Введение. Англия конца XVIII вв. в романе Д
Англия конца XVIII вв. в романе Д. Дефо «Счастливая куртизанка, или история жизни и всевозможных превратностей судьбы мадемуазель де Бело, впоследствии именуемой графиней де Винтсельсгейм Германской, она же особа, известная во времена Карла II под именем леди Роксаны»[1] стала основной ареной, на которую забросил просветитель свою героиню. Роксана (тогда ещё не обладающая столь громким именем) родилась во Франции, но в юном возрасте переехала с родителями в Англию, где и начались её злоключения, злоключения образованной девушки, которую родители отпускали в жизнь со всем, что только можно было пожелать даме того времени. Какого времени? Тема нашего исследования требует для неискушённого читателя погружения в ту историю, в то время, в котором жила наша героиня, хотя бы и не слишком глубокого. Итак, Англия эпохи Реставрации (о Франции упомянем лишь в той связи, что обстановка религиозных гонений потребовала переезда Роксаны и её родителей из родной страны, ибо последние «подвергались жестоким преследованиям за свою веру»[2]). Что мы знаем о ней? 1 мая парламент провозгласил Карла-Стюарта младшего английским королём Карлом II, а 26 мая «король эмигрантов» торжественно, как описывает современник, «под громкую музыку и радостные крики» въехал в Лондон со своей многочисленной свитой. В истории Англии начался период Реставрации (1660 – 1688)[3], который подготовили и исчерпанный потенциал революционных действий, и усталость народа от многолетних бурных событий. Мир и порядок – такими были требования, выражавшие настроения и ожидания людей[4]. Новый король был человеком образованным, знатоком литературы, любителем театра, неплохо разбиравшимся в естественных науках[5]. Карл II вошёл в историю как «весёлый король», который, по выражению современника, «развлекался, не ограничивая себя в расходах». Он любил роскошь, вознамерился превратить дворец Уайтхолл в «малый Версаль», содержал пышный двор, многочисленных фавориток[6]. Я уделяю столько внимании личности Карла, поскольку он является ключевой фигурой эпохи Реставрации и в своём лице отражает нормы (вернее, их отсутствие) морали тогдашнего общества. Культурная жизнь периода Реставрации прошла под знаком отказа от пуританских норм поведения, что привело к чрезмерной раскованности прежде всего в верхах общества. Пуританские добродетели – аскетизм, набожность были отброшены, их заменили безнравственность и распущенность. Произошла сильнейшая девальвация моральных ценностей[7]. В такой обстановке проходила жизнь Роксаны. Хотя необходимо сразу отметить характерную особенность романа, которую очерчивает нам в статье «Последний роман Дефо» А.А. Елистратова, дабы не быть введёнными в заблуждение относительно «реальности Дефо» и реальности исторической. При первом знакомстве с «Роксаной» читателю бросаются в глаза многочисленные анахронизмы. Однако в этих нарушениях формальной хронологии есть своя художественная логика. Дефо старается «продлить» «золотые деньки Карла II», ибо, конечно, только в той обстановке, какая существовала при дворе этого монарха в Англии, мог осуществиться во всём своём блеске триумф Роксаны. Казалось бы, Дефо совершает промах, необъяснимый под пером современника, очевидца этого царствования: его героиня является в Англию десятилетней девочкой в 1683 г., за два года до смерти Карла II, - а между тем, блистает при его дворе после семи лет брака и долгих похождений на континенте Европы. Но для Дефо сочетание французского происхождения и английского воспитания было, по-видимому, предполагает А.А. Елистратова, важным фактором, объясняющим своеобразный характер его героини. А историческая обстановка, сложившаяся во Франции непосредственно перед отменой Нантского эдикта, позволяла естественно и правдоподобно мотивировать эмиграцию родителей героини, французских гугенотов, в Англию[8]. Проблему, рассматриваемую мною в данном исследовании, можно отразить в вопросе: как объяснить зависимость женщины в XVIII в.? Объектом исследования для нас, своеобразным исследовательским полем станет просветительский роман, а именно – роман Д. Дефо «Роксана» (в этой связи необходимо упомянуть об особенностях просветительского романа в Англии, и этому я посвящу отдельную главу). Предметом исследования для меня станет образ жизни женщины по этому роману, её характер, взгляды на животрепещущие проблемы, на «вечные» вопросы: семьи, любви, брака, экономической независимости; женщины изначально не бедствующей и рассчитывающей на все блага жизни, которые последняя только могла ей предоставить. Цель нашей работы – описать степень зависимости женщины в различных сферах: религиозной, экономической… Чем определяется её положение в английском обществе XVIII века? Какова степень общественной эмансипации в то время, какими категориями она определяется? И, наконец, что помогает её преломить правила, установленные обществом и выстроить свою жизнь так, как ей это удалось (в частном случае, Роксане)? Ответам на эти вопросы и будет посвящена каждая из глав и вся работа, в конечном итоге. Конечно, новое слово сказать удастся вряд ли, ибо т.н. «женский вопрос» разбирается не один десяток лет и немало достойных и масштабных исследований посвящено ему. Но, как уже упоминалось выше, цель нашего исследования скорее описательная, чем новаторская.
|