Студопедия — I. Иисус Христос – историческая личность. Свидетельства нехристианских писателей.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

I. Иисус Христос – историческая личность. Свидетельства нехристианских писателей.






(Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. Политиздат. М., 1987. С. 61-65)

 

Что касается нехристианских источников, то подав­ляющее большинство их относится самое раннее к нача­лу II в., хотя и повествует о событиях I в. В «Анналах» Тацита рассказывается, что после пожара Рима, винов­ником которого народная молва считала императора Нерона, он приказал казнить тех, «кто своими мерзо­стями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого про­исходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат...». В начале II в. приближенный импера­тора Траяна Плиний вел расследование по делу христи­ан одной из областей Малой Азии; сохранилась его пе­реписка с Траяном по этому поводу. Историк II в. Светоний пишет, что император Клавдий изгнал из Рима иудеев, волнуемых Хр е стом (возможная латинская пе­редача греческого «Христос»). Но все эти данные гово­рят только о том, что в начале II в. о христианах уже знали, слышали имя основателя их секты, относились к ним неодобрительно. Все эти сведения весьма важны для вопроса о распространении христианства, об отношении к нему римского государства. Но об истоках этого дви­жения источники практически ничего не говорят.

Антихристианская традиция, сложившаяся в иудей­ской среде и относящаяся к основателю нового учения — Иисусу, передана философом II в. Цельсом, написавшим направленное против христиан сочинение «Правдивое слово». Согласно рассказу Цельса, Иисус был сыном бедной пряхи Марии. Ее мужем был плотник, но она ро­дила Иисуса не от него, а от беглого римского солдата по имени Пантера. Иисус был поденщиком в Египте, на­учился там колдовству и, вернувшись, объявил себя бо­гом. Раздобыв себе десять или одиннадцать привержен­цев, «самых отпетых людей», он бродил с ними по Пале­стине. Когда иудеи его обличили и приговорили к казни, он скрывался в бегах и был взят, преданный своими уче­никами. Об Иисусе содержатся сведения и в Талмуде, в основном соответствующие версии Цельса: Иисус бен-Пандира (сын Пандиры) был сыном Марии-чесальщицы и Пандиры — ее любовника. Этот Иисус (он назван еще бен-Стада: в специальной приписке указывается, что это одно и то же лицо) научился в Египте магии, Его побили камнями и повесили накануне пасхи.

Пользоваться всеми этими сведениями нужно с достаточной осторожностью, поскольку в значительной части они представляют собой просто вывернутую наизнанку христианскую традицию, хотя не исключено, что в них отражены и какие-то действительные события.

Из нехристианских источников наиболее интересны с точки зрения историка произведения иудейского писате­ля Иосифа Флавия (37 — ок. 100 г. н. э.). Иосиф был ши­роко образованным человеком, хорошо знал учения раз­личных сектантских групп в Иудее, был сторонником ортодоксального иудаизма. Во время грандиозного вос­стания против римлян он даже стал одним из военачаль­ников восставших отрядов в Галилее, но после поражения сдался римлянам, по существу перешел на их сторону. Во время осады Иерусалима он находился при будущем императоре Веспасиане и его сыне Тите и служил пере­водчиком. Впоследствии он жил в Риме, получил от Веспасиана право римского гражданства и присоединил к своему имени родовое имя императора — Флавий. Иосиф Флавий написал ряд сочинений, в том числе «Иудейскую войну» и «Иудейские древности». Эти сочинения дошли до нас написанные на греческом языке, но, по-видимому, он писал по-арамейски, а затем создавал греческий вариант (с соответствующими редакционными изменения­ми). Его целью было познакомить читателей Римской империи с историей и традициями Палестины, оправдать свою проримскую позицию и в то же время примирить своих новых господ, с иудейством.

Среди сведений, содержащихся у Иосифа Флавия, большой интерес представляют упоминания о разных мессианистских движениях, деятельности отдельных не­официальных проповедников. К последним относится проповедник, непосредственно связанный с христианст­вом, Иоанн, который в новозаветных евангелиях называ­ется Иоанном Крестителем. Подлинность рассказа исто­рика об Иоанне никем из ученых сомнению не подверга­лась. Более сложно обстоит дело с его сообщениями об Иисусе. В XX книге «Иудейских древностей» Иосиф Фла­вий говорит о казни Иакова, «брата Иисуса, которого называют Христом». Хотя в раннехристианской литера­туре (и вошедшей в Новый завет, и в ранних апокрифах) упоминается Иаков, «брат Господень», фраза Иосифа слишком кратка, чтобы быть достаточно информативной о существовании самого Иисуса. Более пространно рас­сказывается о нем в XVIII книге «Иудейских древно­стей». В дошедшей до нас рукописи на греческом языке сказано: «В то время жил Иисус, мудрый человек, если вообще его можно назвать человеком. Он совершал вещи необыкновенные и был учителем людей, которые с радо­стью воспринимали правду. За ним пошло много иудеев, равно как и язычников. Он и был Христом. А когда по доносам знаменитейших наших мужей Пилат приговорил его к распятию на кресте, его прежние приверженцы не отвернулись от него. Ибо на третий день он снова явился им живой, что предсказывали божьи пророки, так же как и многие другие поразительные вещи о нем».

Это место производит странное впечатление: не мог Иосиф Флавий ни по своим религиозным, ни по политиче­ским убеждениям прямо признать Иисуса мессией, т. е. помазанником Божиим (тем, кто станет царем Израиля). Ученые пришли к выводу, что эти слова представляют со­бой более позднюю вставку, сделанную христианским пе­реписчиком в конце III или в начале IV в. Даты эти уста­навливаются довольно точно. Дело в том, что христиан­ский писатель Ориген упрекал Иосифа Флавия в том, что тот не считает Иисуса мессией, а церковный историк Евсевий, писавший в IV в., приведенный текст Флавия уже цитирует. Правда, ряд исследователей полагали, что пе­реписчик сделал вставку не на пустом месте (иначе моти­вы вставки непонятны), а заменил не понравившиеся ему слова Иосифа Флавия об Иисусе на другие, более соот­ветствующие умонастроению благочестивого христиа­нина.

Сравнительно недавно (в 1971 г.) ученый Ш. Пинес опубликовал и исследовал средневековую рукопись на арабском языке, написанную христианским епископом Агапием. Его произведение называлось «Всемирная исто­рия», но основное место там занимала история христиан­ской церкви. Агапий в своем произведении приводит мно­го различных цитат из разных авторов, в том числе и из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия, а именно то место, где иудейский историк говорит об Иисусе. Этот отрывок близок по построению тому, который сохранился в греческой версии, но отличается рядом весьма сущест­венных смысловых деталей. Вот этот отрывок: «...в это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ Жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть; однако те, кто стали его учениками,- не отреклись от сво­его ученичества. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В со­ответствии с этим он-де И был мессия, о котором возве­стили пророки...»[23] Текст, приведенный у Агапия, отлича­ется от дошедшего до нас в греческих рукописях прежде всего тем, что воскресение Иисуса, как и его мессианство, представлено здесь не Как факт, а как рассказ его учени­ков; нет там и упоминания 6 «знатнейших мужах», по чьему доносу был осужден Иисус (упоминание, которое выпадает из общей тенденции Иосифа Флавия). Иссле­дователи при помощи филологического анализа показа­ли, что текст Агапия является переводом с сирийской версии «Иудейских древностей», которой не коснулась рука христианского редактора и которой пользовался Агапий, не знавший греческого варианта (невозможно предположить, чтобы этот апологет христианства выбро­сил из текста прохристианские вставки). Иосиф Флавий не враждебен Иисусу (как, впрочем, и другим проповед­никам, например Иоанну Крестителю), но, как верующий иудей, мессией его не признает, он только говорит, что его так называли ученики (здесь можно увидеть сходство с фразой из XX книги «Иудейских древностей» о Иакове, брате Иисуса — там тоже речь идет о «так называемом» Христе). Никаких сомнений не выражено в человеческой природе Иисуса, ничего не говорится о том, что его уче­ние «правда» и что он совершал «вещи необыкновенные». Слова о том, что Пилат присудил Иисуса к смерти; пере­кликаются с соответствующей фразой Тацита (не исклю­чено, что Тацит читал Флавия). В свете отрывка Агапия становятся понятны упреки Оригена, что Флавий не признает Иисуса мессией (не умалчивает о нем, а именно не признает, т. е. Ориген читал у Иосифа Флавия что-то об Иисусе, но без редакторских вставок). Таким образом, вся совокупность доводов позволяет считать, что в сочи­нении Агапия приведен перевод, который восходит к под­линным словам иудейского историка. Правда, кроме са­мого факта упоминания Иисуса, что позволяет говорить об историчности основателя христианства[24], отрывок этот мало информативен. Иисус был для Иосифа Флавия все­го лишь одним из пророков, претендовавших на роль мес­сии, и сообщает он об этом пророке немногим больше, чем о других палестинских проповедниках.

 

II. Свидетельства о Воскресении Иисуса Христа [25]

Начнем с Иосифа Флавия. Он, как известно, один из наиболее надежных исторических свидетелей. Карл Маркс сказал: «Досто­верная история может опираться лишь на такие документы, как произведения Иосифа Флавия и равноценные им».

Кроме того, Флавий по времени своей жизни мог также быть в курсе событий, описанных в Евангелии. Наконец, Флавий не был последо­вателем Иисуса Христа, а потому нет оснований ждать от него каких- либо преувеличений, выгодных для христиан. Так действительно ли Флавий ничего не говорит о воскресении Иисуса Христа?

Тем, кто это заявляет, следовало бы хоть раз в жизни заглянуть, хотя бы мельком, в его отрывки сочинений, вышедшие в советском издании Академии наук СССР. Там черным по белому написано: «В это время выступил Иисус Христос, человек высокой мудрости, если только можно назвать Его человеком, совершитель чудесных дел. Когда по доносу первенствующих у нас людей Пилат распял Его на кресте, поколебались те, которые Его впервые возлюбили. На третий день Он снова явился к ним живой». Как же это вяжется с заявлениями и заверениями, что Иосиф Флавий ни слова не упоми­нает о Христе?

Сделаем небольшую оговорку. Сто лет назад это свидетельство Флавия было взято под сомнение. Дело было в следующем: снача­ла было известно только два варианта рукописи Флавия. В одном из них слова «на третий день Он явился к ним живой» были, а в другом отсутствовали. И на этом основании Бауэр, а затем и его последователи решили, что в первом варианте эти слова, вероятно, были просто позднее вписаны христианами. Так возникла легенда об интерполяции у Иосифа Флавия. Однако позднее были найдены еще три варианта, и эти позднейшие находки привели к совершен­но иному выводу: расхождения между первым и вторым варианта­ми объясняются не позднейшей вставкой, впиской в первый вари­ант, а потерей части страниц во втором варианте, в котором оказа­лись отсутствующими еще целые две главы, что и выяснилось из найденных позднее трех вариантов, в которых у Флавия строки о воскресении Иисуса Христа имеются во всех трех. Помимо этого, чрезвычайно важно еще одно обстоятельство. Мировой ученый Вельзайзен вместе с другим крупнейшим филологом Де Сессони привели еще одно неоспоримое доказательство, что строки Фла­вия написаны им самим, а не являются позднейшими вставками христиан. Дело в том, что Иосиф Флавий писал очень своеобраз­ным языком, с соблюдением всех особенностей, так что подделать его невозможно. Но, конечно, окончательный удар сомнениям в подлинности его рукописи нанесла именно находка этих трех вари­антов его произведений. Таким образом, оказалось, что все они содержат свидетельства о воскресении Иисуса Христа, что все они написаны той же рукой самого Иосифа Флавия, что первый най­денный вариант, также свидетельствовавший об этом, был самым старым из всех. В настоящее время никто из ученых не повторяет вымыслов о вписках у Флавия. Так что тот, кто продолжает это делать, показывает, что он отстал лет на девяносто.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 539. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия