Мизансцены, характеристика мизансцен
Мастерство мизансценирования состоит в умении режиссёра мыслить пластическими образами, если он словно видит все действия. Наиболее правильно суть термина «мизансцена» определил Сергей Эйзенштейн: «Мизансцена в строении своем как пластической схемы должна так же пространственно обнаруживать ту внутреннюю динамику взаимозависимости персонажей, которая является внутренним содержанием сцены… Мизансцена всегда есть картина перемещений и поступков персонажей, нужных по логике их действий в данном по сюжету обстановке» (Эйзенштейн С.М. Избранные произведения: в 6 т. Т.4.) «Мизансцена – это расположение актёров на сцене в определённых сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в тот или иной момент спектакля. Назначение мизансцены – через внешнее сочетание фигур на сцене выражать их внутренние соотношения и действия». (Театральная энциклопедия. – М.: Сов. Энцикл., 1964. – с. 822.) «Массовые мизансцены в большинстве своём являются узловыми в спектакле и массовом действе. Вопрос выявления в массовой сцене, её художественного образа нам очень важен, ибо это одно из слагаемых составляющих сумму – спектакль». (А.Д. Попов Спектакль и режиссёр, М.ВТО, 1972.) Известны следующие разновидности мизансцен: 1. Круговая – по часовой стрелке динамика движения. Против часовой – антидинамика движения. В своей выпускной квалификационной работе – массовом празднике «Щедрая Масленица» я использовала различные виды мизансцен – круговые, полукруг, фронтальные, групповые, глубинные. Каждый эпизод отличался своим индивидуальным построением. Например, вокальные номера были решены с помощью групповых, фронтальных и статичных мизансцен. В целом на протяжении всего сценического действа преобладают динамичные мизансцены (особенно ярко они представлены в игровых моментах представления), которые постоянно развиваются, приходят в движение, в результате которого изменится их рисунок, и характер, что определяет стиль и жанр моего праздника в целом. Все это заставит зрителя проявить интерес к фольклорным традициям. Размышляя над мизансценированием, в итоге я пришла к выводу, что графически виды мизансцен массового праздника «Щедрая Масленица» выглядят так: Условные обозначения: Варвара Оксана Прошка Вокальный ансамбль «Голоса Пицунды» Фольклорный ансамбль «Сударушка» Солистка А. Николаенко Образцовый ансамбль народного танца «Каблучок» Чучело Зимы Выход участника представления
Уход участника представления
Пролог: «Праздник Масленицы начинается» (Парная, статичная, симметричная)
Завязка: Эпизод №1 Гостья из Украины (групповая, фронтальная)
Эпизод №2 «Первый день – понедельник «Встреча» (глубинная, полукруг, фронтальная, групповая)
Эпизод №3 «Звучит весёлый наигрыш, а вторник у нас – «Заигрыш» (полукруг, фронтальная, глубинная, динамичная)
Эпизод №4 «Сладка маковка, а под названьем – «Лакомка» (полукруг, фронтальная, глубинная, динамичная, групповая)
Эпизод №5 «В этот день ты не зевай, он зовётся «Разгуляй» (полукруг, фронтальная, глубинная, динамичная)
Эпизод №6 «Есть блины, кататься с горки – это «Тещины вечерки» (фронтальная, парная, динамичная)
Эпизод №7 «И резвятся словно белки – это «Золовкины посиделки» (полукруг, фронтальная, глубинная, парная,динамичная)
Кульминация Эпизод №8 «А зовётся воскресенье - прощенье» (фронтальная, динамичная)
Финал: «Праздник закрываем, пост Великий объявляем!» (полукруг, фронтальная, глубинная, динамичная)
2.3.4. Темпо-ритм
Темп - это уровень скорости выполняемого действия. Можно действовать медленно, умеренно, быстро, но не всегда окажет существенное влияние на внутреннее состояние. Если праздник идет не в том ритме», то под этим подразумевается не только скорость, но интенсивность действий и переживаний актеров, то есть внутренний эмоциональный накал. Понятие «ритм» включает в себя размеренность действия, его организацию во времени и пространстве. Темп и ритм понятия взаимосвязанные. Это нарастание или спад, ускорение или замедление, плавное течение или бурное развитие сценического действия. Развитие темпо-ритма - это волнообразный процесс, где нарастания и спады складываются из суммы темпо-ритмов действий, эпизодов, сцен. Темпо-ритм в массовом празднике «Щедрая Масленица!» создаётся из смены темпо-ритмов номеров и эпизодов. Действие мероприятия строится по восходящей линии. Сочетание темпо-ритмов одно из самых эффективных выразительных средств режиссера, которое позволяет найти точно главную мысль праздника. В течение всего массового праздника темпо-ритм будет привлекать внимание зрителя своей динамичностью, эмоциональностью. Он развивается по нарастающей, начиная с момента выхода Варвары и скомороха Прошки, которые знакомили посетителей с масленичными обрядами, играми и забавами, продолжается с появления незваной гостьи из Украины Оксаны, которая приехала посмотреть, как в Ростове масленицу празднуют, да вкусных блинов отведать. Наиболее темпо-ритм возрастает, когда действо приближает зрителя к обряду сжигания чучела «Зимы». Графически темпо-ритм моей выпускной квалификационной работы выглядит следующим образом:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Пролог: «Праздник Масленицы начинается» 2. Завязка: Эпизод №1 Гостья из Украины 3. Эпизод №2 «Первый день – понедельник «Встреча» 4. Эпизод №3 «Звучит весёлый наигрыш, а вторник у нас – «Заигрыш» 5. Эпизод №4 «Сладка маковка, а под названьем – «Лакомка» 6. Эпизод №5 «В этот день ты не зевай, он зовётся «Разгуляй» 7. Эпизод №6 «Есть блины, кататься с горки – это «Тещины вечерки» 8. Эпизод №7 «И резвятся словно белки – это «Золовкины посиделки» 9. Кульминация Эпизод №8 «А зовётся воскресенье - прощенье» 10. Финал: «Праздник закрываем, пост Великий объявляем!»
2.3.5. Виды и жанры искусств
Искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах, которое существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов и многообразие которых обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества. Жанр (фр. – род, образ действий, манер) – исторически сложившаяся совокупность специфических свойств произведения (номера), его содержания и формы, подразумевающие способы отбора художественных приемов и диктующие определенные правила игры. В режиссуре массового праздника при построении действия могут использоваться: литература, музыка, хореография, цирк, кино, живопись, архитектура, скульптура и т. д. Чем полнее и разнообразнее праздник по жанрам, тем он ярче и интереснее. Жанры бывают: разговорные, музыкальные, хореографические и оригинальные. К номерам разговорного жанра относятся: конферанс, реприза, каламбур, интермедия, миниатюра, скетч, куплеты, частушки, пародии и др. К музыкальному: песня (народная, эстрадная, бардовская, жанровая), городской и цыганский романсы, баллады, оркестровые номера, инструментальные миниатюры и т. д. К хореографическому: танец (народный, характерный, эстрадный и др.), пантомима. К оригинальному: жонглирование, фокусы, звукоподражание, акробатика и другие цирковые и спортивные номера. В массовом празднике «Щедрая Масленица» использованы виды искусств:
|