Студопедия — ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ 14 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ 14 страница






Духовным фундаментом нового государства являлась концепция договора (берита) Бога с народом. Такого рода общения верующих с Божеством у других народов не встречается. Впрочем, религиозная целостность еврейского общества не означала, что хананейские культы были полностью подавлены. Вы читали пророков и помните, насколько часто приходилось возвращаться к преодолению традиций поклонения идолам. Достаточно массовыми продолжали оставаться культы Астарты и Ваала: изображения первой находят очень часто. Как в головах у некоторых людей укладывался и хананейский Ваал, непонятно, поскольку его культ не был ранее распространен у евреев. Поклонение Астарте объяснить легче, так как культы архаических женских божеств обладают высокой устойчивостью и сохраняются дольше других.

Еще один фактор, начинающий действовать к XI веку и позднее, появление кочевников. Они становится опасной реальностью. Это южно-семитские группы - арабы, одно из их древних названий - аммонитяне. Возникла ситуация, которая много веков спустя приведет к исчезновению древнееврейского общества, которое как нечто единое возродится лишь в XX веке. Некоторые считают, что кочевники - это неисчислимые конники, живущие где-то в одном месте, и которые время от времени мчатся по степи и все по пути уничтожают. Неверно: кочевников всегда мало, они живут отдельными маленькими группами, но не тесно. Но в отличие от земледельцев они могут, сев на лошадей и верблюдов, быстро собраться в одном месте и в большом количестве, в силу численного превосходства стремительно разгромить противника и разъехаться обратно по юртам. На протяжении веков земледельцы ничего противопоставить этому не могли, так как не были в состоянии достигнуть такой скорости концентрации военной силы, какая естественным образом наличествовала у кочевников. В связи с вышесказанным ситуация во многих маленьких государствах становится слишком опасной. Для отпора кочевникам нужно было иметь большое государство с соответствующими военными структурамиn14.

Тот факт, что Святая Земля периодически попадает в зависимость от разных государств, есть следствие не только внутренних процессов, но и общего положения дел. Прошло достаточно много времени, прежде чем движение кочевников превратилось в угрозу глобальных размеров: по-настоящему кочевники смогли вырваться из аравийских степей только в шестом веке нашей эры. Но опасность они представляют уже с рубежа второго и первого тысячелетий. С этого времени степное Заиорданье, богатый и плодородный район, постепенно становится зависимым сначала от арамеев, а потом от арабов. Сужается земледельческая полоса, роль этой части Святой Земли заметно падает, кочевники медленно сюда надвигаются. Однако до захвата ими Святой Земли оставались еще века.

Следующее обстоятельство, объединившее евреев, - разрозненному народу было трудно бить филистимлян, для достижения минимальной победы следовало объединиться. Междоусобицы, возникавшие между коленами в эпоху Судей, становились менее естественными для людей, связанных общей верой в одного Бога в рамках единого государства.

Чем руководствовались евреи, когда требовали царя? Они говорили: надо все устроить так, "как у людей". Требование общего норматива сыграло свою роль, и возникло единое царство. Время его появления точно не установлено, равно как и точные даты жизни Саула, Давида и Соломона. Поздние еврейские авторы этим не интересовались, а соседи не считали себя обязанными следить за тем, кто и в каком году у евреев вступил на трон. Оценки времени существования единого царства разные, но приблизительно сводятся к промежутку между 1050 и 925 гг. до Р. Х. Есть точка зрения в нашей науке, что Саул правил приблизительно с 1030 года, Давид - с 1004 по 965, а Соломон - с 965 по 928. Согласно Ветхому Завету каждый из них царствовал ровно по 40 лет, но надо помнить, что эта часть Писания была оформлена минимум лишь спустя полтора - два века. Описание истории Единого царства сходно с аналогичными повествованиями других летописей, и позднее оно было включено в канон Священного Писания.

Интересно, что Самуил, когда выбирали монарха, сказал примерно следующее: "Вы как хотите, но при царе всем придется плохо". Скорее всего, данный текст синхронен описываемым событиям и не является поздней интерполяцией. Действительно, царство избранному народу принесло много искушений. Хотя и Давид и Соломон были образцами духовности в пределах царских возможностей, тем не менее их правление сопровождалось разнообразными испытаниями. К сожалению, в теории эти вопросы слабо разработаны, но совершенно очевидно, что ни тот, ни другой не ставили перед собой цели построить Царство Божие на земле. Новое царство было царством израильским. Традиционно оформление государства было форсировано пользой объединения в борьбе с сильным противником - филистимлянами.

Дало это мало. Саул боролся, как мог, хотя в основном преследовал Давида. При нем задача, поставленная перед государством, выполнена не была. Саул упоминается в разных текстах, которые существенно не расширяют наших представлений о том, что же он, кроме войн и внутренней борьбы, сделал. Египтяне продолжали писать о своих соседях, какие-то отзвуки событий доходили до Месопотамии. Имеется и традиция неканоническая, ей ученые уделяют большое место. С описываемого времени комплекс источников, как внутренних, так и внешних, достаточно велик: чем ближе к нашему времени, тем больше даже в самой Святой Земле текстов, не вошедших в Ветхий Завет, но бесспорно являющихся историческими источниками. Кроме того, (на Саула это не распространяется) со времен Соломона появляются печати, надписи на керамике, стенах сооружений, скалах, письма. Все это сопровождает информацию, которую дает Ветхий Завет. Мало какой народ имеет для этих веков столь подробно описанную политическую историю.

6. С чего начал Давид? Для царя-устроителя его путь достаточно стандартен. Давид захватил нейтральный город, не затронув интересы кого-либо из соплеменников. Иерусалим располагался между коленами: на юге - Иуды, на севере - Вениамина. Город принадлежал иевуситам, которые сами так назвали его. Нет оснований для предположения о более раннем существовании Иерусалима во времена Авраама и Мелхиседека. Наряду с ополчениями колен, Давид создал регулярную армию, доведенную до совершенства Соломоном, организовал чиновнический аппарат - в общем он был весьма жестким и прагматичным политиком. Он быстро собрал территории различных колен под свое крыло и совершил уникальный поход, подчинив Заиорданье, часть финикийского побережья, некоторые земли по Евфрату, половину Сирии. Кое-что Давид оставил для Соломона, но в целом масштабы его завоеваний поразительны.

Каким образом Давид навязал другим народам политическое господство; трудно сказать, определенных фактов источники соседних государств не дают. Возникло ранее не существовавшее государство больших размеров; вся традиция Святой Земли и ее соседей, связанная с отсутствием единого государственного образования, была нарушена в одночасье. Впрочем, держава Давида оказалась недолговечной: Соломон уже многое был не в состоянии удержать.

7. В 965 году к власти приходит Соломон и правит, скорее всего, не 40, а 37 лет. Ему приходилось воевать совсем далеко, поскольку близких соседей завоевал Давид. Царь вышел к Красному морю, построил там гавань, нанял финикийцев, которые, используя корабли, стали вести крупную внешнюю торговлю. Соломон расширил наемную армию, особенно конницу, как колесничную, так и всадническую. Наемники были из филистимлян, кочевников, сирийцев, позже появились эфиопы и ливийцы.

Наемная армия - своеобразный институтn15; для определенных периодов и ситуаций наемники имеют целый ряд преимуществ.

Как ни парадоксально, наемник надежен, потому что ему некуда деваться в чужой стране. Ему нечего сдаваться: все знают, кто он такой, поэтому наемник будет стоять до конца. Наемники плохи обычно в 4-ом, 5-ом поколениях, когда пускают корни, обрастают родственниками, и уже знают страну. Самое плохое, когда наемники выучивают язык: тогда они устраивают перевороты, разбегаются по стране, покидают поле боя и т. д.

Соломон много строил, но, к сожалению, сложно представить размеры Иерусалимского храма, который до сих пор не раскопали, т. к. на его месте потом воздвигли мечеть. Масштабное строительство в древности являлось одной из форм закрепления власти: следовало показать, что здесь именно Соломон царь. Никогда на территории Святой Земли ни до, ни после Соломона такого массового и качественного строительства не производилось. Давид в многочисленных походах собрал большое количество богатств и все оставил сыну с повелением устроить храм, чего сам сделать не мог. Где бы ни копали по всей Святой Земле, везде обнаруживаются дорогостоящие, роскошные постройки эпохи Соломона. Все, до магазинов включительно, сделано качественно и капитально: в швах каменной кладки бритва не пройдет между камнями. Огромные затраты труда и силы. Сооружается известная система водоемов. Римляне строили гораздо халтурнее, используя, правда, другие технологии: у них было массовое производство, появился цемент.

Несмотря на продолжавшееся расширение чиновничьего аппарата, Соломон своей бюрократией не пытался оттеснить священников и левитов: ему даже в голову это не приходило, поскольку главным в государстве оставался он. С другой стороны, царю с трудом удавалось собирать деньги с подданных большого государства, населенного как евреями, так и другими народами. Он обложил налогами все колена, кроме Иудиного, выплачивавшие их натурой, в виде продуктов питания; ввел трудовые повинности не только для евреев, но и для остального населения внутри государства и на периферии.

В чем принцип забытого института государственных повинностей? Мы его почти не знаем (кроме субботников). Тон задавало государство не рабочих и крестьян, а только крестьян, которым определенное время в году делать особенно нечего. Их забирали что-нибудь строить, чистить, ремонтировать, копать, что позволяло, не подрывая экономической основы государства, получать бесплатные рабочие руки. Человека со своей едой и местным начальником никто кормить не обязан. Трудникам давали участок, они делали черную работу и уходили. Это одна из значительных частей экономической деятельности государства. А специалистам платили: профессионала заставить работать из-под палки нельзя, его трудно контролировать, поэтому нужно заинтересовать. Крестьянам же, которые с песнями шли копать большие ямы, самое главное, следовало показать обед.

Цветущее царство Соломона таило в самом себе залог будущего упадка. Будучи человеком богобоязненным, царь написал известные вам притчи, но как администратор являлся авантюристом. Но покуда жив человек с такой энергией, как у Соломона, никому и в голову не приходило высказывать правителю соображения по поводу его ошибок. Зато стоило ему умереть, как к сыну съехались представители колен с предложениями уменьшить налоговое обложение, повинности и т. д. Юный Ровоам сказал: "Вы еще вспомните моего папу как большого либерала" - и в результате остался с коленом Иудиным и Вениаминовым.

8. Раскол на два царства стал свершившимся фактом (ок. 928 г.). Царство Иудейское (южная часть Святой Земли) сохранило этническую и религиозную чистоту в гораздо большей степени, чем Израильское (северная часть Святой Земли), может, поэтому и просуществовало гораздо дольше. Впрочем, в быстром завоевании Израиля сыграла роль его близость к Месопотамии. В 722 г. до Р. Х., в правление царя Саргона II, ассирийцы захватили столицу Израиля Самарию.

Нужно сказать о выселении евреев на "реки вавилонские" (первая половина VI в. до Р. Х.)n16. Даже в хороших книжках забываются некоторые обстоятельства, например, сколько народа стало объектом вавилонского пленения, и какой процент населения был выслан? Выселено было всего 10% населения, а осталось 90%. В Писании ясно сказано: всех забрали, оставили только земледельцев и виноградарей, без всякого руководства, но и вне давления сверху. То есть забрали лишь социально активных: священнослужителей, чиновников, воинов и часть ремесленников. Что дает археология? Разгром и временное запустение части городов - все остальное прекрасно функционировало. Палестина отчасти заселяется всякими бродячими этническими компонентами, когда врагов из одной части империи переселяют сюда, а других врагов отсюда - в иные места. В Святой Земле появляется некоторое количество населения месопотамского, малоазийского и т. д.

Когда Кир объявил амнистию евреям и разрешил им вернуться из завоеванного персами Вавилона (после 539 г.), большое число людей не поехало обратно. Социально активные, которых брали в вавилонские органы, не поехали в Палестину. Они отправились на финикийское побережье с капиталами, приобретенными за время пребывания в плену, организовали первую диаспору. А кто вернулся? Священники и левиты, оставшиеся верные Богу. Они объединились и своим возвращением дали одно из последних свидетельств истинной веры. Но подчеркиваю, основная масса населения осталась на родине, хотя часть городов и запустела. Вавилонское пленение стало уделом лишь немногих, и после его окончания самая здоровая часть еврейского общества воссоединилась с основным населением Святой Земли.

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ МЕСОПОТАМИИ В I ТЫС. ДО Р. Х.

1а. Религия. 2. Письменная культура и научные знания. 3. Литература. 4. Искусство

1а. Когда вы будете знакомиться с религиозными представлениями Шумера и Вавилона, то увидите целый ряд черт, которым вавилонское общество было обязано тому обстоятельству, что какой-то, хотя и искаженной, но достаточно заметной частью истинного знания о Боге они первоначально обладали. Это касается не только таких сюжетов как сказание о потопе, имеющееся еще в шумерской традиции и т. д., но и того, каково должно быть общение с Богом. Многое мы уже видим в этом обществе, которое являлось современником избранного народа и достаточно много о нем знало; кроме того, праведники жили и в Двуречье. Вышесказанное заставляет внимательно относиться к видимым чертам сходства. Избранный народ не был изолированным народом, которому одному было все известно, а остальным - нет. Народы, особенно семитские, тоже многое знали о Боге, мире и человеке, но их знание помещалось в достаточно сильно искаженные модели. Например, представлялось, что богов много, что они образуют поколения - появляется идея генеалогии богов. Но чем дальше развивается семитское общество, тем больше мы видим соединения функций многих богов в одном. Мардук претендовал на место Бога, в котором сочетаются и содержатся остальные боги. Это еще не единобожие, однако подобное представление гораздо ближе к нему, чем предшествующий духовный опыт Вавилона. Ничего похожего не было у шумеров и семитов III и большей части II тысячелетий.

Впрочем, прежние боги не исчезли, поскольку общество весьма консервативно - ведущая триада продолжает существовать. Это известные вам Энлиль ("Владыка-Дуновение", божество пространства между землей и небом), ан ("Небо") и Энки ("Владыка земли", божество мирового океана, в котором плавает Земля)n17. Имелся еще совет из группы богов, но вся иерархия небожителей постепенно втягивается в Мардука.

В материальной сфере начинается период интенсивного развития, несмотря на то, что основные идеи по-прежнему во многом проникали в Двуречье из государств, расположенных к северу, северо-западу и западу. Здесь по-прежнему все стремились изготавливать конвейерным способом. Переворот, произведенный появлением железа и особенно стального оружия в Сирии, имел место и в вавилонском обществе. Здесь распространяется коневодство, приручаются одногорбые верблюды и т. д.

В духовной жизни появляется такое понятие как идеология. Формируется набор логически связанных между собой представлений об обществе, его связи с миром и месте человека в обществе. Идеология - попытка государства навязать подданным какую-то высшую санкцию на власть, набор идей о том, что наше общество лучшее в мире и соответствует всем известным нормам человеческого общежития. Поэтому начальство надо любить - налоги платить и в армию идти. Ущербная модель представления о мире, ориентированная на поддержание власти, и есть идеология. В наиболее ярком виде она проявляется у вавилонян даже в большей степени, нежели у ассирийцев, поскольку первые представляли собой более сложное в духовном отношении общество, в основе своей - гармоническое.

Если раньше, начиная с Саргона Древнего, применительно к монарху имело место простое обожествление, то теперь возникает целая концепция, гораздо более сложная и, в частности, уже не отождествляющая монарха с тем или иным божеством. Прежняя примитивная модель уходит в прошлое, появляется более сложная, но смысл тот же.

Параллельно возникает новое, такое важное явление как личные индивидуальные боги-покровители конкретного человека. Их не нужно путать с духами предков семьи, которым тоже поклонялись весьма активно. Бог берется из общего пантеона, он всем известен, храмы его стоят в разных городах, но в силу различных причин человек считает, что именно данный бог является его личным покровителем, а не деревни или семьи. Это принципиально новое явление отражает несколько испорченное представление об истинном характере отношений человека и Бога. Индивидуальная молитва, когда верующий остается у себя дома в одиночестве, также является следствием подобного восприятия истинного отношения к Богу в той мере, в какой это было дано семитам Двуречья того времени.

2. В целом вавилонское общество оставалось чрезвычайно светским, поэтому основные процессы в нем шли в соответствующей форме, что, например, выразилось в культе технического знания. Имелась уйма специалистов по разным научным отраслям. Школьное образование возникало как светское, но сейчас становится все более и более мирским. Идея самодостаточного знания расцветает и становится массовой, поскольку исторические события разворачивались на фоне новых технических успехов, экономического подъема и т. д.

Возникло такое интересное явление как два типа писцов. Они появляются в условиях широкой грамотности, массового числа писцов, в основном мужчин, реже женщин, когда активно функционируют частные и государственные организации. Одни писцы называются шумерскими, другие - хурритскими. Для азиатских народов хурриты - нечто простое, свалившееся с гор и не очень образованное; хурритский писец - обидная кличка человека, знающего всего 200-400 знаков, по преимуществу слоговых, то есть записанных на слух. Шумерские же писцы являлись высокого уровня специалистами, обязанными знать кроме грамоты математику, музыку, обязательно два языка, литературу, а главное - уметь пользоваться бесчисленными словарями и справочниками. Но даже при соблюдении перечисленных условий шумерский писец, когда читал слушателям текст, всегда импровизировал, поскольку точно воспроизвести его был не в состоянии и не пытался - приходилось где-то додумывать. Один и тот же текст только в порядке большого исключения при прочтении разными писцами мог звучать одинаково, хотя слоговые знаки играли все большую роль.

Возникает вопрос, а как обращаться к своим богам, если каждый имеет право немного симпровизировать молитву, поскольку в тексте были не только слоговые знаки. Непонятно. Большинство исследователей считает, что в этой сфере текст не изменялся каждым читающим, хотя вавилоняне вполне могли позволить себе импровизацию, не оскорбляя слуха богов. Я рассказывал о протобиблском алфавите и тех возможностях, которые он открывал перед людьми, - население техногенных обществ продолжало практиковать иную письменную систему и по-прежнему не могло однозначно прочесть один и тот же текст, хотя распространение слоговых знаков вело его в эту сторону (но только для простых текстов). Впрочем, последнее обстоятельство не помешало вавилонянам достигнуть массы успехов в различных науках, хотя производить математические расчеты по их системе записи было весьма трудно. У большинства народов, не придумавших достаточно практичных значков для цифр, резко затруднялась возможность операции с ними. Арабские цифры, которыми мы пользуемся, - результат длительного процесса развития и науки и письма, который позволил легко производить различные операции с цифрамиn18. Тем не менее, в Месопотамии была открыта теорема Пифагора задолго до рождения самого философа, знали число "пи", правда оно у них было равно 3, умели вычислять не только площадь, но и объем.

Интересная особенность всех до промышленных обществ - они никогда не стремились к точности. Зная несовершенство используемого математического аппарата, люди не очень убивались, когда и знакомые им математические процедуры увенчивались весьма приблизительным результатом. С полной ответственностью можно сказать, что за исключением римского общества, зацикленного на точности работ, вплоть до эпохи Возрождения даже в документах и финансовых обязательствах, от которых зависело имущественное состояние и автора документа и того, к кому он был обращен, суммы сходились лишь в меньшинстве случаев, и суммирования избегали.

Равным образом обстояли дела со временем. Песочные часы дают шанс свести опоздание на урок к пяти минутам, а водяные - еще более точные. Тем не менее все было очень приблизительно. До сих пор у народов Востока представление о времени, даже о возрасте своих малолетних детей, чрезвычайно расплывчаты. Разница в точности в 5-6 лет никого не беспокоилаn19, пока не наступал срок платить налоги. Аналогичны представления о расстояниях: речь в значительной степени шла о том, за сколько может добраться человек от одного пункта до другого. Если дорога легкая, то расстояние будет считаться более коротким, и наоборот, хотя отрезки пути могут быть совершенно одинаковыми.

В то время неплохо знали химию, медицину, но терпеть не могли всякие теории. Можно прочитать все 20 000 табличек из царской библиотеки, но не найти ни одного теоретического рассуждения по поводу математики или физики, поскольку это - уже философия, а она была развита лишь у древних греков и христиан. Зато длиннейшие перечисления примеров того, что и как делать, имелись в каждом мало-мальски приличном городе: бесчисленные словари, справочники, рецепты. Например, имелись списки предзнаменований. Существовала карта мира, согласно которой Земля плавала в океане; известно было, что внизу преисподняя. Особо важная сфера деятельности - всевозможные гадания. Если в молитвах люди каялись в грехах, хотя и в необычной для нас форме, то в практической жизни норовили исподволь узнать, каким будет будущее и чем дело кончится.

Чрезвычайно была развита астрономия, но в крутой смеси с астрологией. Именно шумеры, а за ним и вавилоняне догадались считать 12 лунных месяцев и многое другое по двенадцатиричной системе. Астрономия - одно из главных проявлений халдейской мудрости за пределами Двуречья: ее достижения люди воспринимали вплоть до мест обитания этрусков, куда соответствующие знания доходили опосредованным путем через финикийцев.

3. Важнейшее новое явление - возникновение "собственной литературы". Если изобразительное искусство как светский вид творчества появляется позже, то зачатки "собственной литературы" рождаются уже теперь. Первый жанр эпос, он еще сакрален, это - подробное описание случаев из жизни царей и божеств. Но уже это произведения с определенной композицией, устойчивым языком, достаточно лаконичные и тесно связанные с фольклором. Появление письменной традиции не означало исчезновения фольклора: обе формы творчестваn20тысячелетиями сосуществуют и взаимодействуют.

Позднее появляются пародии, что свидетельствует об окончательном оформлении литературной традиции. Представление о величии эпоса о Гильгамеше имеется у всех образованных людей, но не все знают, что уже тогда существовал пародийный вариант этого произведения - характерная черта городской культуры со всеми ее компонентами. Появились сборники анекдотов. Например, мышь спасается от мангусты. От страха глаза на лбу, она ничего не видит, залетает в нору змеи, но быстро находится и говорит: "Змея, тебе привет от заклинателя змей". Много было детских произведений.

В текстах индивидуальных молитв содержались главным образом просьбы к богам о благосклонности. Интересна одна из идеи, которыми руководствовались вавилоняне. Они каялись в грехах, ведомых и неведомых, и умоляли богов смягчиться - несколько видоизмененная, но хорошо известная вам норма. Раньше ничего подобного не было, а у иных народов не имеется до сих нор. Форма произведений - в основном ритмическая проза и тонические стихи, основанные не на рифме, а на счетном ударении.

Весьма было распространено явление, нам кажущееся странным, а на самом деле существующее долго и почти везде, - необходимость но своему разнообразить общеизвестный сюжет: каждый писатель или поэт должен обязательно написать что-то новенькое на известную тему. Идея же точной передачи личного, нового ощущения в связи с любым сюжетом - чрезвычайно поздняя, мало распространенная и по преимуществу европейская. Ранее для писателей смысл художественного произведения - по-своему сказать об известном, проявить индивидуальность за счет собственного восприятия общеизвестных сюжетов.

Вавилонская литература обладала набором идей, сформулированных порой более ясно, чем в обращениях к божествам. Речь идет о положительном идеале, о вере в конечную справедливость и - не обязательно здесь, на земле. Такая идея была совершенно чужда не только шумерской, но и семитской культуре Двуречья второго тысячелетия. В общество проникает вера в возможность конечной победы справедливости и понимание общего движения мира к чему-то позитивному. В целом культурные процессы, развивавшиеся в вавилонском обществе на протяжении первого тысячелетия до Р. Х. постепенно теряют свою интенсивность. Все меньше и меньше появляется нового.

4. В архитектуре ничего оригинального не появилось - господствует идея широкой и прямой улицы. Прямоугольная сетка больших улиц стала базовой при планировке городов. Зиккураты (ступенчатые башни) становятся все больше и больше, по высоте достигают 90 м. Возможно, именно такой по форме была легендарная вавилонская башня. Конец самого большого в мире зиккурата был полукомический: его разобрал Александр Македонский в конце IV века до Р. Х., чтобы построить еще больший. Разобрать успели, а построить - нет, так как Александр не вовремя скончался. Все постройки достигали невероятных размеров - огромные арки, стены, дворцы, однако на выдвижение новых идей месопотамское общество уже было не способно. Сходная ситуация к VIII-VII векам сложилась в скульптуре. В ее основе лежал примитивный реализм: тяжелые, безразличные, скованные фигуры, отсутствует живость, которую мы видим в искусстве Святой Земли II тысячелетия до Р. Х. или у тех же самых жителей Двуречья времен Саргона Древнего или Гудеа. Ничего такого нет. Стоят толстые и величественные фигуры - псевдореалистическое искусство без умения (и без желания) передать индивидуальные черты конкретных людей.

5. Новое Ассирийское царство при всем оглушительном грохоте оружия в культурной сфере создало очень немногое, собственно, всего две вещи за 300 лет. Первое - историю (летопись). И раньше имелись списки событий у египтян, шумеров, древних евреев и других народов, но история как некая концепция, пронизанная единой идеей, оценивающая события, - изобретение, по-видимому, ассирийцев. Оно связано с появлением идеологии, с общей моделью этого большого государства, ориентацией на воспевание монарха, его дел, власти, из чего постепенно выросла идея концептуального (но не лживого) летописания.

Второе - широко распространенное во всем мире и существующее до сих пор явление в искусстве - большие раскрашенные рельефы. Тогда широко стали применять поливу - стекловидную массу, покрывающую кирпич; при помощи новой технологии составляли огромные композиции, в которых большую роль играл орнамент, - таков дух ассирийской культуры, быстро начавшей клониться к упадку. Элементы композиции были одни и те же, но из них создавались все более и более сложные панно. Так развивалось искусство комбинаторики, словно при механической компьютерной сборке; это не творчество мастера, который видит и делает. Это искусство имело будущее.

ГОСУДАРСТВА И НАРОДЫ ДРЕВНЕЙ ОЙКУМЕНЫ В I ТЫС. ДО Р. Х.

1а. Население Месопотамии. 2. Египтяне, персы, протоармяне, урарты. 3. Индоевропейское население Средиземноморья. 4. Население Европы и Евразии. 5. Население Южной и Юго-восточной Азии

В первом тысячелетии до Р. Х. на древнем Востоке складывается целый ряд государственных образований, которые следует перечислить и вкратце охарактеризовать.

1а. Семитское государство, Новоассирийское царство - первая мировая держава, объединившая все тогдашние центры государственности: малоазийские, месопотамские, восточно-средиземноморские и даже Египет. Держава Александра Македонского возникла гораздо позже - в ней реализовалась идея, сформировавшаяся ранее в умах правителей такого оригинального государства как Ассирия. Территория ее складывания - Северное Двуречье. Все городские центры Ассирии располагались по Тигру в отличие от предшествующих больших государств Месопотамии, базировавшихся в основном на Евфрате. На Евфрате, в Южном Двуречье продолжала существовать Вавилония.

Специфика некоторых государств I тыс. до Р. Х. в том, что все они поздние, поэтому остатки сложившихся в их рамках этносов существуют до сих пор. В частности, в нашем городе имеется большое количество ассирийцев сейчас они именуются айсорамиn21. Что касается потомков Вавилонии, то они тоже вошли небольшими группами в современное арабское население Ирака. И ассирийцы и вавилоняне - семитские группы. Разница лишь в том, что ассирийцы - восточные семиты, преемники аккадцев, имевших тысячелетнюю историю, а вавилоняне - потомки арамейского населения, относящегося к западно-семитской группе. Арамейский язык был основным средством межэтнического общения на Востоке вплоть до времен Нового Завета.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 355. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия