Студопедия — ПЛОДЫ ЛЮБВИ АЛЛАХА К РАБУ 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПЛОДЫ ЛЮБВИ АЛЛАХА К РАБУ 4 страница






Д-р Муса Шахин сказал: «Любовь к чему-либо побуждает
любить то, что ведёт к этому. Любовь к вере и ненависть к не-
верию требуют любить того, кто явился причиной этого и при-
зывал к этому. Любовь к посланнику r является доказательст-
вом любви к вере, и в зависимости от усиления или ослабления
этой любви усиливается или слабеет собственно вера. Когда ве-
рующий начинает любить посланника Аллаха r сильнее, чем
отца, мать, жену, ребёнка, богатство, семью, родственников и
вообще всех людей, его вера становится совершенной. Но ещё
более совершенна вера того, кто любит посланника Аллаха r

сильнее, чем собственную душу, находящуюся внутри него, и
жертвует ею ради него. Мы уже читали о том, как Абу Бакр ас-
Сиддик и многие другие сподвижники, да будет доволен ими
Аллах, подвергали свои жизни опасности, защищая посланника
Аллаха r от неверующих»1 Муса Шахин. Фатх ал-Мун‘им. Т. 1. С. 249.
Передают со слов Анаса, что как-то раз один мужчина
спросил посланника Аллаха r о наступлении [Судного] часа, и
тут объявили о начале намаза. После завершения намаза по-
сланник Аллаха r спросил:
أَيْنَ السَّائِلُ عَنْ السَّاعَةِ ؟
«Где тот, кто спрашивал о [Судном] часе?» Мужчина от-
ветил: «Я здесь, посланник Аллаха». Он сказал:
وَمَا أَعْدَدْتَ لَهَا فَإِنَّهَا قَائِمَةٌ ؟
«Он непременно наступит. Что же ты приготовил для не-
го?» Тот ответил: «Я не приготовил для него больших деяний,
кроме того, что я люблю Аллаха и Его посланника». Пророк r
сказал:
فَأَنْتَ مَعَ مَنْ أَحْبَبْتَ.
«Ты будешь с тем, кого любишь». Анас сказал: «После об-
ращения в ислам мусульмане ничему не радовались так, как
этому»2 Ахмад (12304).

Какое же это блаженство! Любовь к посланнику r по-
зволяет человеку стать его спутником в раю.
Среди требований любви к посланнику r — не ослушать-
ся его, не противиться его сунне и не привносить новшества в
его религию, как об этом сказал Всевышний Аллах:

«Пусть же остерегаются те, которые противятся его во-
ле, как бы их не постигло искушение или не постигли их му-
чительные страдания» (сура 24 «Свет», аят 63);

«А того, кто воспротивится посланнику после того, как
ему стал ясен прямой путь, и последует не путём верующих,
Мы направим туда, куда он обратился, и сожжём в геенне.


Как же скверно это место прибытия!» (сура 4 «Женщины»,
аят 115).
Тот, кто привносит новшества в религию, будет отстра-
нён от водоёма пророка r в день воскресения, как об этом го-
ворится в хадисе Сахла ибн Са‘да. В нём сообщается, что по-
сланник Аллаха r сказал:
إِنِّي فَرَطُكُمْ عَلَى الْحَوْضِ، مَنْ مَرَّ عَلَيَّ شَرِبَ وَمَنْ شَرِبَ لَمْ يَظْمَأْ أَبَدًا، لَيَرِدَنَّ عَلَيَّ أَقْوَامٌ أَعْرِفُهُمْ
وَيَعْرِفُونِي ثُمَّ يُحَالُ بَيْنِي وَبَيْنَهُمْ.
«Я раньше вас приду к водоёму. Тот, кто подойдёт ко мне,
напьётся, и тот, кто напьётся, уже никогда не испытает жажды.
Ко мне захотят подойти люди, которых я узнаю и которые уз-
нают меня, но им не дадут подойти ко мне». Абу Хазим сказал:
«Услышав это, ан-Ну‘ман ибн Абу ‘Аййаш сказал: “Ты слышал
это от Сахла?” Я сказал: “Да”. Он сказал: “Я свидетельствую за
Абу Са‘ида ал-Худри, что слышал, как он дополнил этот хадис
словами:
فَأَقُولُ: إِنَّهُمْ مِنِّي؛ فَيُقَالُ: إِنكََّ لَا تَدْرِي مَا أَحْدَثُوا بَعْدَكَ؛ فَأَقُولُ: سُحْقًا سُحْقًا لِمَنْ غَيَّرَ بَعْدِي.
“Я (т. е. пророк r) скажу: “Они со мной” [В некоторых версиях хадиса сообщается, что пророк r, увидев
тех, кому не позволят подойти к водоёму, скажет: أَيْ رَبِّ مِنْ أُمَّتِي
«Господи, они из моей общины!» В других версиях говорится: يَا
رَبِّ أَصْحَابِي «Господи, это мои сподвижники!» В ряде версий это
слово использовано в форме имени уменьшительного (исм
тасгир): رَبِّ أُصَيْحَابِي «Господи, это мои сподвижнички!» В версии
Ахмада и ат-Табарани, переданной со слов Абу Бакры,
сообщается, что это будут люди, сопровождавшие и видевшие
пророка r. Похожие слова приводятся в хадисе Абу ад-Дарды,
переданном ат-Табарани.
Существует мнение, что здесь имеются в виду лицемеры и от-
ступники, отрёкшиеся от ислама в период правления Абу Бакра
и убитые в сражениях с мусульманами. Как отметил ал-
Хаттаби, это были невежественные бедуины, которые не при-
нимали участия в распространении ислама, и среди них не бы-
ло ни одного славного сподвижника. Это подтверждается и той
версией, в которой использована форма имени уменьшитель-
ного «сподвижнички».
Согласно другому мнению, здесь имеются в виду мусульмане,
совершавшие тяжкие грехи и привносившие новшества в рели-
гию, но не отступившие от единобожия, и таковые были как
среди видевших посланника Аллаха r, так и среди последую-
щих поколений мусульман.
Опираясь на обсуждаемый хадис, некоторые заблудшие обви-
няют большинство сподвижников Мухаммада r в вероотступ-

ничестве после его кончины. Среди тех, кого эти невежды от-
носят к числу лицемеров и неверующих, даже праведные хали-
фы и те, кому ещё при жизни был обещан рай. Поистине, их
обвинения лживы и несправедливы. Они противоречат кора-
ническим аятам и достоверным хадисам, в которых подчёрки-
вается превосходство сподвижников посланника r и описыва-
ются их достоинства.
Безусловно, сподвижники были простыми смертными и, как и
все люди, совершали грехи и ошибки. Между ними возникали
разногласия и случались ссоры, однако мы верим, что каждый
из них искренне каялся в своих грехах и исправлял содеянное.
История свидетельствует о том, что после смерти пророка r
сподвижники не жалели своих жизней и своего имущества для
распространения Слова Аллаха и для установления мира и
справедливости. Многие из них пали мучениками на пути на-
шего Господа, и все мусульманские народы (если не всё челове-
чество) находятся у них в непомерном долгу.
Коран и сунна велят мусульманам молиться за своих правед-
ных предшественников и не обсуждать возникавшие между
ними разногласия. Описывая качества верующих, Всевышний
Аллах поведал о том, что они просят прощения для братьев,
которые уверовали раньше них (сура 59 «Сбор», аят 10). А по-
сланник Аллаха r сказал:
إِذَا ذُكِرَ أَصْحَابِي فَأَمْسِكُوا، وَإِذَا ذُكِرَتِ النُّجُومُ فَأَمْسِكُوا، وَإِذَا ذُكِرَ الْقَدَرُ فَأَمْسِكُوا.
«Воздержитесь от обсуждения моих сподвижников, и воздер-
житесь от разговоров о звёздах, и воздержитесь от обсуждения
предопределения». Этот хадис передали ат-Табарани в «ал-
Му‘джам ал-кабир» со слов Ибн Мас‘уда и Ибн ‘Ади в «Камиле»
со слов Саубана и ‘Умара ибн ал-Хаттаба, и ал-Албани назвал
его достоверным в «Сахих ал-джами‘» (545).
Вот почему имам Абу ал-Хасан ал-Аш‘ари, разъясняя основы
исламского вероучения, особо подчеркнул необходимость ува-
жительного отношения ко всем сподвижникам пророка r и
сказал: «Все сподвижники считаются образцами для подража-
ния, которые заслуживают доверия и не заслуживают обвине-
ний по религиозным вопросам. Аллах и Его посланник r поч-
тили всех их похвалой, и мы поклоняемся [Аллаху], почитая и
уважая их, питая к ним любовь и избегая всех тех, кто умаляет

достоинство хотя бы одного из них. Да будет доволен всеми
ими Аллах!»1
Аш‘ари. Ибана. С. 179; Ибн Хаджар. Фатх. Т. 11. С. 468-469; Мубаракфури. Тухфа ал-ахвази. Т. 7. С. 92-93.]. Но мне бу-
дет сказано: “Ты не знаешь, какие новшества они привнесли
после тебя”. Тогда я скажу: “Прочь, прочь те, кто изменил [ре-
лигию] после меня”» Бухари (6585).
Остерегайтесь новшеств, потому что любое новшество —
это ересь, а любая ересь — это заблуждение. Заблуждение вы-
зывает гнев Аллаха и отдаляет человека от милости Всевышне-
го. Руководствуйтесь Книгой Аллаха и сунной и держитесь за
них коренными зубами, так как они — «надёжная ручка» и
прямой путь к довольству Аллаха и к Его высшим садам.

 

 

 

Признаки любви к посланнику Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям)


1. Подражание ему, соблюдение его сунны, следование его
словам и действиям, уклонение от того, что он запретил, и сле-
дование его примеру, когда тебе трудно и когда тебе легко, ко-
гда тебе нравится и когда нет. Всевышний сказал:

«Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной,
и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи”» (сура

3 «Семейство ‘Имрана», аят 31).
Ибн Хаджар сказал: «Тому, кто утверждает, например,
что он любит Аллаха и не любит Его посланника r, это не при-
несёт пользу, так как Аллах сделал следование его путём свя-
зующим звеном между любовью рабов [к Аллаху] и любовью
Всевышнего Аллаха к рабам. Всевышний сказал:

«Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и обла-
дающим влиянием среди вас» (сура 4 «Женщины», аят 59).
Он повторил слово “повинуйтесь” в отношении послан-
ника r и не повторил его в отношении обладающих влиянием,
так как повиновение им не является таким же автономным, как
повиновение посланнику r»1 Ибн Хаджар. Фатх. Т. 1. С. 62.
2. Предпочтение того, что он приказал и к чему побудил,
своим собственным желаниям. Всевышний Аллах сказал:

«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют,
пока не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между
ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего
решения и не подчинятся полностью» (сура 4 «Женщины»,
аят 65);

«Когда верующих зовут к Аллаху и Его посланнику,
чтобы он рассудил их, они говорят: “Слушаем и повинуем-
ся!” Именно они являются преуспевшими.! Те, которые
повинуются Аллаху и Его посланнику, боятся Аллаха и осте-
регаются Его, непременно добьются успеха» (сура 24 «Свет»,
аяты 51-52).
Всевышний Аллах похвалил ансаров за оказание помощи
их братьям-мухаджирам:
«А те, которые жили в доме (т. е. в Медине) и обрели
веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают ни-
какой нужды в том, что даровано им. Они отдают им
предпочтение перед собой, если даже сами нуждаются. А те,
кто уберёгся от собственной скупости, являются
преуспевшими» (сура 59 «Сбор», аят 9).
3. Частое поминание пророка r, ибо тот, кто любит кого-
либо, часто поминает его. Одна из форм поминания пророка r —
частая мольба за его благословение и приветствие его. Всевыш-
ний сказал:

«Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют проро-
ка. О вы, которые уверовали! Молитесь за его благословение
и приветствуйте миром» (сура 33 «Союзники», аят 56).
В одном из хадисов Абу Хурайры сообщается, что по-
сланник Аллаха r сказал:
مَنْ صَلَّى عَلَيَّ وَاحِدَةً صَلَّى للهُ عَلَيْهِ عَشْرًا.
«Если кто-либо помолится за моё благословение один раз,
то Аллах благословит его за это десять раз»1.
Передают со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра ибн ал-‘Аса, что
пророк r сказал:
إِذَا سَمِعْتُمْ الْمُؤَذِّنَ فَقُولُوا مِثْلَ مَا يَقُولُ، ثُمَّ صَلُّوا عَلَيَّ فَإِنهَُّ مَنْ صَلَّى عَلَيَّ صَلَاةً صَلَّى للهُ عَلَيْهِ
بِهَا عَشْرًا، ثُمَّ سَلُوا لله لِي الْوَسِيلَةَ فَإِنَّهَا مَنْزِلَةٌ فِي الْجَنَّةِ لَا تَنْبَغِي إِلَّا لِعَبْدٍ مِنْ عِبَادِ لله،
وَأَرْجُو أَنْ أَكُونَ أَنَا هُوَ، فَمَنْ سَأَلَ لِي الْوَسِيلَةَ حَلَّتْ لَهُ الشَّفَاعَة.
«Когда услышите муэдзина, то повторяйте то, что он го-
ворит, а затем молитесь за моё благословение. Поистине, если
кто-либо помолится за моё благословение, того Аллах благо-
словит в десятикратном размере. После этого попросите у Ал-
лаха для меня наивысшее место в раю. Оно полагается только
1 Абу Давуд (1530).

одному из рабов Аллаха, и я надеюсь, что им окажусь я. Тот же,
кто попросит у Аллаха для меня наивысшее место в раю, будет
удостоен заступничества»1 Муслим (384).
Передают со слов Ауса ибн Ауса, что посланник Аллаха r
сказал:
إِنَّ مِنْ أَفْضَلِ أَيَّامِكُمْ يَوْمَ الْجُمُعَةِ، فِيهِ خُلِقَ آدَمُ وَفِيهِ قُبِضَ وَفِيهِ النَّفْخَةُ وَفِيهِ الصَّعْقَةُ، فَأَكْثِرُوا
عَلَيَّ مِنْ الصَّلَاةِ فِيهِ، فَإِنَّ صَلَاتَكُمْ مَعْرُوضَةٌ عَلَيّ.
«Поистине, пятница — один из лучших дней ваших: в
этот день был создан Адам, и в этот день он умер, и в этот день
подуют [в рог], и в этот день [творения] потеряют сознание.
Потому часто молитесь за моё благословение в этот день, и ва-
ши молитвы о благословении будут показаны мне». Люди спро-
сили: «Посланник Аллаха, как же наши молитвы о благослове-
нии будут показаны тебе после того, как твоё тело истлеет?» Он
ответил:
إِنَّ لله عَزَّ وَجَلَّ حَرَّمَ عَلَى الْأَرْضِ أَجْسَادَ الْأَنْبِيَاءِ.
«Поистине, Великий и Могучий Аллах запретил земле
пожирать тела пророков»2 Абу Давуд (1047) и Насаи (1374).
Передают со слов ‘Али ибн Абу Талиба, что посланник
Аллаха r сказал:
الْبَخِيلُ الَّذِي مَنْ ذُكِرْتُ عِنْدَهُ فَلَمْ يُصَلِّ عَلَيَّ.
«Скуп тот, кто не молится за моё благословение, когда
при нём упоминают меня». Ат-Тирмизи сказал: «Это хороший,
достоверный, но малоизвестный хадис»3 Тирмизи (3546).
4. Любовь к тем, кто любит пророка r, и к тем, кто связан
с ним, в том числе к членам его семьи и сподвижникам (мухад-
жирам и ансарам). Пророк r сказал о своих внуках ал-Хасане
[Абу Мухаммад ал-Хасан ибн ‘Али ибн Абу Талиб ибн ‘Абд ал-
Мутталиб ибн Хашим ибн ‘Абд Манаф — внук пророка Му-
хаммада r, сын его дочери Фатимы. Родился в середине рамада-
на 3 г. х., и родители нарекли его Харбом, а посланник Аллаха r
дал ему имя Хасан. Внешне он был сильно похож на пророка r,
который любил играть с ним и даже позволял ему подниматься
на минбар. Иногда он залезал на спину своему деду, когда тот
находился в земном поклоне, и тогда он не отрывал головы от
земли, пока мальчик не слезал с него.
В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ Абу Бакры о том, что
однажды, когда пророк r находился на минбаре, рядом с ним
был ал-Хасан. Пророк r посматривал то на людей, то на него, а
потом сказал:
ابْنِي هَذَا سَيِّدٌ، وَلَعَلَّ الَّلهَ أَنْ يُصْلِحَ بِهِ بَيْنَ فِئَتَيْنِ مِنْ الْمُسْلِمِينَ.
«Этот внук мой — господин, и, возможно, посредством его Ал-
лах примирит две группы мусульман». Это предсказание сбы-
лось после гибели халифа ‘Али ибн Абу Талиба. Он был смер-
тельно ранен хариджитом по имени ‘Абд ар-Рахман ибн Мулд-
жам и скончался 19 рамадана 40 г. х. Тогда люди присягнули на
верность ал-Хасану, который решил положить конец разногла-
сиям между верующими. 5 раби-ул-аввала 41 г. х. (относитель-
но этой даты существуют разногласия) он отказался от власти в
пользу Му‘авийи ибн Абу Суфйана. Это не было проявлением
слабости — ал-Хасан пользовался доверием верующих и на его
стороне была многочисленная армия. Но им двигало желание
положить конец братоубийственному противостоянию и заслу-
жить награду Всевышнего Господа. Да будет доволен им Аллах!
Согласно соглашению между ал-Хасаном и Му‘авийей, в распо-
ряжении ал-Хасана поступили средства из казны (около 7 ты-
сяч дирхемов), которые были израсходованы на выплату дол-
гов и на переезд из Куфы в Медину. Кроме того, Му‘авийа обязался не допускать оскорбления ‘Али ибн Абу Талиба со сторо-
ны его сторонников в присутствии ал-Хасана и передавать в
распоряжение семьи ал-Хасана харадж (земельный налог) с
местечек Фаса и Дарабаджирд (около миллиона дирхемов в
год). После этого ал-Хасан прожил десять лет, и Му‘авийа не
нарушил условий того соглашения.
Ал-Хасан скончался в Медине в 50 г. х. Согласно некоторым
сообщениям, он был отравлен и болел в течение сорока дней, а
потом скончался. Ал-Вакиди передал, что после его смерти ‘Аб-
даллах ибн ‘Умар сказал его брату ал-Хусайну: «Побойся Аллаха,
не распространяй смуты и не проливай крови! И похорони своего
брата рядом с его матерью! Вот что он завещал тебе».
Ал-Хасан был любвеобильным мужчиной, много раз женился и
разводился. У него было двенадцать сыновей: ал-Хасан, Зайд,
Талха, ал-Касим, Абу Бакр, ‘Абдаллах (все они были убиты в
Кербале вместе с их дядей ал-Хусайном), ‘Амр, ‘Абд ар-Рахман,
ал-Хусайн, Мухаммад, Йа‘куб и Исма‘ил. Продолжателями его
рода стали только первые двое: ал-Хасан и Зайд. У первого из
них было пятеро сыновей, а у второго — один сын ал-Хасан, от
которого родились сыновья ал-Касим, Исма‘ил, ‘Абдаллах,
Зайд, Исхак и ‘Али. Да будет доволен всеми ими Всевышний
Аллах!1
Захаби. Сийар. Т. 3. С. 245-279; Шайх. ‘Акида. С. 353-358.] и ал-Хусайне [Абу ‘Абдаллах ал-Хусайн ибн ‘Али ибн Абу Талиб — внук про-
рока Мухаммада r, сын его дочери Фатимы. Родился в шабане
4 г. х. Вместе со своим братом пользовался любовью посланни-
ка r и уважением его сподвижников. Имам аз-Захаби передал
рассказ Ибн Шихаба аз-Зухри о том, что как-то раз ‘Умар ибн
ал-Хаттаб раздал одежду сыновьям сподвижников, но среди
одежд не было таких, которые приличествовали бы ал-Хасану и
ал-Хусайну. Тогда ‘Умар велел привезти для них одежду из Йе-
мена и, сделав им подарок, сказал: «Вот теперь моя душа успо-
коилась!»
В «Мустадраке» приводится рассказ Йа‘лы ал-‘Амири о том,
что однажды посланника Аллаха r пригласили на обед. Когда
он встал перед людьми, Хусайн игрался вместе с детьми. По-
сланник Аллаха r захотел схватить его, а мальчик стал убегать
от него из стороны в сторону. Посланник Аллаха r начал, сме-
ясь, ловить его. Поймав мальчика, он положил одну руку ему
на затылок, а другую — на шею, а потом поцеловал его в губы и
сказал:
حُسَينٌ مِنِّي وَأَنَا مِنْ حُسَيْنٍ، أَحَبَّ للهُ مَنْ أَحَبَّ حُسَيْناً حُسَينٌ سَبْطٌ مِنَ الأَسْبَاطِ.
«Хусайн — от меня, а я — от Хусайна. Да возлюбит Аллах того,
кто любит Хусайна! Хусайн — одно из колен». Ал-Хаким назвал
иснад хадиса достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.
В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ о том, как один из
жителей Ирака спросил ‘Абдаллаха ибн ‘Умара о том, что дол-
жен делать паломник в ихраме, убивший муху. Ибн ‘Умар ска-
зал: «Жители Ирака расспрашивают о мухе, а сами убили сына
дочери посланника Аллаха r. А ведь пророк r сказал [о своих
двух внуках]:
هُمَا رَيْحَانَيَّ مِنَ الدُّنْيَا
“Они — моё благоухание в этом мире”». Известно, что он лю-
бил нюхать их головы, целовать их и прижимать к груди.
Ал-Хусайн ибн ‘Али был убит после смерти Му‘авийи ибн Абу
Суфйана, передавшего власть своему сыну Йазиду. Жители
Куфы, не желавшие подчиняться Йазиду, отправили ал-
Хусайну множество писем с просьбой возглавить восстание
против Йазида. Несмотря на уговоры ближайших соратников,
ал-Хусайн принял их приглашение и отправил своего двою-
родного брата Муслима ибн ‘Акила в Куфу, чтобы тот принял
присягу от его сторонников. Однако наместник Ирака ‘Убай-
даллах ибн Зийад ибн Абихи, раскрыв заговор, схватил Мусли-
ма и казнил его. Ал-Хусайн получил известие о гибели своего
посланца по дороге в Куфу. Он изъявил желание вернуться в
Медину, но родственники убитого настояли на продолжении
пути и отмщении за него. Тогда ал-Хусайн велел своим сторон-
никам вернуться домой, а сам с небольшой свитой прибыл в
Ирак. Жители провинции не оказали внуку пророка r обещан-
ной поддержки, оставив его малочисленный отряд лицом к ли-
цу с войсками иракского наместника. Ал-Хусайн ибн ‘Али и не-
сколько десятков его ближайших родственников и друзей были
убиты 10 мухаррама 61 г. х. в местечке Кербела. Да смилуется
над ними Всевышний Аллах!
У ал-Хусайна было несколько сыновей: ‘Али ал-Акбар, ‘Абдал-
лах (были убиты вместе с отцом), ‘Али Зайн ал-‘Абидин и
Джа‘фар. Продолжателем рода ал-Хусайна стал ‘Али Зайн ал-
‘Абидин, от которого родились сыновья ал-Хасан и ал-Хусайн
(оба умерли в раннем детстве), Мухаммад ал-Бакир, ‘Абдаллах,
Зайд, ‘Умар, ‘Али, Мухаммад ал-Аусат, ‘Абд ар-Рахман, Хусайн
ас-Сагир и ал-Касим. Да будет доволен ими Аллах!1
Захаби. Сийар. Т. 3. С. 280-321; Шайх. ‘Акида. С. 359-367.]:
اللَّهُمَّ إِنِّى أُحِبُّهُمَا فَأَحِبَّهُمَا.
«О Аллах, я люблю их, и Ты полюби их» 4 Там же (3782).
Передают со слов Абу Хурайры, что пророк r также ска-
зал о них:
مَنْ أَحَبَّهُمَا فَقَدْ أَحَبَّنِي، وَمَنْ أَبْغَضَهُمَا فَقَدْ أَبْغَضَنِي.
«Тот, кто любит их, любит и меня, а тот, кто ненавидит


