Стоимость тура: 900 руб.
В стоимость тура входит:
- Проезд на комфортабельном туристическом автобусе по маршруту Луга - Ст.Русса-Луга
- В зависимости от программы, организация экскурсий и трансфера в
Старой Руссе.
- Сопровождение представителем компании
Дополнительно оплачивается:
- Входные билеты в музей-усадьбу Достоевского
- Экскурсия в доме-музее
- Подъем на колокольню
- Обзорная экскурсия по городу и в Николо-Косинской обители (4,5 часа)
- Вход в курорт (школьники, пенсионеры бесплатно)
- Вход в музей старорусского солевара
- Обед в кафе города
| 40/80 руб./чел.
70 руб./чел.
50 руб./чел.
250 руб./чел.
50 руб./чел.
пока бесплатно
|
ГЛАВА 4. ЛЮБОВЬ К АЛЛАХУ И ЕГО ПОСЛАННИКУ ПОНЯТИЕ «ЛЮБОВЬ» В АРАБСКОМ ЯЗЫКЕ И В ШАРИАТЕ
Ибн Манзур пишет: «Любовь противоположна ненавис-
ти. Слова حُبٌّ хубб, وَدَادٌ вадад и مَحَبَّةٌ махабба являются
синонимами»1Ибн Манзур. Лисан ал-араб. Т. 3. С. 7.
Ибн ал-Каййим пишет: «Это слово в арабском языке
включает пять значений.
Первое — чистота и белизна. Арабы говорят о белизне,
чистоте и блеске зубов حَبَبُ الأَسْنَانِ хабаб ал-аснан.
Второе — возвышение и появление. Пузырьки и пену,
появляющиеся на воде во время сильного дождя, они называют
حَبَبٌ хабаб и حَبَابٌ хабāб.
Третье — неотъемлемость и постоянство. Они говорят حَبَّ
الْبَعِيْرَ وَأَحَبَّ хабба ал-ба‘ир (или: ахабба ал-ба‘ир), когда верблюд
садится на колени и не встаёт.
Четвёртое — сущность. Арабы называют сущность и
внутренний мир души حَبَّةُ الْقَلْبِ хабба ал-калб.
Пятое — сохранение и удержание. Они называют кувшин
для хранения воды حَبُّ الْمَاءِ хабб.
Нет сомнений в том, что любовь неразрывно связана с
этими пятью значениями. Любовь бывает чистой, и в сердце
любящего пробуждается желание того, что он любит. Он выка-
зывает свою любовь и не скрывает своих чувств. Желание не
покидает его сердце и постоянно присутствует в нём. Он отдаёт
тому, что возлюбил, свою сущность и самое ценное, что есть у
него, т. е. сердце. Его воля, намерения и помыслы удерживают-
ся тем, что он возлюбил. В этом слове объединяются все пять
значений»1 Ибн ал-Каййим. Мадаридж. Т. 3. С. 9-10.
О значении слова ‘любовь’ в шариате высказался и вы-
дающийся учёный Ибн Абу ал-‘Изз: «Это привязанность сердца
любящего к любимому. <...> Любовь нельзя объяснить более
ясным словом, потому что любое ограничение её смысла при-
даёт ей только неясность и сухость. Такие ясные понятия, как
вода, воздух, песок, голод, сытость и т. п., не нуждаются в опре-
делении»2 Ибн Абу ал-‘Изз. Шарх. С. 165.
Имам Ибн ал-Каййим перечислил тридцать определений
этого понятия3 Ибн ал-Каййим. Мадаридж. Т. 3. С. 11-16, и вот некоторые из них:
а) любовь — это путешествие сердца в поисках любимого
и постоянное поминание его языком;
б) любить — значит не отдавать никому предпочтение
перед любимым и не вверять свои дела никому другому;
в) любить — значит предпочитать любимого всем ос-
тальным спутникам.
Имам ан-Навави пишет: «Основа любви — стремление к
тому, что соответствует желаниям любящего. В одних случаях
человек стремится к тому, что доставляет ему удовольствие и
что он находит прекрасным, например, к красивой внешно-
сти, к голосу, к еде и т. п. Иногда его разум находит приятным
скрытые понятия, такие как любовь к праведникам, учёным и
вообще достойным людям. В других случаях причиной этого
стремления становится оказанная ему милость или защита его
от вреда и неприятностей. Все эти качества были присущи
пророку r. В нём были собраны воедино внутренняя и внеш-
няя красота, величественные черты, всевозможные доброде-
тели. Кроме того, он оказал милость всем мусульманам, указав
им на прямой путь, на постоянное благоденствие и на спасение от ада»1Навави. Шарх Муслим. Т. 2. С. 14
Ибн Хаджар в книге «Фатх ал-Бари» приводит следующее
высказывание ал-Байдави: «Здесь речь идёт об осознанной
любви, которая выражается в предпочтении того, чему отдаёт
предпочтение здравый смысл, если даже это противоречит же-
ланиям души. Таким же образом больной, по своей природе
испытывающий отвращение к лекарству и сторонящийся его,
изъявляет желание принять его, руководствуясь разумом. Если
человек понимает, что Законодатель приказывает и запрещает
лишь то, что обеспечивает ему благополучие в ближнем мире
или спасение в последней жизни и если разум требует отдать
предпочтение именно этому, он приучает себя повиноваться
Его приказам, а его желания становятся сообразны им. Он по-
лучает от этого осознанное удовольствие, ибо это есть осозна-
ние того, что в действительности является совершенством и
благом. Законодатель назвал такое состояние сладостью, ибо
это самое очевидное из ощутимых наслаждений»Ибн Хаджар. Фатх. Т. 1. С. 60-61. [Отведение вопросу любви важного места в священной тради-
ции побудило мусульманских учёных и мыслителей развивать
учение о любви, исследовать природу этого чувства и причины
его возникновения. Стремление к бескорыстной любви к Алла-
ху стало одной из главных проблем зарождавшегося в VIII веке
исламского мистицизма. Несколько позже проблема божест-
венной и земной любви оказалась в центре внимания филосо-
фов-перипатетиков и суфиев, а также получила развитие в тру-
дах богословов. Как пишет С. Б. Серебряков в предисловии к
переводу труда Ибн Сины «ар-Рисала фи-л-‘ишк», ещё ал-
Кинди (1-я половина IX в.) написал специальный трактат о
любви, который, однако, не сохранился до наших дней. Пер-
выми арабскими сочинениями о «светской любви» исследова-
тель называет трактаты Абу ‘Усмана ‘Амра ибн Бахра ал-
Джахиза «Рисала фи-л-‘ишк ва-н-ниса’» («Трактат о любви и
женщинах») и «Рисала ал-кийан» («Трактат о певицах-
девушках»).
Интересны рассуждения Ибн Сины о разновидностях любви. В
вышеназванном трактате (С. 53) он пишет: «Любовь делится на
две разновидности. К первой из них относится естественная
любовь. Её носитель не успокаивается до тех пор, пока каким-
либо образом сам по себе не достигнет своей цели, если ему не
препятствует в этом какая-либо внешняя принуждающая [си-
ла]. Камень, к примеру, не может не достичь своей цели, а
именно соединиться со своим естественным местом и покоить-
ся в нём сам по себе, если только на него не действует некая
принуждающая сила. Так, например, обстоит дело с питающей
силой и другими растительными силами: первая продолжает
добывать пищу и претворять её в плоть до тех пор, пока какое-
либо стороннее явление не воспрепятствует этому. Вторым ви-
дом любви является любовь по свободному выбору. Её носи-
тель может иногда сам отвернуться от объекта своей любви;
когда он предвидит, что она повлечёт за собой какой-то вред,
он взвешивает степень этого вреда и ту выгоду, какую пред-
ставляет собой объект любви. Так, например, когда осёл издали
увидит направляющегося к нему волка, он перестаёт жевать
ячмень и спасается бегством, ибо знает, что грозящий ему вред
перевешивает пользу того, от чего он отказывается». В после-
дующих главах философ рассматривает предпосылки возник-
новения любви и движущие ею силы. Не вдаваясь в критиче-
ское осмысление его взглядов, отметим лишь, что появление
подобных трактатов свидетельствовало о внимании, которое
уделялось нравственной и эстетической оценке деяний души и
тела в мусульманской религиозной и религиозно-философской
мысли.
Большой вклад в развитие представлений о сущности любви
внёс имам Абу Хамид ал-Газали. В своём сочинении «Ихйа
‘улум ад-дин» (4/300) он называет пять разновидностей любви,
которые связывает с пятью причинами: «Следовательно, раз-
новидности любви связаны с пятью причинами. Это любовь
человека к своему существованию, его совершенству и сохра-
нению; его любовь к тому, кто делает ему добро, продлевающее
его существование, способствующее его сохранению и защи-
щающее его от того, что влечёт гибель; его любовь к тому, кто
сам по себе делает добро людям, если даже он не делает добра
ему самому; его любовь ко всему, что прекрасно само по себе,
будь то внешняя форма или внутренний облик; и его любовь к
тому, с кем у него есть скрытое внутреннее соответствие. Если
эти причины объединяются в одном лице, то [сила] любви обя-
зательно возрастает. Например, если ребёнок обладает краси-
вой внешностью, прекрасным нравом, безукоризненными зна-
ниями, смышлёностью и к тому же хорошо относится к людям
и родителям, то, несомненно, его будут очень сильно любить. В
случае объединения этих качеств сила любви зависит от вели-
чины этих качеств, и если они в высшей степени совершенны,
то и любовь обязательно будет наивысшей. Совершенно ясно,
что эти причины могут быть совершенными и могут объеди-
ниться только в отношении Всевышнего Аллаха, и поэтому ис-
тинной любви заслуживает только Аллах».
Вопросы, связанные с природой любви, представляют интерес
и для современных мусульманских исследователей. Так, по сло-
вам ‘Абд ар-Рауфа Мухаммада ‘Усмана, любовь в сердце возни-
кает в силу влечения, которое человек испытывает чувствами,
разумом и душой в отдельности или вместе. В книге «Махабба
ар-расул» (С. 33) он пишет: «Основа любви — душевная сила,
возбуждающая в человеке желание прежде всего приобрести
то, что ему нравится, и, как следствие, уберечься от того, что
ему неприятно. Душа испытывает влечение к тому, что ей лю-
бо, и отвращение к тому, что ей ненавистно. Любовная привя-
занность или отвращение к какому-либо предмету зависят от
инстинктивного или приобретённого знания о нём. Следова-
тельно, любовь — это результат познания, и чем полнее знания
о предмете, тем сильнее любовь к нему, и наоборот. Поэтому
любовь к вещам и людям может сильно различаться в зависи-
мости от степени их познания. Если средства постижения зна-
ния у человека в порядке, то он питает любовь к тому, что при-
носит ему пользу. В противном случае он начинает любить всё
вредное, полагая, что оно принесёт ему пользу, и всё дурное,
принимая его за хорошее. Таким образом, мы можем заклю-
чить, что любовь — это влечение сердца, определённое при-
родными наклонностями (фитра) и приобретёнными знания-
ми, к тому, что соответствует [желаниям] человека и что он
одобряет».].