Глава I. Д. Дефо и женские академии.
Свою первую книгу Д. Дефо «Очерк о проектах» написал в 1693 г. В ней автор предлагал серию проектов (создание государственного банка, строительство общественных дорог, организация взаимопомощи, проведение реформы системы социального страхования и др.), которые преследовали своей целью достижение как общественного блага, так и личной выгоды. В книге имелся также раздел, посвящённый образованию подрастающего поколения. Не являясь профессионалом в деле образования, Дефо тем не менее сумел предложить свой оригинальный проект создания военных академий для юношей и образовательных академий для девушек. Свой очерк «о женских академиях» Дефо начал с выражения недоумения по поводу недостаточного внимания общества к женской образованности. «Я часто размышлял над тем, - писал он, - почему одним из варварских обычаев в мире является то, что в нашей, считающейся цивилизованной и христианской, стране мы отказываем женщинам в преимуществах образования. Дефо подчёркивал, что женщин не пришлось бы осуждать за «глупость и несостоятельность», если бы они получили такое же, как и мужчины, образование[22]. С.138. Дефо задавался вопросом, почему же женщины лишены благ просвещения, ведь от природы они наделены даже большими, чем мужчины, способностями к учению и отличаются большей сметливостью. Он высказывал предположение, что мужчины лишают образования женщин сознательно, из опасения, что те смогут конкурировать с ними в своих совершенствах». Между тем, уверял просветитель, мужчины получат даже некоторые преимущества, если предоставят женщинам образование, поскольку образованная дама, обладающая к тому же хорошим воспитанием и приятными манерами, является существом «несравненным».Если же лишить женщину образования, то очень скоро «природная острота ума» сделает её «сумасбродно и болтливой», а её характер станет «причудливым и капризным». Недостаток образования лишь усугубит негативные черты характера женщины, сделает её «спесивой, дерзкой, шумной, сварливой», одним словом, «сущим дьяволом». Поэтому «даже ради самих себя», советовал мужчинам Дефо, следует обеспокоиться образованием женщин. Дефо не ограничивался общими рассуждениями о достоинствах образованных дам и о том благе, которое приносит образование женскому полу. Он предлагал конкретный ряд мероприятий. Дефо считал, что необходимо открыть образовательные учреждения (академии) для девушек – по одному в каждом графстве Англии и десять – в Лондоне. Просветитель полагал, что «женская академия» не должна отличаться сколько-нибудь значительно от обычной школы. Дефо считал необходимым поддерживать строгую дисциплину в академии, даже более строгую, чем обычной школе, для того чтобы «высокородные» и богатые родители не опасались отдавать в них своих дочерей. Таким путём просветитель рассчитывал укрепить престиж подобного учебного заведения[23]. Проект предполагал немаловажную деталь: наличие крепостного рва и единственного входа в здание. Подобными мерами предосторожности Дефо надеялся предостеречь своих учеников от «любой интриги», обеспечив девушкам, с одной стороны, полноту свободы, «без сторожей и шпионов», а с другой – избавив их от «любовных интриг, непристойностей и скандальных афер». Единственное средство предотвращения любовных интриг Дефо усматривал в «строгом удержании мужчин на почтительном расстоянии» от представительниц прекрасного пола. Но поскольку в жизни соблюсти подобное правило не всегда предоставлялось возможным, то, считал Дефо, девушка сама должна поступать «по собственному разумению», если желает избежать скандала[24]. Завершая своё произведение, Дефо высказывал пожелание, чтобы образованная женщина стала другом и советчиком для своего супруга и чтобы мужчины, лишающие женщин образования, наконец-то поумнели и исправили существующий порядок вещей. Французский историк Г. Ледук, сравнивая проекты «женских академий, предложенные М. Эстелл и Д. Дефо, приходил к заключению о том, что оба они носили феминистский характер. В то же время сами авторы проектов оценивали свои задачи по-разному. Мэри Эстел хорошо понимала, что изменить существующие экономические условия женщинам не под силу, поэтому она предлагала уравнять их с мужчинами в интеллектуальном, моральном и духовном плане. Она защищала права женщин на интеллектуальные способности, равные с мужчинами, и в женском образовании усматривала альтернативу браку. Дефо же смотрел на образование женщин исключительно с позиции мужчины. Его интересовали не интеллект и духовность женщины, но удовольствие мужчины, который общался с образованной леди. Подобное отношение просветителя к женскому образованию порождало у учёного сомнения в том, что Дефо являлся феминистом, как это нередко пытались доказать некоторые исследователи[25].
|