Глава II. Д. Дефо и особенности английского просветительского романа. Финансовый дух эпохи в «Роксане».
Каковы интересы в обществе времени Д. Дефо, времени, на которое выпало ему творить? Частный интерес становится рычагом общественной морали, а само учение о нравственности, - по позднейшему выражению Бентама, - особой «моральной арифметикой»[26]. Чему, кстати, находим подтверждение в «Роксане» и постоянных подсчётах и измерениях жизненных ситуаций тысячами фунтов. («Надо было к нему выйти – ведь больше ничего не оставалось – а вместе с тем я бы дала 500 фунтов за то, чтобы избежать этой встречи; однако, если бы я от неё отказалась, я бы, наверное, в следующий же миг согласилась дать ещё 500 фунтов – лишь бы его повидать![27]). Косвенным образом этические построения давали возможность «оправдать пути господни человеку»[28]. Да так и оправдывается Роксана, несмотря на то, что далает оговорку о поиске лишь милосердия к несчастной, но никак не оправдания. Однако, принцип «улучшаемости» «человеческой природы» - её способности к совершенствованию – был одним из важнейших идейных завоеваний просветительского романа. Просветители показали на множестве жизненных, реальных ситуаций, что и деградация человека, и его «возрождение», перевоспитание и совершенствование зависят в значительной мере от обстоятельств, в которые он поставлен. «Бедность – наихудший из всех дьяволов!» - восклицает Роксана, переводя, т.о., понятие «искушения» и «грехопадения» со старого языка религиозной морали на язык социальный[29]. Учение Локка о воспитании предваряло многие основные гуманистические идеи английского просветительского романа. К нему исторически восходит и внимание романистов-просветителей ко всему богатству чувственного человеческого опыта, и самая постановка темы воспитания, которое, далеко выходя за пределы школьных «лет учения», заканчивается, в сущности, лишь с самой жизнью[30]. И да, правда: Роксану жизнь воспитывала всю жизнь, уча приходить к благочестию через тернии разврата и изворотливость ума, да и через собственно порок, которого она тем не менее так старательно избегала, хотя с каждым разом ввергаясь в него всё с новой и новой силой и забытием о грехе. Истоком просветительского романа А.А. Елистратова видит помимо прочего плутовской роман. В плутовском романе впервые получил отражение тот процесс распада феодальных отношений и иллюзорного «высвобождения» личности от всех общественных связей, который послужил предпосылкой развития литературы нового времени. Плутовской роман, корни которого уходят вглубь эпохи Возрождения, служит как бы провозвестником реалистического романа нового времени. Как ни пестры превращения героев плутовского романа, всеми ими движет один и тот же весьма материальный фактор – деньги. Деньги выступают здесь открыто, как действительные «узы всех уз». И общественное положение человека, и его личное достоинство – всё превращается в меновую стоимость[32]. Действительно, и хоть «Роксана» уже и не плутовской роман, но принцип тот же. Титулы, признание, покой, наконец – всё зависит от денег. У женщины особенно, если она одинока, брошена мужем и с 5 детьми на шее. «Каждый стремится присвоить себе чужое добро; это желание присуще всем; разница – только в приёмах», - такова циническая «мораль» всего плутовского романа в изложении одного из героев Лесажа[33]. Роксана предавалась пороку «с открытыми глазами и недремлющей совестью». Такое поведение вполне отражало дух капиталистической эйфории, характерной для того времени. Дух спекуляции (пусть даже и собственной честью) был не чужд и женщине той эпохи. Даже когда не было уже откровенной нужды…Деньги решали всё. Но. Эгоистическое своекорыстие перестаёт быть, как в плутовском романе, естественной нормой человеческих отношений. Встаёт вопрос о бесчестности частнособственнического эгоизма, хотя бы и укладывающегося в рамки официальной буржуазной законности. Проблема естественного права на наслаждение в просветительском реалистическом романе. Просветительское убеждение в том, что человек по при роде своей добр и лишь пагубное влияние обстоятельств, воспитания и среды искажает его натуру. Нужно ли было превращаться слабой, красивой девушке в «дельца в юбке» с мощной деловой хваткой. Это влияние среды. Дух эпохи, финасовый дух сделал Роксану опытной купчихой[35]. Женщина вполне могла сама распоряжаться своим имуществом; Роксана получала немалый годовой доход, благодаря удачно проведённым финансовым операциям при посредстве значительных лиц, с которыми имела знакомство. Врочем, самостоятельность в распоряжении средствами должна была быть присуща Роксане ещё с детства. О правах наследования. Девочка по достижении определённого возраста могла стать полноправной наследницей отцовского имущества. С указанием её как полноправного члена семьи и наследницы составлялось завещание[36]. Ситуация, когда Роксана оказывается брошенной мужем на произвол судьбы, показывает, насколько зависима была женщина в то время. Женщина не из бедных, а, соответственно, получившая образование, не предусматривавшее тяжёлой ручной работы, к примеру. Нищета, бедствия нищеты губили женщину и её непорочность[37]. А ещё тщеславие. Впрочем, это-то вина порока во все времена.
|