ГЛАШЕВО
Так называется село, находящееся за облаками на высоте двух-тысяч метров над уровнем моря, под красными горами, которые вечно освещены утренними и вечерними лучами солнца. На восток от Глашево простирается урочище Сагдан, что в переводе на русский означает «рыжая всхолмлен н ость». Возле села родник «Глашкёзлеу» источает воды, которые не замерзают зимой. Рядом с родником камень, весь окаймленный белым, который до сего дня хранит тайну от всякого, кто ни спрашивает: "Почему сие произошло?" Называется он «Тепмез-таш» - мертвый, или недвижимый камень. Прародителем села Глашево является человек по имени Алай, который по каким-то причинам бежал из Дигоры и в считанные дни соорудил небольшой каменный домик. По дошедшим до меня рассказам, он знал язык тех, кто принял его и помогал, чем мог. «Раньше, чем внизу живуших, ласкают меня лучи солнца!» -восхищался он. Развел Алай много скота на незанятых землях, вскоре разбогател и женился на девушке из села Къоспарты. Вскоре в каменном доме появились мальчики-близнецы, которых назвали Къалач и Къалачы. Впоследствии их имена преобразовались в Глаш и Галачы. Затем появились на свет Мырза, Зтез и Элекку. Все вместе они образовали дружную семью. Богатство Алая приумножилось с появлением шестерых крепких парней, которые были одарены от природыздоровьем и во всем помогали родителям. Однажды Алай сказал: «Глаш, ты, как старший, остаешься при мне, а Галачы должен вернуться туда, откуда я родом, и продолжить наш тукъум там. Болезнь, которая гнала нас, может, туда больше не вернется? Так будет лучше для продолжения нашего рода». Через несколько лет по воле отца остальные братья обосновались в Холаме и Чегеме. Так появились Мырзаевы. Этезовы и Элеккуевы. Чтобы отметить тостом (алгъышем) столетие Алая, собрались сыновья и внуки, которых было восемьдесят человек обоего пола. - Я уйду в землю. Такова воля Тейри, который породил меня. Но вы сколько бы вас ни стало, никогда не забывайте очаг, который всех вас обогрел и приютил. Место это благодатное. Ранним утром встанешь - все найдешь, - говорил Алай, одаривая каждого из своих дегей конями рыжей масти. У шестидесятилетнего Глаша уже росли сыновья: Ай-Солтан, Ёртен и Эйсин. Когда же Глашу было сто лет и все его сыновья были женаты, сто тридцатилетний Алан покинул этот мир. Теперь мы поговорим об Ас-Таууле, сыне Ай-Солтана, который отличался огромной физической силой. Он тягался с конями, которых выращивал его отец. По нашим данным, Ас-Тауул был умным и рассудительным человеком, с поэтическим даром. Сохранились его слова: «Если едешь куда-нибудь, прежде всего искупайся в латунном казане и трижды произнеси имя Тейри. Чтобы собеседнику было приятно тебяслушать, не орощай его своими брызгами, как селевые потоки». Алам, двухметрового роста, спокойный, рассудительный человек, сын Ас-Тауула, знал языки зверей, птиц и животных. Однажды он ослушался отца, за что долго не прощал себя. Одного гостя он содержал пять дней, проложил тропы в горах, старался жить благопристойно, но мысль об отцовском долге его не покидала. Приснилось, что змея посоветовала ему трижды поплевать на руку и, глядя в воду, девять раз поругать себя, после чего вселится в его душу успокоение. После этой процедуры он нашел душевное успокое н и е. Адам, сын Алама, слыл искусным метателем диска (бууурул атыучу). Он десять лет носил в башлыке плоский круглый камень и при каждом удобном случае упражнялся в его метании, в итоге достигнув изумительных результатов. Однажды во время соревнований в Дигоре его диск пролетел дальше всех прочих. За это его наградили конем скаковой породы и двумя быками, сказав: «Пусть твоя удалая рука никогда не поднимется на человека без надобности». На обратном пути Адам умыкал из Дигоры красавицу Олсан и прожил долгую, радостную жизнь. Сын Адама, Киши, довел до тысячи число овец отца, в течение года бессменно ухаживая за ними, В конце осени Киши услышал от Адама лишь одно слово: «Сау бол». Этого было достаточно, чтобы всю свою долгую жизнь он одаривал своих детей и внуков словом «Сау бол» - будь здоров. Несмотря на свое богатство, Киши был так бережлив, что пару чабуров носил целый год. Он славился в горах тем, что знал семь способов переплетения подошвы чабуров. Женился Киши четыре раза. Лишь четвертая жена ему родила мальчика, которого назвали Къойчу (пастушонок). Люди запомнили его слова: «Хоть назвали меня Къойчу, но я буду выращивать коней и коров». В этом деле успехи его узнали в Грузии и Дагестане и приезжали совершать торги прямо на месте, в Глашево. За вырученные деньги Киши решил построить башню (Кьала-башлы), Но отец, Адам, остановил его, сказав: «Разве твоя башня будет выше горы, пред которой расположен наш стан (журт)?» Теперь нам надо перечислять сыновей Къойчу: это Эль-Мырза, Шаухал, Ёзюр, Къара, Дугул и Айдарукъ. Именно они положили начало долгого пути к созданию каменного села Глашево. На свои средства Къойчу построил шесть отдельных домов. А Киши, которому к тому времени исполнилось 150 лет, сказал: «Не забудьте прародителя нашего Глаша. От него мы все идем в этот мир. Так Тейри повелел». От Айдарукъа пошли Юсюп и Ахыя. Айдарукъ сказал: «Юсюп останется здесь, а ты, Ахыя, много учился, много видал, смелее всех, голова твоя многим нужна, Ты переселиться в Хабаз». А от Эльмырзы родились сыновья Цефе, Масхут, Махай, Элияс, пустившие корни на заоблачной высоте, в Глашево. В конце восемнадцатого века в стане Глашевых имелось более сорока дворов, которые выдавали дочерей своих замуж в дальние местности и вделеке же искали жен для сыновей. Они пили и бузу, и айран: много было ячменя, проса, черной пшеницы. Скот их отличался дородностью, а богатство состояло в золоте, серебре, свинце и жизнерадостных джигитах. «Глашевцы, - говорили в дни Голу - всеобщего веселья, - всем прочим и пример». После окончания строительства дороги через Зылгы-Тар в 1858 году, товарооборот Глашевых с равниной неизмеримо вырос. Ежегодно глашевцы могли беспрепятственно сбывать свои товары и Кабарде и Осетии, Карачае и России. По-видимому, их торговля стала началом развития капитализма в Кабардино-Балкарии. У Глашевых, в отличие от других родов Черекского ущелья, были свои нравы, этические нормы, традиции. Глаш улу Ахыя, который уже является жителем Хабаза, отныне наш герой.
|