их, ненавидит и меня» 1 Ахмад (7816).
Передают со слов ‘Абдаллаха ибн Мугаффала ал-Музани,
что пророк r сказал:
الَّلهَ الَّلهَ فِي أَصْحَابِي الَّلهَ الَّلهَ فِي أَصْحَابِي لَا تَتَّخِذُوهُمْ غَرَضًا بَعْدِي، فَمَنْ أَحَبَّهُمْ فَبِحُبِّي أَحَبَّهُمْ
وَمَنْ أَبْغَضَهُمْ فَبِبُغْضِي أَبْغَضَهُمْ، وَمَنْ آذَاهُمْ فَقَدْ آذَانِي وَمَنْ آذَانِي فَقَدْ آذَى الَّلهَ وَمَنْ آذَى الَّلهَ
فَيُوشِكُ أَنْ يَأْخُذَهُ.
«Аллаха, Аллаха [бойтесь, когда говорите] о моих спод-
вижниках! Аллаха, Аллаха [бойтесь, когда говорите] о моих
сподвижниках! Не делайте их мишенью после меня. Кто воз-
любил их, возлюбил их ради любви ко мне, а кто возненавидел
их, возненавидел их из-за ненависти ко мне. Тот, кто обижает
их, обижает и меня, а тот, кто обижает меня, обижает Самого
Аллаха. А того, кто обижает Аллаха, очень скоро постигнет на-
казание». Ат-Тирмизи сказал: «Это хороший, но малоизвест-
ный хадис, и мы знаем о нём только через этот иснад» 2 Тирмизи (3862).
Передают со слов ал-Мисвара ибн Махрамы, что пророк
r сказал о своей дочери Фатиме [Фатима — дочь пророка Мухаммада r от госпожи Хадиджи
бинт Хувайлид. Между историками есть разногласия относи-
тельно того, какая из дочерей посланника r была младшей. Как
сообщил Ибн ‘Абд ал-Барр, многочисленные сообщения ука-
зывают на то, что первой родилась Зайнаб, потом — Рукиййа,
потом — Умм Кулсум, а потом — Фатима. Она родилась за пять
лет до начала пророчества, когда курайшиты восстанавливали
Каабу. Во втором году хиджры, после битвы при Бадре, она
вышла замуж за ‘Али ибн Абу Талиба.
Ат-Табарани передал со слов ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, что по-
сланник Аллаха r сказал:
إنَّ للهَ أَمَرَنِي أَنْ أُزَوِّجَ فَاطِمَةَ مِنْ عَلِيٍّ.
«Поистине, Аллах приказал мне выдать Фатиму замуж за ‘Али».
Ал-Хайсами в «Маджма‘ аз-заваид» назвал передатчиков хадиса
заслуживавшими доверия. Фатима родила пятерых детей: ал-
Хасана, ал-Хусайна, Мухсина, Умм Кулсум и Зайнаб. В период
своего правления ‘Умар ибн ал-Хаттаб женился на Умм Кулсум
и преподнёс ей в качестве брачного дара сорок тысяч дирхемов,
и у них родился сын Зайд.
Когда ‘Али ибн Абу Талиб изъявил желание взять вторую жену
и жениться на дочери Абу Джахла, Фатима приревновала его и
пожаловалась своему отцу r, и он запретил ‘Али брать вторую
жену. В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приводится рассказ
ал-Мисвара ибн Махрамы о том, что посланник Аллаха r под-
нялся на минбар и сказал:

إِنَّ بَنِي هِشَامِ بْنِ الْمُغِيرَةِ اسْتَأْذَنُوا فِي أَنْ يُنْكِحُوا ابْنَتَهُمْ عَلِيَّ بْنَ أَبِي طَالِبٍ، فَلَا آذَنُ ثُمَّ لَا
آذَنُ ثُمَّ لَا آذَنُ إِلَّا أَنْ يُرِيدَ ابْنُ أَبِي طَالِبٍ أَنْ يُطَلِّقَ ابْنَتِي وَيَنْكِحَ ابْنَتَهُمْ، فَإِنمََّا هِيَ بَضْعَةٌ مِنِّي
يُرِيبُنِي مَا أَرَابَهَا وَيُؤْذِينِي مَا آذَاهَا.
«Бану хишам ибн ал-мугира спросили разрешение выдать свою
дочь замуж за ‘Али ибн Абу Талиба, но я не разрешаю, и ещё
раз не разрешаю им, и ещё раз не разрешаю им, если только
Ибн Абу Талиб не желает развестись с моей дочерью и женить-
ся на их дочери. Поистине, [моя дочь] — частица меня самого,
и меня печалит то, что печалит её, и мне доставляет беспокой-
ство то, что беспокоит его».
В другой версии Муслима сообщается, что ‘Али ибн Абу Талиб,
будучи женатым на Фатиме, посватался к дочери Абу Джахла, и
посланник Аллаха r поднялся на минбар и обратился к людям
с проповедью:
إِنَّ فَاطِمَةَ مِنِّى وَإِنِّى أَتَخَوَّفُ أَنْ تُفْتَنَ فِى دِينِهَا.
«Поистине, Фатима — от меня, и, поистине, я опасаюсь того,
что её набожность подвергнется искушению». Потом он упо-
мянул о своём зяте из рода бану ‘абд шамс. Он похвалил его за
доброе отношение к нему и поддержание родственных связей.
Пророк r сказал:
حَدَّثنَِى فَصَدَقَنِى وَوَعَدَنِى فَأَوْفَى لِى وَإِنِّى لَسْتُ أُحَرِّمُ حَلاَلاً وَلاَ أُحِلُّ حَرَامًا وَلَكِنْ وَالَّلهِ لاَ
تَجْتَمِعُ بِنْتُ رَسُولِ الَّلهِ وَبِنْتُ عَدُوِّ الَّلهِ مَكَانًا وَاحِدًا أَبَدًا.
«Он дал мне слово и был правдив. Он дал мне обещание и
сдержал его. Поистине, я не запрещаю дозволенное и не позво-
ляю запрещённое, но, клянусь Аллахом, дочь посланника Алла-
ха r и дочь врага Аллаха никогда не соберутся в одном месте».
Говоря о своём зяте, пророк Мухаммад r имел в виду Абу ал-
‘Аса ибн ар-Раби‘, мужа его дочери Зайнаб. Очевидно, он при-
нял условие не брать вторую жену, пока он женат на Зайнаб, и
был верен данному обещанию. ‘Али же вознамерился взять
вторую жену после покорения Мекки, когда Фатима уже поте-
ряла всех своих сестёр, и решение мужа ещё больше удручило
её. Возможно, именно поэтому посланник r открыто упрекнул
‘Али, несмотря на то, что он не имел обыкновения публично
критиковать кого-либо.
Из достоверных хадисов известно, что Фатима бинт Мухаммад —
самая уважаемая из верующих женщин, госпожа обитательниц
рая. В «Мустадраке» ал-Хакима приводится рассказ рассказ Абу
Са‘ида ал-Худри о том, что посланник Аллаха r сказал:
فاطمةُ سَيِّدَةُ أَهْلِ الجَنَّةِ إِلَّا مَرْيَمَ بِنْتَ عِمْرَانَ.
«Фатима — госпожа женщин в раю, кроме Марйам бинт ‘Имран».
В том же сборнике приводится рассказ Ибн ‘Аббаса о том, что
посланник Аллаха r начертил четыре черты и спросил:
أَتَدْرُونَ مَا هَذَا ؟
«Знаете ли вы, что это?» Люди сказали: «Аллах и Его посланник
знают лучше». Посланник Аллаха r сказал:
إِنَّ أَفْضَلَ نِسَاءِ أَهْلِ الجَنَّةِ خَدِيجَةُ بِنْتُ خُوَيْلِدٍ وَفَاطِمَةُ بِنْتُ مُحَمَّدٍ وَمَرْيَمُ بِنْتُ عِمْرَانَ وَآسِيَةُ
بِنْتُ مُزَاحِمَ امْرَأَةُ فِرْعَوْنَ.
«Поистине, лучшие женщины из числа обитательниц рая —
Хадиджа бинт Хувайлид, Фатима бинт Мухаммад, Марйам бинт
‘Имран и Асийа бинт Музахим, жена Фараона”». Ал-Хаким на-
звал оба хадиса достоверными, и с ним согласился аз-Захаби.
Фатима скончалась через пять или шесть месяцев после кончи-
ны своего отца. Она оказалась единственной дочерью пророка
r, потомки которой продолжили его род. У Абу ал-‘Аса и Зай-
наб тоже была дочь Умама, которая после смерти Фатимы вы-
шла замуж за ‘Али ибн Абу Талиба. Перед смертью ‘Али попро-
сил ал-Мугиру ибн Науфала жениться на Умаме, опасаясь того,
что это сделает Му‘авийа, и тот исполнил его завещание. Суще-
ствует мнение, что у них родился сын Йахйа. Но аз-Зубайр ибн
Баккар сообщил, что род Зайнаб прервался. Об этом сообщил
Ибн ‘Абд ал-Барр в «Исти‘абе» (4/1789)1.
Ибн ‘Абд ал-Барр. Исти‘аб. Т. 4. С. 1893-1899; Хайсами. Маджма‘ аз-
заваид. Т. 9. С. 204; Захаби. Сийар. Т. 2. С. 118-134; Ибн Хаджар. Фатх. Т. 7. С. 110.]:
فَاطِمَةُ بِضْعَةٌ مِنِّي، فَمَنْ أَغْضَبَهَا أَغْضَبَنِي.
«Фатима — частица от меня, и тот, кто разгневает её, вы-
зовет и мой гнев» 3 Бухари (3767).
Однажды он сказал своей супруге ‘Аише об Усаме ибн
Зайде [Усама ибн Зайд ибн Хариса ибн Шурахбил ибн Ка‘б ибн ‘Абд
ал-‘Узза ибн Йазид ибн Имру ал-Кайс ал-Калби — любимец по-
сланника Аллаха r и сын его любимца. Его отец Зайд был не-
вольником, и пророк r купил его на средства своей жены Ха-
диджи на невольничьем рынке в Батхе за семьсот дирхемов,
после чего она подарила мальчика своему мужу, а тот даровал
ему свободу. Впоследствии пророк r усыновил его, а курайшиты называли Зайда «сыном Мухаммада» вплоть до того, как
Коран запретил приёмным детям носить имена их приёмных
отцов. Его мать — эфиопка Барака по прозвищу Умм Айман,
воспитательница Мухаммада r. Он унаследовал её от своего
отца, которому та принадлежала, а потом подарил ей свободу.
Усама был темнокожим и был значительно темнее своего отца.
Пророк r лично принимал участие в воспитании мальчика и
любил его как собственного внука. Он был старше ал-Хасана
ибн ‘Али больше чем на десять лет.
Имам Ахмад передал со слов ‘Аиши: «Никто не должен ненави-
деть Усаму, ведь я слышала, как посланник Аллаха r сказал:
مَنْ كَانَ يُحِبُّ الَّلهَ عَزَّ وَجَلَّ وَرَسُولَهُ فَلْيُحِبَّ أُسَامَةَ.
“Кто любит Могучего и Великого Аллаха и Его посланника,
пусть полюбит Усаму”». Ал-Албани в «Да‘иф ал-джами‘» (5806)
назвал хадис слабым, а ал-Хайсами в «Маджма‘ аз-заваид» при-
знал его достоверным.
В любом случае он подтверждается хадисом Фатимы бинт Кайс
о том, что посланник Аллаха r сказал:
مَنْ أَحَبَّنِى فَلْيُحِبَّ أُسَامَةَ.
«Кто любит меня, пусть полюбит Усаму». Его передал Муслим в
своём «Сахихе».
Ат-Тирмизи привёл рассказ о том, что ‘Умар ибн ал-Хаттаб на-
значил Усаме ибн Зайду вознаграждение три с половиной ты-
сячи, а своему сыну ‘Абдаллаху — три тысячи. Тот спросил:
«Почему ты отдал ему предпочтение передо мной? Клянусь Ал-
лахом, он не участвовал в сражениях раньше меня». ‘Умар от-
ветил: «Посланник Аллаха r любил его отца сильнее, чем твое-
го, и любил его самого сильнее, ч







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 619. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия