Кошноруй – 2009
Оглавление 1. Оглавление _________________2 стр. 2. Введение ___________________ 3 стр. 3. Истоки _________________ 2- 4 стр. 4. Борьба за обновление жизни в деревне _ 4- 7 стр. 5. Дальнесорминцы – защитники Родины _ 7- 9 стр. 6. Дальние Сормы в послевоенные годы __ 9- 10 стр. 7. Заключение ________________10 стр. 8. Литература _________________10 стр. 9. Приложения ___________ 11- стр. Введение Вопросы возникновения и развития родного края всегда волнуют каждого человека. Оно и понятно, ведь мы хотим как можно больше узнать, кто мы, где наши исторические корни, мы стремимся постигнуть свое место в длинной череде поколений. А знать прошедшее – значит, во многом понять настоящее. В этой работе я попытаюсь рассказать о развитии родной деревни Дальние Сормы Канашского района Чувашской Республики с момента ее возникновения и по наши дни, используя воспоминания односельчан и архивные документы. В работе я использовал фотоиллюстрации, рассказывающие о ратных и трудовых подвигах дальнесорминцев.
Цель работы: На основе собранного материала написать историю деревни Дальние Сормы Канашского района и передать ее на хранение и пользование в библиотеку Кошноруйского сельского поселения.
Методика работы: 1. Анализ материалов архива школьного краеведческого музея. 2. Беседы с долгожителями деревни Дальние Сормы. 3. Использование материалов, представленных Кошноруйским сельским поселением. 4. Использование материалов научной литературы.
Истоки Я живу в деревне Дальние Сормы Канашского района Чувашской Республики. Она расположена недалеко от главной автомобильной магистрали Москва–Сызрань, в 18 км от районного центра. А когда появилась деревня Дальние Сормы? Я попытался узнать об этом у долгожителей. Но этого материала оказалось мало и пришлось обратиться в районную библиотеку и школьный краеведческий музей. В результате работы с местными жителями, литературой и архивными документами воссоздана история возникновения и развития деревни. По историческим данным, в 1680-х годах появились первые жители, которые поселились в центре нынешней деревни, вдоль оврага +ёкёр =ырма, где был ручеек, он питался от родников (родники и ныне действуют). Жители Дальних Сорм (всего 7 дворов) переселились из деревни Чуваш Сормово Ядринского уезда, а 15 семей - из Казанского уезда. Крестьянам одной деревни приходилось обращаться по своим вопросам в два уезда, и они попросили зачислить их в состав одного, Казанского уезда. На запрос из Казани о первоначальном местонахождении деревни Дальние Сормы староста деревни Чуваш Сормово Бикшичка Чебаков ответил: «Они занимали территорию от реки Кувач до деревни Старое Сормово, кладбище находилось вдоль реки Кувач». Просьбу переселенцев удовлетворили: до 1781 года дальнесорминцы входили в состав Казанского уезда, а после 1781 года – в состав Цивильского уезда. До этого денежный ясак они платили в Ядрин, а земельный ясак – в Чебоксары. По судебным делам могли обращаться в оба города. О возникновении деревни Дальние Сормы существует такая легенда: «Житель деревни Чуваш Сормово Ядринского уезда потерял корову. Долго искали ее, но безрезультатно. До крестьян дошли слухи, что недалеко от деревни Шигали Казанского уезда гуляет бесхозная корова. Собрались чувашсорминцы и отправились на поиски. На месте нынешней деревни Дальние Сормы они нашли корову, но та уже успела отелиться. Местность крестьянам понравилась: здесь был и лес, куда еще не вступала человеческая нога, и широкий луг, и речка. Решили они поселиться тут. Так и возникла деревня Дальние Сормы». (Из рассказа жительницы деревни Николаевой Марии Николаевны, записано 15 декабря 2007 года). В Чувашской энциклопедии можно прочитать: «Деревня Дальние Сормы упоминается с 17 века. Жители – чуваши, до 1866 года – государственные крестьяне; занимались земледелием, животноводчеством, кустарными промыслами:овчинно-скорняжным, лаптеплетением, плотничеством, кузнечным делом. В конце 19 века функционировали водяная мельница, круподерка, с 1903 года – школа грамоты. В 19 веке, 1927 году, были в составе Шигалинского, Шибылгинского волостей Цилильского уезда, в 1927-35 г.г., с 1959 г.– Канашского района, в 1935-44 г.г. – Шихазанского района, в 1944 – 59 г.г. – Чурачикского района. Число дворов и жителей: § В 1782 году – 83 мужчины; § В 1795 году – 33 двора, 93 мужчины, 103 женщины; § В 1859 году – 60 дворов, 145 мужчин, 164 женщин; § В 1897 году – 267 мужчин, 262 женщин; § В 1939 году – 277 мужчин, 316 женщин; § В 1979 году – 175 мужчин, 216 женщин; § В 2002 году – 120 дворов, 325 человек: 165 мужчин, 160 женщин. / В.И.Харитонова, Н.А.Казаков/» (5). В 1818 году в селе Шигали на средства прихожан построили однопрестольную церковь – «Церковь Воскресения Христова», и деревню Дальние Сормы включили в состав Шигалинского прихода. После смерти жителей деревни Дальние Сормы отпевали в этой церкви и хоронили на Шигалинском кладбище.
Важным событием в истории деревни стало открытие в 1903 году школы грамоты. А 25 августа 1906 года была открыта Дальнесорминская школа. Давайте познакомимся с воспоминанием первого учителя Дальнесорминской школы Ивана Николаевича Николаева, записанным собственноручно 09 августа 1961 года: «Хозяин дома–школы оказался хорошим плотником. Тотчас устроил парты, из широких досок высокие и низенькие скамейки. Устроил крыльцо – вход с улицы. На другой же день объявили сбор учащихся. Желающих учиться собралось порядочно, так что некоторым пришлось даже отказать. Надо заметить, не было среди желающих ни одной девочки. Составили две группы учащихся – 3 класс из числа тех, которые учились в соседних школах и окончили 2-3 класса, их набралось 9 человек, и 1 класс с количеством 15 человек. Так открылась 2-х комплектная школа. Начались занятия, учащиеся охотно занимались, только приходилось подтягивать некоторых учащихся 3 класса, так как они год-два не учились – был перерыв, но к концу первого полугодия эти ребята выправились. Все успешно завершили первое полугодие. Во втором полугодии приехал наблюдатель. Он проверил технику чтения, учащиеся рассказали ему стихотворения, молитвы, потом спрашивает: «В церкви поете?». Дети отвечают: «Нет». Тогда он записал это как минус нашей работы в тетради, которая стала впоследствии журналом для посещающих и проверяющих школу. После этого пришлось разучивать церковные песни и иногда петь в Шигалинской церкви. Через два года был первый выпуск – 7 человек. Осенью приняли 17 первоклассников, в школе стало 30 учеников. Еще через два года среди вновь принятых оказалось 6 девочек. В течение трех лет сменили 2 квартиры. В конце 1913 года была утверждена смета на строительство новой школы, но с отпуском денег ведомство не торопилось. Так дотянули до начала первой мировой войны 1914 года, деревня опять осталась без школьного здания. В 1919 году в начале учебного года меня призвали в Красную Армию и я окончательно прервал связь со своей любимой школой» (Из архива школьного краеведческого музея). В те годы не было надлежащей медицинской помощи населению. Ближайшая больница находилась в селе Шихазаны. В самой деревне отсутствовал даже медпункт, люди лечились у знахарей, которые не могли противостоять массовым инфекционным заболеваниям. В 1911 году в деревне распространилась эпидемия тифа, а в 1919 году – холеры. Ежедневно хоронили по 5-10 человек. Умирали и дети.
|