Приложение. Что касается второго собрания христиан в «определенный день» (воскресенье), то выражение Плиния «для принятия пищи» не оставляет сомнения в том
Агапа по Плинию [47] Что касается второго собрания христиан в «определенный день» (воскресенье), то выражение Плиния «для принятия пищи» не оставляет сомнения в том, что здесь имеется в виду евхаристия или агапа. Время дня, в которое происходило это второе собрание, не указано; но противопоставление его утреннему и практика апостольского времени и III в. заставляет полагать его в вечер, более ранний или более поздний. Утром вообще в древности не принимали пищи, исключая старых и малых, тем более не могло быть общей трапезы утром. Некоторое затруднение представляет ближайшее определение, даваемое Плинием той пище, которую принимали христиане наэтом собрании, что она была «обыкновенная и невинная». До сих пор понимали это выражение как противовес к обвинению христиан в умерщвлении детей для агап. Но такие обвинения на христиан начались гораздо позже Плиния: о них не упоминают древнейшие апологии: послание к Диогнету, апология Аристида, писанная к преемнику Траяна. Первым упоминает о таком обвинении св. Иустин мученик, причем изобретение и распространение этого обвинения приписывает иудеям. Выражение «пища обыкновенная (promiscuum — общественная и общая, έπικοινός и κοινός) и невинная» указывает на пищу самую простую и скромную и имеет в виду показать, что христиане своими трапезами не нарушают целого ряда римских законов, изданных незадолго до этого времени против роскошных пиров (leges sumptuariae), т. е. тех самых гетерий (или sodalitates), о которых упоминает Плиний. В частности, «невинной» (innoxius) пищей у писателей того времени часто называется постная пища без мяса. На особую склонность христиан к такой пище указывает ап. Павел, Климент Александрийский. Таким образом, свидетельство Плиния в таком понимании проливает нам любопытный свет и на самую пищу христианских агап и на первые зародыши христианской постной диеты: агапы были скромные и постные трапезы, может быть, с рыбой. По апокрифу II в. «Деяния Павла и Феклы», на гробнице была «αγάπη πολλή, gaudium magnum: молодежь принесла пять кусков хлеба с солью и, кроме того, зелени и воды». Такая пища более достойна была вкушения с евхаристией, чем мясная. Литургия и агапа по св. Иустину мученику [48] Св. Иустин мученик в 1-й апологии своей дает заметить, что во взаимном отношении евхаристии и агапы произошла к его времени существенная перемена. Евхаристия настолько обособилась в самостоятельную службу, что при описании ее св. Иустин совершенно не упоминает о какой-либо трапезе. Но в связи с евхаристией он упоминает о помощи со стороны богатых бедным, что обыкновенно понимается как указание на агапу, принявшую уже чисто благотворительный характер. Вот места из св. Иустина, относящиеся сюда. Новокрещенного «мы ведем к так называемым братиям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы как о себе, так и о просвещенных, и о всех других, повсюду находящихся, дабы удостоиться нам, познавши истину, явиться и по делам добрыми гражданами и исполнителями заповедей для получения вечного спасения. По окончании молитв мы приветствуем друг друга лобзанием. Потом к предстоятелю братий приносятся хлеб и чаша воды и вина». Следует описание евхаристии и выяснение ее значения и установления, после чего апологет продолжает: «И достаточные из нас помогают бедным и мы всегда живем заодно друг с другом. За все получаемые нами благодеяния мы прославляем Создателя всего чрез Сына Иисуса Христа и Духа Святого. В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам и селам и читаются сколько позволяет время (μέχρι έγχωρεΐ) воспоминания (άπομνημονύματα) апостолов и писания (συγγράμματα) пророков. Потом, когда чтец (ό αναγιγνώσκων) перестанет, предстоятель делает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончим молитву, тогда, как я выше сказал, приносятся хлеб и вино и вода, и предстоятель также воссылает молитвы и благодарение, сколько он может». Дается более краткое, чем ранее, описание евхаристии. «Достаточные же и желающие, каждый по своему произволению, дают что хотят, и собранное хранится у предстоятеля, а он имеет попечение о сирых и вдовах. В день же солнца мы все вообще делаем собрание, потому что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых». Св. Иустин ничего не говорит о времени дня для этого богослужебного собрания. Но то, что этому собранию предшествовало крещение, не позволяет относить его к утру и, следовательно, отождествить его с «предрассветным собранием» Плиния, как делали старые церковные историки, наивно доверяя бюрократически-хвастливому заявлению Плиния, что он заставил христиан прекратить вечерние трапезы, и полагая, что с Траяна евхаристию вынуждены были перенести на утро. Таким образом, практика, описываемая у Иустина, должно быть, не разнится ничем от Плиниевой. Но свидетельство Иустина важно тем, что оно указывает уже на вполне установившийся ритуал евхаристии, которая имеет довольно заметно отделенную от нее подготовительную часть, состоящую из чтения и молитвы. Это часть, образовавшая впоследствии то, что названо было τα τιπικά литургии (или литургию оглашенных), в отличие от канона ее, и что послужило прототипом вечерни. Кроме того, у Иустина вкушение евхаристии ясно полагается прежде благотворительной трапезы (агапы). О такой практике говорит и апокриф «Акты ап. Иоанна», по которому апостол с неким Андроником совершают на могиле жены последнего в третий день после ее смерти поминовение: после евхаристии, к которой встала и умершая, верующие вкушали пищу. Вместе с тем св. Иустин констатирует переход агап в чисто благотворительное учреждение. В другом месте св. Иустин пополняет сообщенные здесь сведения о вечернем богослужении, замечая, что на нем «совершаются посредством слова торжественные действия и песни (πομπάς καιύμνους) за то, что мы сотворены, за все средства к благосостоянию нашему, за различные роды произведений, за перемены времен» и воссылаются прошения «о том, чтобы нам воскреснуть для песнопения» (содержание молитв близко к молитвам Учения 12 апостолов). Замечательно здесь упоминание о торжественных действиях за богослужением, новое в сравнении с другими памятниками (может быть литии, выходы к молитвам).
Рекомендуемая литература: 1. Библия. Книга Деяний. 2. архим. Киприан (Керн). Евхаристия. Евхаристия Апостольского времени. 3. Лопухин А. П. Толковая Библия. Толкование на книгу Деяний. 4. Прот. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Мужи апостольские. 5. Свящ. Н. Рудинский. Жизнь и труды святого Апостола Павла. Последовательный комментарий апостольских посланий, составленный по трудам епископа Феофана Затворника. Спб., 1912. Переиздание изд-ва «Павило веры». М., 2002. 6. Скабалланович М. Толковый Типикон. 7. Смирнов Е. И. История христианской Церкви. Вопросы для самоподготовки: 1. Как звали апостола, выбранного на место отпавшего Иуды, и как его выбирали? 2. Когда Церковь празднует Свой день рождения и с чем это связано? 3. Какие дары Святого Духа вы можете назвать? 4. Что такое глоссолалия? 5. Что такое Агапа? 6. Какие основные части богослужения в первые века вы можете назвать? 7. Кто может совершать Евхаристию? 8. Назовите три степени священства и их отличия? 9. Кто такие пророки, учетели и евангелисты, о которых говорится в Новом Завете? 10. Какая разница между архиепископами, митрополитами и патриархами?
|