Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Массовый праздник и его сущностные характеристики





Жанр – установившееся единство определенных стилевых явлений, проверенных в своем соединении на опыте, как удачно имеющие определенную эмоциональную окраску и целиком воспринимаемые как система.

Массовые праздники и зрелища имеют богатую историю, которая насчитывает около тридцати веков.

Праздник - это духовно-практическая деятельность, опирающаяся на систему ценностей.

Специфика праздника заключается в отсутствии четвертой стены, ведь здесь зритель выступает, как непосредственный участник. Без него бы праздничное гуляние не состоялось. А так как масленица - этот праздник для детей и взрослых, то он несёт воспитательную нагрузку патриотического характера. А также праздник не имеет ограничений, и в нём нет социального неравенства, что позволяет объединить народ возможностью рассказать детям об обычаях наших предков, и напомнить их взрослым.

Распространение и возрастающая популярность массового праздника связаны с его своеобразием, которое в первую очередь состоит в том, что он в любом практическом проявлении всегда имеет глубокие социаль­но-психологические корни, полностью исключает элементы случайности при постановке. Массовый праздник не может быть намечен и проведен тогда, когда этого хочет тот или иной организатор, то или иное учреждение. Он проводится лишь тогда, когда в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, когда налицо стремление и готовность к нему.

Массовый праздник предполагает одновременное действие нескольких площадок, причем участники сами выбирают интересный для них в данную минуту объект, а массовое зрелище сосредотачивает вни­мание на одном определенном объекте, имеющем в данный момент решаю­щее значение.

Социальная сущность праздника в первую очередь проявляется в том, что он представляет собой особый тип социального действия людей, объ­единяющий мировоззрение данного общества, его политические, нравствен­ные и эстетические идеалы.

Сценарий массового праздника сам по себе уже является понятием комплексным, синтезирующим воедино работу драматурга, режиссера, ху­дожника, композитора, организатора.

В драматургии массового зрелища вступают в силу свои особенности. Экспозиция, конфликт, кульминация приобретают в драматургии массового зрелища, действа специфические черты, обусловленные монтажной структу­рой, где конфликтность существует не в результате возникающего контр­действия и противоборствующих сил, а в монтажном соединении разнородных эпизодов, номеров и "аттракционов". Само соединение различных явлений в единую монтажную структуру конфликтно по своей су­ти, обладает определенной возможностью возникновения противоборствую­щих сил. В результате этой борьбы сплавляется единая монтажная струк­тура, дающая в конечном итоге новое качество- драматургию, основой ко­торой является не традиционное действие и контрдействие, приводящее к конфликту, а некая диалогичность различных тем и жанровых разновиднос­тей.

Действие массового зрелища, представления лишено прямой последова­тельности и содержит в себе отступления, остановки, задержки, возвраще­ния событий, переключение словесного материала на пластический, от пла­стического -к музыке, от музыки -к слову и т.д. И поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия приобре­тают большое значение.

Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающем одновременно замыслу сценариста и режиссёра. Поиски такого хода, являются специфичными для сценариста и режиссёра массового действия. Заданный драматургический ход, двигающий развития сюжета, является ос­новным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы показывает всё действие. При этом патетика может чередоваться с комиче­скими моментами, трагическое со светлым, радостным. Это находит выра­жение в специальном подборе художественного материала. В сценарии друг за другом могут идти песни, танец, отрывок из спектакля, кинофрагмент, они чередуются с публицистическими выступлениями, массовыми действиями участников.

В сценарии нужна экспозиция, т.е. ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и за­вязка должны быть предельно чёткими и лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку.

Следующая часть композиции - основное действие, т.е. изображение про­цесса борьбы и её переплетений, цепи событий столкновений, в которых решается конфликт. Эта часть сценария должна подчиняться следующим основ­ным требованиям:

1) Строгая логичность построения темы.

2) Нарастание действия.

3) Законченность каждого отдельного эпизода.

4) Конкретность построения.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т.е. к наи­высшей точки в развитии действия. После кульминационного момента должна следовать развязка, финал дей­ствия.

Приступая к созданию постановочного плана, режиссёр строит его на основе сценария массового представления. Здесь в работу непосредственно вступают композитор, дирижер, балетмей­стер, хормейстер, режиссёр спортивных эпизодов и номеров оригинального жанра.

Большое внимание уделяется работе с художником, потому что образно-пластическое решение массового представления во многом определяет его идейно-художественную силу. В решении этой задачи участвует и худож­ник по свету, и режиссёр-монтажёр киноматериала, и звукооформитель (подготовка и запись фонографии). Одна из трудных проблем - нахождения верного темпа-ритма массового эпизода. Здесь многое может прояснить му­зыка. Точно найденный характер звукового ряда является важным компо­нентом в нахождении нужного темпа-ритма и образного решения массовых сцен. К сводным репетициям основные эпизоды и номера должны быть от­репетированы.

Режиссёр обязан решать и вопросы подготовки массовых групп, их приход на сцену, эвакуацию массы со сцепы. Работу режиссёра при постановки те­атрализованного представления можно определить как творчески-организаторскую.

Массовый праздник имеет разновидные средства эмоционального воздей­ствия. Это, прежде всего, живое слово, создающие образы, речь ведущего, за­нимающая в себе важную цель, соединяющая эпизоды, поэтическое слово, имеющее сильное воздействие на зрителей, а также средства искусства (музыка, песня, художественное и документальное кино, живопись, хорео­графия, спорт, свет, звук), которые эмоционально настраивают участников массового праздника, усиливают воздействие происходящего на сцениче­ской площадке событий, передают чувства действующих лиц, дополняют и двигают вперёд действия.

Отличительной особенностью драматургии и режиссуры массовых пред­ставлений является то, что они построены на действии смены людей. Чело­век в ситуации массового праздника должен быть участником, а не зрителем, поэтому в сценарной и режиссёрской разработки предусмотреть пути его ак­тивизации, каналы по которым может развиваться активная деятельность нужного участника во время праздника. Специфичность драматургии и ре­жиссуры массового праздника заключается в представлении собой не только и не столько организацию действия на сценической площадке, сколько орга­низацию действия аудитории, силой массы участников. А также во внесение во внесении в массовое действие элементов импровизационной творческой игры, психологическая потребность в которой присуща людям всех возрас­тов.

Сущность общей методики технологии режиссёрской деятельности заключа­ется в процессах отбора и разработке специфических эмоционально-выразительных средств и приёмов воздействия на зрителей в организации форм типов постановок:

• создание эпизодов и их художественная организация в комплексную форму целостной досуговой программы;

• использования определённых методов режиссуры «театрализации», «иллюстрирования», «игратизации»;

• сочетание различной видов деятельности: творческой, исследователь­ской, педагогической, драматургической, исполнительской и других различ­ных условиях (театрально-сценических, семейно-застольных, масштабно-открытых, природно-площадных и т.д.);

• организационные работы с различными категориями людей (профессиональными специалистами, актёрами, ведущими, самодеятельны­ми коллективами, участниками реальных событий и игровых массовых дей­ствий;

• использования в постановках разнообразных эмоциональных вырази­тельных средств (художественных, документальных, игровых, технических, живого слова и зрелищных эффектов, действия, пластики, музыки, изобрази­тельных и выразительных);

• использования в синтезе отдельных компонентов и структурных элементов композиции разнообразных приёмов монтажа (последовательного, контраст­ного, ассоциативного, параллельного, ретроспективного и др.), типов связок (сюжетных, тематических, состязательных, конфликтных, проблемных, ин-термедийных и др.)







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 2310. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия