Студопедия — ВАЖНОСТЬ ЛЮБВИ К АЛЛАХУ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВАЖНОСТЬ ЛЮБВИ К АЛЛАХУ






Ибн ал-Каййим пишет: «Любовь занимает то положение,
ради которого состязаются состязающиеся и к которому устремляются труженики. К её познанию торопятся спешащие,
ради неё упорствуют влюблённые, и её лёгким ветерком осве-
жаются поклоняющиеся. Это — пища для сердца и души и ус-
лада для глаз. Это — жизнь, и тот, кто потерял её, находится
среди мёртвых. Это — свет, и тот, кто лишён его, пребывает в
океане мрака. Это — лекарство, и сердце того, кто лишён его,
поражено болезнями. Это — наслаждение, и жизнь того, кто не
найдёт его, станет сплошной заботой и мукой. Это — дух веры
и деяний, положений и состояний, и если люди лишены его, то
они превращаются в безжизненные тела. Любовь помогает об-
ременённым путникам достичь земель, до которых можно доб-
раться лишь ценой великих усилий, и подняться на ступени,
которых не достичь без её помощи, и занять «седалища исти-
ны» в обители, в которую не войти без неё. Это — скакун, кото-
рый непрерывно переносит людей к Любимому, и кратчайшая
прямая дорога к наипрекраснейшей обители. Клянусь Аллахом,
обретшие любовь удостоены почёта и в этом мире, и в послед-
ней жизни, потому что их Любимый всегда рядом с ними. В
день определения судьбы творений Аллах по Своей воле и со-
вершенной мудрости предписал: “Человек пребудет с тем, кого
1 Муслим (532).
2 Там же (2383).


любит”. Как же велика милость, оказанная возлюбленным!»1 Ибн ал-Каййим. Мадаридж. Т. 3. С. 6-7.

Он же пишет: «Любовь к Аллаху, общение с Ним, стрем-
ление к встрече с Ним, довольство и удовлетворенность Им яв-
ляются основой религии, основой деяний и желаний. <...> Лю-
бить Всевышнего и даже любить Его сильнее, чем всё осталь-
ное, — одна из важнейших религиозных обязанностей и один
из главных принципов религии. И если кто-либо любит какое-
либо творение так же, как он любит Аллаха, то он приобщает
сотоварищей к Аллаху. Этот грех не будет прощён, и после него
не будут приняты никакие деяния. Всевышний сказал:

«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху
равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые
уверовали, любят Аллаха сильнее» (сура 2 «Корова», аят
165)»2Ибн ал-Каййим. Игаса. Т. 2. С. 196.

Шейхульислам Ибн Таймиййа сказал: «Тот, кто любит
создание так же, как любит Аллаха, является многобожником.
Необходимо отличать любовь ради Аллаха от любви наряду с
Аллахом»3 Ибн Таймиййа. Маджму‘ ал-фатава. Т. 15. С. 49.
Он же сказал: «Поэтому любовь искренних приверженцев
единобожия к Аллаху совершеннее любви многобожников, ко-
торые любят помимо Него других, приобщают к Нему равных
и любят их так же, как и Его»4Там же. Т. 17. С. 144.

Ибн ал-Каййим сказал: «Всевышний сообщил, что тот,
кто любит что-либо помимо Аллаха так же, как и Его, приоб-
щает равных к Нему. Он не признаёт наряду с Ним других
творцов и господ, но приобщает сотоварищей в любви. Никто
из обитателей Земли не приписывает сотворение кому-либо,
кроме Аллаха, но они могут любить кого-либо так же сильно,
как и Его. Воистину, большинство обитателей Земли приобща-
ют сотоварищей к Аллаху именно в любви и в почитании»5 Ибн ал-Каййим. Тафсир. С. 140.


В хадисе, переданном со слов Абу Хурайры, сообщается,
что посланник Аллаха r сказал:
قَالَ الَّلهُ تَبَارَكَ وَتَعَالَى أَنَا أَغْنَى الشُّرَكَاءِ عَنِ الشِّرْكِ مَنْ عَمِلَ عَمَلاً أَشْرَكَ فِيهِ مَعِى غَيْرِى
تَرَكْتُهُ وَشِرْكَهُ.
«Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: “Я не нуждаюсь в
каком бы то ни было сотоварище. Я оставлю любого, кто своим
действием приобщит ко Мне сотоварища, вместе с его много-
божием”»1 Муслим (2985).
Посему следует знать, что любовь к Всевышнему — выс-
шая степень поклонения Ему, и полагается ставить её выше
любой другой любви, будь то любовь к родителям, к детям, к
жене, к друзьям, к положению, к богатству и т. д. [Любовь к Аллаху должна быть сильнее, чем любовь к родным и
близким, богатству и славе, положению в обществе и удоволь-
ствиям, ведь для раба нет никого ближе, чем его Творец и Бла-
годетель. Он создал человека из крошечной капли, придал ему
совершенный облик, наделил его разумом и здоровьем, силой и
знаниями, многочисленными способностями и возможностя-
ми. Аллах ни на мгновение не оставляет его без Своей заботы и
не предоставляет самому себе. Он отвечает на его мольбы, не-
устанно одаряет благами и не спешит с наказанием, если даже
тот проявляет неблагодарность и отказывается смириться пе-
ред Ним. Он посылает людям трудности и испытания, но даже
в этом проявляется Его божественная мудрость, милость и за-
бота. Он дарует скудный удел тем, для кого богатство стало бы
искушением и погибелью. Он насылает болезни и слабость на
тех, кого здоровье и благоденствие подтолкнули бы к распущен-
ности и тирании. Он подвергает испытаниям Своих возлюблен-
ных рабов, дабы очистить их сердца от привязанности к прехо-
дящим мирским благам и поднять их на высокие ступени в раю.
Он даёт грешникам вкусить часть того, что они заслужили свои-
ми преступлениями, дабы они одумались и ощутили свою бес-
конечную зависимость от Него. Он разлучает родных в обители
испытания, полной насилия, злобы и несправедливости, чтобы
объединить правдивых и праведных в садах вечного блаженст-
ва, в высоких горницах возле их Любящего Господина.


Он заслуживает искреннюю любовь и полную преданность, и
нет такого благодетеля, чью доброту и щедрость можно было
бы сравнить с Его милостью. Он Благодарный, Который наде-
ляет Свои творения зримыми и незримыми благами, не ску-
пясь и не опасаясь бедности, а потом благодарит тех из них, ко-
торые были благодарны. Он Прощающий и Любящий, Кото-
рый вдохновляет Своих рабов на покаяние и помогает им вер-
нуться на прямой путь, а потом не держит на них зла, осеняет
их Своей любовью и включает в число Своих приближённых.
Он Попечитель и Хранитель, устраивающий добрые дела по-
томков Адама наилучшим образом, предостерегающий их от
грехов и преступлений, избавляющий их от трудностей и стра-
даний. Он Господь Бог, обладающий самыми прекрасными
именами и совершенными качествами, не предающий доверия
того, кто опирается и уповает на Него. И нет лучшей опоры,
чем у того, кто положился на Аллаха и отдал Ему свою любовь,
кто посвятил свою жизнь и даже свою смерть Ему одному.
Истинная любовь к Аллаху имеет удивительную особенность —
она не замыкает человека на объекте любви и поклонения, а
дарит его окружающим. Она делает человека любящим и мило-
сердным, прощающим и снисходительным, щедрым и доброде-
тельным. Верующий не видит в других соперников и не опаса-
ется того, что они разделят с ним любовь к Всевышнему. На-
против, он стремится поделиться своими чувствами к Нему. Он
жаждет того, чтобы свет Божьей любви озарил сердца людей и
чтобы в ней нашёл своё спасение каждый, в чьём сердце есть
хотя бы крупица добра. Он любит только ради Аллаха и делает
добро только ради Него, и его поступки, его слова и его любовь
осознанны и осмысленны. И если человек любит своих родите-
лей и детей, свою жену и своих родных, друзей и близких ради
Аллаха, то между ними устанавливается подлинная гармония.
Аллах объединяет их узами веры, которые не разорвутся даже
после их расставания в этом мире.]
Поклоняться Аллаху следует с любовью. Эта любовь тре-
бует покорности, смирения, подчинения и повиновения Ему
[Поклоняться Аллаху следует с любовью, и истинная любовь
требует поклонения и полной покорности Ему. Однако она не
станет совершенной и безукоризненной, пока в сердце верую-
щего не укрепятся два других столпа, на которых зиждется по-

клонение: страх и надежда. В трудах богословов этому вопросу
уделяется большое внимание. Так, Ибн Абу ал-‘Изз ал-Ханафи
в комментариях к вышеупомянутому трактату имама ат-Тахави
(С. 331) пишет: «Кто поклоняется Аллаху только из любви, тот
зиндик; кто поклоняется Ему только из страха, тот харурит; кто
поклоняется ему с одной лишь надеждой, тот мурджиит; и
только тот, кто поклоняется Ему с любовью, страхом и надеж-
дой, является верующим и приверженцем единобожия».
Слово نِ زْدِيْقٌ зиндик было заимствовано из персидского языка и
поначалу означало ‘говорящий о бесконечности материи’. Со
временем так стали называть тех, кто не верит в Единого Алла-
ха и в последнюю жизнь. Харуриты — это одно из названий
еретиков-хариджитов. Они обвиняли в неверии мусульман, со-
вершающих тяжкие грехи, отрицали заступничество за таких
людей в последней жизни, считали дозволенным посягать на их
жизнь, имущество и достоинство и т. д. Название ‘харуриты’
произошло от названия местечка Харура (около 2 миль от Ку-
фы), в котором разбили лагерь первые хариджиты, отколов-
шиеся от войска халифа ‘Али ибн Абу Талиба после битвы при
Сиффине в 37 г. х. Мурджииты — одно из ранних еретических
направлений в исламе, последователи которого считали, что
вера — это только убеждённость в сердце и что на неё не влия-
ют ни слова, ни поступки. Впоследствии под влиянием различ-
ных школ калама взгляды мурджиитов пополнились и другими
еретическими убеждениями.
Из приведённого выше высказывания следует, что отношение к
данному вопросу имеет принципиальное значение для пра-
вильного понимания сути веры и поклонения. Именно поэтому
имам Абу Джа‘фар ат-Тахави сказал: «Отсутствие страха и от-
чаяние выводят из лона ислама, и верный путь между ними —
это путь людей киблы». Комментируя эти слова, шейх ‘Абд ал-
‘Азиз ар-Раджихи в своей лекции сказал: «Если поклонение
Милостивому есть поклонение, исполненное высшей любви и
высшего смирения, то высшая любовь и высшее смирение не-
возможны без поклонения. Это значит, что поклоняться Алла-
ху нужно, полностью смиряясь и испытывая высшую любовь.
Смирен только тот, кто повинуется Аллаху и боится Его, кто
поклоняется Ему. А тот, кто не опасается хитрости Аллаха, не
знает смирения, и тот, кто отчаивается в Его милости, не надеется на Его награду. Разве такой человек может быть верующим? Поэтому автор сказал, что не испытывающий страха перед хитростью Аллаха и отчаивающийся в Его милости выходит из лона ислама. Верный путь между страхом и надеждой, —
это путь людей киблы, поклоняющихся Аллаху с любовью,
страхом и надеждой, испытывающих страх перед Ним и потому
не позволяющих себе грешить, надеющихся на Его милость и
награду и потому не отчаивающихся в Его милости. Поклоне-
ние Аллаху обязательно должно быть с любовью, страхом и на-
деждой».
Ибн ал-Каййим в книге «Мадаридж ас-саликин» (1/502) пишет:
«Сердце в своём движении к Могучему и Великому Аллаху по-
добно птице. Любовь — это голова, а страх и надежда — два
крыла. Если голова и крылья в порядке, то птица летает нор-
мально. Если отрезать голову, то птица умрёт, а если она поте-
ряет крылья, то станет мишенью для любого охотника и хищ-
ника. Наши предшественники предпочитали, чтобы в периоды
благоденствия страх преобладал над надеждой, а во время рас-
ставания с этим миром надежда преобладала над страхом. Это
путь Абу Сулаймана и некоторых других. Он говорил: “Следу-
ет, чтобы в сердце преобладал страх, ибо если в нём преоблада-
ет надежда, оно портится”. Другие считали, что самое совер-
шенное состояние — равновесие между надеждой и страхом и
преобладание любви, ибо любовь подобна верховому живот-
ному, надежда — погонщику, страх — водителю, и только Ал-
лах по Своей милости и щедрости помогает достичь цели».
В другом сочинении «Бадаи‘ ал-фаваид» (2/523) имам Ибн ал-
Каййим пишет: «Страх словно хлыст, которым бьют вьючных
животных, чтобы они не сходили с дороги, надежда — словно
погонщик, который своим пением облегчает им ход, а любовь
— словно водитель, который ведёт их за собой. Если нет хлыста
или посоха, который бы возвращал животное, когда оно сбива-
ется с пути, если его пускают бродить само по себе, то оно сби-
вается с пути. Поэтому тем, кто не нарушал ограничения и за-
преты Аллаха и сумел приблизиться к Нему, это удалось только
благодаря страху, надежде и любви. Если этих трёх качеств нет
в сердце, то оно портится так, что не остаётся никакой надежды
на выздоровление. Если же одно из этих качеств ослабевает, то
ослабевает и вера».], а проявляется это в таких формах богопочитания, как на-
маз, пост, пожертвования, хадж, малое паломничество, мольба,
взывание о помощи, доброта, хорошее отношение и пр.
Любить кого-либо так же сильно, как и Аллаха, запреще-
но, ибо поступающий так приобщает сотоварищей к Нему. Это
следует из приведённых выше высказываний учёных, и именно
так следует понимать аят:


«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху
равных и любят их так же, как любят Аллаха» (сура 2 «Коро-
ва», аят 165)..








Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 615. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия