: если у них заводились деньги, то в первую очередь возводили стены, башни, укрепляли ворота, что позволяло им жить независимо друг от друга. Поразительно, насколько часто они воевали и как при этом неплохо жили. Такое впечатление, что они жечь - жгли, грабить - грабили, но не убивали пленных и побежденных не мучили.

Известен один из хананейских правителей, Идри-Ми, царь Алалаха, правивший около 30 лет, из них 15 лет - в эмиграции. Он ничего величественного из себя не представлял и в своем роде являлся "затюканным" завхозом маленького государства. Таково следствие семитской концепции государственной власти. Вельможным авторитетом, а тем более ассирийскими или саргоновскими замашками этот царь не обладал.

Интересен облик хананеев. Только теперь в археологическом материале встречается крест на одежде, на груди. Сосуды для омовений и прочие изделия демонстрируют достаточно сложное искусство, не ниже, чем в Египте или Двуречье, например, изображение сфинкса с человеческой головой и крыльями. Бижутерия того времени покрыта декором, очень тяжелым, вязким, "без воздуха" - манера его построения весьма грузная. Городская керамика сложна и многообразна, но роспись уже формальная, без души.

Хананейские воины XVI- нач. XIII века, составлявшие войско, это: колесницы, конница, пехота. Сохранились изображения пленных, финикийских кораблей с треугольным парусом. Археологи обнаружили наклонные основания крепостных стен, не позволявших близко подъезжать колесницам. Город Мегиддо имел сложные для штурма укрепления. Справа от ворот был подъем, и враг должен был пройти вдоль стены, и лишь потом через ворота он мог проникнуть во дворец, тоже набитый охраной. В домах были внутренние дворики, плоские крыши с балюстрадами, вокруг высокие глухие стены - вся жизнь сосредоточивалась внутри них. Окна небольшие, или их вообще нет, выходят во дворик, поэтому соседи через них проникнуть не могут.

Конструкция храма: вход, 4 колонны, большой алтарь и заалтарное помещение - то, что позднее стало Святая Святых. Такое конструктивное решение возникает лишь теперь. А это изображение Ковчега, который тогда уже существовал. Впрочем, рисунок, по мнению некоторых, специалистов поздний.

Хананеи продолжали поклоняться Acтapте, - богине производительных сил природы; она имела наиболее устойчивый (в массах) культ. Астарте продолжали поклоняться долгое время даже в Риме. От этого времени дошло относительно много документов, в частности - фрагменты дипломатической переписки ("политический донос"). Хананеи пользовались пятью разными видами письменности, причем клинопись - нетипична и интересна, скорее, исторически, поскольку на ней писали лишь некоторые официальные документы.

В середине второго тысячелетия начинается сильное влияние со стороны Кипра, Крита, Эгеиды, откуда сюда перекочевывает и особое мировосприятие. И в керамике и вообще в искусстве перед приходом Иисуса Навина в Ханан наблюдается переплетение местных и эгейских элементов, особенно ближе к морю.

2. Положение в указанные века существенно изменяется по сравнению с предыдущим временем. Вокруг Святой Земли существует масса стран, у которых имеются свои летописи, цари, надписи и т. д. - исторический контекст резко расширяется. Но независимо от концепций, все исследователи основным источником по данному периоду по-прежнему признают Ветхий Завет, хотя объем дополнений существенно вырос.

Историю избранного народа начнем с рассказа об Иосифе. После уточнения накопленных фактов о том, при каком фараоне Иосиф был в Египте предполагается, что он был там во время нашествия гиксосов, то есть примерно в XVII-XVI вв. до Р. Х. (В пользу такой гипотезы говорит и большое число египетских вещей, заполонивших в это время Святую Землю и, очевидно, принесенных из Египта). Это в какой-то мере естественно, потому что по своему происхождению гиксосы связаны с Сирией. В свете вышесказанного мы можем рассмотреть по-новому и судьбу его братьев и их потомков в Египте, управлявшемся семитской династией. В этих условиях легко представить себе резкое увеличение числа представителей избранного народа в Египте во время его проживания там.

Сколько поколений прожило в Египте? Приблизительно четыре. Сколько людей ушло с Моисеем? До ста тысяч. Однако многие считали, что с такой скоростью люди не размножаются. Но общее число ушедших с Моисеем может рассматриваться не как прямые потомки, а как большая группа связанного с ними населения, тогда данная цифра не вызывает особых сомнений. Придти в Египет вместе с семьей Иакова тоже могли многие, ведь голодала вся страна.

Точный маршрут перехода избранного народа под руководством Моисея неизвестен: в разных книгах он описывается по-разному. Некоторые ученые относят исход Моисея из Египта к первой половине XIII в., то есть ко времени правления Рамзеса II (1301-1235 гг. до Р. Х.). Очевидно, в исходе участвовали люди по меньшей мере двух поколений, пришедшие главным образом из городов и прилежащих к ним деревень, прежде всего Дельты Нила, плодородного района с высокой плотностью населения. С Моисеем и Аароном ушли горожане и крестьяне из густо населенных районов. Их вела вера, достаточно сильная, чтобы заставить огромное количество людей, совершенно неприспособленных к жизни в степях, уйти с женами и детьми. Для человека привычного половины этих путевых трудностей не существовало. Люди шли, и рядом были города, что известно из текста и по данным археологии. А им было трудно именно потому, что они были совершенно не приспособлены, поэтому и не могли найти воду в пустыне и им была дарована манна и т. д. Ушедшие в большой степени были подвержены сомнениям, почему поколение Моисея так и осталось в степи, а достигли Обетованной земли только потомки. Пришедшие в густонаселенную, богатую городами Святую Землю вернулись в ту среду, из которой ушли их родители; это нужно четко представлять. За одно поколение дети не успели еще стать пастухами. Пришли "дети рабочих и служащих", но весьма подверженные искушениям мира, и именно их они здесь и застали. Они вернулись в ту социальную среду, из которой вышли. Нам остается только с уважением вспомнить о духовной силе тех, кто, несмотря на искушения, не пал. Однако для большей части народа испытание оказалось непреодолимым.

Высказывалось предположение, что переход евреев в Святую Землю осуществлялся двумя потоками. Первый, наиболее ранний, связан с коленом Ефремовым, а второй завершился закреплением колена Иудова в южной части Святом Земли - важное обстоятельство, существенное для истории еврейского народа.

3. Согласно одному из бытующих в науке мнений, "заречные" племена (ибри - "перешедшие через реку") те, кто пришел из-за Евфрата. Но скорее всего, в данном контексте подразумевалась ближайшая река, тем более что евреи пришли именно из-за Иордана, а не Евфрата, и слово "ибри" следует относить к тем, кто пришел вместе с Иисусом Навином. Хотя колен было 12, часто упоминаются лишь четыре, места расселения которых связаны с основными событиями Священной Истории. Это Иуда, Вениамин, Ефрем, и в меньшей степени Дан и Манассия - остальные упоминаются реже. А где расположились колена Неффалимово и Асирово, не всегда и вспомнишь, и это не случайно. Ветхозаветная история реализуется на самом деле в двух основных районах. Они продолжают существовать как раздельные и противостоят друг другу вплоть до Рождества Христова и даже позже. В этом смысле карты, помещаемые в обычных популярных пособиях, хотя и правильны, но не всегда наглядно отражают историю избранного народа.

Основные события происходили сначала в колене Ефремовом, потом выдвигается его оппонент - колено Иудино. Задолго до разделения на Израильское и Иудейское царства эти два социума никогда полностью не воссоединялись. На территории колена Иудина в максимальной степени сменилось население: или его первоначально было не так много, или Завет был выполнен наиболее тщательно, или произошло отселение хананеев - так или иначе колено Иудино, там, где осело количество коренного населения оказалось минимальным. Это бесспорный факт, вытекающий из целого ряда свидетельств. На данной основе и следует рассматривать дальнейшую историю Святой Земли. У колена Иудина не было не только крупных внутренних врагов, но и реальных сильных соседей, способных оказывать существенное влияние. Филистимляне в XIII в. еще не усилились, кроме того, они являлись основным противником избранного народа лишь за пределами его территорииn12.

Колену Ефремову и Манассиному (западному) досталась территория, исторически хорошо известная, тесно связанная с финикийскими, сирийскими и месопотамскими областями: между Ездрелонской долиной, Иорданом и побережьем. Именно здесь, а также севернее в Завулони и Сахаре процент сохранившегося хананейского населения был неизмеримо выше. Его верования и традиции продолжали тут действовать в гораздо большей степени, нежели в других районах, что оказало воздействие на исторические судьбы израильского народа. И основные события эпохи Судей связаны именно с этим районом. Постепенно у историков накапливаются сведения и помимо Ветхого Завета: рассматриваются тексты соседних народов, содержащие искаженные версии ветхозаветных преданий. Государства и древних евреев тоже, бесспорно, не было, и правили одни судьи. История завоевания Ханана забывалась, край процветал, особо сильных и настойчивых врагов не было. Египет Нового царства постепенно клонился к упадку, хотя в конце XIII века египтяне еще вторгались в Святую Землю: надписи сообщают об их победе над Израилем. Впрочем, на проведение крупномасштабных акций Египет уже не был способен.

4. Крупные неприятности в Восточном Средиземноморье начались с "народов моря". Кто они такие, откуда взялись и что собирались делать? Появились здесь где-то в XIII веке. Если еще относительно ясно, откуда взялись гиксосы, то откуда, и каким образом пришли сюда "народы моря", совсем уж непонятно. Очевидно лишь, что поход начался на западе Малой Азии. В их состав предположительно входили греки - ахейцы-индоевропейцы, а также догреческое население материковой Греции, - ликийцы, жившие на юго-западе Малой Азии, сикулы - одно из италийских племен, - филистимляне, возможно этруски и мушки (протоармяне)n13. Почему они решили вдруг двинуться в далекий путь? Непонятно. Важно, что мужики "народов моря" плыли на кораблях, тогда как их семьи в кибитках двигались вдоль берега моря. Пришельцы не производили набегов типа варяжских - происходило переселение людей, которым почему-то оказалось негде жить. Кто-то их обидел и они, объединившись, двинулись от юго-западного побережья Малой Азии на кораблях вдоль берега, разгромив хеттов и миттаний, но имея конечной целью, как ни странно, Нижний Египет. В военном отношении встреча с египтянами могла стать самой неприятной; хотя Египет переживал не лучший период своей истории, у него хватило сил для решающего столкновения с "народами моря" и к концу XII века стало ясно, что последним Египта не видать. Они и остались там, где их остановили: в южной части побережья Святой Земли. Так возникает государство филистимлян. Если бы не словосочетание "народы моря", и некоторое количество изображений морских боев с ними, оставленных египтянами, никто бы и не думал, что эти народы пришли при поддержке кораблей. Они моментально стали пахать, сеять, строить города, как будто жили здесь с IV тысячелетия.

Трудно сказать, как в это время в данном регионе располагались хананеи, но известно, что они перемешивались с евреями. Хананеи не смогли навязать пришельцам свой язык, но в целом Святая Земля представляла собой островок еврее-хананейского мира. На рубеже II-I тысячелетий до Р. Х. происходит крупный этно-социальный сдвиг в Передней Азии везде распространяются арамеи, которые будут существовать здесь на протяжении более тысячи лет. Именно их алфавит широко распространился во всем мире и лег в основу не только поздней письменности народов Восточного Средиземноморья, но даже Индии и ряда тюркских народов. Влияние арамейского письма распространилось до Монголии, несториане принесли восточную письменность предкам монголов и тюрок. Продуктивность этого нововведения оказалась высокой, хотя западные районы Азии предпочли финикийскую модификацию алфавита, на базе которого, через греческий и возникли европейские алфавиты.

5. Как выглядел племенной союз еврейского народа перед формированием царской власти? Огромную роль на всех этапах его истории играло религиозное единство. Авторитет первосвященников, левитов, пророков всегда был очень высок. Может быть, поэтому светская власть у евреев оформляется в форме царской власти довольно поздно. Надо сказать, что институт судей не был присущ другим народам в такой степени и, по сути, был явлением уникальным. Нечто сходное имелось лишь у хананеев и финикийцев, что указывает на древность данного учреждения, - это какая-то черта потомков Сима, воспринятая хананейским населением Финикии вместе с языком и другими традициями пришельцев. Это одна из форм реализации идеи примата духовной власти над светской.

Вера в Единого Бога, Иегову, общая для всех, в социальном плане обеспечивалась равномерным распределением по всей стране обязанностей в служении ему. Когда делили землю, каждому колену выделили определенную территорию, а левитов рассредоточили по всем городам, предоставив им особенные права, - так возникла священническая унифицированная структура, в значительной степени обеспечившая социальное единство. Не случайно, когда завоеватели с еврейским обществом решили покончить, первое, что сделали, арестовали и выслали всех священников и левитов. Люди, проводившие такого рода жесткую политику, понимали, что основу духовной и организационной структуры общества составляли именно священники и левиты.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 361. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия