ПРОСМОТРЫ И НАБЛЮДЕНИЯ
Публикуется впервые по машинописному тексту, хранящемуся в ЦГАЛИ (ф. 2679, оп. 1, ед. хр. 250, л. 23—24). Курс, который точнее было бы назвать программой занятий, был написан весной 1921 г., когда Кулешов проводил монтажные эксперименты и одновременно занимался дома с группой учеников.
ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ В КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ ШКОЛАХ Статья публикуется впервые по автографу, хранящемуся в ЦГАЛИ (ф. 2679, оп. 1, ед. хр. 248, л. 13—24). Точная дата, когда была написана статья, неизвестна. В статье ведется полемика с методом воспитания актера, введенным режиссером В. Р. Гардиным, который в 1920—1921 гг. руководил занятиями в 1-й Государственной школе кинематографии. Сам Гардин подробно описывает этот метод в книге «Воспоминания» (т. 1. М., 1949, с. 196). По предложению Гардина, в организованной им летом 1920 г. мастерской постановщиков обучались одновременно и «натурщики». Мастерская была разбита на группы, и с каждой группой натурщиков занимался один из учеников-постановщиков. Основой преподавательского метода было объявлено «переживание», которое, по мнению Гардина, выражалось только на лице, а в кино — на «крупном плане». Для занятий Гардиным была изобретена специальная ширма с рамкой, за которую становился натурщик и выполнял задания постановщика. При этом абсолютно исключалась общая пластика актерской игры. Занятия с рамками велись до весны 1921 г. Одним из учеников-постановщиков был В. И. Пудовкин, перешедший после ухода Гардина из школы в мастерскую Кулешова. В феврале 1921 г. в школе начала работать комиссия по проверке ее деятельности; в результате была составлена резолюция, в которой говорилось, что школа не является производственным кол-
Л. В. Кулешов. Статьи. Материалы 236
лективом и не имеет координированной программы, плана и методов занятий (приводится целиком в книге Гардина, т. 1, с. 224). Летом 1921 г. школа была передана в ведение Главпрофобра, была проведена реорганизация, пересмотрен состав учеников и составлена определенная учебная программа. Заведующим школой был назначен В. К. Туркин. В это же время вернулся в школу с группой своих учеников Кулешов. Тогда-то, вероятно, им и была написана статья «Что надо делать в кинематографических школах», которая интересна не только полемикой с методом преподавания Гардина. Статья важна прежде всего тем, что в ней впервые выражена позиция не только Кулешова-теоретика, но и преподавателя. В этом смысле она является программной. Интересно, что заголовок «Что надо делать» и в последующие годы неоднократно появляется в статьях Кулешова, связанных с методикой преподавания. Кулешова уже интересуют не только поиски специфики киноязыка, но и цель, ради которой эти поиски ведутся. Если в «Знамени кинематографии» он рассматривал кинематограф как возможность для «претворения грубой, реальной жизни в творимую легенду», то в данной статье он уже говорит о кино как воспитателе масс, о важности в связи с этим кинематографического производства для государства и о необходимости поэтому подготовки киноспециалистов. Безусловно, важна установка Кулешова на коллективность в процессе создания картины, которая предопределяла его деятельность в киношколе, а затем в экспериментальной лаборатории. На обороте одной из страниц рукописи есть пометки Кулешова: «О театре — маска. Дельсарт — не театральный. Общий закон, разно выражающийся. Монтаж есть во всех искусствах. Кине-матографичность — кинематографические средства»,— представляющие как бы план статьи.
ХАРАКТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ РАБОТЫ НАТУРЩИКОВ И РЕЖИССЕРА Статья написана в 1923 г. Публикуется впервые по машинописному тексту, хранящемуся в ЦГАЛИ (ф. 2674, оп. 1, ед. хр. 250, лл. 6—9).
ПРОГРАММА КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МАСТЕРСКОЙ КОЛЛЕКТИВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО КЛАССУ НАТУРЩИКОВ
Написана в 1923 г. Публикуется впервые по машинописному тексту, хранящемуся в ЦГАЛИ (ф. 2674, оп. 1, ед. хр. 250, лл.19—22).
ОТЧЕТ ЗА ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ ГОДА И ПРЕЙСКУРАНТ РАБОТЫ И ЖИВОГО МАТЕРИАЛА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЙ
|