Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Милосердие - высшая, бескорыстная форма любви, свободная от эгоистических устремлений и не нуждающаяся во внешних мотивациях.





Истоки милосердия и ухода за больными и ранеными

Чувство любви к ближнему во все века было прису­ще человеку. Согласно христианской религии, ближний - это тот, кто создан по образу и подобию Божьему, то есть все люди. Одним из многочисленных проявлений любви к ближним стал уход за больными. Причем, женщине в большей степени, чем мужчине, приходи­лось ухаживать за больными.

У народов Древнего мира уход за больным осуществ­ляли родственники. Специальных людей, которые посвя­щали бы себя делу ухода за больными, не было, исключе­ние составляли лишь женщины, занимающиеся оказани­ем помощи роженицам и новорожденным. Вначале это были пожилые родственницы, но со временем появились особые специалисты. Наибольшего развития организация подобной помощи достигла у греков и римлян.

В Древней Греции были акушерки, которыми, по оп­ределению Гиппократа, могли быть только рожавшие женщины, а также женщины с большим жизненным опытом. Они определяли сроки беременности, наступ­ления родов, им предоставлялось право ускорять роды лекарственными средствами и священными песнями. Акушерки занимались также лечением женских болез­ней и даже были свахами. Отдельную группу составля­ли женщины-врачи, занимавшиеся также женскими бо­лезнями. Многие из женщин-врачей и акушерок состо­яли на государственной службе. Но особенно развито акушерское дело было в Древнем Риме. Здесь акушерки не только оказывали помощь во время родов, но и уха­живали за роженицами и младенцами.

Соран Эфесский в своем трактате по гинекологии обращал внимание на то, чтобы женщины, желающие заниматься родовспомогательным искусством, были грамотны, "подвижны, приличны и имели нормальные органы чувств, были здоровы и сильны, имели длин­ные тонкие пальцы с коротко обрезанными ногтями". Если акушерки были не особенно молоды, то он реко­мендовал им "быть постоянно трезвыми, спокойными и молчаливыми, не быть суеверными, из-за корыстных целей не употреблять абортивных средств".

В Афинах и Риме заболевших бедняков и раненных в сражениях воинов лечили в домах богатых граждан, где уход за ними осуществляли женщины. В пол­ном объеме развитие дела ухода за больными получило только с распространением христианства. Ученики Иисуса Христа - апостолы - не только проповедова­ли христианское учение, но и исцеляли больных.

При церквах и монастырях стали возникать богадель­ни, или "диаконии", предназначенные вначале для боль­ных монахов и монахинь, а позже и для всех больных. Уход за больными в этих заведениях считался еще у пер­вых христиан богоугодным делом, ему посвящали себя почти все члены общины, но, в основном, женщины и диаконисы. Уже тогда было замечено, что у постели больного женщины чаще, чем мужчины, проявляют выдержанность и легче переносят беспокойные ночи и дни, полные тревог и забот о больном.

Христианская попечительность о больных со вре­мен римского императора Константина Великого (IV век н. э.), поддерживавшего христианскую религию, при­нимает новый вид - учреждаются общественные боль­ницы и госпитали для больных и бесприютных.

К XI веку относится создание во многих городах За­падной Европы (Нидерланды, Германия и др.) общин женщин и девиц для служения делу милосердия и ухо­да за больными. В летописях этих стран упоминается о многих женщинах, принадлежащих даже к княжескому роду, которые посвящали свою жизнь уходу за прока­женными в первых общественных больницах. В XIII веке графиня Елизавета Тюрингенская, которая отлича­лась глубокой религиозностью и любовью к людям, всю свою жизнь посвятила служению делу милосердия. В возрасте 20 лет она на свои средства построила госпи­таль, организовала приют для подкидышей и сирот, в которых сама много работала.

В 1235 г. Елизавета была причислена к лику святых и в ее честь была основана католическая община "елизаветинок" - из пожелавших последовать ее примеру. В мирное время сестры общины ухаживали только за больными женщинами, а в военное время - и за муж­чинами, нуждающимися в медицинской помощи. Мно­го сделала община и для больных проказой.

Христианская благотворительность в средние века в католических странах выражалась и в создании раз­личных светских и духовных рыцарских орденов, чле­ны которых считали основной своей целью уход за боль­ными. Например, основной функцией ордена Святого Лазаря (отсюда - лазарет) в Иерусалиме был уход за прокаженными. Ордена тамплиеров во Франции и не­мецких рыцарей покровительствовали паломникам и заботились о больных и неимущих. Членами ордена могли стать и женщины.

Главным делом ордена, основанного в Иерусалиме и названного в честь Святого Иоанна, было попечение о больных и уход за больными. Первой его настоятель­ницей в 1099 г. стала римлянка Агнесса. Сестры давали обет проводить все свое время в уходе за больными, посте и молитве и трудиться на благо ордена. Деятель­ность женщин этого ордена распространилась и в Ита­лию, Испанию, Францию, Англию, где ими были со­зданы монастыри.

Особенно известной стала деятельность общины "иоанниток" в Париже. В 1348 г., во время большой эпи­демии чумы, члены общины показали пример самопо­жертвования. Современники этих событий описывали такую картину: "Всеми оставленный больной лежал один со своими муками. Родные боялись приблизиться к нему, врач страшился вступать в его жилище и даже священник лишь со страхом причащал его. Со стонами, разрывавшими сердце, призывали дети родителей, отцы и матери - сыновей и дочерей. Но тщетно! Даже и до трупов родные прикасались лишь потому, что никто не соглашался исполнять последние желания за деньги... ничто не могло собрать родных и знакомых на обряд погребения. Трупы самых знатных и заслуженных лиц относились в могилы самыми бедными людьми, пото­му что невыразимый страх отталкивал от гроба их дру­зей и товарищей". Тем весомее выглядят многочисленные примеры самопожертвования сестер орденов при оказании помощи больным. Только в Париже за время эпидемии умерли более 500 сестер этих орденов, но эту опасную работу продолжали делать другие сестры.

Много сделали по уходу за больными и сестры ор­дена, так называемые "госпитальерки". В ведении этих сестер находились крупные госпитали - Святого Лю­довика в Париже, а также в других городах Франции. Только один Отель-Дье (дом Божий) в столице вмещал 6000 больных; сюда принимались больные с любыми заболеваниями, даже заразными.

В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия. В этом году в г. Шатиньоне в одной из своих проповедей он обратил внимание прихожан на крайне тяжелое мате­риальное положение одной бедной семьи, члены кото­рой были больны. Пораженные красноречием пропо­ведника слушатели (и особенно женщины) стали помо­гать не только этой семье, но и всем больным прихода. Для правильного распределения помощи Викентий Поль решил организовать общество и принялся за составле­ние устава. "Милосердие к ближнему, - говорится в этом уставе,- есть вернейший признак христианина, и одним из главных дел милосердия является посещение бедных, больных и всякого рода помощь им". Вначале общество называлось "общество милосердия", а члены его - "служительницы бедных". Они должны были по очереди брать ежедневно из общего склада необходи­мую провизию, приготовлять из нее пищу и разносить больным. Но задача этого общества состояла не только в оказании материальной и физической помощи, но и духовной. "Служительницы бедных" старались научить больных лучше жить и достойно умирать, поэтому они совмещали свои посещения с религиозными беседами, чтением и наставлениями.

В Германии общины сестер милосердия были созда­ны еще в 1808 г. В Италии сестры милосердия появи­лись лишь в 1821 г. Их главной задачей был уход за за­разными больными, которых не принимали больницы. Два раза в неделю они посещали на дому больных, име­ющих хронические заболевания, и снабжали их пищей и лекарствами, которые были назначены врачами.

Первые общины сестер милосердия в Австрии были организованы в 1834 г., в Чехии - в 1837 г. К середине столетия в Западной Европе уже насчитывалось около 16 тыс. сестер милосердия.

В 1841 г. общины диаконис были организованы в США, а в 1851 г. - на Востоке, где в ведении общин находились многие больницы и воспитательные учреж­дения (в Бейруте, Иерусалиме, Александрии). В 1884 г. в мире насчитывалось всего 56 общин, преимуществен­но протестантских, из которых 35 находились в Герма­нии, 6 - в России, 3 - в Швейцарии, 3 - во Фран­ции, 2 - в Голландии, 2 - в Англии и по одной общи­не в Венгрии, Дании, Швеции, Норвегии и США. К кон­цу XIX века существовало 60 общин диаконис, объеди­нявших более 8000 сестер. Их благотворительная дея­тельность осуществлялась в 1780 учреждениях. Подоб­ного рода общины существовали и при протестантских церквах в России - в Санкт-Петербурге, Саратове, Выборге, Риге, Таллинне, Хельсинки.

Начиная с середины XIX века католические монахи­ни и протестантские диаконисы оказывали медицинс­кую помощь и осуществляли уход за ранеными во время военных действий. На принципиально новой органи­зационной основе и на более высоком качественном уровне женский труд стал применяться при оказании медицинской помощи раненым в период Крымской вой­ны (1853-1856 гг.).







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1024. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия