Инсценировка литературного произведения, инсценировка песни, басни, стихотворения. Средневековый церковный театр в основе своей драматургии имел Библию, Евангелие, Житие святых, то есть произведения не драматического, а прозаического порядка. В России инсценировки появились в 13 веке, но худ. уровень был очень низок. Но уже В то же время рожденное революцией публицистическое искусство "синей блузы" дает первые примеры более или менее удачные примеры инсценирования документа, газетной публикации. Первыми инсценировали Станиславский и Немирович –Данчеко. Почти ни одно произведение сов. классики не осталось не инсценированным. На сценах много раз прошли спектакли по романам Фадеева "Разгром", Шолохова "Тихий дон" и "Поднятая целина". Жанровый диапазон инсценированного материала необычайно широк. Как правильно инсценировать произведение: инсценировка тогда завоюет право на признание в театре, когда станет фактом драматической литературы, сможет жить на сцене без своего оригинала, откроет в материале первоисточника новые грани и стороны. При инсценировке возникает новое произведение, и судить его надо по его собственным законам, а не с наивных позиций. Принципы инсценировки: 1.сохранение авторской идеи, авторской позиции, а также сохранение основных сюжетно- композиционных и жанровых признаков. 2. нахождение таких выразительных средств, которые могли бы заменить выразительные средства литературы, и при помощи их выявить оригинал "параллельный ряд". Как инсценировать: 1. почти полностью опускается описательная часть, местами переносится в ремарки. Наиболее важные для произведения куски могут подаваться через лицо от автора, или приемом "текст за кадром", или частью могут войти в диалог. 2. Выделяется основная сюжетная линия, решается вопрос об ограничении действующих лиц, они могут оставаться за рамками сцен. композиции. Действие должно быть сконцентрировано и в смысле времени и места действия, некоторые сцены могут переноситься во времени и в пространстве. Действие должно, развиваться непрерывно и по нарастанию. Ныне накоплен уже довольно большой опыт инсценировки песен, басен, стихотворений. Инсценировка стихотворения: при инсценировке, кроме тех общих принципов, о которых говорилось выше, важно помнить о следующих моментах: организация сюжета, выстраивание конфликта. Богато используется символика, образность. Взаимоотношения строятся без большого псих. оправдания. Большая степень условности. Три основных формы конфликта в стихотворении: 1) В стих. присутствуют та и другая конфликтующая сторона. Есть описание поступков, действий. Такие стих., как правило, сюжетные. 2) Сложнее, когда в стих. присутствует одна сторона, а другая находится вне сюжета, она только предполагается, то есть не выступает в виде конкретного, автор использует образность.(метафоры, сравнения). 3) Когда конфликт существует внутри самого лирического или эпического героя. При инсценировке стих. иногда возникает необходимость его сокращать, следует помнить, что нельзя нарушать стих. строфу, нарушается ритмика стиха, ритм стиха порождает и соответствующий ритм сцен. композиции, и если ;ритмы эти не совпадают - это должно быть обусловлено замыслом режиссера. Инсценировка басни: не добавляя ни единого слова, мы можем превратить весь текст в слова героя, то есть сделать его действенным. Особенности: 1) При сжатости, которая существует в басне, где каждый стих и строфа является смысловой нагрузкой, смысловым звеном сюжета - сокращение сделать трудно. 2) В басне в строфе используют прием зашагивания - тесное переплетение строф и затрудняет сокращение. 3) Почти все басни общеизвестны и у всех на слуху, любое сокращение сразу будет замечено зрителем. Два принципа: 1) Найти такой вариант сцен. решения, чтобы не было лица от автора, то есть ведущего, а все слова вкл. бы в диалог. 2) Позволяет ввод в инсценировку лица, комментирующего косвенной речью происходящее на сцене. Инсценировка песни: Работу начать с опр. темы и идеи. Формировать их нужно очень конкретно. Каждое произведение имеет свою мысль, которое делает данное произведение не похожим на остальные. Даже в маленьком произведении мысль нужно определять, чем богаче мысль-идея, чем она разностороннее, тем интереснее замысел будущего спектакля. Точное опр. про то, что мы говорим и во имя чего показываем диктует нам отбор выразительных средств. После этого надо макс. раскрыть предлагаемые обстоятельства и учесть характеристику песни. Только после этого можно приступать к инсценировке песни. Выводы: 1.Опр. идеи (что я хочу сказать) чрезвычайно важно для постановщика, расплывчатая формулировка приводит к расплывчатому сцен. решению. Без подробного опр. идеи невозможен интересный замысел. 2.На подступах к замыслу надо обязательно опр. сегодняшний взгляд на проблему. 3.Замысел автора надо помнить на собственном опыте. 4.В результате подробного исследования рождается новое содержание.5.Категорически отказываться от иллюстративного воспроизведения текста на сцене, так как это приводит к обедненному содержанию песни. Работа над зримой песни:З. п. – театральное действие, создаваемое на основе песни и выражающее зримо его духовный, образный смысл, жанр, в котором точное описание действия играет чрезвычайно важную роль. Пантомима и массовые пластические композиции сочетаются здесь с песней, раскрывая ее содержание, придавая ей новый смысл. Песня театрализуется с помощью различных средств: действия, движения, танца, пантомимы, света, бутафории, кинокадров. У каждой песни могут быть своя тема, задача, свой сюжет, действующие лица. Параметры выбора песен: 1.выбраная песня воспринималась с первого раза (ясность текста). 2.музыка в песне имела свою муз. драматургию, богатство песни. 3. присутствовало два, или больше персонажей (диалогичность песни). 4.текст был насыщен событиями (действенное богатство) и содержал интересный сюжетный ход (драматургическое богатство песни). Работа над замыслом песни: нахождение неожиданных предлагаемых обстоятельств, которые меняют видео ряд песни. (песню «А может быть ворона» перенесли в предлагаемые обстоятельства сдачи экзамена по литературе).Следить за тем что бы найденные предлагаемые обстоятельства очень точно ложились на текст песни, не были бы притянуты к нему за уши. Столкновение точно найденных предлагаемых обстоятельств с привычным видеорядом песни создает качественно иной, отличный видеоряд (эффект монтажа). Этапы работы над зримой песней: 1. отбор репертуара. 2. перевод музыкально-словесного образа песни в зрительный образ. На этом этапе обговариваются предлагаемые обстоятельства, атмосфера. 3. режиссер назначает исполнителей. 4. работа с актерами. Опр. смысла, сверхзадачи, сквозного действия. Поиски муз.-словесной выразительности. Мизансцена. Нежелательно: Звучание живого голоса, иллюстрирование текста песни на сцене. Важным моментом остается неожиданный финал.