Товарищ Прокурора Подпись.
Свидетели подсудимого Дроздовского: Владимир Осипов Кучинский. д. Шпаковщина Острошицко-Городецкой волости. Антон Осипов Кучинский. Т-о-же. Василий Качан. д. Избиц Острошицко_Городецкой волости. Из протокола допроса обвиняемого Василия Леонова Боцяновского, производимого 23 ноября 1910 года в м. Смолевичи, известно следующее: Возраст: 36 лет. Место проживания: д. Рудня Смолевической волости, Борисовского уезда. Рождение: брачное. Звание: крестьянин. Народность и племя: белорос. Религия: православный. Образование: грамотный. Семейные отношения: женат и имеет троих детей Занятие или ремесло: хлебопашец. Степень имущественного обеспечения: пять десятин земли. Судимость: не имеет. 2. Иван Леонов Боцяновский, 33 лет, живу в д. Рудня Смолевической волости и к той же волости прописан, грамотный, православный, имею пять десятин земли, не судим. Февраля 1912 года по данному делу о вырубке леса был составлен приговор. Председательствующим был А. И. Софронов. Члены Суда: М. А. Лукашев и В. Н. Дембицкий. Секретарь: А. Г. Лаврович. В присутствии Г. Товарища Прокурора Н. Б. Богушевского. Из приговора нам известно следующее. Лесоохранительный комитет сам разрешил подсудимым производить расчистку лесных площадей в тех именно местах, где подсудимые и начали производить таковую, на что требовалось иметь особое разрешение. В данном случае подсудимые не соблюли лишь простые формальности, не испросив предварительного разрешения лесохранительного комитета на право производить расчистки. То, что лесоохранительный комитет разрешил расчистку лесных площадей и тем самым показал, что это обращение лесных площадей в другой вид угодий не противоречит планам лесного хозяйства, послужило основанием для оправдания подсудимых.
В приговоре сказано: «подсудимых Василия Боцяновского, Ивана Боцяновского, Матвея Романкевича и Петра Дроздовского следует признать на основании 1 п. 771 ст. Уст. Угол. Суд. по суду оправданными». Часть Двадцать первая. Каин и Авель Минского уезда.
В данной части моего труда я использовал материалы уголовного дела «по обвинению М. Ботяновского, крестьянина д. Рудня Острошицко-Городецкой волости, в покушении на отравление брата (1895)». Источник: НИАБ, фонд 183, опись 2, дело 9364.
Фигуранты дела являются моими дальними родственниками.
Поэтому я не мог пройти мимо этого дела.
Эту часть работы я назвал «Каин и Авель Минского уезда». Неспроста я придумал такое название…
Библейская история повествует о Каине и Авеле, в которой Каин из зависти убил собственного брата…Прошли тысячелетия, а история Каина и Авеля до сих пор актуальна.
Я долго думал, стоит ли рассказывать историю о Матвее и Павле Ботяновских, так похожую на библейскую притчу. И все-таки решился. В каждой семье есть свой скелет в шкафу, и не каждый находит в себе мужество рассказать о нем людям. Лично я считаю, что любую историю стоит рассказывать в том случае, если она поучительная. По этой причине я помещаю сюда это повествование.
История, случившаяся с Павлом и Матвеем Ботяновскими, немного грустная, но если бы она не произошла, может быть, ничего бы не было нам известно об этих людях. Так уж в жизни получается, что люди, жившие тихо-мирно, обычно остаются в безызвестности, а те люди, что отметились (пусть даже не самым лучшим способом), остаются в истории.
Вкратце история звучит так.
Жили в деревне Рудне Минского уезда два брата, Матвей и Павел Ботяновские. Оба крестьяне. Давным-давно, в 1816 году их прадед Ян Стефанов Ботяновский отыскивал дворянство. Но возможно, Матвей и Павел даже не знали об этом. Жили, как жили. Как все живут. Но вот младшему брату, Павлу, повезло: устроился работать он лесником. За несколько лет службы Павлу удалось скопить приличную сумму: 450 рублей…Старшим братом Павлом овладела зависть. Как-то он избил своего младшего брата. А однажды в голову Матвея пришла страшная мысль: убить Павла….
На этом я прекращу повествование от себя и передам эту историю в руки профессионалов.
|