Студопедия — Выразительные средства в спортивно-художественных представлениях
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Выразительные средства в спортивно-художественных представлениях






СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА СТАДИОНЕ, форма театра под открытым небом, своеобразие которого диктуется своеобразием сценической площадки - стадион. Главными героями являются не один актер, не группа, а огромная, подчас многотысячная масса людей: спортсмены - непосредственные участники массовых гимнастических выступлений, различные художественные коллективы, групповые и сольные номера представителей спорта и иск-ва, участники художественного фона (до нескольких тысяч), масса участников-зрителей на трибунах стадиона, имеющих непосредственное отношение к событию, к-рому посвящено представление. Главное в специфике С.-х. п. на с. - его спортивная основа. Ведущим выразительным средством является масса участников с их выходами, уходами, выполнением различного роли упражнений и перестроений. В С.-х. п. на с. только хореография может быть представлена в качестве самостоятельного массового выступления. Попытки построить С.-х. п. на с. по принципу концерта, т. е. сменяемости отдельных готовых номеров артистов и коллективов разных жанров с массовыми спортивными выступлениями является нецелесообразным. Какими бы профессиональными признаками не обладали номера, они проигрывают перед массовыми действиями.

Основной структурной единицей является эпизод. В нем первична не организационная, а творческая сторона. Рождение эпизода, его тематика, содержание, образное решение тесно связаны с общим сценарно-режиссерским замыслом представления. Композиция эпизода: 1) начало (экспозиция) 2) Главные и второстепенные действия эпизода (развитие действие): массовые номера и вставные номера спорта и иск-ва, 3) финал (кульминация), 4) уход.

Масштабность сценической площадки требует размаха в решении наиболее важных эпизодов. С этой целью в действие вводится группа участников (600-1500 человек, в основном девушки), к-рые в практике получило название "фонирующей группы". Фонирующая группа выполняет роль массы, вводится несколько раз, причем по необходимости в новом качестве (др. костюмы, др. предметы для выполнения упражнений). Функции фонирующей группы - укрупнение действия, создание яркого, масштабного, образного действия, а также средством монтажа пластически связывать один эпизод с др. в единое действие. К этому приему прибегают режиссеры в тех случаях, если основное действие недостаточно массовое и не соответствует масштабу массового представления.

В отличие от театра, стадион не имеет специальных технических средств монтажа. Поэтому технический монтаж имеет такое же значение как и смысловой. В практике постановки С.-х. п. на с. сложились два вида монтажа: открытый и закрытый монтаж. Если сценарно-режиссерский монтаж направлен на раскрытие идеи представления, поиск рисунков построения, в к-рых происходит действие, то технический монтаж обеспечивает непрерывность действия - на перестроения, т. е. поиск логических переходов из одного рисунка в др.

Задача художника состоит в том чтобы с первого до последнего выступления провести цветовую гамму так, чтобы не возникло цветовой дисгармонии в костюмах и в декорациях. Неотразимое впечатление производит художественный фон.

Для активизации аудитории зрителям раздаются флажки, платочки, кепочки, цветы, фонарики, чтобы весь стадион включался в жизнь цвета на празднике. Но самое главное - создание эмоционального впечатления. Эффект неожиданности (трансформация предметов и костюмов; плачущий Мишка, воплощающий грусть расставания, а не радость, как все привыкли).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФОН, условное название специфического средства режиссуры спортивно-массового представления; живой экран, созданный из массы участников (от 3-х тысяч чел-к и больше) на одной из трибун стадиона, на к-ром создаются различные картины. Впервые в России он был применен в 1946 г. во время проведения Всесоюзного парада физкультурников на стадионе "Динамо". 7 тысяч чел-к, держали в руках цветные планшеты в виде раскрывающихся книг.

В построении рисунков X. ф. заложен принцип детской игры "Мозаика". Чтобы составить мозаичный рисунок на Х ф., надо иметь: 1) предмет для построения рисунка, 2) программу действия для каждого участника 3) систему управления X. ф

Предмет - эл-т мозаики, по своим размерам он должен быть таким, чтобы при создании рисунков закрывать собой участников, и в то же, время давать возможнос ть легко и свободно управлять им при смене рисунка. Этим требованиям более всего отвечает, фонирующий флажок - кусок материала размером 50х50 см или 50х60 см с двумя палочками -древками, вшитыми с двух

сторон. Используются также цветные манишки, шапочки, бумажные веера, бумажные полусферы, картонные листы разного цвета, плотная бумага, сброшюрованная в альбомы и т. п.

Программа обеспечивает каждому участнику X. ф. безошибочный показ нужного предмета или цвета предмета для составления любого рисунка, запланированного сценарием.

Основные приемы создания живого Х ф.:

1. Прием "О ж и в л е н и е". Основан на возможности производить флажком колебательные движения.. Левой рукой натянутый флажок держится неподвижно, а правой воспроизводится многократные быстрые движения древком впе­ред-назад. Этот прием позволяет как бы "оживлять" рисунок или отдельную его деталь. Напр.. на экране "горящий факел" на голубом фоне. Если участники, изображающие пламя факела. будут делать качательные движения флажками, а все остальные держать флажки неподвижно, то создается впечатление нек-рой достоверности горения огня, а рисунок в целом получается более объемным и контрастным.

2. Прием "Вставание" применяется для выделения рисунка или его детали на общем фоне экрана. Напр., на экране появляется слово "МИР" голубого цвета на белом фоне. Используя этот прием, участники, открывал голубые флажки, встают и держат их стоя, в то время, как участник с белыми флажками продолжают сидеть. Слово "МИР" становится объемным и контрастны.

3. Прием "Залив". В рассмотренных выше приемах участники действовали одновременно: по сигналу режиссера открывали флажки (показывали рисунок) или делали перевертку (изменяли цвет рисунка). В приеме "залив" используется возможность выполнения упражнений большой массой участников разновременно - поочередно или с некоторым отставанием, т.е. по принципу поточных упражнений. При использовании данного приема появление рисунка или замена одного цвета другим происходит постепенно. "Залив" сверху, снизу, к центру, из точки, к точке и т.п. Режиссер, подавая команду на выполнение этого приема, предварительно указывает начало и направление движения "залива" по экрану фона

Указанные выше приемы применяются ре­жиссерами не только в чистом виде. как они описаны. Очень часто при показе одного рисунка они совмещаются Напр., прием "оживление" сочетается с приемом "вставание", прием "вставание" - с "заливом", прием "машинопись" - с вставанием и т. д. Это уже сфера творческой деятельности режиссера.

Управление фоном. Чтобы установить звуковую связь реж-р - участники X. ф., делается т. н. подзвучка. В районе расположения X. ф. устанавливаются динамики строго направленного звучания на определенные участки экрана, а у режиссера на пульте оборудуется микрофон. Система подзвучки организуется так, чтобы все реплики и команды режиссера были равномерно слышны всем участникам X. ф., но не доносились бы до зрителей.

Звуковая система связи подстраховывается отдельными эл-тами зрительной связи. Напр., номера рисунков, называемые реж-ром по микрофону, обязательно дублируются показом планшетов с соответствующими цифрами. Управление X. ф. требует от участников и режиссера предельного внимания

Функции X. ф. Фон как зритель. Очень часто фон используется постановщиком спектакля в роли лидера в создании необходимого эмоционального настроя в зрительном зале. Он помогает реж-ру активизировать зрителя, направ­ляя его эмоции и активность в нужное русло (аплодисменты, скандирование лозунгов, выполнение простых действий, и т. д.)

X. ф. как активный участник действия, происходящего на поле: своими рисунками, плакатами, лозунгами он сопровождает их, подчеркивая определенную мысль режиссера, раскрывая тему представления.

X. ф. как участник массовых упражнений. В отдельных случаях постановщик представления подключает участников фона к выполнению массовых упражнений, исполняемых на поле стадиона. Это значительно усиливает общее действие, делает его более мощным, массовым. Иногда участники фона выполняют массовые упражнения даже при показе рисунка.

X. ф. как экран, на к-ром демонстрируются кинокадры. В этом случае фонирующие флажки делаются из специального (экранного) материала.

X. ф. как солист, когда ему отдается самостоятельный номер (напр., в прологе)

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 2667. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия