Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Список использованных источников 1 страница





Оценка этапа для определения кл.д. – 0,5

Соответствует 2 кл.д.

КВ 2 мин.
Параметры L (этапа) 12м, L (ОЗ) 10м.
Оборудование ТО (1) и (2) – бревна.
КОД Справа и слева от крайних КД.
ПОД Отсутствует.
Действия п.5.8

Расстояние до финиша – ______м.

План обучения по математике в 5 классе с 14.04 апреля

Дата Тема Работа в классе Домашнее задание
14.04 Десятичные и обыкновенные дроби 647, 648 (в,г),649 (а) 648 (а,б),649(б),650
15.04 Умножение десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д. сам. работа 662,663,666,668(а,б) 664,665,667
16.04 678(а,б, 679(а,б) 679 (в,г), 684
17.04 Сравнение десятичных дробей 686,687,688,691,692 689,690
20.04 Округление чисел 700,701,702 695, 679 (в,г)
21.04 Сложение и вычитание десятичных дробей 709,710,711 705,716
22.04 719-722 706-708
23.04 733,746 717,718
24.04 Умножение десятичных дробей 750,751 753,754
27.04   756,757
28.04 Компьютерный класс   744,741
29.04 Умножение десятичных дробей 758,759,760 (а-в) 760(г- з)
30.04 Контрольная работа  

 

 

 


       
 
   
 

 

 


       
 
   
 

 

 



 

Античные цивилизации Средиземноморья

Зарождение античной цивилизации. Древнейший в Евро­пе очаг цивилизации появился на рубеже III—II тыс. до н. э. на острове Крит. Четыре известных ученым государства воз­никли вокруг дворцов, самый знаменитый из которых — дво­рец в Кноссе: гигантское сооружение, состоявшее, вероятно, из трех этажей, имевшее довольно сложную систему водо­снабжения и канализации, с обширными кладовыми и поме­щениями для ремесленных мастерских. Английский археолог А. Эванс, обнаруживший Кносский дворец, назвал эту циви­лизацию минойской.

600 лет существования минойской цивилизации заверши­лись около 1400 г. до н. э. Причиной ее гибели, скорее всего, было извержение вулкана. На Крит пришли жители матери­ковой Греции — ахейцы. Наступило время расцвета ахейской цивилизации, которую обычно называют микенской. В Мике­нах располагался один из дворцов — мощная цитадель, сло­женная из гигантских блоков известняка. (Гомер позднее на­зовет такие дворцы циклопическими; он считал, что только великаны-циклопы способны передвигать и использовать та­кие камни.) Дворцы обнаружены археологами в Тиринфе, Пилосе, Фивах, Афинах. Ахейцы неоднократно совершали военные походы в Малую Азию и Восточное Средиземно­морье; один из них, вероятно, описан Гомером в «Илиаде» и известен под названием Троянской войны.

Микенская цивилизация погибла при загадочных обстоя­тельствах в XII в. до н. э. Причины катастрофы точно не ус­тановлены, ученые предлагают различные объяснения, но большинство склоняется к выводу, что цивилизация пала под давлением воинственных греков-дорийцев, знавших железо, использовавших лошадей и боевые повозки, но находивших­ся на более низкой по сравнению с ахейцами стадии раз­вития.

Минойская и микенская цивилизации типологичес­ки были близки к цивилизациям Древнего Востока, перифе­рией (окраиной) которых они долгое время и являлись. Это ценное наблюдение, но не менее важно обратить внимание на специфику этих цивилизаций, повлиявшую на своеобразие сложившейся в Средиземноморье античности.

Античные цивилизации были морскими. Не земля, а море являлось их главным богатством — море, «приглашавшее» греков к развитию торговли, морепла­вания, средств коммуникации, ремесел, скотоводства, таких отраслей земледелия, как выращивание оливок, виноградар­ство, садоводство. Не было нужды в ирригационной системе, в жестком контроле со стороны мощного государства за под­держанием ее в исправном состоянии, в организации коллек­тивных работ. Впрочем, природа лишь указывала определен­ное направление развития, но не диктовала его.

От «темных веков» к классической Греции переход занял шесть столетий: три «темных века» (XI—IX вв. до н. э.) и три века архаики (VIII — VI вв. до н. э.).

Важнейшим явлением «темных веков» следует признать освоение и широкое использование железа.

Что касается VIII—VI вв., то, по мнению историков, имен­но тогда архаическая Греция сделала решающие шаги к самоопределению, к формированию античной цивилизации. Мощный толчок этому процессу был дан великой греческой колонизацией. Массы людей покидали родные города, направ­ляясь на запад (Сицилия, Южная Италия, Южная Франция), север (Македония, Фракия, Северное и Западное Причерно­морье), юго-восток (Северная Африка) и основывая там — по образу и подобию метрополии (от греч. «мать-город») — многочисленные колонии. У одного только Милета было, по данным греческих авторов, 80 колоний. Причины великой греческой колонизации таковы: быстрый демографический рост, нехватка земли, острая политическая борьба, пораже­ние в которой вынуждало проигравших к переселению на новое место, стремление контролировать торговые пути. Оче­видны и последствия, весьма масштабные по значению: рас­ширение ареала цивилизации, которая охватила практически все средиземноморское побережье, развитие торговли, реме­сел, земледелия, денежного обращения и рынка. Снизился уровень социального противостояния, был приглушен протест безземельного населения, возросло влияние слоев, готовых бросить вызов притязаниям наследственной родовой арис­тократии. Ценностями становились личная инициатива, дея­тельное участие в преобразовании и окружающего мира, и собственной судьбы.

В Афинах все эти процессы были в VI в. до н. э. поддер­жаны реформами Солона, тиранией Писистрата и преобразо­ваниями Клисфена. Прицельные удары наносились прежде всего по позициям афинской родовой аристократии. Солон «простил» долги, сделанные под заклад земли (сисахфия, или «стряхивание бремени»), запретил долговое рабство для афи­нян, в основу военной организации и политического полно­правия положил имущественный критерий, разделив всех граждан на четыре имущественных разряда, усилил роль Народного собрания и демоса. Период ожесточенной полити­ческой борьбы после Солона сменился установлением тирании (единоличной власти правителя, тирана; термин тирания при­менительно к Древней Греции не имеет того предосудитель­ного оттенка, который ему придается в современной полити­ческой лексике) Писистрата и его сыновей, обеспечивших устойчивое развитие ремесла, торговли, культуры, развер­нувших широкое градостроительство. Клисфен в конце провел реформу, наделив равными избиратель­ными правами всех афинских граждан.

Античный полис: расцвет и кризис. Главное, что досталось классической Греции (рубеж VI—V вв. — 338 г. до н. э.) от эпохи архаики, — это полис. Ученые практически единодуш­но признают полис тем общественным институтом, существо­вание которого предопределило все или почти все особеннос­ти социальной, политической, культурной, духовной жизни греческой и римской цивилизаций.

Полис — единственно возможное и даже единственно мыс­лимое средоточие общественной жизни, прав, привилегий. С одной стороны, это город-государ­ство, и его признаками в качестве такового были: определен­ная, как правило, небольшая («обозримая для человека») тер­ритория, на которой находились город и сельская округа; определенная система организации власти и управления (по форме правления известны полисы демократические, олигар­хические, аристократические, монархические); определенное население, обычно небольшое по численности (избыточное на­селение покидало полис в процессе колонизации); определен­ная структура населения, представленная полноправными свободными гражданами, свободными людьми, не имевшими гражданских прав (крестьяне, потерявшие землю, «чужаки», пришлые — метеки в Афинах, периэки в Спарте), рабами; стремление к экономической и политической независимости (автаркии).

С другой стороны, полис (у римлян – цивитас) — это гражданская община, и именно в этой характеристике ученые склонны видеть его сущность.

Полис в первую очередь определенная форма общности лю­дей, объединявшая лишь полноправных свободных граждан. Полис являлся верховным собственником земли, в том числе и той, которая передавалась в частную собственность. Собст­венником земли мог быть только полноправный гражданин, при этом лишь собственник земли считался полноправным гражданином. В этом удивительном переплетении прав граж­данина полиса и прав собственника земли, в конечном счете, принадлежавшей всему полису, — ключ к пониманию поли­са как гражданской общины. Граждане обладали правами на участие в политической жизни, в народном собрании (незави­симо от того, был ли данный полис демократическим или олигархическим) и были обязаны участвовать в полисном ополчении. Говоря иначе, гражданская, политическая и воен­ная организации полиса совпадали.

 

В сравнении с восточными деспотиями полисы кажутся уязвимыми, хрупкими и слабыми государствами, но это оши­бочное впечатление. В начале V в. до н. э. в этом смогли убедиться цари могучей Персидской державы Дарий и Ксеркс. В ходе Греко-персидских войн (490—449 гг. до н. э.) военное искусство, сплоченность, мужество принесли победу гречес­ким полисам. В сражениях при Марафоне (490 г. до н. э.), в Саламинском проливе (480 г. до н. э.), при Платеях (479 г. до н. э.) персы потерпели поражение. В историю во­шли спартанский царь Леонид и триста спартанцев, ценой жизни задержавшие в Фермопильском ущелье продвижение персов (480 г. до н. э.).

Самыми знаменитыми греческими полисами являлись Афины и Спарта. Афины — символ древнегреческой демокра­тии (ее расцвет в V в. до н. э. связывают с деятельностью Пе­рикла), государство с развитой рыночной экономикой, цвету­щей торговлей, изысканными ремеслами, интенсивным денежным обращением, классическим античным рабством. Спарта — образец олигархического полиса, где строгий над­зор за жизнью граждан и жесткое подчинение личности ин­тересам коллектива сочетались с патриархальным рабством, экономической замкнутостью, слабостью товарно-денежных отношений.

Соперничество Афин и Спарты — основное содержание эпо­хи, наступившей после победы над Персией. Решающим столкновением между Афинским морским союзом во главе с Афинами, сумевшими подчинить своему влиянию сотни гре­ческих полисов, и Пелопоннесски союзом, в котором под эгидой Спарты объединились недовольные афинской геге­монией государства, стала Пелопоннесская война (431— 404 гг. до н. э.). Победа Спарты на золото старого врага — Персии, построившей мощный флот, не стала окончанием вражды; последовали новые войны, распадались и заключа­лись союзы.

За чехардой сражений, интриг, столкновений и компро­миссов стояло явление большой исторической важности. Классический полисный строй в IV в. до н. э. переживал кри­зис. Под кризисом полиса понимают не нарастание эконо­мических трудностей, — напротив, греческая экономика переживала подъем, бурно развивались торговля, ремесла, денежное обращение. Но именно эти успехи подрывали осно­вы полиса. Экономическая замкнутость противоречила рас­ширению торговых связей, верховная собственность полиса на землю мешала окончательному оформлению частной соб­ственности. Неполноправие ущемляло интересы свободных неграждан, среди которых было немало богатых, предприим­чивых людей. Полноправные же, но бедные граждане в свою очередь негодовали при виде успехов тех, с чувством врож­денного превосходства над которыми они привыкли жить.

Борьба крупнейших полисов за верховенство в Греции бы­ла, таким образом, не случайностью. Ее глубинные основы — нараставший кризис полиса. В этой ситуации возвышение се­верного соседа греческих городов-государств — Македонии — оказалось роковым. В 338 г. до н. э. в битве при Херонее вой­ска македонского царя Филиппа II нанесли сокрушительное поражение героически сражавшимся грекам.

Эллинизм. После убийства Филиппа II македонский престол перешел в руки его сына Александра (правил в 336—323 гг. до н. э.). Усмирив непо­корные Фивы, он в 334 г. до н. э. двинул греко-македонские армии на Восток. Начался грандиозный Восточный поход (334—325 гг. до н. э.): Малая Азия, Сирия, финикийское по­бережье Средиземного моря, Египет, Месопотамия, Средняя Азия, вторжение в Индию — таковы важнейшие вехи завое­ваний. На месте сокрушенной Персии, превзойдя ее по тер­ритории, утвердилась держава Александра Македонского. Она распалась вскоре после неожиданной смерти ее создате­ля (323 г. до н. э.), но в итоге долгих и сложных процессов в Восточном Средиземноморье, на Балканах, в Передней Азии сложились довольно прочные государственные образования — державы Птолемеев (Египет), Селевкидов (Месопотамия,

Сирия, Палестина) и Антигонидов (Греция и Македония). Во II—I вв. до н. э. эти государства стали объектами мощно­го военного и экономического давления со стороны Рима. В 30 г. до н. э. римляне вступили в Египет. Этот год счита­ется датой окончания целой эпохи.

 

Цивилизация Древнего Рима в VIII—I вв. до н. э. Рим­ская гражданская община (цивитас) окончательно сложи­лась лишь в III в. до н. э. Между тем, согласно легендарным сведениям, город Рим был основан в центральной части Апен­нинского полуострова — в области Лаций на реке Тибр — в 753 г. до н. э. Археологические раскопки подтверждают, что первые поселения на одном из семи римских холмов (Пала­тине) возникли именно в VIII в. до н. э. Современный уро­вень научных знаний позволяет с уверенностью утверждать, что на становление римской цивилизации оказали влияние соседние народы — этруски (их происхождение остается за­гадкой), греческие и карфагенские колонисты. Большое зна­чение имели и довольно прочные связи с городами материковой Греции.

Царский период (до 510 г. до н. э.) Рим — это относительно небольшой, но постоянно расширяв­ший свою территорию город; территориальная община, состо­явшая из родов и больших семей (фамилий, куда наряду с отцом, женой, сыновьями и внуками с их женами, незамуж­ними дочерьми входили также рабы и зависимые от главы семейства люди), управлявшаяся выборным царем (в общей сложности их было семь), Сенатом (советом старейшин) и на­родным собранием. Переплетение монархического, аристокра­тического и демократического начал, проявлявшихся пока в весьма примитивном виде, на долгое время станет важной особенностью римского политического устройства.

К царскому периоду относится и начало борьбы патрици­ев и плебеев — полноправных членов общины, происходив­ших из древних родов, и лично свободных простолюдинов (происхождение этого социального слоя до сих пор не имеет общепринятых объяснений).

После изгнания последнего царя Тарквиния Гордого Рим стал республикой (510/509 г. до н. э.). Преемственность с пре­дыдущим периодом не была нарушена. По-прежнему монар­хическое начало (в лице двух выборных высших должност­ных лиц с большими полномочиями — консулов) сочеталось с аристократическим и демократическим. Плебеи продолжи­ли борьбу с патрициями и, в конечном счете, выиграли ее: сначала получили право выбирать из своего состава народ­ных трибунов с правом вето на распоряжения должностных лиц (494 г. до н. э.), затем добились записи законов («Зако­ны XII таблиц», 449 г. до н. э.), отмены долгового рабства и порабощения граждан (326 г. до н. э.), права доступа в кол­легии жрецов.

С победами плебеев и уравниванием их в правах с патри­циями в Риме к III в. до н. э. окончательно сложилась граж­данская община — цивитас, обладавшая, в сущности, тем же набором признаков, что и греческий полис.

В царский период, по словам Аристотеля, в Риме сложилась система «геометрического, или пропорционального, равенства»: чем гражданин был богаче и знатнее, тем больше обязанностей он имел перед общи­ной.

Но ключевым, определявшим направление исторического развития Древнего Рима был, пожалуй, процесс его террито­риального роста. В результате многочисленных войн (с латинами, этрусками, галлами, самнитами, греческими колонис­тами) под властью Рима в III в. до н. э. оказался весь Апеннинский полуостров. Три Пунические войны с Карфаге­ном, государством на Севере Африки (264—241, 218—201, 149—146 гг. до н. э.), войны с Македонией, Сирией, подчи­нение городов Греции превратили Рим в крупнейшую держа­ву тогдашнего мира, в «хозяина» Средиземноморья. Римская экономика получила мощный толчок к развитию. Уровень жизни населения, причем всех его слоев, существенно вырос.

На двух последствиях формирования Рима как средизем­номорской державы необходимо остановиться подробнее.

Именно в Риме своего расцвета достигает явление, о кото­ром мы не раз упоминали, — античное классическое рабство. Рабов было много и в Греции; там были теоретически обос­нованы положения о «естественной природе» рабства; рабов использовали на рудниках, в строительстве, в сельском хо­зяйстве, в работе по дому, существовала своеобразная про­слойка рабов интеллигентных профессий (поэты, врачи, музыканты и пр.). Но Рим превзошел всех своих предшест­венников. Дело даже не в том, что рабов имели едва ли не все свободные римляне, включая самые бедные слои населе­ния, не в том, что их было очень много, и не в том, что сто­имость раба была крайне низкой. Важно обратить внимание на широкое использование рабов в ремесле и, особенно, в сель­ском хозяйстве (в Греции этого не было): сложился особый тип организации сельскохозяйственного производства — сред­няя по размеру рабовладельческая вилла, на которой труд ра­бов был основным. Продукция предназначалась для продажи, и рабство, таким образом, весьма успешно сочеталось с раз­витым товарным производством и денежным обращением. В римском праве нашла завершение и тенденция к оформле­нию юридического статуса раба. «Рабы суть вещи» (Ульпиан).

Территориальный рост Рима, бурное развитие торговли и рабства имели своим следствием острейший социально-по­литический кризис II—I вв. до н. э. По сути, это был кри­зис римской гражданской общины и республиканской формы правления. О чем идет речь? О разорении мелких и средних крестьянских хозяйств, резком увеличении городского люм­пен-пролетариата (социального слоя, жившего за счет государства, дававшего ему хлеб, деньги и зрелища), усилив­шемся соперничестве двух новых групп в верхушке римско­го общества — нобилитета (из знатных семей) и всадников (землевладельцы, откупщики, крупные торговцы), обостре­нии конфликта между центром и провинциями, становившей­ся все более очевидной тенденции к установлению власти единоличного правителя — диктатора, размывании традици­онных римских ценностей и добродетелей. Попытки Тиберия и Гая Гракхов остановить обезземеливание крестьянства (вторая половина II в. до н. э.) вызвали гражданские столк­новения и в конечном счете ни к чему не привели. А вот диктатуры Суллы (138—78 гг. до н. э.), а затем и Цезаря (102—44 гг. до н. э.) показали, что падение республики неизбежно.

Римская империя: расцвет, кризис, падение. «Проводите меня аплодисментами, кажется, я неплохо сыграл свою роль» — такими, как считается, были последние слова осно­вателя Римской империи Октавиана Августа (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.). У императора были основания так утверждать. Окончательный выбор в пользу единоличного правления и империи историки связывают с шагом, который, на первый взгляд, был направлен на восстановление республики.

Победитель в длительном соперничестве за власть, начав­шемся после убийства Цезаря (44 г. до н. э.), Октавиан объ­явил в 27 г. до н. э., что отказывается от всех чрезвычайных полномочий и остается лишь принцепсом, первым в списке сенаторов (империю Августа и его преемников называют по­ этому принципатом). Благодарный Сенат вдобавок к титулам пожиз­ненного императора, ежегодно пере­избиравшегося народного трибуна наградил Октавиана титулом Август (буквально —«возвеличенный боже­ством»). Покровитель искусства и культуры, поклонник традиционных римских ценностей, сторонник стро­гого и простого образа жизни в ду­хе славной старины, император, од­нако, вел Рим отнюдь не в прошлое. Ряд историков полагают, что по сво­ему значению переход к империи и складывание принципата были не чем иным, как революцией, корен­ным изменением существующих по­рядков. Именно при Августе в ог­ромной римской державе удалось связать воедино центр и отдален­ные, расположенные в Африке, Ев­ропе, Азии провинции.

И если наступившее после смерти Августа столетие ярко показало, с какими опасностями для общества сопряжено неограниченное единоличное правление и сколь неотвратимо судьба подданных империи зависит от моральных качеств ее властителей (Нерон, Калигула и другие известные своей жесто­костью императоры из династии Юлиев-Клавдиев), то II век н. э. — «золотой век Антонинов» (Антоний Пий, Траян, Марк Аврелий) — стал временем про­цветания, мира и экономического роста.

В III в. наступил кризис, из которого Римская империя (несмотря на то, что в правления Диоклетиана и Константина Великого, в конце III и начале IV в., ситуацию удавалось су­щественно улучшить), по большому счету, выбраться не смог­ла. Уменьшалось количество рабов, росла экономическая замкнутость крупных землевладельческих комплексов (лати­фундий), все большее значение приобретали колоны (аренда­торы дробившихся на части поместий, постепенно прикреплявшиеся к земле), сокращалось городское население и число городов, предавались забвению ценности гражданского долга и гражданской ответственности. Старые римские религиозные представления вытеснялись христианством: после периода жестоких гонений I—III вв. христианскую религию сначала было раз­решено исповедовать наряду с другими, а к концу IV в. она стала государственной религией Римской империи.

Импера­торская власть, превратившая в фикцию республиканские институты (Сенат, органы городского самоуправления), в этих условиях не только отказалась от военных походов с целью расширения территории государства, но и была вынуждена в 395 г. признать разделение империи на Западную и Восточ­ную (центром последней был Константинополь, куда в 330 г. император Константин перенес столицу империи).

Кризис римского общества приобрел весьма значительные масштабы. Его питали: трудности с воспроизводством рабов, остававшихся важным элементом римской экономической си­стемы, обострившиеся проблемы сохранения управляемости огромной империи, возрастание роли армии, милитаризация политической жизни, усиление апатии, тяги к роскоши, пре­зрения к физическому труду у значительной части римского населения, в первую очередь городского.

Кризис был налицо, но пала бы Западная Римская импе­рия так быстро и так легко, если бы не натиск варварских племен, мощной волной прокатившихся в IV—VII вв. по ее территории? Движение племен, завершившееся созданием «варварских королевств», известно под названием Великого переселения народов (наряду с германцами, большую актив­ность в Центральной и Восточной Европе, прибалтийском ре­гионе, на Балканах и границах Восточной Римской империи проявляли также славяне, именно в этот период разделившиеся на западную, южную и восточную ветви и занявшие тер­риторию современного расселения славянских народов).

Преувеличивать степень отсталости, «варварства» герман­цев не следует. Исследования показывают, что к III—IV вв. они имели довольно развитое земледелие, знали ремесла, под­держивали оживленные торговые контакты с римлянами и кельтами. Общество приобрело черты, свидетельствовавшие о преобладании родоплеменной знати, из числа которой изби­рались обладавшие устойчивой, хотя и не произвольной вла­стью короли (конунги). Существовало рабство, более мягкое, чем в Риме, и не игравшее значительной роли в экономике. Важное значение имели военные дружины. Дружинники, объединявшиеся вокруг вождей, были связаны с ними узами личной службы и верности. Основой германского общества ос­тавался широкий слой свободных общинников, статус кото­рых определялся особым неделимым комплексом прав и обя­занностей (в управлении, военном деле, суде), закрепленных за ними.

Проникавшие за Рейн и Дунай задолго до начала массо­вых миграций, отдельные германские племенные союзы с III в. селились на территории империи в качестве союзников, или федератов, включались в состав римской армии. Герман­ские аристократы получали хорошее античное образование, добивались значительного влияния в политической жизни и военном руководстве Рима. Говорят даже о варваризации Ри­ма к началу Великого переселения народов. Преобладал, однако, пожалуй, обратный процесс — романизация германцев, овладевавших элементами римского права, усваивавших тра­диции отношений собственности, свойственных античности, приобщавшихся к формам социокультурной жизни обитате­лей империи. «У них у всех одинаковый внешний вид, насколько это возможно в таком большом количестве лю­дей», — говорил о германцах римский писатель и историк Та­цит в I в. н. э.

Мирный период взаимодействия позднеримских и герман­ских начал, видоизменившего в определенной мере социаль­ные институты и Рима, и германцев, сменился бурной эпо­хой Великого переселения. Воинственность германских племенных союзов в первую очередь порождалась особым со­стоянием общества, в котором еще жизнеспособные родопле­менные структуры использовались для удовлетворения страс­ти к обогащению и экспансии, охватившей знать, дружину, лиц, окружавших конунгов и вождей. В этих условиях дав­ление степных кочевников (гуннов, прежде всего), внутренние перемещения племен, неблагоприятное сочетание природно-климатических циклов привели в движение герман­ские народы, и вектор этого движения был направлен на Рим, Западную Римскую империю.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 750. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия