Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Принцип детерминизма в психологии




Детерминизмом принято называть учение об объ­ективной закономерной взаимосвязи и взаимообус­ловленности явлений материального и духовного мира. «Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, при которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимо­стью порождает, производит другое явление (следст­вие)» (ФЭС. С. 149). Принцип детерминизма имеет для психологии огромное значение, поскольку, оче­видно, причинная обусловленность и причинно-след­ственные связи психических явлений очень сложны.

Традиционно в отечественной философской ли­тературе выделяются два вида детерминистических учений — механистический детерминизм и диалектико-материалистический детерминизм. Кроме это­го, выделяются две крайние точки зрения на пробле­му детерминации вообще и детерминации психического, в том числе телеологическая точка зрения и индетерминизм.

Рассмотрим более подробно развитие различных видов детерминизма в психологии. Выделение всего двух вариантов детерминистических учений, очевид­но, не охватывает всего их многообразия. Кроме того, в таком делении детерминистических учений на меха­нистические и диалектико-материалистическое ска­залось свойственное марксизму противопоставление этой философии всем другим философским направле­ниям и очевидная претензия на истину в последней инстанции.

Вариантов детерминистических учений в истории науки было гораздо больше. М. Г. Ярошевский (1976) показывает, что в истории наук о душе было пять основных вариантов учений о детерминации психиче­ского. Предмеханистический детерминизм был наибо­лее распространен в античной науке (Эмпедокл, Демо­крит, Гиппократ, многие врачи и ученые Древнего Востока). Наиболее значительными достижениями предмеханистического детерминизма были: 1) пред­ставления об ощущениях как результатах прямого кон­такта органов чувств с внешними объектами и 2) уче­ние о темпераменте как результате преобладания в организме одной из четырех жидкостей.

К. Поппер (1983) утверждал, что механистические представления о детерминации, ставшие неотъемле­мой частью классической научной рациональности, впервые были сформулировали Юмом. Нередко воз­никновение механистического детерминизма связы­вают с именем французского астронома и математика П. Лапласа (1749—1827). Однако М. Г. Ярошевский называет Декарта основоположником механистиче­ского детерминизма и выделяет в истории механи­стического детерминизма несколько фаз. Первая — собственно картезианство — характеризуется тем, что свойства души выводятся из свойств материальной системы. Вторая фаза относится к эпохе французско­го Просветительства (XVIII в.) и связана с именами Ламетри, Гольбаха, Гельвеция во Франции, Гартли — в Англии. По словам М. Г. Ярошевского, на смену Декартовой формуле «человек — полумашина» при­ходит формула «человек — машина», сформулиро­ванная Ламетри и вынесенная им в заглавие его глав­ного философского труда.

Следует отметить, что представители механисти­ческого детерминизма той поры находили прообра­зы своих теоретических моделей среди технических устройств того времени. Для Декарта таким прооб­разом стали фонтаны в Фонтенбло, украшенные ме­таллическими фигурами людей, приводимыми в движение струями воды. Для представителей меха­нистического детерминизма эпохи французского Просветительства таким прообразом стали завод­ные игрушки-автоматы, расцвет которых пришелся на ХVIIIв.

Постепенно причинные объяснения приобретают организмический оттенок. Под влиянием успехов ес­тествознания в первой половине XIX в. распростра­няются новые объяснительные модели (рефлектор­ная дуга, закон специфических энергий органов чувств). Заключительной фазой в развитии механи­стического детерминизма стали 60-е гг. XIX в., когда вульгарно-материалистическая трактовка успехов ес­тествознания породила представление о психофизи­ческом параллелизме (Л. Бюхнер, Я. Молешотт, К. Фохт, в России — Д. И. Писарев).

На смену механистическому детерминизму, по М. Г. Ярошевскому, приходит биологическийдетерминизм. Представители биологического детерминизма сформу­лировали ряд принципов, впоследствии перешедших в психологию, — гомеостаз или саморегулирующийся характер жизнедеятельности живых организмов (К. Бернар, У. Кеннон), эволюционный принцип (Ч. Дарвин). Принцип гомеостаза нашел в психологии широ­чайшее применение — от теории интеллекта Ж. Пиаже до психотерапевтической концепции Ф. Перлза. Эво­люционный принцип стал основополагающим в под­ходе к изучению интеллекта начиная с времен Ф. Галь-тона вплоть до конца 60-х гг. XX в.

Биологические основы для биопсихическогодетер­минизма были заложены еще в работах И. М. Сечено­ва. Теориями, где приняты за основу подобные де­терминистические представления, М. Г. Ярошевский называет психоанализ, гештальтпсихологию и бихевиоризм. В основе данных теорий лежат объяс­нения либо по принципу гомеостаза, либо физиче­ские принципы энергии и поля. Все три теории кри­тикуются как попытки «покончить» с сознанием, что справедливо лишь по отношению к бихевио­ризму.

Социопсихический детерминизм, по М. Г. Ярошевскому, существует в психологии параллельно с биопсихическим и, так или иначе, признает социаль­ную детерминацию психики человека. М. Г. Ярошевский называет три варианта социопсихического де­терминизма:

1) учения о «коллективных представлениях» (Э. Дюрк-гейм, по-своему К. Г. Юнг);

2) учения о порождении актов сознания в социаль­ном процессе, понятом как взаимодействие инди­видов (П. Жане, Дж. Г. Мид);

3) учения об общественно-исторической природе психики, формирующейся в предметной деятель­ности (культурно - историческая школа и деятельностный подход в отечественной психологии).

Итак, предложенная М. Г. Ярошевским типология видов детерминизма гораздо полнее, чем традиционная дихотомия «механистический — диалектико-материа­листический детерминизм». Она позволяет более точно идентифицировать детерминистические пред­ставления, лежащие в основе психологических теорий. Следует отметить, что для современной науки ха­рактерен коренной пересмотр принципа детерминиз­ма. Механистические представления о детерминации не просто критикуются как ошибочные, но получают этическую оценку как безнравственные. Характерна точка зрения Г. Бейтсона, который писал, что «ошиб­ки возникают всегда, когда альтернативная каузальная цепь является частью большей или меньшей структу­ры или системы петель (причинно-следственных свя­зей. — Д. Л.)» Убедительно показывая, что поиск ли­нейных детерминаций — типичная ошибка сознания, лишенного поддержки бессознательного, Г. Бейтсон высказывает глубоко гуманную и во всяком случае за­служивающую внимания мысль о том, что упование на «чистый разум» приводит к экологическим бедст­виям и моральной деградации; «сознание, не имею­щее поддержки, всегда должно тяготеть к ненависти, и не только потому, что уничтожить "того парня" — весьма здравая мысль, но и по более глубоким причи­нам. Видя только дуги петель, индивидуум постоянно удивляется и неизбежно озлобляется, когда его тупо­умные деяния возвращаются к нему как бедствия» (Бейтсон, 2000. С. 177). Близкую точку зрения выска­зывает и В. П. Зинченко, говоря о принципе детерми­низма как лишающем человека свободы.

Еще дальше от классического детерминизма ухо­дят представления современных общеметодологиче­ских подходов — концепции автопоэзиса, синергети­ки, теории диссипативных структур. Среди них осо­бенно интересно представление И. Пригожина о том, что в процессе развития нестабильные системы до­стигают определенных пунктов, когда очень незна­чительное по количественным характеристикам воз­действие в точках бифуркации, где нестабильная сис­тема совершает выбор между несколькими путями развития, достаточно для совершения выбора. По словам И. Пригожина, «идея нестабильности не только в каком-то смысле теоретически потеснила детерминизм, она, кроме того, позволила включить в поле зрения естествознания человеческую дея­тельность, дав, таким образом, возможность более полно включить человека в природу» (Пригожий, 1991. С. 52).

Теория И. Пригожина нуждается в конкретиза­ции применительно к психологии. Однако вначале внесем терминологическую ясность — детерминизмлишает человека свободы, но проблема детерминациидеятельности человека остается актуальной. Заме­тим также, что проблема детерминации обсуждалась в нашей психологии лишь с одной стороны. Было немало написано о принципе детерминизма. Гораз­до меньше говорилось о том, что в зарубежной пси­хологии проблема обсуждается в ином смысловом контексте, а именно как проблема детерминации и свободы воли. Обратим внимание на эту антино­мию. Соотношение между детерминированностью и свободой воли обсуждалось многими создателями теорий личности. Достаточно вспомнить имена А. Маслоу, К. Роджерса, Дж. Келли, Л. Фестингера. В нашей психологии эта проблематика начала изу­чаться Л. И. Божович и ее сотрудниками: М. С. Неймарк, Е. И. Савонько, Т. И. Юферевой и др. Основой для свободного действия, по Л. И. Божович, являет­ся внутренняя позиция, в которой выступают в единстве мотивационный, эмоциональный и реф­лексивный компоненты.

В работах В. П. Зинченко проблема детермина­ции — свободы воли — рассматривается на основе философской традиции, восходящей к Декарту. В структуре деятельности местом для порождения свободного действия является остановка, зазор в непрерывном потоке опыта. Работа сознания начинается в зазоре непрерывного опыта, и условием выхода и нахождения в этом зазоре является избы­точное, по сравнению с требованиями ситуации, напряжение душевных сил. Однако только оно и является условием освобождения. Взглянуть на себя в мире с некоторой фиксированной точки на­пряжения (термин М. К. Мамардашвили) — значит создать внутренние условия для свободного дейст­вия. Микроструктурный анализ деятельности (Гордеева, 1982) показал, что при исполнении действия возникает рефлексивная задача, решая которую, субъект вносит изменения в исполнение действия. Аналогично в ситуации нравственного выбора че­ловек за счет избыточного напряжения душевных сил осуществляет рефлексию своей жизненной си­туации, выбирая свой путь в соответствии с собст­венными нравственными убеждениями.


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1872. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.023 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7