6. Абу Салама [‘Абдаллах ибн ‘Абд ал-Асад ибн Хилал ал-Кураши ал-Махзуми
(больше известный как Абу Салама) — славный сподвижник
пророка r, вплоть до своей кончины был женат на матери пра-
воверных Умм Саламе. Он приходился посланнику Аллаха r
молочным братом, так как служанка Абу Лахаба Сувайба вскор-
мила их обоих, а ещё раньше — Хамзу ибн ‘Абд ал-Мутталиба.
Его мать Барра бинт ‘Абд ал-Мутталиб ибн Хашим была тёткой
пророка r по отцовской линии. Согласно Ибн Исхаку, он был
одиннадцатым принявшим ислам и был в числе первых пересе-
ленцев в Абиссинию. После хиджры в Медину принял участие в
битве при Бадре. В том же году, выступив в поход ал-‘Ашира,
пророк r оставил его править Мединой вместо себя.
В битве при Ухуде Абу Салама получил ранение, которое он за-
лечивал в течение целого месяца. В мухарраме 3 г. х. посланник
Аллаха r вручил ему знамя и отправил его во главе ста пятиде-
сяти всадников напасть на земли бану асад. Этот поход про-
должался чуть больше десяти дней и завершился благополуч-
ным возвращением мусульман в Медину.
В джумада-л-ахира того же года Абу Салама скончался. Перед
смертью он взмолился: «О Аллах, замени меня моей семье тем,
кто лучше!» Овдовевшая Умм Салама часто вспоминала его
слова и говорила: «Кто же может быть лучше Абу Саламы?!»
Всевышнему было угодно, чтобы сам посланник Аллаха r по-
сватался к ней и чтобы она стала матерью правоверных, а её де-
ти ‘Умар, Салама и Зайнаб получили воспитание в доме по-
сланника r.
Муслим передал со слов Умм Саламы, что посланник Аллаха r
говорил:
إِذَا حَضَرْتُمُ الْمَرِيضَ أَوِ الْمَيِّتَ فَقُولُوا خَيْرًا فَإِنَّ الْمَلاَئِكَةَ يُؤَمِّنُونَ عَلَى مَا تَقُولُونَ.
«Когда навещаете больного или умирающего, говорите только
хорошее, потому что после ваших слов ангелы говорят:
“Аминь!”» Когда Абу Салама скончался, я пришла к пророку r
и сказала: «Посланник Аллаха, Абу Салама уже умер». Он ска-
зал мне:
قُولِى اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِى وَلَهُ وَأَعْقِبْنِى مِنْهُ عُقْبَى حَسَنَةً.
«Говори: “О Аллах, прости меня и его и возмести мне его наи-
лучшим образом /Аллахумма гфир ли ва ляху ва а‘кибни минху
‘укба хасана”». Позднее она рассказывала: «И Аллах заменил
его тем, кто оказался лучше для меня, — Мухаммадом r»1.
Ибн ‘Абд ал-Барр. Исти‘аб. Т. 3. С. 939-940; Захаби. Сийар. Т. 1. С. 150-153.] покидает жену и детей, чтобы пересе-
литься в Медину. Ибн Исхак передал со слов Умм Саламы: «Ко-
гда Абу Салама решил переселиться в Медину, он снарядил для
меня своего верблюда и усадил меня на него, а мой сын Салама
ибн Абу Салама был у меня на коленях. Затем мы вышли в
путь, и он вёл за узду своего верблюда. Мужчины из рода ал-
Мугиры ибн ‘Абдаллаха ибн ‘Умара ибн Махзума увидели его и
подошли к нему. Они сказали: “Ты отстоял у нас свою [свобо-
ду], но почему мы должны позволять тебе странствовать по
свету с нашей родственницей?” Они вырвали узду верблюда из
его рук и схватили меня. При этом мужчины из бану ‘абд ал-
асад, родственники Абу Саламы, разгневались и сказали: “Нет!
Клянусь Аллахом, мы не оставим нашего сына с ней, раз вы от-
няли её у нашего родственника”. Они начали тянуть сына Абу
Саламы каждый в свою сторону, пока не вывихнули ему руку, а
потом бану ‘абд ал-асад увели его, а бану ал-мугира оставили
меня у себя. Мой муж Абу Салама отправился в Медину. Так я,
мой муж и мой сын были разлучены. В течение года или что-то
около того каждое утро я садилась в долине и плакала до вече-
ра, пока мимо меня не проехал мужчина из рода моего дяди,
один из рода бану ал-мугира. Он сжалился надо мной и сказал
людям из бану ал-мугира: “Может быть, вы отпустите эту бед-
няжку? Вы разлучили её с мужем и сыном”. Они сказали мне:
“Если хочешь, отправляйся к своему мужу”. Тогда люди из бану
‘абд ал-асад вернули мне сына. Я снарядила моего верблюда, а
затем взяла сына и положила его на колени. Затем я вышла в
путь, желая встретиться с мужем в Медине. Рядом со мной не
было никого из творений Аллаха. Я решила спрашивать [доро-
гу] у тех, кого встречу, пока не приеду к мужу. Приехав в Танъ-
им [Танъим — местечко, расположенное на границе священной
территории Мекки приблизительно в 4 км от города (в на-
стоящее время в его пределах), по дороге в Медину. Оно полу-
чило такое название из-за того, что находится между двумя го-
рами Наūм и Нāим. Отсюда жители Мекки обычно вступают в
ихрам для совершения малого паломничества (‘умра)
1.
Хамави. Му‘джам ал-булдан. Т. 2. С. 49.], я встретила ‘Усмана ибн Талху ибн Абу Талху, из рода
бану ‘абд ад-дар. Он спросил: “Куда ты направляешься, о дочь
Абу Умаййи?” Я ответила: “К моему мужу в Медину”. Он ска-
зал: “А разве с тобой нет никого?” Я ответила: “Клянусь Алла-
хом, нет никого, кроме Аллаха и моего сына”. Он сказал: “Кля-
нусь Аллахом, я не оставлю тебя одну”. Он взял за узду верблю-
да и отправился со мной. Клянусь Аллахом, меня никогда не
сопровождал более благородный араб, чем он. Когда мы делали
привал, он опускал верблюда на колени, а потом отходил в сто-
рону. После того как я спускалась с него, он уводил моего верб-
люда в сторону и снимал с него [седло]. Он привязывал его к
дереву, а потом отходил подальше и ложился под деревом. Когда приходило время отправляться в путь, он подходил к моему
верблюду, приводил его ко мне и снаряжал его. Потом он отхо-
дил в сторону и говорил: “Садись верхом”. Когда я усаживалась
на верблюда, он брал его за узду и вёл за собой до следующего
привала. И он продолжал поступать так, пока не привёз меня в
Медину. Увидев поселение бану ‘амр ибн ‘ауф в Кубе, он сказал:
“Твой муж в этом поселении, — Абу Салама действительно
жил там. — Входи сюда с благословением Аллаха”. Затем он
ушёл обратно в Мекку». Она говорила: «Клянусь Аллахом, я не
знаю ни одной мусульманской семьи, которую постигло то, что
постигло семью Абу Саламы, и я не встречала более благород-
ного спутника, чем ‘Усман ибн Талха» Ибн Хишам. Сира. Т. 1. С. 469-470.
7. Истории Билала [Билал ибн Рабах — известный сподвижник и муэдзин пророка
r, вольноотпущенник Абу Бакра ас-Сиддика. Он был эфиоп-
ского происхождения, хотя существует мнение, что он принад-
лежал к арабам Хиджаза. Одним из первых обратился в ислам и
на протяжении нескольких лет подвергался преследованиям и
пыткам со стороны язычников. После хиджры в Медину при-
нял участие в битве при Бадре и в последующих сражениях.
Согласно Ибн Хишаму, Абу Бакр обменял его с Умаййей ибн
Халафом на темнокожего язычника, а потом подарил ему сво-
боду. По другой версии, когда владельцы Билала узнали о при-
нятии им ислама, они начали пытать его под палящим солнцем.
Они говорили: «Твои боги ал-Лат и ал-‘Узза!» А он отвечал:
«Единый! Единый!» Узнав об этом, Абу Бакр пришёл к ним и
сказал: «Зачем вам убивать его? Он всё равно не покорится
вам». Они сказали: «Тогда выкупи его». И он выкупил его за
семь окий и подарил ему свободу. В «Хилйа ал-аулийа» Абу
Ну‘айма сообщается, что Абу Бакр заплатил за него пять окий
золота. Язычники сказали: «Если бы ты согласился заплатить
всего одну окию, мы всё равно продали бы его». Абу Бакр же
ответил: «А если бы вы потребовали за него сто окий, я всё
равно купил бы его». Аз-Захаби (1/353) назвал иснад сообще-
ния сильным.
Билал был одним из тех сподвижников, которым ещё при жиз-
ни был обещан рай. В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приво-
дится рассказ Джабира о том, что посланник Аллаха r сказал:
رَأَيْتُنِي دَخَلْتُ الْجَنَّةَ فَإِذَا أَنَا بِالرُّمَيْصَاءِ امْرَأَةِ أَبِي طَلْحَةَ وَسَمِعْتُ خَشَفَةً فَقُلْتُ: مَنْ هَذَا؛ فَقَالَ
: هَذَا بِلَالٌ؛ وَرَأَيْتُ قَصْرًا بِفِنَائِهِ جَارِيَةٌ فَقُلْتُ لِمَنْ هَذَا فَقَالَ: لِعُمَرَ؛ فَأَرَدْتُ أَنْ أَدْخُلَهُ فَأَنْظُرَ
إِلَيْهِ فَذَكَرْتُ غَيْرَتَكَ.
«Войдя в рай, я встретил там Румайсу, жену Абу Талхи. Я ус-
лышал там чьи-то шаги и спросил: “Кто это?” Мне ответили:
“Это Билал”. Ещё я увидел дворец, во дворе которого стояла
девушка. Я спросил: “Чей он?” Мне сказали: “‘Умара ибн ал-
Хаттаба”. Я хотел войти, чтобы осмотреть его, но вспомнил, что
ты ревнив». Тут ‘Умар сказал: «Пусть мой отец и моя мать бу-
дут выкупом за тебя, посланник Аллаха. Неужели я стану рев-
новать к тебе?»
Сообщается, что причиной его попадания в рай стали добро-
вольные намазы, которые он регулярно совершал после омове-
ния. Ал-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурайры, что
посланник Аллаха r сказал Билалу:
حَدِّثْنِى بِأَرْجَى عَمَلٍ عَمِلْتَهُ عِنْدَكَ فِى الإِسْلاَمِ مَنْفَعَةً فَإِنِّى سَمِعْتُ اللَّيْلَةَ خَشْفَ نَعْلَيْكَ بَيْنَ يَدَىَّ
فِى الْجَنَّةِ.
«Расскажи мне о поступке, который ты совершил, будучи му-
сульманином, и на который надеешься больше всего. Поисти-
не, этой ночью я слышал звук от твоих сандалий перед собой в
раю». Он сказал: «Из совершённых мной поступков я больше
всего надёюсь на то, что в любое время дня и ночи, очистив-
шись наилучшим образом, я обязательно молюсь моему Госпо-
ду столько, сколько мне было предписано».
После смерти пророка r Билал переселился в Шам и поступил
в армию, чтобы защищать земли мусульман. Хадисы с его слов
рассказывали старейшие табии Медины, Шама и Куфы. Расска-
зывают, что во время визита халифа ‘Умара в Шам люди по-
просили его уговорить Билала прочесть азан. Он выполнил его
просьбу, и многие люди в тот день пришли на молитву в слезах.
Билал ибн Рабах скончался в 20/21 г. х. в возрасте старше 60 лет
и был похоронен в Дамаске, у ворот Кайсан. Согласно некото-
рым историкам, он скончался в Дарие и был похоронен в Дамаске. Да будет доволен им Всевышний Аллах!1
Ибн ‘Абд ал-Барр. Исти‘аб. Т. 1. С. 178-182; Ибн Са‘д. Табакат. Т. 3.
С. 232-239; Захаби. Сийар. Т. 1. С. 347-360.], Хаббаба [Абу Йахйа Хаббаб ибн ал-Аратт ат-Тамими — один из первых
мусульман, участник битвы при Бадре и последующих сраже-
ний пророка r. В доисламские времена он попал в плен, и его
купила женщина из числа хузаитов. Она подарила ему свободу,
и до ислама он оставался союзником рода ‘Ауфа ибн ‘Абд ‘Ауфа
из бану зухра.
Мусульмане относились к Хаббабу с уважением, помня о его
заслугах в первые годы распространения ислама. Ибн Маджа и
Ибн Са‘д передали со слов Абу Лайлы ал-Кинди, что ‘Умар ибн
ал-Хаттаб сказал Хаббабу: «Сядь ближе, ведь никто не достоин
этого места больше тебя, кроме ‘Аммара». И он показывал ему
на своей спине следы от пыток, которым его подвергали ку-
райшиты. Ал-Бусири назвал иснад хадиса достоверным.
Хаббаб ибн ал-Аратт скончался в 37 г. х. в Куфе, и заупокойную
молитву по нему прочёл халиф ‘Али ибн Абу Талиб. Да будет
доволен ими Всевышний Аллах!1
Ибн ‘Абд ал-Барр. Исти‘аб. Т. 2. С. 437-439; Ибн Са‘д. Табакат. Т. 3.], ‘Аммара и других
беззащитных мусульман, которых неверующие наказывали из-
за веры, показывают, что они испытали на этом пути страшные
мучения, но не оставили свою религию. Если это и свидетель-
ствует о чём-либо, то лишь об их непоколебимой любви к Ал-
лаху и удовлетворённости Его религией и Его посланником r.
Эти блестящие примеры указывают на то, как сильно
сподвижники, да будет доволен ими Аллах, стремились к люб-
ви Аллаха и Его посланника r и состязались в выполнении ша-
риатских предписаний. Так же поступали и те, кто пришёл по-
сле них. Они явили собой восхитительные примеры благочес-
тия. Биографические и исторические книги полны блестящих
рассказов о них. Как может быть иначе, если они ощутили вкус
и сладость веры и почувствовали неописуемую радость и успо-
коение?! Ибн ал-Каййим передал высказывания праведных му-
сульман по этому поводу:
إِنهَُّ لَيَمُرُّ بِالقَلْبِ أَوْقَاتٌ أَقُولُ فِيهَا: إِنْ كَانَ أَهْلُ الجَنَّةِ في مِثْلِ هذا، إِنَّهُمْ لَفِي عَيْشٍ طَيِّبٍ.
«Поистине, иногда сердце оказывается в таком состоя-
нии, что я говорю: “Если обитатели рая испытывают нечто по-
добное, то их жизнь прекрасна”»;
وَحُبِّهِ لَهُ. إِنهَُّ لَيَمُرُّ بِالقَلْبِ أَوْقَاتٌ يَهْتَزُّ فِيهَا طَرَباً بِأُنسِْهِ بِا ِ
«Поистине, бывают времена, когда сердце трепещет от
радости общения с Аллахом и любви к Нему»;
مَسَاكِينُ أَهْلُ الغَفْلَةِ، خَرَجُوا مِنَ الدُّنْيَا وَمَا ذَاقُوا أَطْيَبَ مَا فِيهَا.
«Несчастны беспечные люди, которые покинули этот
мир, так и не вкусив самого приятного в ней»;
لَوْ عَلِمَ المُلُوكُ وَأَبْنَاءُ المُلُوكِ مَا نُحْنُ فِيهِ لَجَالَُدونَا عَلَيْهِ بِالسُّيُوفِ.
«Если бы цари и их сыновья знали о нашем блаженстве,
то высекли бы нас за это мечами»1 Ибн ал-Каййим. Игаса. Т. 2. С. 197.
Они были истинными рабами Аллаха, исполнившими
обязанности рабов, ибо истинное поклонение — это совершен-
ная любовь вместе с полным подчинением и покорностью лю-
бимому. Нет поклонения, кроме поклонения истинно любя-
щих. Они удостоены почёта в мирской и в последней жизнях.
Они находятся в безопасности и следуют прямым путём!
ддд
ЛЮБОВЬ К ПОСЛАННИКУ АЛЛАХА (саля Ллаху `алейхи ва салям)
Любовь к пророку Мухаммаду r должна стоять прежде
любви к другим творениям, но после любви к Аллаху. Во мно-
гих аятах и хадисах указывается на это либо непосредственно,
либо опосредованно. Так, Всевышний Аллах сказал:
«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют,
пока не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между
ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего
решения и не подчинятся полностью» (сура 4 «Женщины»,
аят 65);
«Для верующего мужчины и верующей женщины нет
выбора при принятии решения, если Аллах и Его посланник
уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его по-
сланника, тот впал в очевидное заблуждение» (сура 33 «Со-
юзники», аят 36);
«В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас,
для тех, кто надеется на Аллаха и на последний день и пре-
много поминает Аллаха» (сура 33 «Союзники», аят 21).
Мухаммад ибн ‘Али сказал: «Брать пример с посланника
r — значит подражать ему, следовать его сунне и отказываться
от всех слов и деяний, противных ему»1 Кади ‘Ийад. Китаб аш-шифа’. Т. 2. С. 9.
Обрати внимание на слова ‘Умара, когда он, посмотрев на
Чёрный камень, сказал: «Клянусь Аллахом, я знаю, что ты —
просто камень, не приносящий ни вреда, ни пользы, и если бы
я не видел, что посланник Аллаха r целовал тебя, то я не поце-
ловал бы тебя». Затем он поцеловал его. Передают, что Ибн
‘Аббас сказал: «Я видел, как ‘Умар ибн ал-Хаттаб поступил так,
а потом он сказал:
قَبَّلَكَ مَا قَبَّلْتُكَ. r إِنكََّ حَجَرٌ، لَا تَنْفَعُ وَلَا تَضُرُّ، وَلَوْلَا أَنِّي رَأَيْتُ رَسُولَ لله
“Поистине, ты просто камень, не приносящий ни вреда,
ни пользы, и если бы я не видел, что посланник Аллаха r цело-
вал тебя, то я не поцеловал бы тебя”. Затем ‘Умар сказал: “Я ви-
дел, как посланник Аллаха r поступил так”»2 Насаи (2938).
В комментариях к этому хадису ас-Суйути передал сле-
дующее высказывание ат-Табари: «‘Умар сказал это потому, что
люди недавно расстались с идолопоклонством. ‘Умар опасался
того, что невежественные люди расценят прикосновение к кам-
ню как форму почитания камней, распространённого среди
арабов в эпоху невежества. Он захотел уведомить людей о том,
что прикасается к камню, подражая посланнику Аллаха r, а не
из-за того, что камень приносит пользу или вред, во что верили
идолопоклонники во времена невежества»3 Суйути. Шарх ан-Насаи. Т. 5. С. 227-228.
Это и есть подчинение пророку r, которое возможно
лишь тогда, когда человек полон любви к Аллаху и Его послан-
нику r.
В одном из хадисов сообщается, что однажды посланник
Аллаха r взял ‘Умара ибн ал-Хаттаба за руку, и тот сказал:
«Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, я люблю тебя сильнее
всего на свете, кроме самого себя». В ответ пророк e сказал:
وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى أَكُونَ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِنْ نَفْسِهِ.
«Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, никто из вас не
уверует, пока не возлюбит меня сильнее, чем самого себя». То-
гда ‘Умар сказал: «Воистину, сейчас я возлюбил тебя сильнее,
чем самого себя». Пророк же e сказал:
الْآنَ يَا عُمَرُ.
«Вот теперь, ‘Умар!»1 Ахмад (18482)
Передают со слов Анаса, что пророк r сказал:
لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى أَكُونَ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِنْ وَالِدِهِ وَوَلَدِهِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ.
«Никто из вас не уверует до тех пор, пока не возлюбит
меня сильнее, чем своих родителей, своих детей и всех людей
вместе»2 Бухари (15) и Муслим (44).
Ибн Хаджар сказал: «Здесь имеется в виду любовь добро-
вольная, а не врождённая. Это подметил ал-Хаттаби. Ан-
Навави сказал: “Это указание на проблему души, повелевающей
зло (нафс аммара) и обретшей покой (нафс мутмаинна) [В арабском языке слово نَفْسٌ нафс используется в значениях
‘душа’, ‘сущность’, ‘кровь’, ‘плоть’, ‘сглаз’ и др. По словам ‘Али
ал-Джурджани, нафс — это нежная эфирная субстанция, не-
сущая способность к жизни, к чувствам и к произвольным
движениям. Между улемами нет согласия относительно раз-
личий между понятиями нафс и рух, означающими соот-
ветственно ‘душа’ и ‘дух’. Одни считают, что оба термина ука-
зывают на разные состояния одной и той же субстанции: если
душа находится в теле, её называют нафс, а если она отделена от
телесной оболочки, то это — рух. Другие считают, что рух — это
дух, который приводит тело в движение, а нафс — это разум: во
время сна от тела отделяется нафс, а рух покидает тело только в
момент смерти. Мукатил сказал: «Когда человек спит, его душа
выходит из тела и поднимается вверх. Если она увидит что-
нибудь, то, вернувшись, рассказывает об этом духу. Поэтому,
проснувшись, человек знаёт, что он видел во сне». По словам
Ибн ‘Аббаса, под нафсом могут подразумеваться и разум, при
помощи которого человек мыслит, и душа, от которой зависит
его жизнь. Некоторые считают, что нафс и рух — это разные
субстанции: душа — это образ человека, она уступает соблазнам
и не желает ничего, кроме земных удовольствий, а дух
укрепляет душу и призывает её к высоким идеалам. В таком
случае шайтан воздействует на человека через его желания и
душу, а ангел — через его разум и дух.
В Священном Коране упомянуты три вида души: попрекающая —
нафс лаввама (сура 75 «Воскресение», аят 1), повелевающая зло —
нафс аммара (сура 12 «Йусуф», аят 53) и обретшая покой —
нафс мутмаинна (сура 89 «Заря», аят 27). Многие ошибочно
полагают, что это три разных нафса, присущих каждому чело-
веку. В действительности же это три состояния человеческой
души, каждое из которых может выражаться сильнее, чем ос-
тальные.
Существует мнение, что название لَوَّامَةٌ лаввама произошло от
слова تَلَوُّمٌ талаввум ‘колебание’, потому что душа может пере-
ходить из одного состояния в другое, испытывая при этом са-
мые разные чувства: радость, печаль, любовь, ненависть и т. д.
Другие считают, что этот эпитет произошёл от слова لَوْمٌ лаум
‘порицание’, ‘упрёк’, поскольку каждый человек обязательно
упрекает себя в чём-либо. Верующий упрекает себя за совер-
шённый грех или сделанное упущение, а неверующий — за
упущенную возможность насладиться земными удовольствия-
ми. Кроме того, каждая душа будет попрекать себя в день вос-
кресения: душа праведника — за сделанные упущения, а душа
грешника — за грехи и преступления.
Таким образом, попрекающая душа заслуживает порицания
лишь тогда, когда человек поступает несправедливо и пренеб-
регает своими обязанностями перед Аллахом, перед окружаю-
щими и перед собой. Такую душу упрекают и Аллах, и ангелы, и
верующие. Если же человек всеми силами стремится быть вер-
ным завету с Аллахом, попрекая себя в сделанных упущениях,
то он не заслуживает порицания. Напротив, наибольшей бли-
зости к Господу достигает тот, кто постоянно упрекает самого
себя за недостаточное усердие в добрых поступках и терпеливо
сносит упрёки тех, кто призывает его на дурной путь. А тот, кто
доволен собственными деяниями и боится порицаний невежд,
как правило, удостаивается порицаний Аллаха.
Название أَمَّارَةٌ аммара произошло от глагола أَمَرَ амара ‘повеле-
вать’, ‘приказывать’. Душа человека велит ему совершать низ-
кие, скверные поступки, и уберечься от этого можно только
благодаря поддержке Аллаха. В Коране сказано:
«И если бы не милосердие и милость Аллаха к вам, то никто
из вас никогда не очистился бы. Но Аллах очищает того, кого
пожелает» (сура 24 «Свет», аят 21).
А пророку Мухаммаду r, лучшему и самому достойному из лю-
дей, было сказано:
«Если бы Мы не поддержали тебя, ты уже был готов немного
склониться на их сторону» (сура 17 «Ночной перенос», аят 74).
Поэтому в проповеди, произносимой по важным случаям, про-
рок r говорил:
مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَمِنْ سَيِّئَاتِ أَعْمَالِنَا، مَنْ يَهْدِهِ نسَْتَعِينُهُ وَنسَْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِا ِ إِنَّ الحَمْدَ ِ
للهُ فَلَا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلَا هَادِيَ لَهُ، وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلهَ إِلَّا للهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ
أَنَّ مُحَمَّداً عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ.
«Хвала Аллаху, Которого мы молим о помощи и прощении! К
Нему мы прибегаем от зла наших душ и наших скверных дея-
ний. Кого Аллах ведёт прямым путём, того никто не введёт в
заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не
наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет божества,
кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетель-
ствую, что Мухаммад — Его раб и посланник». Об этом сооб-
щается в хадисе ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, переданном в «Суна-
не» Ибн Маджи. Ал-Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха»
(1483) назвал его достоверным.
Итак, зло сокрыто в каждой душе и от него происходят всякие
дурные поступки, и, если Аллах оставит человека один на один
с его душевными порывами, тот непременно погибнет. Если же
Аллах проявит к нему милосердие и поддержит его, он сумеет
воздержаться от потакания страстям и прислушается к голосу
разума.
Самое совершенное состояние души — обретение покоя, твёр-
дое следование путём истины. Слово مُطْمَئِنَّةٌ мутмаинна означает
‘успокоившаяся’, ‘чувствующая уверенность’. В таком состоя-
нии человек пользуется особой поддержкой Аллаха, а ангелы
напоминают ему об обещании Господнем, показывают ему
добро в наилучшем свете, а зло — в наихудшем обличии, ис-
правляют его мысли, слова и поступки. Всевышний поддержи-
вает верующего и посредством заученных им аятов Корана и
молитв, посредством праведных и искренних деяний. Подобно
неприступной крепости они оберегают человека со всех сторон
и облегчают ему противостояние соблазнам и низменным по-
рывам души1.
Джурджани. Та‘рифат. С. 218-219; Рагиб. Муфрадат. С. 503; Ибн Манзур.
Лисан ал-‘араб. Т. 14. С. 233-235; Алуси. Рух ал-ма‘ани. Т. 29. С. 136-137; Ибн ал-
Каййим. Рух. С. 218-220, 225-226.].
Тот, кто предпочёл душу, обретшую покой, скорее всего, любит
пророка r, а тот, кто предпочёл душу, повелевающую зло, ис-
пытывает противоположные чувства. Если человек поразмыс-
лит над пользой, которую принёс ему пророк r, выведший его
из мрака неверия к свету веры или ставший причиной этого,
ему станет ясно, что он — причина его вечного пребывания в
бесконечном блаженстве и что пользы от него больше, чем от
всего остального. Следовательно, он заслуживает того, чтобы
его любили сильнее, чем кого-то другого”»3.Ибн Хаджар. Фатх. Т. 1. С. 59.