Сущность и виды искусства
Искусство - следствие духовности человека, творческое воспроизведение действительности в художественных образах. В основании искусства лежат два понятия - силы и символа. Искусство символично, поскольку оно есть символ чувства, смещающего действительность. Реальность внешняя – среда, в которой существует художник. Реальность внутренняя - среда, в которой рождается произведение искусства. И то, и другое - совокупность событий. Искусство создается человеком. Человек живет в окружающем его мире, вещественном и духовном. Виды искусства: вокал, хореография, архитектура, живопись, театр, скульптура и т. д.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, художественные действия различных видов иск-в, к-рые используются реж-ром в постановке массового театрализованного представления и организации праздничного игрового общения. В. с. условно можно поделить на традиционные (живое слово, музыка, свет, хореография, пантомима, театр, киноиск-во, динамическая и статическая проекция, скульптура, спорт, цирк. эстрада), нетрадиционные В. с. (транспорт, животные, вода. огонь, дым, естественное освещение местности) и иносказательные (аллегория, метафора, олицетворение, символ). ВИ'ДЫ ИСКУССТВА, реальные формы художественно-творческой деятельности, различающиеся прежде всего способом материального воплощения художественного содержания (словесным - для литературы, звуковым - для музыки, объемно- пластическим - для скульптуры и т. д,). Художественная информация, заключенная в каждом из В. и., обладает специфическим характером, поэтому содержание произведения одного В. и. не может быть адекватно передано на языке др. В. и. При взаимодействии иск-в происходит как бы два процесса: 1) приспособление к «смежному» иск-ву, и тогда возникает необходимость каждого иск-ва видоизменяться и одновременно искать свой язык, утверждающий самобытность и неповторимость данного вида; 2) синтез искусств, в результате к-рого новому виду иск-ва приходится создавать свои уникальные средства для воплощения его содержания. ХОРЕОГРАФИЯ (< тр. choreia - пляска и... графия), 1) запись танца. 2) Иск-во сочинения танца, балета 3) С конца 19 - начала 20 вв. танцевальное иск-во в целом. 4) Синтез литературной первоосновы (либретто), замысла балетмейстера и художника, музыки, исполнительское иск-во танцующего актера. Жанровое деление Х.р.: танец лирический и героический, шуточный и пародийный, народный и классический, бальный и эстрадный. X. - пространственно-временной иск-во, поэтому с одной стороны, ее роднит с изобразительным иск-вам: отбор поз и движений согласуется со скульптурной выразительностью танца; расположение танцующих в пространстве нередко подчиняется закономерностям орнаментальным и графическим; с др. - с музыкой, нередко диктующей ритм, динамические оттенки, др. характеристики движениям, а иногда ориентирующийся на особенности самих движений. Но движения могут иметь и собственный ритм, отличный от муз., совпадающий с ним лишь в опорных точках. Тогда образуется контрапункт ритма муз. и движенческого, что особенно характерно для фольклорного танца, а также для X. новейшего времени. Народная и профессиональная X. может включать также эл-ты действия. сближаясь тем самым с театрально-зрелищными иск-вами. В театрализованном представлении X. может проиллюстрировать какую-л. мысль, но может и стать полноправным сюжетным эл-том всего театрализованного действия. СКУЛЬПТУРА (лат. sculptura, от sculpo вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного иск-ва, произведения к-рого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. С. изображает, главным образом, чел-ка, реже животных, ее главные жанры - портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр. Выразительные средства - построение объемной формы, пластической моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Различаются круглая С (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости фона). Монументальная С. (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами, монументально-декоративная С. включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая С.): станковая С., не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углубленное содержание, предназначена для интерьера, ее жанры -портрет, бытовой, ню, анималистический. Материалы С. - металл, камень, бетон, пластмасса, глина, воск, пластилин, дерево, гипс и др.; методы их обработки - высекание, лепка, вырезание. литье, ковка, чеканка и др. Принципы построения скульптурных групп часто используются в театрализованных представлениях с помощью разнообразных приемов: показ увеличенных фотографий, на к-рой изображены те или иные скульптурные произведения; принципы многофигурных композиций успешно переносятся на сцену в живом человеческом материале ("живые скульптуры", "живые эмблемы") и за ее пределы (группы на борту грузовика), известны и скульптурные пародии. СЛОBECHOE ДЕЙСТВИЕ, вербальное воздействие на различные стороны человеческой психики: на интеллект, на воображение, на чувство. Слово на сцене - средство борьбы за достижение целей, которым живет персонаж. Актер должен хорошо знать, на какую именно сторону сознания своего партнера он преимущественно в данном случае хочет подействовать. Если на интеллект, мысль, то необходимо добиваться неотразимости речи, по своей логике и убедительности (доказать, объяснять, отделаться, успокоить, опровергнуть и т. п.) Если к воображению, то необходимо заражать партнера видениями (удивлять, предупреждать, угрожать, утешать). Можно обращаться к чувству (упрекать, укорять, ободрять, умолять, разжалобить), а также воздействовать на волю (просить, приказывать) и на память партнера (узнавать, утверждать). На практике ни один из типов С. д. не встречается в чистом виде (можно, напр., просить упрекая или объяснять удивляя), к действию может быть добавлено какое угодно приспособление (нежно, тепло, равнодушно, твердо и т. п.). Вопрос о принадлежности С.д. к тому или иному виду решается в каждом отдельном случае в зависимости от преобладания того или иного способа воздействия на сознание партнера. Понятия физического, внутр. и С. д. неразрывны. Станиславский в этой триаде С. д. он считал главным: «Слово становится венцом творчества, оно же должно быть и источником всех задач - и психологических и пластических». В речевом материале пьесы реж-р и актер находят логику поведения героев, в нем заложены и решающие начала сценического характера. Особо важное значение С. д. имеет для артистов эстрады разговорных жанров. Партнер эстрадного исполнителя - сотни сидящих в зале зрителей. Значит, ему надо заставить их, всех до единого, увидеть то, о чем он рассказывает. Отсюда требование яркости и точности ленты образов, естественности и звучности речи. (Словесный образ). СВЕТ, 1) лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. 2) Тот или иной источник освещения. (Софит, Рампа. Лазер) С. и цвет - активные средства пластической художественной характеристики персонажей, атмосферы действия, развития событий. Сценический С. преображает декорацию: раскрашенный холст превращает в бархат и парчу, фанеру и картон - в сталь или гранит, жесть –в хрусталь, стекляшки - в алмаз, фольгу - в золото и серебро. Искусно установленный на сцене С. создает впечатление жары или холода "солнечного утра" или "зимнего вечера", "осенней мглы" или "ясного бездонного неба". С. предназначен также для создания световых эффектов. Но самое важное назначение С. на сцене - создание атмосферы, необходимой по ходу действия. 0н может быть нейтральным или наоборот, эмоционально окрашенным - праздничным, тревожным, унылым, карнавально-динамичным. С. на сцене устанавливается на специальных световых репетициях, когда уже полностью готово и смонтировано оформление спектакля (Репетиция монтировочная). Занимается этим осветительный цех во главе с художником постановки и режиссером. Всю световую аппаратуру можно разделить на приборы направленного и рассеянного света. Цветное освещение достигается с помощью цветных - стеклянных или пластмассовых фильтров. Световая аппаратура расположена как внутри сценической коробки, так и вне нее, в зрительном зале (т. н. выносная). На сцене аппаратура крепится на порталах и на галереях (длинных балконах). Кроме того, переносные приборы устанавливаются в кулисах на штативах. Над сценой, во всю ее ширину, подвешены с офиты, в к-рые вмонтирован целый набор разнообразных осветительных приборов. Софиты скрыты от зрителей падугами, поднимаются и опускаются они при помощи колосниковой системы. (Световая партитура. Световая проекция, Световой занавес. Световой эффект.) МУЗЫКА (rp. rnusike, букв. - иск-во муз). вид иск-ва, отражающее действительность в звуковых художественных образах. М. способна конкретно и убедительно передавать эмоциональные состояния людей Она выражает и связывает с чувствами идеи обобщенного плана. Основные эл-ты и выразительные средства М. -лад, фактура, композиция, ритм, метр, темп, динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка, громкость. М. фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. По исполнительным средствам М. подразделяется на вокальную (пение), инструментальную. М. часто сочетается с хореографией, иск-вом театра, кино. Различают М. одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Применяют и подразделение на роды и виды (опера, симфоническая, камерная М. и др.), жанры (героическая опера, комическая опера, песня, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.). М., как выразительное средство, раскрывает тему, идею, содержание, сквозное действие театрализованного представления. (Муз. действие). МУЗЫКАЛЬНОЕ ДЕ'ЙСТВИЕ, волевой акт исполнителей музыки или режиссера, направленный к выполнению определенной худо- жественной задачи, связанной с общим режиссерским замыслом. М.д. при исполнении законченных муз. произведений или их фрагментов выполняет разнообразные функции - оно создает настроение праздничного общения, выступает в качестве самостоятельного номера театрализованного представлення, является основой для создания составных номеров, для монтажной связи номеров и эпизодов, для создания эмоционального темпо-ритмического развития всего театрализованного представления. Основным средством муз. воздействия в театрализованном представлении и празднике является живое непосредственное муз. общение. В массовых праздничных представлениях (в создании массовых спортивных и хореографических номеров на стадионах и площадях, озвучивании народных гуляний и т. п.) в качестве музыкальной основы или эмоционального фона живого действия используются музыкальные фонограммы. М д. выполняет в структуре массового мероприятия определенную нагрузку. Это - создание муз. пролога или финала, организация муз. антракта или связки между эпизодами, построение эпизода, основанном на муз. решении. Задача музыкального пролога- открыть зрелищную часть представления, праздника. Здесь могут звучать либо фрагмент какого-л-оркестрового произведения, либо песня. Нередко качестве муз. пролога обращаются к той или иной музыкальной фразе, к-рая становится позывными представления, праздника. Характер муз. пролога определяется темой, спецификой проводимого мероприятия, подобранным документальным и художественным материалом. Музыкальный финал- форма идейно-эмоционального обобщения действия В этом случае М. подводит как бы черту представлению. В тех случаях, когда муз. финал выстраивается на основе коллективного пения, скандирования, шествий и т. в, он становится средством активизации аудитории. Лейтмотив - какой-л. яркий, мелодический оборот, многократно повторяемый по ходу развития действия. Он создает муз. пролог и финал, может возникнуть и в самых неожиданных местах повествования. Музыкальные антракты - музыкальные связки, "мостики" между эпизодами. Задача М. антракта - подготовить аудиторию эмоционально к восприятию документального материала, организовать его мысль и фантазию. М. антракта как бы связывает воедино два соседних эпизода, содействуя тем самым гармонической стройности •сего мероприятия в целом. М. в эпизоде может быть использована для создания муз. портрета персонажа (прием, '"«яичный для агитбригадных выступлений, для 'театрализованных представлений на стадионах, "лощадях, где текст без микрофона из-за значи
|