Режиссура как профессия. Функции режиссера
Режиссер – человек, дающий надлежащее направление драматургическому материалу через актера.Как любая другая профессия, профессия режиссера театрализованных представлений и праздников требует от него освоения определенных знаний и умений. Режиссер театрализованных представлений и праздников должен знать и уметь: Знание того, что происходит в стране и за ее пределами (должен быть в курсе последних событий ) Иметь свою собственную точку зрения на происходящие события (т.е. занимать определенную позицию). Общая культура (знание в области литературы, живописи, скульптуры, киноискусства, музыки, истории, науки и т.д. как отечественной, так и зарубежной.) Знание кухни сценарного мастерства т.к. например специфика эстрады требует от режиссера активного участия в процессе создания сценария номера или представления. Знание основных жанров эстрады и хорошо разбираться в них (4 группы эстрадных жанров: разговорные (конферанс, скетч, интермедия, миниатюра, эстрадный монолог, частушки, пародия и т.д.); музыкальные (песня, романсы и т.д.); хореографические (танец: народный, эстрадный и др., пантомима); оригинальные (жонглирование, фокусы, куклы, акробатика и т.д.). Умение работать с музыкальным материалом:Знание различных музыкальных направлений: от самых серьезных (классическая музыка) до самых легких (техно, поп, диско и т.д.) Знание способов организации музыкального материала в театрализованном представлении (использование музыки как лейтмотив, музыкальный портрет персонажа, музыкальные антракты (мостики) и т.д.)Знание и изучение изобразительных искусств (прежде всего живопись, скульптура), т.к. умение организовать пространство это одно из требований к режиссерской профессии. Умение работать с актерами самых различных жанров. Знание человеческой психологии необходимой как при работе с исполнителями, так и в организаторской работе. Владеть знаниями о технических возможностях любой сценической площадки, где придется осуществлять постановку и владеть приемами работы с ними (одежда сцены: занавес, супер-занавес; поворотный круг и т.д.)Знание основ эстрадного танца т.к. танец неотъемлемая часть эстрадных спектаклей.Знание основ художественного освещения и его возможностей. Знание основ радиотехники, чтобы уметь грамотно ими пользоваться. Должен быть умелым организатором. Говоря о режиссерской профессии Владимир Иванович Немирович –Данченко выделял три направления в деятельности режиссера (или три функции режиссера): 1. Режиссер-толкователь, он же показывающий как играть (режиссер-актер, режиссер-педагог)Умение заразить, увлечь актера содержанием пьесы, сценария представления и т.д. С помощью подсказок, поправок, замечаний отражать все достоинства и недостатки поиска актера в создании им сценического образа. 2. Режиссер-зеркало. Быть внимательным к особенностям индивидуального дарования артиста, уметь помочь актеру творчески (без насилия) найти себя (раскрыться). 3. Режиссер-организатор. Личность, которая организует и подчиняет все компоненты спектакля, представления (творчество актера, художника, композитора и т.д.) единому режиссерскому замыслу. Вывод по функциям. Режиссер обязан раскрыть смысловое содержание произведения и индивидуальные особенности автора через призму собственного творческого видения и актерских возможностей. Для тренировки профессиональных способностей и личностных качеств режиссера Всеволод Эмильевич Мейерхольд предлагал четыре способа тренировки воображения: 1. Изучение биографий великих людей. 2. Путешествия. 3. Чтение композиционно-острой литературы. 4. Изучение произведений искусств (музыка, живопись). (См. Лекция) Заключение. Таким образом, современный режиссер – это человек с высокой общей культурой, пониманием человеческой психологии, знанием жизни, способностью в одной биографии увидеть судьбу человечества, острым чувством современности, умением слышать и слушать время.
|