Студопедия — Лекция 5. Волжская Булгария и Половецкая (Кыпчакская) степь
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лекция 5. Волжская Булгария и Половецкая (Кыпчакская) степь






 

1. Волжская Булгария (IX-XIII вв.)

В раннем средневековье обитатели Поволжья – булгары и степные буртасы – являлись врагами прикаспийских хазар и были покорены тюркскими кочевыми племенами в VII в. В династическом противостоянии тюрок, в котором одна часть опиралась на хазар, а другая – на булгар, победила группировка в союзе с хазарами. В результате поражения степные булгары были вынуждены бежать на Среднюю Волгу, где неподалеку от места впадения Камы в Волгу основали город Великий Булгар. Другая часть булгар под предводительством Аспарух-хана ушла на Дунай и, смешавшись с южными славянами, положила начало новому народу – современным дунайским болгарам.

Булгары постепенно вытеснили или завоевали местные тюрко- и финно-угроязычные племена. Позднее в состав населения Волжской Булгарии вошли отдельные группы огузо-печенежских и кипчакских племён, а также соседних народов (буртасы, маджары, мурома и др.). В процессе формирования государства наиболее сильным оказалось этнополитическое объединение (союз племён) булгар во главе с правителем Алмушем. Противостояние с Хазарским Каганатом вынудило волжских булгар обратиться к Арабскому Халифату за поддержкой и принять ислам.

Просьба болгарского правителя была удовлетворена: из Багдада через Среднюю Азию в 922 году прибыло к болгарам посольство во главе с послом Сусаном ар-Расси и секретарем посольства Ахмедом ибн-Фадланом. Именно Ибн-Фадлан, который фактически выполнял основную миссию посольства, написал потом, уже после возвращения в Багдад, путевые заметки под названием “Записка”. Посольство прибыло в страну древних болгар 12 мухаррема 310 года по хиджри, что соответствует 12 мая 922 года по нашему летосчислению. Булгарским царем Алмушем (как главу государства Ибн-Фадлан называет его “малик”, что в переводе с арабского означает царь) был устроен торжественный прием посольства. Арабы преподнесли ему дорогие подарки и знамя халифата – символ покровительства халифа. Через несколько дней, в пятницу, было проведено торжественное богослужение: произнесли хутбу. Через два месяца, собрав всеболгарский съезд, Алмуш при тех же багдадских послах всенародно закрепил официальное принятие ислама.

Таким образом, принятие ислама в качестве государственной религии явилось завершающим этапом объединения разрозненных болгарских и родственных племен и стало началом окончательного становления нового централизованного государства болгар на севере – Волжской Булгарии.

Разгром Хазарского каганата привёл к образованию единого Булгарского государства. Наряду с тюркскими племенами, пришедших в Поволжье из Приазовских степей, в формировании Волжско-Камской Булгарии участвовали многочисленные финно-угорские племена.

Зона активного влияния Волжско-Камской Булгарии имела довольно обширную территорию. К концу XII в. ее северная часть доходила до реки Казанки, восточная - рек Яик и Белая, южная - Жигулей, западная охватывала правобережье Волги, простираясь до рек Суры и Оки. «Достоверно установлено, - отмечает Ф. Ш. Хузин - что юго-восточные районы соседней Чувашии, связанные с бассейном Свияги, также были заселены древними булгарами... Булгарские памятники количеством около 70, открытые в Пензенской области, убеждают нас в том, что река Сура действительно служила западной границей государства»

Столицей государства до середины XII в. был город Болгар, расположенный на левом берегу Волги, а во второй половине XII - начале XIII в. - город Биляр. Кроме того, имелись другие города - Сувар на реке Утке, Ошель на правобережье Волги, Джукетау (Жукотин) на левобережье Камы, Нохрат на реке Актае, Керменчук, Tухчин и др

Археологические раскопки дают подтверждение существования в Волжско-Камской Булгарии крупного землевладения и развитой сети торговых дорог, связующих Восточную Европу с Поволжьем и Востоком. Уже в X в. арабские летописцы упоминают о торговле Булгара с Арабским Халифатом, Русью, Византией, странами Закавказья.

Города Булгара к этому периоду превратились в крупные торговые и ремесленные центры.

Основным видом хозяйства волжских булгар было пашенное земледелие. Землю обрабатывали железным плугом (сабан) и сохой с железным сошником. Выращивали пшеницу, ячмень, просо, чечевицу.

Хлеб убирали серпами, которые были найдены в ходе археологических раскопок. При изучении отдельных городов и поселений открыты многочисленные зерновые ямы, обшитые дубовыми досками. Зерно хранили также в больших глиняных горшках, называемых хумами.

Важной отраслью хозяйства было скотоводство, тесно связанное с земледелием. Разводили лошадей, коров, овец и коз.

Занимались булгары охотой, добывая в лесах пушных зверей, также рыболовством и бортничеством. В волжских и камских водах, в их многочисленных притоках и прилегающих озерах было много рыбы, а в лесах — меда диких пчел. Часть этой продукции также отправлялась на продажу в другие страны.

В Волжской Булгарии были широко развиты строительное дело и ремесло. С окончательным переходом к оседлому образу жизни и ростом городов стала развиваться архитектура, наладилось строительное дело.

Довольно высокого уровня в Волжской Булгарии достигала металлургия, а также обработка железа. По преданиям, печи по выплавке железа находились в глубине территории страны и тщательно охранялись; чужестранцев туда не пускали. Из железа делали многочисленные орудия труда и предметы быта: топоры, пилы, молоты, косы, серпы и многое другое. Особую категорию кузнецов составляли оружейники, которые изготовляли почти все виды необходимого для войска оружия и снаряжения. Часто оружие поставлялось на внешний рынок.

Медный и костяной промыслы, кожевенное дело, гончарное производство, прядение и ткачество, резьба по камню — в каждом из этих ремесел булгарские мастера достигли высокого уровня.

Широкой известностью пользовались изделия золотых и серебряных дел мастеров. В X веке в двух больших городах Булгаре и Суваре чеканились серебряные монеты от имени булгарских эмиров - правителей. Важное место в жизни булгарского общества занимало военное дело. Вокруг городов строились оборонительные укрепления в виде высоких земляных валов и глубоких рвов. По валу шла двухрядная дубовая стена с высокими сторожевыми башнями.

На высоких берегах Волги и Камы, на пограничных рубежах и на пересечении караванных дорог располагались военные крепости — форпосты. В пограничных районах и вблизи крупных городов воздвигались дополнительные укрепления — длинные валы и рвы протяженностью порой до десяти километров.

Под влиянием Волжской Булгарии находились местные племена финно-угорской языковой группы, а также некоторые соседние тюрко-язычные племена. В первую очередь это маджары, жившие восточнее Волжской Булгарии. В таких же отношениях с волжскими булгарами находились и племена йура. Русские летописи называли их югра или угра. Жили они на далеком северо-востоке, примерно в трех месяцах пути от Булгарии. Торговля с ними носила меновый характер. Торговлю с вису и йура нередко называли еще немой. Это потому, что северные лесные люди из-за боязни перед иностранными купцами не сходились с ними лично, не общались, а торговали «на расстоянии». Из Булгара экспортируется хлеб, ремесленные изделия, меха, рыба, рабы и др.

Еще до принятия ислама волжские булгары имели богатую письменность, основывавшуюся на древнетюркских рунах енисейско-орхонского типа. Письменность развивалась и распространялась как средство эффективно содействовать экономике (торговля) и политике.

С принятием ислама руническую письменность сменила арабская, в основном двух видов каллиграфии — «куфи» и «тулут». Примерно с X века была введена в употребление бумага, пришедшая из Хорезма.

Ислам стал ядром, вокруг которого развивалась вся духовная и культурная жизнь Волжской Булгарии. Арабская письменность была не только средством распространения новой религии, но и ключом к знаниям, открывающим дверь в богатейшее культурное наследство мусульманского Востока.

В свою очередь арабская письменность явилась средством этнокультурной консолидации булгарского общества. Примерно к XII веку сложился литературный булгарский язык, способствовавший постепенному стиранию межплеменных языковых различий.

Установившиеся тесные культурные связи с арабским миром способствовали развитию у булгар просвещения, научных знаний и литературы. На арабского ученого аль-Гарнати, посетившего Волжскую Булгарию в 1135 году, большое впечатление произвел труд местного историка Йакуба ибн-Ногмана «История Булгарии», написанный в 1112 году. К сожалению, этот труд до нас не дошел. Известно, что Йакуб ибн-Ногман был кадием (судьей) Булгара.

Другой булгарский ученый, Бурханеддин ибн-Юсуф, прославился своими трудами по риторике, медицине и богословию. Известностью пользовались также ученые богословы (улемы) Хами ибн-Идрис, Ахмед аль-Булгари, Мухаммед Садри ибн-Аладдин, Хасан ибн-Омар и другие.

В Волжской Булгарии развиваются художественная литература и устное поэтическое творчество. Через арабскую письменность булгарское общество знакомится с произведениями литературы других тюркоязычных стран. История сохранила имя только одного булгарского поэта того времени — Кул Гали, который написал поэму на коранический сюжет - «Кыйсса-и-Юсуф» («Поэма о Юсуфе»), в которой воспевается прекрасная любовь Зулейхи и Юсуфа. Хотя события, легшие в основу этой поэмы, происходят в далеком Египте, ее содержание и пафос были понятны и близки булгарам, как позднее и всем татарам.

Поэма «Кыйсса-и-Юсуф» представляет огромный историко-культурный интерес в качестве выдающегося памятника духовной культуры булгарского общества XIII века. За последнее столетие она издавалась в Казани около 80 раз.

Ближайшими соседями Булгара на западе были русские города-княжества Суздаль, Углич, Муром, которые с переменным успехом вступали в единоборство с булгарами. В русских летописях рассказывается о неудачном походе киевского князя Владимира с ратью на Великий Булгар (ок. 985). К XII в. походы русских князей на Булгар участились – в 1120, 1164, 1172, 1183, 1186, 1220 годах. Взаимоотношения Волжской Булгарии с русскими княжествами в первые десятилетия XIII века продолжали оставаться сложными, неустойчивыми. В 1209 и 1218 годах булгары предприняли военные походы на Рязань и Устюг. В 1220 году состоялся поход князя Святослава на булгарский город Ошель.

Только в 1221 году было достигнуто перемирие, а в 1229 году удалось заключить мирный договор, в соответствии с которым был проведен обмен пленными, а купцам обеих сторон разрешалось свободно торговать с обязательной уплатой государственной пошлины. К этому еще добавим, что в том же году Волжская Булгария оказала русским княжествам, страдавшим от очередного неурожая, помощь хлебом.

На юге и востоке соседями булгар с XI века стали кыпчаки, с которыми складывались достаточно противоречивые отношения. В начале XII в. булгары отразили ряд походов кипчаков (в 1113 был убит кипчакский хан Аепа). Во 2-й пол. XII в. йемеки совершили нападения на Саксин и Волжскую Булгарию; пользуясь междоусобицей, они во главе с булгарским князем напали в 1183 на Биляр.

Вслед за описанными событиями противостояния Волжско-Камской Булгарии и русских княжеств в XII – первой половине XIII вв., на Булгар обрушилось новое бедствие – монголо-татарское нашествие орд Чингисхана. На протяжении первого десятилетия (1223–1232) булгары оказали сопротивление монгольским агрессорам, что высоко характеризует военную подготовку феодального войска булгар во главе с княжеской дружиной. Только в 1236 монголо-татарам под предводительством хана Батыя удалось сломить сопротивление защитников города и захватить хорошо укрепленную крепость Биляр. Вслед за этим вся Волжско-Камская Булгария была покорена и разорена. Территория некогда могущественного средневекового государства на Волге была включена в состав нового огромного государственного объединения монголо-татар – Золотой Орды, при этом город Булгар стал первой столицей этого государства.

 

2. Кыпчаки

В IX—Х вв. половцы (кипчаки, как именовали их восточные авторы) кочевали в степях Прииртышья и Восточного Казахстана. В начале XI в. они появились в Поволжье, а в середине XI в. подкочевали уже к границам Руси. С конца 50-х годов XI в. летопись пестрит записями о грабительских походах половцев на русские пограничные княжества. Половцы не ограничивались грабежом русских окраин. Они уходили из восточноевропейских степей далеко на юго-запад: в Болгарию, Венгрию, Византию. Особенно прославились в походах XI в. два половецких военачальника — ханы Боняк и Тугоркан. Из византийских походов половцы привозили огромные богатства, получаемые в виде откупов, а чаще — в результате обычных грабежей городов и населения степей. Уже тогда они стали активными участниками русских междоусобиц, выступая на стороне то одного, то другого русского князя. Неоднократно воевали они на стороне русских в борьбе с соседними государствами — Венгрией, Польшей и др. Совместные походы были так выгодны половцам, что даже рьяный враг Руси хан Боняк соглашался иногда на военный союз с русскими князьями. Так, в 1097 г. он воевал вместе с князем Давыдом против Галицкой земли, на стороне которой были венгерские отряды.

В 1095 г. Тугоркан и Боняк последний раз ходили «на греки». На этот раз они шли на Византию с претендентом на императорский престол Романом Диогеном. Половцы были наголову разбиты, а Роман Диоген схвачен и ослеплен. Вернувшись в степи, половцы сделали попытку организовать большой поход на русские княжества, но и здесь потерпели поражение, причем в бою был убит Тугоркан.

В этот период половцы находились на первой стадии кочевания. Постоянные их передвижения по степи делали половцев практически неуловимыми. В течение всего XI в. русским не удалось организовать ни одного похода в глубь степи. Однако к концу XI в. жизнь в степях несколько стабилизировалась. Можно уверенно говорить о формировании в то время нескольких рыхлых объединений — орд, владевших определенными территориями, разделенными внутри на более или менее устойчивые кочевья с определенными стойбищами и путями перекочевок. Во главе одного из них — Приднепровского стояли Боняк и Тугоркан. Ордами на Нижнем Днепре, в так называемом Лукоморье, правил Урусоба, а в Подонье утвердился у власти род Шарукана.

По-видимому, к началу XII в. особой опасности объединение Боняка и Тугоркана для Руси уже не представляло. Именно поэтому русские нанесли первый удар половцам, кочевавшим в низовьях Днепра. Случилось это в апреле 1103 г. Очевидно, половцы подкочевали весной к берегу моря для проведения весенней путины. Орды были ослаблены и малоподвижны после тяжелой зимы: скот только начал выгуливаться и плодиться. Все это прекрасно учитывали организаторы русского похода Владимир и его союзники. Опасность положения видел старый и опытный хан Урусоба. На съезде аристократов, состоявшемся сразу же как половцы узнали о продвижении русских войск в степь, он говорил: «просим мира в Руси, яко крепко ся имуть бити с нами», а «уныие» — молодые аристократы, привыкшие к легким победам и грабежам сел на русском пограничье, отвечали ему: «аще ся ти боиши Руси, но мы ся не боим...» (ПСРЛ. II. Стб. 253—255). После полного уничтожения передового отряда под руководством хана Алтунопы половцы всеми силами двинулись на русских и были впервые на собственной земле разгромлены.

Все остальные походы русских князей, зафиксированные летописью, были направлены на наиболее экономически развитый район Половецкой земли — бассейн Северского Донца. В декабре 1109 г. там было взято воеводой Владимира Мономаха 1000 веж, в марте 1111 г.— огромный полон и два половецких города — Шарукань и Сугров. В 1116 г. два молодых русских княжича снова взяли оба эти города и еще один — Балин. Походы Владимира Мономаха заставили половцев откочевать на восток: «за Дон, за Волгу, за Яик и на юг — в Прикавказские степи. Много разбитых, разрозненных орд ушло на запад — в Болгарию, Венгрию, Византию.

Там они получили пограничные степные участки земли и нa правах вассалов активно участвовали в войнах и внутриполитических смутах этих стран.

В восточноевропейских степях появились отдельные группы половцев, называемые в русской летописи «дикими», т. е., видимо, оторванными от старых, хорошо известных на Руси орд. Эти половцы также охотно шли на любые совместные с Русью походы, их главари роднились с русскими князьями, отдавая за них своих дочерей. Обыкновенно их услугами пользовались князья Черниговского княжества. Впрочем, и князь Владимиро-Суздальской земли Юрий Долгорукий имел в степи родственников, к которым обращался в случае необходимости за помощью.

Большая группа половцев, откочевавшая в Предкавказье, заключила военный союз и фактически стала в вассальные отношения с Грузией. Хан Атрак — глава этой орды (Отрок русских летописей) жил при дворе грузинского царя Давида и выдал за него свою дочь Гурандухт.

Оставшиеся в днепровских и донских степях половцы в первой половине XII в. были разделены на отдельные более или менее крупные орды. Названия некоторых из них сохранились в русской летописи: Токсобичи, Терьтробичи, Бурчевичи и др. Эти группировки были настолько устойчивыми, что остались в степях и после татаро-монгольского разгрома. Однако несмотря на крепость внутренних связей, ни одна из орд не могла противостоять русским полкам. Только в 50-х годах XII в. половцы отважились на два небольших набега на русское пограничье, закончившиеся неудачей для них: захваченный полон был отобран и сами с трудом ушли в степь от преследования русских дружинников. В течение всей первой половины XII в. половцы грабили русские земли только в составе войск того или иного русского князя.

В 1125 г. умер Владимир Мономах, и в донские степи из Грузии осмелился вернуться хан Атрак. Его сын Кончак, появившийся на исторической арене в начале 70-х годов XII в., стал ханом-объединителем половцев и в то же время ярым врагом Руси. В это десятилетие определились вновь возникшие в степях крупные объединения орд: Приднепровское, где главенствующее положение занимала орда Бурчевичей, Лукоморское, возглавленное ордой хана Кобяка, а позже (в конце XII в.) — объединения Тоглия, Крымское, Предкавказское и самое большое — Донское, возглавленное Кончаком. Это последнее объединение в конце XII в. сильно расширилось за счет присоединения к нему приднепровцев. Хан Кончак постоянно воевал с русскими князьями, грабил русское пограничье и окрестности великокняжеских городов — Чернигова, Переяславля и Киева. Особенно усилился он после знаменитой победы над новгород-северским князем Игорем Святославичем (1185 г.). Его сын и наследник Юрий Кончакович в начале XIII в. назван русским летописцем «больший всех половцев».

Половцы этого периода повсеместно перешли ко второй стадии кочевания — с постоянными зимниками и летниками. По своему составу эти союзы орд, несомненно, были полиэтничны, как и любые другие кочевнические сообщества такого типа. Помимо самих половцев — кыпчаков, в союзы входили остатки самых разных народов, обитавших на данной территории до прихода сюда кыпчаков. Это были аланы и болгары, печенеги и торки, полностью подчинившиеся кыпчакам. Характерно, что кыпчаки, имевшие, видимо, ярко выраженный южносибирский антропологический тип, очень быстро утратили его, растворившись в южнорусских степях в инородной массе.

Кыпчаки были только организующей политической основой новой общности. Они дали ей этническое имя, которое не было связано с первоначальным названием пришедших сюда в первой половине XI в. орд. Новое объединение получило тюркское название «куманы» (команы) или переведенные на славянский язык – «половцы», что означало «светло-желтые».

В степях получение нового этнонима для нового объединения не редкость. Так, акациры начали называться хазарами – кочевниками. Вошедшие в каганат народы отнюдь не теряли своих собственных наименований (болгары, савиры, аланы и пр.). Так случилось и с половецкой общностью — включенные в нее печенеги и торки кочевали по половецкой земле отдельными равноправными ордами, помнящими свое происхождение и даже сохраняющими кое-какие обычаи. Аланы на Северском Донце тоже отделялись от половцев и, судя по летописи, у них была даже своя религия — христианство. Тем не менее территория, занятая ими, называлась Половецкой землей, а восточные авторы, хорошо знавшие кыпчаков и факт их ухода на запад, именовали всю европейскую степь «Дешт-и-Кыпчак» (Половецкая степь).

С 1170-х кыпчаки снова стали совершать опустошительные набеги на Русь и нападать на торговые караваны, шедшие в Византию. В ответ русские князья предприняли новые походы в степь. В 1184 им удалось разбить половцев и взять в плен Кобяка. Однако поход новгород-северского князя Игоря Святославлича на Кончака в 1185 оказался неудачным, и в 1185–1186 хан напал на Киев и Черниговскую землю.

К середине 1190-х самостоятельные набеги кыпчаков на Русь прекратились, но ханы по-прежнему участвовали в усобицах русских князей. В 1203 Кончак в союзе с князем Рюриком Ростиславичем захватил и разграбил Киев.

В 1223, когда на северный Кавказ вторглись с юга монгольские отряды Джэбэ и Субэдея, кыпчаки отказались от союза с аланами и позволили монголам расправиться с ними, но затем сами были разбиты. После этого хан Котян, кочевавший в причерноморских степях, обратился за помощью к русским князьям, однако в битве при Калке русско-половецкое войско потерпело поражение. В 1239, разбитый в астраханских степях войском монгольского Бату-хана (в русских летописях – Батыя), Котян вместе с 40 тыс. кыпчаками бежал в Венгрию, что спровоцировало поход монголов против этой страны. Хан Котян был убит венгерской знатью, часть половцев нашла убежище на Балканах. Но подавляющее большинство кыпчаков вошло в состав Золотой Орды. Они ассимилировали монгольских пришельцев и передали им свой язык. После XIV в. кыпчаки вошли в состав татар, казахов, башкир, карачаевцев, кумыков и др. народов.

 

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 795. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия