Несколько строк от себя.
В Шляхетской энциклопедии на сайте ЗБШ в статье «Разбор шляхты» земяне наряду с панцирными боярами названы нижними слоями шляхетского сословия.
Многие историки (Забела, Довнар-Запольский и прочие) склонны считать земян мелкой шляхтой.
Что касается бояр….
«ИСТОРИЯ БЕЛОРУССКОЙ ССР» (Минск, издательство «НАУКА И ТЕХНИКА», 1977):
С. 44. «Как на великокняжеских, так и на частновладельческих и церковных землях жили люди специальных служб. По характеру их службы они состояли из трех групп: слуг военно-дворовых (путных и панцирных бояр и т. д.), слуг сельскохозяйственных (конюхов, ловчих, рыбаков и т.д.), сельских и дворовых ремесленников и мельников. Все они имели земельные наделы и обязаны были, помимо выполнения специальной службы, платить оброк и выполнять некоторые другие работы. Это был верхушечный слой феодально зависимого сельского населения, а военно-дворовые слуги по своему положению примыкали к боярам-шляхте». С.45. «Одни категории крестьян-слуг получали за службу по две волоки, другие – по волоке с освобождением от иных повинностей. Первый и второй Статуты, а также аграрная реформа резко отмеживали крестьян-слуг от шляхты».
Здесь хотелось бы вспомнить так называемый «Разбор шляхты», проводившийся в 18-19 веках властями Российской империи, в результате чего бОльшая часть польско-литовской шляхты не вошла в дворянское сословие России.
В 16 веке происходило нечто похожее: бОльшая часть путных и панцирных бояр, населявших ВКЛ, не вошло в шляхетское сословие Речи Посполиты. Можно сказать, что в 16 веке произошел…. «Разбор бояр».
В интернете встречается интересная историческая работа: "Oswald Balzer Skartabelat w ustroju szlachetstwa polskiego Krakow 1911" "Skartabell"- так называются бояре в латинском варианте статута ВКЛ. У этого термина есть синонимы "squirio" (оруженосец), Minores nobilis. Лично я встречал в делах НИАБ такие формулировки: "свободные земяне; не был крестьянином, но свободным человеком, платящим чинш, названный земянином; не яко крестьянин, но свободный человек; боярин, что означает свободного жителя''. Все это касается 18 века.
Интересно отметить, что сословие бояр встречается не только в научных трудах, но и в художественных произведениях, например, в романе Генрика Сенкевича «Потоп»:
«Володыёвский направился на улицу, подумав про себя: «Вот это решительный человек! Он долго не раздумывал: полюбил и остается. Такие люди лучше всех…Коли он и впрямь из путных бояр, так это то же, что и застянковая шляхта». (Генрик Сенкевич «Потоп», Москва «Художественная литература», 1984, т.3, стр. 91).
Если суммировать всё то, что мною было прочитано о боярах-земянах, то можно выделить, как минимум, три точки зрения о том, кто такие бояре и земяне:
1. Земяне и бояре это промежуточное сословие, приэтом земяне по своему положению были приближены к шляхте, а бояре – к казачеству. 2. Земяне и бояре это крестьяне-слуги. 3. И земяне, и бояре это разновидность дробной шляхты.
Ознакомившись с различными историческими трудами и поработав в архиве, я смею заявить, что на протяжении 16-18 веков переходы людей из одного сословия в другое были очень распространены: тяглый крестьянин мог стать боярином, боярин мог стать земянином, и наоборот, земянин мог обеднеть и стать боярином, а бояре в свою очередь могли быть переведены на положение тяглых и оброчных крестьян. Итак, переходы людей из одного сословия в другое были обычным явлением, к тому же границы между сословиями были размыты…
Поэтому встает вопрос: что все-таки такое шляхтич и чем он отличался от бояр-земян? (Имеется в виду дробный шляхтич).
Шляхтич это….
…тот, кто имел землю? ….тот, кто имел герб? ….тот, кто участвовал в сеймах? ….тот, кто воевал?
Но…многие шляхтичи не обладали землей.
Не все имели гербы (иногда, доказывая дворянство, шляхтичи выдавали чужой герб за свой, например, герб, которым пользовались их однофамильцы, более знатные и богатые).
Что касается участия в сеймах, то бОльшая часть шляхты была бедной и зависила от магнатов, которым служила. Поэтому участие такой, зависимой шляхты в сеймах было чистой формальностью: голосовала она не так, как хотела, а так, как приказывал ей магнат. Стоит также добавить, что татарская шляхта в сеймах вообще не участвовала, хотя и называлась при этом шляхтой.
Что касается участия в войнах, то многие шляхтичи и сабли в руке не держали….в то же время призыву подлежали выбранцы, панцирные и путные бояре, а также земяне…
Наверное, участие в войнах и являлось отличительным признаком шляхтича.
|