ШАГ 7. СВЯТОГОР
Странно и, на первый взгляд, совершенно необъяснимо отношение моих современников к такому огромному культурному пласту наших предков, как древнерусские легенды, мифы, былины и сказки. Эти носители народной мудрости и бесценной информации практически не рассматриваются как источники исторические. Например, древнегреческие мифы или библейские рассказы серьёзно изучаются, приводятся исторические параллели событий, определяется их география. К древнерусским устным или письменным источникам, созданным на не требующем перевода родном русском языке нашими праотцами и прадедами, которые сохранили для нас, пусть в зашифрованном виде, древнейшую информацию, сохраняется отношение как к детским побасенкам и страшилкам. Стыдно и непростительно глупо отказываться от наставлений и сказанных слов своих РОДителей. Необходимо всячески изучать, исследовать и пропагандировать то, что по крупицам собрано подвижниками-фольклористами. «В фольклоре нет ни слова вымысла... Есть то, что исказилось, а мы его в результате неправильно исТОЛКова-ли», - учил известный марийский фольклорист Виталий Александрович Акцорин. Неужели мы настолько бес- ТОЛКовые, чтобы не увидеть в былинах и сказках красоту русского слова, попытку древних донести через это слово историю и трагедию тех стародавних времён. Стоит только встать на позиции того, что перед нами бесценные первоисточники определённых знаний, созданные живым неустаревающим языком, и перед нами откроются удивительные, наполненные энергией и эмоциями, рассказы и «преданья старины глубокой». Может, исследователи считают древнего рассказчика выдумщиком и шарлатаном, который хочет запутать и обмануть будущие поколения? Нелогично и глупо. Не верить своим предкам, своему народу - значит быть человеком пришлым и случайным. Таким людям действительно лучше не доверять. Сегодня находятся подвижники, которые пытаются сохранить и воссоздать древнее народное устное творчество. Их немало. Давайте, например, вспомним имя Александра Игоревича Асова, литературоведа, члена Союза писателей России. Благодаря его энергии за последние годы вышла целая серия книг по дохристианской ведославной истории Руси, опубликованы своды древних преданий наших предков. Именно эти книги мне напомнили те сказки и легенды, которые я слышал в детстве от бабушки. Уже в то время её рассказы запали в душу, как что-то таинственное и живое, создали в ней загадочный и мудрый образ нашего древнего народа. Видимо, пришло время «собирать камни». Давайте присмотримся к самому интересному и трагическому, на мой взгляд, персонажу древнерусских легенд - Святогору. Исследователи русского эпоса уже давно обратили внимание на то, что былинные герои как бы делятся на старших и младших богатырей. К богатырям «младшего типа» относятся знаменитые Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и многие-многие другие сказочные богатыри Руси. Все они служат князьям, защищают Русь от её «поганых» (людей другой веры) врагов. Их можно привязать к определённому времени и месту, все они имеют реальных прототипов. Взять хотя бы Илью Муромца. Мы знаем про него очень многое. Родился в селе Карачарове, недалеко от Мурома, тридцать лет лежал на печи, затем, почувствовав свою силу, поступил на службу к князю Владимиру в Киев. Участвуя в битвах и походах, совершил множество подвигов. Есть предположение, что, состарившись, он принял постриг, стал монахом и затем был причислен к лику святых. Его мощи покоятся в Ближних пещерах Киево-Печёрской лавры. То есть младшие богатыри - это практически наши современники, память о которых хорошо сохранена. Но кто такие богатыри «старшего типа», самым известным представителем которого является Святогор? Из какой неизвестной истории Руси вырисовывается его могучий контур? В какое «доисторическое» время он жил? И где? Эти вопросы далеко не праздные. Задумавшись о них, мы задумаемся о самом загадочном и таинственном периоде истории нашей страны, мы задумаемся о её судьбе. Ответив на эти вопросы, мы, наконец, прозреем и увидим - кто мы и зачем мы, поймём какие мы. Образ Святогора волновал многих передовых просвещённых людей XIX века. В то время наблюдался небывалый подъём интереса к русскому народному эпосу и фольклору, а через них к древнейшей истории Руси, потому что фольклоризированная история есть реальная история, только в особой, народной, её трактовке. «Образ этого огромного богатыря, которого обременила, одолела собственная сила, так что он стал неподвижен, - весьма значителен. Очевидно, что он выходит вне разряда богатырей, к которому принадлежит Илья Муромец. Это богатырь-стихия. Нельзя не заметить в наших песнях следов предшествующей эпохи, эпохи титанической или космогонической, где сила, получая очертания человеческого образа, ещё остаётся - силою мировою», - писал о Святогоре известный русский публицист, поэт, литературный критик, историк и лингвист Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860). Главное отличие, и это подчёркивают все исследователи русского эпоса, между богатырями «старшего и младшего типа» - масштаб, уровень, порядок. Можно сказать, что Святогор со своими «несовременными» качествами: великодушный великан, даже не вступающий в схватку с нападающими (иногда во время его сна) на него противниками, а терпеливо сносящий удары, называя их укусами мух, безгранично доверяющий своему побратиму-напарнику и, главное, выполняющий тяжёлую серьёзную миссию - охрану Столпа, таинственного центра, на котором держится Земля, Мир - это образ самой Древней Руси. Это её масштаб, это её характер! Богатыри «младшего типа» - воины служащие власти, не только силой, но часто и хитростью, обманом, достигающие своих целей - образ новой страны - России, страны, потерявшей (и теряющей) свой размах, свои масштабы, свою идею. Возвращаясь к личности Святогора, приведу высказывание известного русского историка, литературоведа и исследователя фольклора Александра Николаевича Афанасьева (1826-1871): «Если бы даже мы не имели никаких иных данных, кроме поэтического сказания о Святогоре, то одно это сказание служило бы неопровержимым доказательством, что и славяне, наравне с другими родственными народами, знали горных великанов. В колоссальном, типическом образе Святогора ясны черты глубочайшей древности. Имя его указывает не только на связь с горами, но и на священный характер последних...» К счастью, такие данные есть. Помимо обрывочных былин и сказок о древнем великане существует, например, изданный А. И. Асовым достаточно подробный цикл преданий о Святогоре («Свято-Русские Веды. Книга Коляды». М, издательство ФАИР, 2007). Здесь собраны песенные былины, которые рассказывают о рождении, жизни и гибели горного царя Святогора. Сюжеты этих былин удивительны. Святогор представлен в них как мудрый и могучий сын самого Рода (по другой версии Вия). Он исполняет важный договор - объезжает дозором Великий Столп, «дабы Небо на нём держалось, и Вселенная укреплялась». При всей своей божественной родословной (богом, кстати, Святогора былины не называют, зато это название охотно себе берут более молодые герои былин, например, Велес) великан имеет сложную, человеческую, личную судьбу. В конечном счёте, он находит свою суженую - красавицу Плеяну (по другой версии Параскею) и рождает семь дочерей - Плеяд (будущих звёзд созвездия Плеяд). Одну из своих дочерей, Мерю, он выдаёт замуж за Вана, незаконнорожденного, а потому смертного, сына Семаргла (Велеса) и соблазнённой им Деваны (по другой версии Дивы). Именно вокруг семьи Святогора разворачиваются все трагические события, приведшие к его гибели, гибели людей, гибели городов и поселений, гибели той, забытой ныне, Руси. Из хитросплетений судеб героев русских былин, реальных и исторических, разлетелись по свету мифы и легенды, предания и рассказы многих народов. Самые известные из них сегодня, пожалуй, мифы и предания Древней Греции, Древнего Египта, библейские рассказы. Попробуем сравнить их героев с героями русского эпоса. Святогор объезжает дозором Столп, который соединяет (или разделяет) три мира — подземный, наземный и небесный, или, другими словами, охраняет, держит Землю, Мир. Напомню, что греческий Атлант тоже держит на своих плечах Землю. Святогор является создателем сказочного яблоневого сада, который стал называться «Ирий». Атлант также охраняет яблочный сад. Атлант является великаном, гигантом. Святогор - исполин-гора. Тем самым Атлант практически полностью тождественен русскому Святогору (от имени Атлант названа страна Атлантида). «И Атлант, и Святогор - сказочные, вымышленные герои», - скажете вы. Возможно. Но тогда и Библия - полный вымысел. Откроем её (Бытие 6, стих 4): «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные (не отсюда ли название - «славяне»?) люди» (Библия, Российское библейское общество, М, 2008). Теперь откроем книгу «Легенды и предания Волги- реки», (В. Н. Морохин, Нижний Новгород, издательство «Книги», 2002). Вот как звучит легенда о Пановых горах: «Городец стоит на горах. Горы здесь необычные: они не по правому, а по левому берегу Волги идут. Вот одни горы называются Пановы. До русских тут другой народ жил, а какой - неизвестно. У нас их называли паны. Они были великаны, сильные. И тут они все умерли, на берегу Волги схоронены. Кости у них огромные, видно их иной раз, как бугор подмоет...» Конечно, этой информации ничтожно мало и она спорна, но факт, что она есть! Вернёмся в Древнюю Грецию. Имя Атлант, которое дали Святогору древние греки, не единственное его имя. В мифе о Персее, например, Святогор появляется под видом страшного морского чудовища - КРАкена. В этом имени прослеживается его происхождение от реки древности - Ра. В русских былинах со Святогором тоже не так всё просто. В одной из них он предстоит в образе страшного зверя - Медведь-Горы. В любом случае основной мотив преданий - гибель непобедимой силы, будь то Святогор, Кракен или Медведь-Гора, страдания и смерть оставшихся без её защиты людей, многочисленные разрушения, связанные с потопом, и запланированное спасение, бегство на корабле оставшихся в живых героев. Чтобы более точно расшифровать мифы про Святогора и сориентировать их географически необходимо посетить Древний Египет. Здесь существует миф о борьбе двух богов: Сета и Гора. Имя египетского Гора полностью совпадает с русским Святогором, так как «свято» — это лишь приставка, данная Святогору людьми за его дела. Во время сражения Сет выбил у Гора его око, а в русских былинах у Святогора потекли кровавые слёзы (в греческих легендах об Одиссее, последний выколол глаз циклопу Полифему, после чего поспешил ретироваться на корабле). Причём, согласно древнеегипетским представлениям глаз Гора нёс огромное символическое значение и имел название «Уаджет» или «Око Ра» (рис. 2). Это название перекликается с названием водоёма, которое мы изучали в главе «Океан». Что произойдёт с человеческим глазом, если его проткнуть? Он вытечет. Так же вытечет любая запруда, любое водохранилище, если разрушить или повредить удерживающую его плотину.
Древнеегипетские легенды о борьбе Сета с Гором говорят о событии, которое повлекло за собой гибель древнего «Озера-Океана», располагавшегося когда-то, как уже говорилось выше, в самом центре европейской части современной России! Всё, что сегодня осталось от вытекшего «Ока Гора» - река Ока. Древнеегипетский символ «Уаджет» не имеет строго определённого канонизированного рисунка, но, несмотря на это, несёт в себе достаточно точный географический смысл. Давайте присмотримся к нему. Бровь - современная река Клязьма или, в древности, участок эстуария реки Ра (Русского моря). Сам глаз - древнее озеро Океан, сейчас, по большей мере, Мещерская низменность. Между бровью и глазом - Мещерские горы. Зрачок - полуостров, образованный поднятой над уровнем озера частью Окско-Цнинского вала, сейчас возвышенность, которая называется Касимовским опольем. Крайняя правая, чем-то напоминающая лезвие ножа, часть, называемая в Древнем Египте «знак сокола» - широкий разлив при впадении в озеро двух рек: Цны и Мокши. И, наконец, длинная загнутая линия снизу глаза, называвшаяся в Древнем Египте «каплей слезы» — это когда-то впадавшая в древний водоём современная река Проня (рис. 1а). Продолжим поиск географических подсказок о местожительстве Святогора. Сказочный легендарный народ паны ведут свой род от Пана, младшего сына Вия (напомню, что по некоторым версиям Святогор является одним из сыновей Вия). Место, где они жили, до сих пор называют Пановы горы - это горы, на которых стоит современный город Городец Нижегородской области. Легенда об этом же народе записана Александром Гациским во второй части его работы «На Сундовике, в Жарах и на «Сити, на реце». Здесь он приводит рассказ жителя деревни Бабье Балахнинского уезда: «... у нас есть на Рыловой горе клад, ещё когда паны воевали, и тут они похоронены, с ними оружие разное, и посуда всякая серебряная и золотая и денег много...» Описанное краеведом место находится на противоположном (правобережном) высоком очелье Волги ниже Городца. Речка Смородина, разделяющая Светлое и Тёмное царства, течёт под Ра-рекой (читай Волгой). Народ меря, который, согласно устной русской традиции ведёт свой род от дочери Святогора Мери, жил на территории современных Владимирской, Ивановской, Московской, Ярославской, Костромской и Нижегородской областей. Потомками мери сегодня являются марийцы. Этой информации, возможно, недостаточно, но она позволяет значительно сузить поиск Святогорова царства. Любая версия остаётся догадкой до тех пор, пока она осторожно строится на разных, значительных и незначительных, фактах. Но когда в предполагаемую форму версии факты начинают складываться с необычайной лёгкостью и гармонией - это уже открытие! Все основные события жизни и гибели Святогора территориально локализованы в пределах современных Нижегородской, Владимирской и Ярославской областях. А так как двойником Святогора является мифический Атлант, то и легендарная Атлантида находилась здесь же.
В это трудно поверить сразу, но разум, логика и, в какой-то степени, интуиция ведут к самым удивительным открытиям. Дело в том, что библейские рассказы о потопе, о Вавилонской башне, о смешении языков и так далее, не что иное, как несколько видоизменённые предания наших древних предков, озвученных в русских сказках. История первых людей начиналась здесь, на земле, по которой мы каждый день ходим и ездим, где рождаемся и любим, страдаем и тоскуем, надеемся и живём. Именно эта земля - сердце и душа, именно эта земля - дыхание, именно эта земля - колыбель человеческой цивилизации. Топонимические следы того времени встречаются здесь повсеместно. Например, что обозначает старое название города Городец - Радилов? Скорее всего, ранее его название звучало через «о» - РОДилов. Оно указывает на главного русского Бога-Создателя, Бога-Прародителя по имени РОД. Корень «РОД» образует такие значительные слова как «на-РОД» и «РОД-ина». Фото 34, сказочный вид Городецкой крепости
Теперь Городец (фото 33, 34). Это очень древний город. Достаточно того, что в нём жил такой былинный герой седой древности, как Вий (предположительно, отец Святогора). Поэтому город, в котором жил отец Гора, древние люди так и называли: «Гора отец (отец Гора)» или «Гор-од(т)ец». Получается, что город Городец-Радилов - родина первых, позднее обожествлённых русских правителей! Современная Городецкая земля - место первой встречи этих богов и людей! Здесь начиналась история наших предков, здесь начиналась история всего человечества! Приведу мудрые слова французского учёного Луи Шарпантье (из книги В. Н. Дёмина «Тайник Русского Севера»): «В очень древние времена, которые, впрочем, не были доисторическими (!), существовала поистине замечательная цивилизация, основы которой нам неизвестны. Её «интеллектуальная составляющая» исчезла, а до наших дней дошло лишь то, что интеллект успел «окультурить». Мы не можем осмыслить сохранившиеся материальные следы и склонны считать их симбиозом варварства и мышления примитивной эпохи. Нам трудно отрешиться от нашей нынешней формы мышления, чтобы понять другие, исчезнувшие, однако совершенно ясно: если бы не эта цивилизация, не было бы нашей, и мы до сих пор охотились на диких животных, а возможно, пожирали бы и своих собратьев». Вспомните слова А. Гациского о «доисторических народах» (глава Шаг 2). Однако по выводам французского учёного выходит, что не полулюди-полуобезьяны лазили по нашим нижегородским курганам, а наоборот, полулюди- полубоги строили необходимые для своих нужд сооружения, назначение которых нам сегодня не может быть понятно полностью. Но в кое в чём мы обязаны разобраться. Именно наша русская культура (в первую очередь - язык) таит в себе разгадки той непонятной, потерянной цивилизации. И именно «загадочная русская душа» способна настроиться на до сих пор живую и пульсирующую информационную волну сказок и преданий наших удивительных предков. Давайте, конечно, не без помощи фантазии, попробуем описать жизнь древнего богатыря Святогора, великана, мудреца, который первый отверг неравенство между людьми и богами, который стал первым царём справедливого и могучего государства, первым и последним в истории легитимным руководителем народа Земли. Итак, один из главных городов Святогора - Царьград. В нём жили люди (смертные) и правил первый в истории человечества царь - великан Святогор. Однажды он ушёл в свой обычный поход и не вернулся, а люди остались ждать его в веках. Знаете древнюю русскую поговорку: «Нельзя жить без царя в голове». Это про него. Так, подсознательно, и ждут мои соплеменники того настоящего Царя, принимая иногда за него проходимцев или вымышленных героев. Каждый год, в день весеннего равноденствия, Святогор провожал из своего любимого города солнце, которое горячим красным шаром касалось горизонта ещё замороженного моря, на секунды отбросив от самого уровня горизонта тень рукотворного столпа. Всё повторялось с астрономической точностью, начиналась весна, начинался новый год. Что бы при этом не происходило на Земле, какие бы катаклизмы и войны не свершались на ней, время шло своим чередом, не обращая внимания ни на богов, ни на людей. А значит, жизнь продолжится вечно, значит, всё повторится в бесконечном движении звёзд и планет. Из года в год, из месяца в месяц наблюдал Святогор за движением солнца на небосклоне, следил, когда приходит астрономическая весна - начало нового летнего земледельческого сезона, когда вскрываются реки, распускаются листья на деревьях. По своим расчётам он составил первый календарь, из наблюдений и примет он создал так называемую «Вещёрову» (Вещую) книгу знаний. Он зарисовал ночное небо, дал названия звёздам и созвездиям, тем самым составил первый атлас звёздного неба.
|