Студопедия — О родившихся с 1776 по 1822 (Фонд 136, опись 13, дело 1320).
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О родившихся с 1776 по 1822 (Фонд 136, опись 13, дело 1320).






Следует обратить внимание на то, что две данных записи является выпиской из метрик, а не самой метрикой. Высока вероятность того, что записи эти сфальсифицированы Ботяновскими, когда они отыскивали дворянство в 1816 году.

1. Запись о рождении Базыля Ботяновского (перевод с польского):

 

Года 1768 месяца апреля 31 дня окрестил сына по имени Базыль родителей законных уродзонных ясных панов Никодема Ботяновского и Ксении из Окуличей Ботяновских. Кум вельможный ясный пан Матей Подерня ротмистр Виленский с кумой Анной Ивановской подчашанкой Лидской. Ребенок из деревни Рудни. Мартин Костюкевич, парох церкви прилепской.

2. Запись о рождении Михаила Ботяновского (перевод с польского):

 

Года 1808 декабря (?) 8 дня окрестил сына именем Михаил супругов законных Базыля и Тересы из Радзеевских Ботяновских и в то же время миропомазал с добавлением имени Яна. Кумами были вельможный ясный пан Сымон Обух коморник... и вельможная панна Катерина Петрашкевичовна. 2 пара (кумов) вельможный пан Стефан Шишковский, эконом двора прилепского с вельможной панной Ренатой (?) Бучинской ротм. Оршанской. Ребенок из Рудни кс. Флориан Холевинский, парох прилепский.

Ревизские сказки

1. Ревизские сказки крестьян и шляхты Минского и Вилейского уездов 1795 года (Фонд 333, опись 9, дело 12).

Текст из ревизской сказки:

1795 года июня 23 дня Минской губернии и уезда Минского селения Рудни, принадлежащего митрополиту архиепископу Тадевушу Ростоцкому в пределах империи всегдашнее пребывание имеющему по сану под названием стольник(?) и находящегося в действительном его управлении уполномоченным войск польских порутчик Игнатий Ростоцкий.

а именно:

В селении Рудня потданные здешней страны уроженцы

Оседлые

Хлебопашцы

В 5-м дворе:Никодим Васильев сын Батяновский,вдов, 80 лет.У него дети:

Сын Василь, 30 лет, жена его Тереза Давыдова

 

Никодим держал батрака. В РС записано:

 

Ехим сын Новицкий. Живет в работниках в селе у Никодима Батяновского

2. Ревизские сказки 1816 года, Минской губернии и уезда,

государственные крестьяне (Фонд 333, опись 9, дело 99).

 

Текст из ревизской сказки:

1816-го года Августа? дня Минской губернии повета Казенного имения части Прилепы с принадлежащими к оной деревнями пожалованного в 12-летнее владение господину Генерал лейтенанту и кавалеру Андрею Андреевичу Клейнмихелю о состоящих мужского и женского пола крестьянах

Ревизская сказка

1816 года августа? дня Минской губернии Минского уезда Деревни Рудни

В 5-м дворе:Василий Никодимов Ботяновский, 45 лет. Жена его Тереза.Его сын Александр, новорожденный.

 

Напротив имени Василия и его сына стоит запись: «доказывают дворянство».

 

3. Ревизские сказки 1833 года Минской губернии и уезда, государственные крестьяне (Фонд 333, опись 9, дело 269):

В 5-м дворе: Василий Никодимов Боцяновский. Показан дряхлым. Его сын Александр, 22 года. Василия жена Тереса, 65 лет. Александра жена Елисавета. Дочь Мария, 3 года.

 

Напротив имени Василия и его сына стоит запись: «Причислены Казенной палатой в 1823 году». Полагаю, речь шла о причислении Василия Боцяновского и его сына к государственным крестьянам.

 

Из дальнейших РС (1850 и 1858 годов) становится известно о потомках Василия Никодимова Боцяновского. Информация о них представлена в поколенной росписи (см. 27-ю часть данной работы).

 

Часть Седьмая. Кто такие белорусские бояре?

Как было сказано выше, мой пращур Аухим Ботяновский был записан боярином. Кто же такие белорусские бояре?

Объяснение можно найти как в книгах, так и в интернете.

Вот какое объяснение дает интернет:

Родныя вобразы.

Этнічны слоўнік.

Баяры

Тлумачэньне:

У 9-13 ст. агульная назва групы ваеннаслужылых людзей з княжацкай дружыны. Этымалогiя слова «Б». да канца не высветлена: магчыма ад «бой» (ваяўнiк) цi “болiй” (вялiкi), ад цюркскага boila, bojar (гаспадар, багаты муж, вяльможа), ад скандынаўскага boljarl (княжы муж), ад iсландскага Ьоеагmеn (знатны чалавек) i iнш. Узнiкненне Б. на ўсх.-слав. землях адносiцца да часоў, калі на службу да стараж.-рускiх князёў наймалiся прышлыя варажскiя ваенныя атрады. Паступова назва замацавалася ў якасцi вызначэння вярхоў княжацкай дружыны (мясцовых i прышлых).

У 14-16 ст. на землях Беларусi, што ўвайшлi ў склад Вял. кн. Лiтоўскага, Б.- асноўная маса феадалаў (ужывалiся тэрміны паны-баяры, баяры-шляхта), а таксама ваеннаслужылыя людзi (баяры панцырныя, конныя, путныя). Паводле сацыяльна-эканам. становiшча заможныя Б. наблiжалiся да паноў i князёў, нiжэйшыя слаi баярства мала чым адрознiвалiся ад сялян. Да канца 16 ст. большасць Б. на Беларуci былi праваслаўнай веры, карысталiся бел. мовай, называлi сябе pyciнaмi цi лiтвiнамi. У 16-17 ст. iшла далейшая дыферэнцыяцыя Б. на саслоўныя групы. Пасля правядзення зямельнай валачнай памеры частка ix паступова пераведзена у разрад феадальна-залежнага насельнiцтва, хоць захавала назву Б., частка атрымала ад вялiкiх князёу прывiлеi i дарчыя граматы i ўвайшла ў шляхецкае саслоўе (гл. Шляхта; у яго не увайшла значная частка былых ваенных слуг). На працягу 18 ст. большасць Б. пераведзена на становiшча аброчных i цяглых сялян. Сялiлi Б. часта цэлымi вёскамi, аднайменныя назвы якiх (Баяры) захавалiся ў тапанiмiцы Беларуci i ў наш час.

 

 

Для большей ясности хотелось бы привести фрагменты книги А. Б. Довнара «Крестьяне-слуги Беларуси второй половины 16 – середины 18 веков»

С. 53-54:

“З другой паловы 17 ст., і асабліва актыўна ў 18 ст., баяр сталі перводзіць на становішча зямян (на жаль інвентары не згадваюць, ці былі пры гэтым былыя баяры набілітаваны, ці не). Так, баяры згаданых вёсак Сукневічы і Казякі ў 1755 г. сталі называцца зямянамі, і як дапаўняльная прыкмета зямянства іх вёскі сталі называцца засценкамі”

 

У 1672 і 1689 г. падданыя з прозвішчам Караваі былі цяглымі і чыншавымі сялянамі. У 1723 г. частка гэтых сялян сталі баярамі, а ў 1755 г. баяры Караваі былі ўжо зямянамі”

“У выніку словы “зямяне” і “баяры”, “зямянскі” і “баярскі” ў 18 ст. у прыватных уладаннях разглядаліся як сінонімы. Частка ў інвентарах у адным месце баяры называліся баярамі, а ў другім зямянамі, і наадварот, у адной частцы дакумента зямяне названы зямянамі, а у другім баярамі, нават пры захаванні адрозненняў у павіннасцях”

С. 55:

 

“Адзначым, што ў 18 ст. выкарыстоўваліся два значэнні слова “баярын”. Па-першае, прадстаўнік сялянскага саслоў’я, які не карыстаўся цяглым надзелам зямлі і асноўнымі павіннасцямі якога былі чынш і падарожная павіннасць у выглядзе кур’ерскай ці падводнай службы. Па-другое, асоба, якая павінна была выконваць ваенную, ваенна-кур’ерскую службу”.

 

С. 61:

 

“З другой паловы 17 ст. у прыватных уладаннях пачаўся працэс аб’яднання баяр-сялян і зямян-шляхты ў адну павіннасную групу з захаваннем саслоўнай прыналежнасці прадстаўнікоў кожнай групы. У сувязі з чым тэрмін “зямяне” сталі выкарыстоўваць і для баяр, як і тэрмін “баярын” выкарыстоўвалі для зямян, але не ў сэнсе – “чалавек простага саслоў’я з пэўным павіннасным комплексам”, а – “чалавек воін” (“ратнік”).

Для вызначэння сацыяльнага становішча асобы пазначанай як баярын трэба звяртаць увагу на комплекс фактараў, у першую чаргу павіннасці гэтай асобы, кантэкст ужывання тэрміна ў дакуменце”.

 

 

С.67:

“ Баяры путныя займалі асобнае месца ў сістэме феадальнага маёнтка. Іх кантынгент у большасці складваўся гістарычна па спадчыне. Гэта было характэрна для дзяржаўных уладанняў, дзе свой статус путныя баяры захоўвалі трывала з пакалення ў пакаленне (у сярэдзіне 17 ст. некаторыя конюхі былі пераведзены ў ранг баяр, але і яны статус баярства перадавалі спадчынна).

Спадчыннасць захавання свайго статуса сярод баяр путных існавала і ў прыватных маёнтках. Так, баяры маёнтка Дзярэчын Слонімскага павета Сакалоўскія, Скарабагатыя згадваюцца ў гэтым маёнтку і ў 17 ст., і ў 18 ст.Такая сістэма дазваляла перадаваць і ўдасканальваць з пакалення ў пакаленне навыкі верхавой язды і прыёмы валодання зброяй”.

 

 

С. 68:

“Баяры не складалі сабой строга замкнёнай групы. Адным з законных шляхоў пераходу на становішча баяр была жаніцьба на дачцэ баярына з наступным агульным пражываннем разам з цесцем на правах зяця”

с. 156:

«У прыватных уладаннях для абазначэння шляхты ў другой палове 16 стагоддзя ужываліся тэрміны “баярын”, “баяры-шляхта”, з 80-х гадоў 16 стагоддзя альтэрнатыўна стаў дамінаваць тэрмін “зямянін”. А ў канцы 16 стагоддзя стаў дамінаваць тэрмін “зямянін (маўнтка)”, але ў некаторых прыватных уладаннях яшчэ выкарыстоўвалі тэрмін “баярын”, які меў сэнс: “чалавек, які абавязаны несці ваенную службу на карысць уласніка ўладання па-казацку”, “казак”. З такім лексічным значэнеем (казак) тэрмін “баярын” выкарыстоўваўся ў некаторых прыватных уладаннях для абазначэння залежнай шляхты аж да 19 стагоддзя”.

Из приведенных фрагментов книги Довнара и статьи “Родныя вобразы” мы можем сделать вывод, что термин «боярин» довольно расплывчат. Под названием «боярин» могли фигурировать как «продвинутый» крестьянин, так потомок военно-служивого человека (панцирного боярина), так и земянин.

 

Также следует отметить, что в некоторых магнатских владениях, как земянами, так и боярами нередко записывалась мелкая шляхта.

 

 

Часть Восьмая. Кто такие земяне?

 

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1095. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия