Студопедия — О ДВУХ СТОРОНАХ ЛЮБВИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О ДВУХ СТОРОНАХ ЛЮБВИ






У любви есть две стороны: любовь раба к своему Господу
и любовь Господа к Своему рабу.
Ибн ал-Каййим сказал: «Все виды аргументов: разум
(‘акл), предание (накл), врождённое свойство (фитра), анало-
гия (кийас), умозаключение (и‘тибар), вкус (заук) и интуиция
(ваджд) — свидетельствуют о подлинности как любви раба к
Господу, так и любви Господа к рабу».
О любви рабов к Господу свидетельствует аят:

«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху
равных и любят их так же, как любят Аллаха» (сура 2 «Коро-
ва», аят 165).

Это значит, что любящий что-либо сотворённое так же,
как и Аллаха, фактически приобщает равных к Нему. И если
даже он не признаёт наряду с Ним других творцов и господ, он
всё равно приобщает сотоварищей в любви. Практически ни-
кто из обитателей Земли не приписывает акт сотворения кому-
либо, кроме Аллаха, но они любят других так же сильно, как и
Его. Воистину, большинство обитателей Земли приобщают со-
товарищей к Аллаху в любви и почитании. Поэтому Всевыш-
ний сказал:


«Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (су-
ра 2 «Корова», аят 165).
Шейхульислам Ибн Таймиййа сказал: «Они заслужили
порицание из-за того, что приобщили равных к Аллаху в люб-
ви и в отличие от верующих не были искренними по отноше-
нию к Нему».
Это приравнивание творений к Аллаху также упомянуто
в другом аяте:


«Клянёмся Аллахом, мы пребывали в очевидном за-
блуждении, когда равняли вас с Господом миров» (сура 26
«Поэты», аяты 97-98).
Совершенно ясно, что они не считали своих богов твор-
цами и господами наряду с Господом миров, но любили и по-
читали их так же, как и Его.
Всевышний сказал:


«Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной,
и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи”» (сура
3 «Семейство ‘Имрана», аят 31). Этот аят называется «аятом
любви».
Абу Сулайман ад-Дарани [Абу Сулайман ‘Абд ар-Рахман ибн Ахмад ад-Дарани родился в
Васите ок. 140 г. х. Он был одним из самых знаменитых учёных
своего времени, обучался у Суфйана ас-Саури и многих других,
отличался набожностью и аскетизмом. Он проживал в селении
Дарийа к западу от Дамаска. До нас дошло немало его высказы-
ваний, в которых подчёркивается важность следования путём
пророка r и устремления к последней жизни.
Имам Абу Ну‘айм в «Хилйа ал-аулийа» (9/269) привёл следую-
щие слова Абу Сулаймана:
كُلُّ مَنْ كَانَ فِي شَيْءٍ مِنَ التَّطَوُّعِ يلذّ بِه فجاءَ وَقتُ فَريضَةٍ فَلَمْ يَقْطَعْ وقتُها لذَّةَ التَّطوُّعَ فَهُو في
تطوُّعِهِ مَخْدوعٌ.
«Если кто-либо совершает необязательный поступок, получая
от него удовольствие, а с наступлением времени обязательного
предписания это удовольствие не прекращается, то он обманут
своим необязательным поступком»;
لَيْسَ لِمَن أُلهِمَ شَيئاً مِن الخيراتِ أَنْ يَعمَلَ بِه حَتَّى يَسمَعَهُ مِن الأَثرِ فَإذَا سَمِعَهُ مِن الأَثرِ عَمِلَ
بِهِ وَحَمِدَ للهَ حَيْثُ وَافَقَ ما فِي قَلْبِهِ.
«Если кому-то пришло в голову совершить добрый поступок,
он не должен совершать его, пока не услышит об этом из пре-
даний. Если же он услышит об этом из преданий, пусть совер-
шит его и воздаст хвалу Аллаху за то, что это совпало с желани-
ем его сердца».
Абу Ну‘айм (9/257) передал со слов Ахмада ибн Абу ал-Хавари,
что Абу Сулайман сказал:
فِي رِزْقِهِ زَادَ فِي حُسْنِ خُلُقِهِ وَأَعْقَبَهُ الحِلْمَ وَسَخَتْ نَفْسُهُ فِي نَفَقَتِهِ وَقَلَّتْ وَسَاوسُهُ 􀟸 مَن وَثِقَ بِا ِ
فِي صَلَاتِه.
«Тому, кто полагается на Аллаха в обретении своего удела, Он
прибавляет благонравия, а вслед за этим дарует сдержанность.
И он становится щедрым в своих пожертвованиях, а его нау-
щения в намазе уменьшаются».
Передают также, что Абу Сулайман сказал:
أَفْضَلُ الأعْمَالِ خِلافُ هَوَى النَّفْسِ.
«Лучшее из деяний — поступать вопреки желаниям души»;
لِكُلِّ شَيءٍ عَلَمٌ وَعَلَمُ الخِذْلانِ تَرْكُ البُكَاءِ مِن خَشيَةِ للهِ، وَلِكُلِّ شيءٍ صَدَأٌ، وَصَدَأُ نُورِ القَلْبِ
شَبَعُ البَطْنِ.
«У каждой вещи есть свои признаки, и признак лишения [под-
держки Аллаха] — неспособность плакать от страха перед Ал-
лахом. И у каждой вещи есть ржавчина, и ржавчиной, лишаю-
щей сердце света, является насыщение».
Ибн Абу ал-Хавари рассказывал, что Абу Сулайман сказал:
أَصْلُ كُلِّ خَيرٍ الخَوفُ مِنَ الدُّنْيَا، وَمِفْتَاحُ الدُّنْيَا الشَّبَعُ وَمِفْتَاحُ الآخِرَةِ الجُوعُ.
«Основа всякого блага в этом мире и в последней жизни —
страх перед Всевышним Аллахом, ключ от этого мира — насы-
щение, а ключ от последней жизни — голод». Эти высказыва-
ния привёл Ибн Касир в «ал-Бидайа ва-н-нихайа».
Аз-Захаби упомянул несколько сообщений о том, что Абу Су-
лайман ад-Дарани скончался в 215 г. х. Он же передал со слов
Ибн Абу ал-Хавари, что тот скончался в 205 г. х. Он был похо-
ронен в селении Дарийа, а после его смерти Ибн Абу ал-Хавари
рассказывал: «Я хотел увидеть Абу Сулаймана во сне и увидел
его через год. Я спросил его: “Учитель, как Аллах поступил с
тобой?” Он сказал: “О Ахмад, однажды я вошёл в дверь и, уви-
дев вьюк пожилого мужчины, взял из него палочку. Я не пом-
ню, я почистил ею зубы или выбросил её, и из-за этого я до сих
пор держу ответ”». Эту историю привёл Ибн Касир со ссылкой
на Ибн ‘Асакира Абу Ну‘айм. Хилйа ал-аулийа. Т. 9. С. 254-280; Ибн Касир. Бидайа. Т. 10.
С. 255-259; Захаби. Сийар. Т. 10. С. 182-186..] сказал: «Сердца заявляют о
любви к Аллаху, и поэтому Он устроил для них испытание:
«Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и то-
гда Аллах возлюбит вас”».
Всевышний сказал:


«О вы, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас от-
ступит от своей религии, то Аллах приведёт других людей,
которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они
будут смиренны перед верующими и непреклонны перед не-
верующими, будут сражаться на пути Аллаха и не будут бо-
яться порицания порицающих» (сура 5 «Трапеза», аят 54).
Таким образом, у любви есть две стороны: любовь раба к
Аллаху и любовь Аллаха к рабу.
В хадисе сообщается, что пророк r взывал к Аллаху со
словами:
اللَّهُمَّ بِعِلْمِكَ الْغَيْبَ وَقُدْرَتِكَ عَلَى الْخَلْقِ أَحْيِنِي مَا عَلِمْتَ الْحَيَاةَ خَيْرًا لِي وَتَوَفَّنِي إِذَا عَلِمْتَ الْوَفَاةَ
خَيْرًا لِي اللَّهُمَّ وَأَسْأَلُكَ خَشْيَتَكَ فِي الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ وَأَسْأَلُكَ كَلِمَةَ الْحَقِّ فِي الرِّضَا وَالْغَضَبِ
وَأَسْأَلُكَ الْقَصْدَ فِي الْفَقْرِ وَالْغِنَى وَأَسْأَلُكَ نَعِيمًا لَا يَنْفَدُ وَأَسْأَلُكَ قُرَّةَ عَيْنٍ لَا تَنْقَطِعُ وَأَسْأَلُكَ
الرِّضَاءَ بَعْدَ الْقَضَاءِ وَأَسْأَلُكَ بَرْدَ الْعَيْشِ بَعْدَ الْمَوْتِ وَأَسْأَلُكَ لَذَّةَ النَّظَرِ إِلَى وَجْهِكَ وَالشَّوْقَ إِلَى
لِقَائِكَ فِي غَيْرِ ضَرَّاءَ مُضِرَّةٍ وَلَا فِتْنَةٍ مُضِلَّةٍ ، اللَّهُمَّ زَيِّنَّا بِزِينَةِ الْإِيمَانِ وَاجْعَلْنَا هُدَاةً مُهْتَدِينَ.
«О Аллах, ради Твоего знания о сокровенном и Твоей
способности творить, продли мою жизнь, если Ты знаешь, что
жизнь будет для меня лучше, и упокой меня, если Ты знаешь,
что смерть будет для меня лучше! О Аллах, я прошу Тебя [вну-
шить мне] страх перед Тобой в сокровенном и явном, и прошу
Тебя [помочь мне говорить] правдивое и справедливое слово в
гневе и довольстве! Я прошу Тебя об умеренности в нужде и
богатстве, и прошу Тебя о блаженстве, которое не закончится,
и прошу Тебя об усладе для глаз, которая не прервётся, и про-
шу Тебя [помочь мне] быть довольным судьбой! Я прошу Тебя
о приятной жизни после смерти, и прошу Тебя [позволить мне]
насладиться взором на Твой лик, и прошу Тебя [помочь мне]
стремиться к встрече с Тобой, чтобы не помешало этому ни не-
счастье, которое причиняет вред, ни искушение, которое сби-
вает с пути! О Аллах, укрась нас верой и сделай нас наставни-
ками, следующими прямым путём

/Аллахумма би-‘ильмика-ль-
гейби ва кудратика ‘аля-ль-халькы ахйини ма ‘алимта-ль-хайата
хейран ли ва таваффани иза ‘алимта-ль-вафата хейран ли, алла-
хумма ва ас’алюка хашйатака фи-ль-гейби ва-ш-шахадати, ва
ас’алюка кялимата-ль-хакки ва-ль-‘адли фи-ль-гадаби ва-р-
рида, ва ас’алюка-ль-касда фи-ль-факри ва-ль-гина, ва ас’алюка
на‘иман ля йубиду, ва ас’алюка куррата ‘айнин ля танкаты‘у, ва
ас’алюка-р-рида ба‘да-ль-када, ва ас’алюка барда-ль-‘айши
ба‘да-ль-маути, ва ас’алюка лаззата-н-назари иля ваджхика, ва
ас’алюка-ш-шаука иля ликаика фи гейри дарраи мудырратин ва
ля фитнатин мудыллятин, аллахумма зеййинна би-зинати-ль-
имани ва-дж‘альна худатан мухтадин»
1Насаи (1305) и Ахмад (17861)..

Этот славный хадис доказывает истинность наслаждения от взора на лик Аллаха и необходимость стремления к встрече с Ним.
Передают со слов ‘Аиши, что как-то раз пророк r поста-
вил одного из мужчин во главе военной экспедиции. Руководя
намазом своих соратников, тот всякий раз заканчивал чтение
сурой «Скажи: “Он — Аллах Единый...”» (сура «Очищение ве-
ры»). Вернувшись, люди рассказали об этом посланнику Аллаха
r, и он велел им спросить, почему он поступает так. В ответ тот
мужчина сказал: «Она описывает Милостивого, и я люблю чи-
тать её [во время намазов]». Тогда пророк r сказал:
أَخْبِرُوهُ أَنَّ لله يُحِبُّهُ.
«Сообщите ему, что Аллах любит его»
2 Бухари (7375) и Муслим (813).
Таким образом, раб обязан любить своего Господа и мо-
лить Его о достижении такой любви. Он должен совершать
деяния ради этого, укрепляя в сердце это чувство и борясь с
самим собой, дабы не уклониться от истины в момент слабости.
В текстах Корана и сунны сообщается о тех, кого любит Аллах и
кто достиг этой высокой степени, и мы процитируем некото-
рые из них.
Всевышний сказал:

«И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро»
(сура 2 «Корова», аят 195);


«Ведь Аллах любит терпеливых» (сура 3 «Семейство
‘Имрана», аят 146);

«Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищаю-
щихся» (сура 2 «Корова», аят 222);

«Поистине, Аллах любит тех, которые сражаются на Его
пути рядами, словно они — прочное строение» (сура 61 «Ряд»,
аят 4);

«Поистине, Аллах любит богобоязненных» (сура 9 «По-
каяние», аят 7).
Есть аяты и о тех, кого Всевышний Господь не любит:
«Но ведь Аллах не любит нечестия» (сура 2 «Корова»,
аят 205);

«Но Аллах не любит распространяющих нечестие» (су-
ра 5 «Трапеза», аят 64);

«Ведь Аллах не любит несправедливых» (сура 3 «Семей-
ство ‘Имрана», аят 140);

«Поистине, Аллах не любит гордецов и бахвалов» (су-
ра 4 «Женщины», аят 36).
В сунне тоже есть тексты о том, какие деяния и что имен-
но Аллах любит. В частности, пророк r сказал:
أَحَبُّ الْعَمَلِ إِلَى للهِ مَا دَاوَمَ عَلَيْهِ صَاحِبُهُ وَإِنْ قَلَّ.
«Аллах больше всего любит те деяния, которые соверша-
ются регулярно, даже если их мало»
1 Бухари (6462) и Муслим (782), и в таком виде его передал Муслим.


Передают со слов Анаса ибн Малика, что посланник Ал-
лаха r сказал:

لََّلهُ أَشَدُّ فَرَحًا بِتَوْبَةِ عَبْدِهِ حِينَ يَتُوبُ إِلَيْهِ مِنْ أَحَدِكُمْ كَانَ عَلَى رَاحِلَتِهِ بِأَرْضِ فَلاَةٍ فَانْفَلَتَتْ مِنْهُ
وَعَلَيْهَا طَعَامُهُ وَشَرَابُهُ فَأَيِسَ مِنْهَا فَأَتَى شَجَرَةً فَاضْطَجَعَ فِى ظِلِّهَا قَدْ أَيِسَ مِنْ رَاحِلَتِهِ فَبَيْنَا هُوَ
كَذَلِكَ إِذَا هُوَ بِهَا قَائِمَةً عِنْدَهُ فَأَخَذَ بِخِطَامِهَا ثُمَّ قَالَ مِنْ شِدَّةِ الْفَرَحِ: اللَّهُمَّ أَنْتَ عَبْدِى وَأَنَا رَبُّكَ.
أَخْطَأَ مِنْ شِدَّةِ الْفَرَحِ.
«Аллах рад покаянию Своего раба, когда тот обращается
к Нему, сильнее, чем человек, который ехал по пустыне на сво-
ей верблюдице, а та убежала от него и унесла на себе его еду и
питьё. Он отчаялся найти её, пришёл к дереву и прилёг в его
тени. И вдруг он увидел свою верблюдицу, стоящую перед ним.
Он схватил её за поводья и с радостью воскликнул: «Господи,
Ты — раб мой, а я — Твой господь». Он допустил ошибку из-за
большой радости»1Бухари (6309) и Муслим (2747), и в таком виде его передал Муслим.
Передают со слов Ибн ‘Умара, что какой-то мужчина
пришёл к пророку r и спросил: «О посланник Аллаха, кого из
людей Аллах любит больше всего? И какие деяния Аллах любит
больше всего?» Посланник Аллаха r сказал:
أَحَبُّ النَّاسِ إِلَى للهِ أَنْفَعُهُمْ لِلنَّاسِ، وَأَحَبُّ الأَعْمَالِ إِلَى للهِ سُرُورٌ تُدْخِلُهُ عَلَى مُسْلِمٍ، أَوْ
تَكْشِفُ عَنْهُ كُرْبَةً، أَوْ تَقْضِي عَنْهُ دَيْنًا، أَوْ تَطْرُدُ عَنْهُ جُوعًا، وَلَئِنْ أَمْشِي مَعَ أَخٍ لِي فِي حَاجَةٍ
أَحَبُّ إِلَيَّ مِنْ أَنْ أَعْتَكِفَ فِي هَذَا الْمَسْجِدِ شَهْرًا فِي مَسْجِدِ الْمَدِينَةِ، وَمَنْ كَفَّ غَضَبَهُ سَتَرَ
للهُ عَوْرَتَهُ، وَمَنْ كَظَمَ غَيْظَهُ وَلَوْ شَاءَ أَنْ يُمْضِيَهُ أَمْضَاهُ مَلأَ للهُ قَلْبَهُ رَجَاءً يَوْمَ الْقِيَامَةِ، وَمَنْ
مَشَى مَعَ أَخِيهِ فِي حَاجَةٍ حَتَّى يُثَبِّتَهَا لَهُ ثبََّتَ للهُ قَدَمَهُ يَوْمَ تَزُولُ الأَقْدَامُ.
«Больше всего Аллах любит тех людей, которые приносят
людям больше пользы. А среди деяний Аллах больше всего лю-
бит, когда ты приносишь радость мусульманину, избавляешь
его от печали, выплачиваешь за него долг или утоляешь его го-
лод. Пойти вместе с братом по его делам для меня милее, чем
уединиться в этой мечети (т. е. в мечети Медины) в течение ме-
сяца. Кто сдержит свой гнев, того недостатки покроет Аллах.
Кто подавит свою ярость, имея возможность проявить её, того
сердце Аллах заполнит надеждой в день воскресения. И кто от-
правится вместе со своим братом по его делам, пока не приве-
дёт их в порядок, того стопы Аллах утвердит в день, когда сто-
пы потеряют твёрдость»2Табарани. Ал-Му‘джам ал-кабир. Т. 12. С. 453.
Сообщается, что пророк r также сказал:
إِنَّ عِظَمَ الْجَزَاءِ مَعَ عِظَمِ الْبَلَاءِ، وَإِنَّ لله إِذَا أَحَبَّ قَوْمًا ابْتَلَاهُمْ، فَمَنْ رَضِيَ فَلَهُ الرِّضَا، وَمَنْ
سَخِطَ فَلَهُ السَّخَطُ.
«Поистине, великое воздаяние рядом с великим испыта-
нием, и, поистине, если Аллах возлюбил людей, то подвергает
их испытаниям. Кто удовлетворяется этим, тот обретает до-
вольство, а кто гневается, тот навлекает на себя гнев» [Хадис передали ат-Тирмизи и Ибн Маджа со слов Анаса ибн
Малика, и ал-Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (1/276)
назвал его иснад хорошим. Из него ясно следует, что Всевыш-
ний испытывает Своих любимых рабов для того, чтобы при-
близить их к Себе и очистить от пороков и недостатков. Испы-
тание — прекрасная возможность научиться ценить милости
Аллаха и проявить терпение, приумножить веру в Него и по-
размыслить над Его предопределением. Из пречистой Сунны
известно, что самые большие испытания выпадают на долю
Божьих пророков и праведников, которые стараются во всём
походить на них.

Ибн Маджа, Ибн Са‘д и ал-Хаким передали со слов Абу Са‘ида
ал-Худри, что однажды он вошёл к пророку r, когда тому не-
здоровилось. Он прикоснулся к нему и, почувствовав его жар
через одеяло, сказал: «Посланник Аллаха, как тебе тяжело!» Он
ответил:
إِنَّا كَذَلِكَ؛ يُضَعَّفُ لَنَا الْبَلَاءُ وَيُضَعَّفُ لَنَا الْأَجْرُ.
«С нами бывает так! Наше испытание приумножается, как при-
умножается наша награда». Абу Са‘ид спросил: «Посланник
Аллаха, кто из людей проходит наибольшее испытание?» Он
ответил:
الْأَنْبِيَاءُ.
«Пророки». Абу Са‘ид спросил: «Посланник Аллаха, а кто по-
том?» Он ответил:
ثُمَّ الصَّالِحُونَ؛ إِنْ كَانَ أَحَدُهُمْ لَيُبْتَلَى بِالْفَقْرِ حَتَّى مَا يَجِدُ أَحَدُهُمْ إِلَّا الْعَبَاءَةَ يُحَوِّيهَا؛ وَإِنْ كَانَ
أَحَدُهُمْ لَيَفْرَحُ بِالْبَلَاءِ كَماَ يَفْرَحُ أَحَدُكُمْ بِالرَّخَاءِ.
«Потом праведники. Бывает, что кого-либо из них испытывают
бедностью, и он не находит ничего, кроме абы, которой обора-
чивается, и бывает, что он радуется этому испытанию, как вы
радуетесь благоденствию». Ал-Хаким назвал хадис достовер-
ным согласно требованиям Муслима, и с ним согласился аз-
Захаби. Ал-Албани тоже согласился с такой оценкой в «Силси-
ла ал-ахадис ас-сахиха» (1/274-275).
Ахмад передал со слов Абу ‘Убайды ибн Хузайфы, что его тётя
Фатима рассказывала: «Как-то раз мы пришли навестить по-
сланника Аллаха r вместе с его жёнами. Над ним висел сосуд,
из которого на него капала вода, потому что его сильно лихо-
радило. Мы спросили: “Посланник Аллаха, почему ты не помо-
лишься Аллаху, чтобы Он исцелил тебя?” Он ответил:
إِنَّ مِنْ أَشَدِّ النَّاسِ بَلَاءً الْأَنْبِيَاءَ ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ.
“Поистине, из людей наибольшее испытание получают проро-
ки, потом те, которые ближе всего к ним, потом те, которые
ближе всего к ним, и потом те, которые ближе всего к ним”».
Ал-Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (1/275) назвал ис-
над хадиса хорошим.
Согласно Божьему установлению, каждому человеку выпадают
только те испытания, которые ему по силам вынести. Ахмад,

ат-Тирмизи и Ибн Маджа передали, что как-то раз Са‘д ибн
Абу Ваккас спросил посланника Аллаха r: «Кому из людей вы-
падают наибольшие испытания?» Тот ответил:
الْأَنْبِيَاءُ ثُمَّ الْأَمْثَلُ فَالْأَمْثَلُ يُبْتَلَى الرَّجُلُ عَلَى حَسَبِ دِينِهِ فَإِنْ كَانَ دِينُهُ صُلْبًا اشْتَدَّ بَلَاؤُهُ وَإِنْ
كَانَ فِي دِينِهِ رِقَّةٌ ابْتُلِيَ عَلَى حَسَبِ دِينِهِ فَمَا يَبْرَحُ الْبَلَاءُ بِالْعَبْدِ حَتَّى يَتْرُكَهُ يَمْشِي عَلَى الْأَرْضِ
مَا عَلَيْهِ خَطِيئَةٌ.
«Пророкам, потом — наиболее достойным, а потом — менее
достойным. Человека испытывают по мере его набожности, и
если его набожность крепка, то испытание его велико. Если же
в его набожности есть слабина, то его испытывают по мере на-
божности. Испытания раба не прекращаются, пока он не будет
ходить по земле, не имея за собой ни единого греха». Ал-
Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (1/273-274) назвал ис-
над хадиса хорошим.
В другом предании, переданном ал-Баззаром в «Муснаде» и
Ибн ‘Ади в «Камиле» со слов Абу Хурайры, сообщается, что по-
сланник Аллаха r сказал:
إنَّ الَمعُونَةَ تَأْتِي مِنَ للهِ عَلَى قَدْرِ المُؤْنَةِ، وَإِنَّ الصَّبْرَ يَأتِي مِنَ للهِ عَلَى قَدْرِ البَلَاءِ.
«Поистине, помощь приходит от Аллаха по мере надобности, а
терпение приходит от Аллаха по мере испытания». В иснаде ха-
диса есть слабый передатчик, но он усиливается похожим сооб-
щением, переданным Абу Джа‘фаром ал-Бахтари со слов Анаса.
Об этом сообщил ал-Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха»
(4/225-228).
Испытания и трудности помогают верующему заслужить вели-
кую награду и искупить совершённые им грехи. Ахмад и ат-
Тирмизи передали со слов Абу Хурайры, что пророк r сказал:
مَا يَزَالُ الْبَلَاءُ بِالْمُؤْمِنِ وَالْمُؤْمِنَةِ فِي نَفْسِهِ وَوَلَدِهِ وَمَالِهِ حَتَّى يَلْقَى الَّلهَ وَمَا عَلَيْهِ خَطِيئَةٌ.
«Несчастья не перестают постигать верующего мужчину или
женщину, их самих, их детей и их имущество, пока они не
встретят Аллаха, не имея за собой ни единого греха». Ал-Хаким
назвал хадис достоверным согласно требованиям Муслима, и с
ним согласился аз-Захаби. Ал-Албани в «Силсила ал-ахадис ас-
сахиха» (5/349) назвал хадис достоверным благодаря подтвер-
ждающим его свидетельствам.
Ибн Абу ад-Дунйа в книге «ал-Марад ва-л-каффарат» (43) пе-

редал со слов Абу Хурайры, что однажды Умм ‘Абдаллах бинт
Абу Зиаб заболела, и он пришёл навестить её. Она сказала: «Абу
Хурайра, как-то раз я навестила Умм Саламу, когда та заболела.
Она увидела у меня на руке язву и рассказала, что слышала, как
посланник Аллаха r сказал:
مَا ابتَلَى للهُ عبْداً بِبَلاءٍ وَهُوَ عَلَى طَريقةٍ يَكرَهُها إلا جَعَل للهُ ذلكَ البَلاءَ كَفَّارةً لَهُ وَطَهُوراً مَا
لَمْ يُنْزِلْ مَا أَصَابَهُ مِنَ البَلَاءِ بِغَيْرِ للهِ أَوْ يَدْعُو غَيْرَ للهِ فِي كَشْفِهِ.
“Когда Аллах испытывает раба тем, что ему не нравится, Он
обязательно делает это испытание для него искуплением и
очищением, пока тот не связывает постигшее его испытание с
кем-либо, кроме Аллаха, или не взывает о помощи к кому-либо,
кроме Него”». Ал-Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха»
(5/669) назвал иснад хадиса хорошим.
Ат-Тирмизи передал со слов Джабира ибн ‘Абдаллаха, что по-
сланник Аллаха r сказал:
يَوَدُّ أَهْلُ الْعَافِيَةِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ حِينَ يُعْطَى أَهْلُ الْبَلَاءِ الثَّوَابَ لَوْ أَنَّ جُلُودَهُمْ كَانَتْ قُرِضَتْ فِي
الدُّنْيَا بِالْمَقَارِيضِ.
«В день воскресения жившие в благополучии увидят награду
тех, кому выпадали испытания, и пожалеют о том, что их кожу
не разрезали ножницами». Ал-Албани в «Силсила ал-ахадис ас-
сахиха» (5/240-241) назвал хадис хорошим в силу подтвер-
ждающих его свидетельств.
Вместе с тем мусульманам не следует просить у Аллаха трудно-
сти и несчастья, а надлежит вымаливать у Него благополучия и
добра в обоих мирах. Поистине, даже самое лёгкое испытание
может сломить дух человека, если он будет предоставлен само-
му себе, и тогда его непременно постигнет унижение и он ли-
шится многих благ. В «Сахихе» Муслима сообщается со слов
Анаса, что как-то раз посланник Аллаха r навестил одного из
мусульман, который ослаб и стал словно цыплёнок. Посланник
Аллаха r спросил:
هَلْ كُنْتَ تَدْعُو بِشَىْءٍ أَوْ تسَْأَلُهُ إِيَّاهُ ؟
«Ты молился о чём-нибудь или просил что-нибудь?» Он сказал:
«Да, я говорил: “О Аллах, если Ты собираешься наказать меня в
последней жизни, то ускорь это для меня в этом мире!”» По-
сланник r сказал:

سُبْحَانَ الَّلهِ لاَ تُطِيقُهُ - أَوْ لاَ تسَْتَطِيعُهُ - أَفَلاَ قُلْتَ اللَّهُمَّ آتِنَا فِى الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِى الآخِرَةِ
حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ.
«Пречист Аллах! Ты не осилишь это или не справишься с этим.
Почему ты не сказал: “О Аллах, одари нас добром в этом мире и
добром в последней жизни и защити нас от мучений в огне”?»
Он помолился Аллаху за него, и тот мужчина выздоровел.
Ахмад в «Муснаде», ал-Бухари в «ал-Адаб ал-муфрад» и ат-
Тирмизи в «Сунане» передали со слов ал-‘Аббаса ибн ‘Абд ал-
Мутталиба: «Как-то раз я сказал: “Посланник Аллаха, обучи
меня тому, что я буду просить у Могучего и Великого Аллаха”.
Он сказал:
سَلْ الَّلهَ الْعَفْوَ وَالْعَافِيَةَ.
“Проси у Аллаха прощения и благополучия”. Спустя несколько
дней я снова пришёл и попросил: “Посланник Аллаха, обучи
меня тому, что я буду просить у Могучего и Великого Аллаха”.
Он сказал:
يَا عَبَّاسُ يَا عَمَّ رَسُولِ الَّلهِ سَلْ الَّلهَ الْعَافِيَةَ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ.
“О ‘Аббас, о дядя посланника Аллаха, проси у Аллаха благополу-
чия в этом мире и в последней жизни”». Ат-Тирмизи назвал ха-
дис достоверным, но ал-Хайсами указал на то, что передатчик по
имени Хилал ибн Хаббаб заслуживал доверия, хотя некоторые
считали его слабым. Ал-Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха»
(4/28-29) привёл ещё одну версию хадиса, и вместе они усили-
вают друг друга.
В «Муснаде» имама Ахмада и «Сунанах» ат-Тирмизи и Ибн
Маджи приводится рассказ Хузайфы о том, что посланник Ал-
лаха r сказал:
لَا يَنْبَغِي لِلْمُؤْمِنِ أَنْ يُذِلَّ نَفْسَهُ.
«Верующему не подобает унижать себя». Люди спросили: «А
как он может унизить себя?» Он ответил:
يَتَعَرَّضُ مِنْ الْبَلَاءِ لِمَا لَا يُطِيقُ.
«Подвергая себя испытанию, которое ему не по силам». Ал-
Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (2/170-173) сказал, что
иснад хадиса слабый, но усиливается похожими сообщениями1.
1 Ибн Абу ад-Дунйа. Марад. С. 51.].
Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, но малоизвестным
1.Тирмизи (2396).
Помимо этих есть много других текстов, указывающих на
две стороны любви. Перечисленные нами хадисы свидетельст-
вуют о том, что любовь является одним из качеств Могучего и
Великого Аллаха. Следуя путём посланника Аллаха r, мы приз-
наём это качество в том виде, который подобает Всевышнему
Аллаху, не лишая его смысла (та‘тил) и не искажая его (тах-
риф), не придавая ему форму (такйиф), не сравнивая его с ка-
чествами творений (ташбих) и не уподобляя его им (тамсил).


.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 391. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия