Студопедия — ПОЛЬЗА ЛЮБВИ РАДИ АЛЛАХА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПОЛЬЗА ЛЮБВИ РАДИ АЛЛАХА







Взаимная любовь ради Аллаха и религиозное братство —
один из наилучших способов приближения к Аллаху и одно из
самых богоугодных деяний. Пророк r побуждал своих после-
дователей любить друг друга и дружить между собой. Передают
со слов Абу Мусы, что пророк r сказал:
إِنَّ الْمُؤْمِنَ لِلْمُؤْمِنِ كَالْبُنْيَانِ يَشُدُّ بَعْضُهُ بَعْضًا.
«Поистине, [в отношениях] друг с другом верующие по-
добны строению, отдельные части которого укрепляют друг
друга», — и тут он переплёл между собой пальцы рук Бухари (481)..
Передают со слов ан-Ну‘мана ибн Башира, что посланник
Аллаха r сказал:
مَثَلُ الْمُؤْمِنِينَ فِي تَوَادِّهِمْ وَتَرَاحُمِهِمْ وَتَعَاطُفِهِمْ مَثَلُ الْجَسَدِ إِذَا اشْتَكَى مِنْهُ عُضْوٌ تَدَاعَى لَهُ سَائِرُ
الْجَسَدِ بالسَّهَرِ والحُمَّى.
«Верующие любят друг друга, милосердны друг к другу и
сочувствуют друг другу так [сильно], что они подобны единому
телу: если один из органов недомогает, то все тело отзывается
на это бессонницей и горячкой»Муслим (2586).
Эти два хадиса повествуют о любви мусульман друг другу
вообще, но польза взаимной любви ради Аллаха особенна. О
ней было передано много священных текстов. Так, передают со
слов Абу Са‘ида ал-Худри, что посланник Аллаха r сказал:
إِنَّ الْمُتَحَابِّينَ لَتُرَى غُرَفُهُمْ فِي الْجَنَّةِ كَالْكَوْكَبِ الطَّالِعِ الشَّرْقِيِّ أَوْ الْغَرْبِيِّ، فَيُقَالُ: مَنْ هَؤُلَاءِ؛
فَيُقَالُ: هَؤُلَاءِ الْمُتَحَابُّونَ فِي لله عَزَّ وَجَلَّ.
«В раю дома любящих друг друга будут видны, подобно

звезде, восходящей на востоке или на западе. Кто-то спросит:
“Кто они?” Ему скажут: “Это те, которые любили друг друга ра-
ди Могучего и Великого Аллаха”» Ахмад (11420).
В священном хадисе сообщается, что Аллах сказал:
حَقَّتْ مَحَبَّتِي لِلْمُتَحَابِّينَ فِيَّ وَحَقَّتْ مَحَبَّتِي لِلمُتَوَاصِلِينَ فِيَّ وَحَقَّتْ مَحَبَّتِي لِلمُتَنَاصِحِينَ فِيَّ
وَحَقَّتْ مَحَبَّتِي لِلْمُتَزَاوِرِينَ فِيَّ وَحَقَّتْ مَحَبَّتِي لِلْمُتَبَاذِلِينَ فِيَّ؛ الْمُتَحَابُّونَ فِيَّ عَلَى مَنَابِرَ مِنْ نُورٍ
يَغْبِطُهُمْ بِمَكَانِهِمْ النَّبِيُّونَ وَالصِّدِّيقُونَ وَالشُّهَدَاءُ.
«Мою любовь заслужили те, которые любят друг друга
ради Меня. Мою любовь заслужили те, которые поддерживают
между собой отношения ради Меня. Мою любовь заслужили
те, которые дают друг другу советы ради Меня. Мою любовь за-
служили те, которые посещают друг друга ради Меня. Мою лю-
бовь заслужили те, которые жертвуют [своё имущество] друг
для друга ради Меня. Любящие друг друга ради Меня пребудут
на минбарах из света, и позавидуют им пророки, правдивые и
павшие за веру!»Ахмад, Хаким и Табарани в «ал-Му‘джам ал-кабир». Ал-Хаким назвал
хадис достоверным, и с ним согласился ал-Албани в «Сахих ал-джами‘» (4321) [Имам ал-Байдави сказал: «Всё, что украшает человека и что он
приобретает, будь то знания или [праведные] деяния, позволя-
ет ему занять такое положение перед Всевышним Аллахом, ко-
торое с ним не разделит никто, кроме обладавших этим же ка-
чеством, если даже он обладал другими, более достойными ка-
чествами. Люди будут завидовать ему, желая получить то, что
он имеет, вдобавок к своим высоким и славным достоинствам.
В этом смысл слов о том, что даже пророки будут завидовать
им, ведь очевидно, что пророки выполняли более славную мис-
сию. Они проповедовали среди людей, выявляли истину, про-
славляли религию, наставляли простых людей, совершенство-
вали избранных и совершали другие дела всеобщего значения,
которые не позволяли им предаваться полностью отдельным
поступкам и отдавать им должное. Павшие за веру тоже доби-
лись степени мученичества, но в день воскресения, увидев по-
ложение некоторых других, их близость к Аллаху и оказанную
им милость, они захотят обладать и этими качествами, чтобы
получить оба наивысших блага и достичь обеих степеней пре-
восходства».
Комментируя хадис ‘Убады, имам ал-Мунави назвал это объяс-
нение самым сильным. Вместе с тем он упомянул и другие вы-
сказывания улемов о том, что вызовет зависть пророков в день
воскресения. Имам ас-Субки, например, объяснял это тем, что
некоторые верующие получат право попасть в рай без расчёта,
тогда как пророки будут спрошены за то, как они выполнили
свою миссию. Однако сам факт расчёта не обязательно означа-
ет то, что положение миновавших его лучше. Ас-Субки считал,
что пророки будут завидовать не минбарам из света и не облег-
чённому положению этих верующих, а той любви Аллаха, ко-
торую те заслужат. А лучше всего об этом известно Аллаху!1

Мунави. Файл ал-Кадир. Т. 4. С. 485.]
Есть семь категорий людей, которых Аллах укроет в тени
Своего трона. Передают со слов Абу Хурайры, что пророк r
сказал:
سَبْعَةٌ يُظِلُّهُمْ الَّلهُ فِي ظِلِّهِ يَوْمَ لَا ظِلَّ إِلَّا ظِلُّهُ الْإِمَامُ الْعَادِلُ وَشَابٌّ نشََأَ فِي عِبَادَةِ رَبِّهِ وَرَجُلٌ
قَلْبُهُ مُعَلَّقٌ فِي الْمَسَاجِدِ وَرَجُلَانِ تَحَابَّا فِي الَّلهِ اجْتَمَعَا عَلَيْهِ وَتَفَرَّقَا عَلَيْهِ وَرَجُلٌ طَلَبَتْهُ امْرَأَةٌ
ذَاتُ مَنْصِبٍ وَجَمَالٍ فَقَالَ إِنِّي أَخَافُ الَّلهَ وَرَجُلٌ تَصَدَّقَ أَخْفَى حَتَّى لَا تَعْلَمَ شِمَالُهُ مَا تُنْفِقُ
يَمِينُهُ وَرَجُلٌ ذَكَرَ الَّلهَ خَالِيًا فَفَاضَتْ عَيْنَاهُ.
«Семерых Аллах укроет в Своей тени [Приступая к цитированию хадиса, автор разъяснил, что под
тенью Аллаха здесь подразумевается тень Его трона. Трон —
кровля мироздания, самое огромное из Божьих творений. Су-
ждение автора подтверждается похожим хадисом Салмана, в
котором говорится непосредственно о тени трона. Его передал
Са‘ид ибн Мансур, и Ибн Хаджар назвал его иснад хорошим.
На эту тему есть и другие сообщения. Так, в «Сунане» ат-
Тирмизи приводится рассказ Бурайды о том, что посланник
Аллаха r сказал:
مَنْ أَنْظَرَ مُعْسِرًا أَوْ وَضَعَ لَهُ أَظَلَّهُ الَّلهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ تَحْتَ ظِلِّ عَرْشِهِ يَوْمَ لَا ظِلَّ إِلَّا ظِلُّهُ.
«Кто предоставит отсрочку [должнику], попавшему в трудное
положение, или уступит ему что-нибудь, того Аллах укроет в
тени Своего трона в день воскресения, в тот день, когда не бу-
дет иной тени, кроме Его тени». Ат-Тирмизи назвал хадис хо-
рошим и достоверным, а ал-Албани в «Сахих ат-таргиб ва-т-
тархиб» (909) — достоверным. Похожий хадис приводится в
«Сахихе» Муслима со слов Абу ал-Йусра Ка‘ба ибн ‘Амра.
Кади ‘Ийад отметил, что выражение «тень Аллаха» указывает
на то, что она относится к Его владениям, как и любая другая
тень. Развивая эту мысль, Ибн Хаджар добавил, что в действи-
тельности данное выражение указывает на величие этой тени,
её отличие от других теней. Этим же объясняется именование
Каабы «Домом Аллаха», несмотря на то, что все мечети явля-
ются Его домами и владениями. Существует мнение, что под
тенью Аллаха подразумевается Его милость и забота. Так счи-
тал ‘Иса ибн Динар, и это мнение поддержал кади ‘Ийад. Данное толкование не противоречит первому мнению, ибо в день
воскресения милость Аллаха обязательно распространится на
тех, кто окажется в тени трона. Упомянув об этом, Ибн Хаджар
отдал предпочтение первому мнению. Он же назвал ошибоч-
ными толкования тех, кто интерпретировал тень Аллаха как
тень дерева Туба или тень рая, поскольку верующие окажутся в
их тени лишь после попадания в райские сады. Кроме того, та-
кая милость будет оказана всем обитателям рая и не является
преимуществом лишь некоторых категорий верующих.
Следует отметить, что упомянутые в данном хадисе семь групп
верующих не единственные, кто окажется в тени Аллаха. Выше
мы уже привели хадис Бурайды, в котором названы ещё два ка-
чества, позволяющие заслужить такую награду. Это значит, что
число «семь» здесь не ограничивает число тех, кто укроется в
тени Аллаха в день воскресения. Более подробно об использо-
вании количественных ограничений в хадисах говорится во
второй главе этой книги.
Ибн Хаджар исследовал хадисы, в которых упомянуты качест-
ва, позволяющие попасть в тень Аллаха. Помимо уже назван-
ных семи качеств он встретил ещё более десяти, из которых
семь подтверждаются хорошими иснадами. Это — предостав-
ление тени воину (Ибн Хиббан и др. со слов ‘Умара), оказание
помощи муджахиду (Ахмад и ал-Хаким со слов Сахла ибн Ху-
найфа), предоставление отсрочки нуждающемуся должнику и
прощение части долга (Муслим со слов Абу Йусра), оказание
помощи должнику и рабу, получившему право выкупить сво-
боду (Ахмад и ал-Хаким со слов Сахла ибн Хунайфа), правди-
вость при купле-продаже (ал-Багави со слов Салмана, Абу ал-
Касим ат-Тайми со слов Анаса). Он также перечислил качества,
встречающиеся в слабых хадисах, и подробно рассмотрел их в
своей книге «Амали», в главе «Знание качеств, позволяющих
укрыться в тени»1.
Навави. Шарх Муслим. Т. 4. С. 131; Ибн Хаджар. Фатх. Т. 2. С. 187-188.] в тот день, ко-
гда не будет иной тени, кроме Его тени: справедливого прави-
теля; юношу, росшего в поклонении Господу; человека, сердце
которого привязано к мечетям; тех двоих, которые любят друг
друга ради Аллаха, встречаясь и расставаясь ради Него; мужчи-
ну, которого пожелала знатная и красивая женщина и который
сказал: “Поистине, я боюсь Аллаха”; того, кто подаёт милосты-
ню втайне, так что его левая рука не ведает, сколько тратит
правая; и того, чьи глаза наполняются слезами, когда он в оди-
ночестве поминает Аллаха»Бухари (660), Муслим (1031), Тирмизи и Насаи.
Передают, что посланник Аллаха r сказал:

إِنَّ الَّلهَ يَقُولُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ: أَيْنَ الْمُتَحَابُّونَ بِجَلاَلِى ؟ الْيَوْمَ أُظِلُّهُمْ فِى ظِلِّي يَوْمَ لاَ ظِلَّ إِلاَّ ظِلِّي.
«В день воскресения Всевышний Аллах скажет: “Где те,
которые любили друг друга ради Моего величия? Я укрою их в
Своей тени сегодня, в тот день, когда нет иной тени, кроме Мо-
ей тени”»Муслим (2566).
В другом хадисе говорится:
ما تَحابَّا اثنَانِ في للهِ تَعالى إِلا كَان أَفضَلُهُما أَشدَّهُما حُباً لِصاحِبه.
«Из двух любящих друг друга ради Всевышнего Аллаха
самый достойный — тот, кто сильнее любит своего товарища»Бухари в «ал-Адаб ал-муфрад», Ибн Хиббан и Хаким. Ал-Албани назвал
хадис достоверным в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (450) и в «Сахих ал-джами‘»
(5594).
Передают, что пророк r также сказал:
مَنْ أَحَبَّ أَنْ يَجِدَ طَعْمَ الْإِيمَانِ فَلْيُحِبَّ الْمَرْءَ لَا يُحِبُّهُ إِلَّا لَّلهِ.
«Кто хочет ощутить сладость веры, пусть любит других
только ради Аллаха» Байхаки в «Шу‘аб ал-иман». Ал-Албани назвал хадис достоверным в
«Сахих ал-джами‘» (5954).
Поэтому, когда верующий любит кого-то ради Аллаха,
желательно сообщить ему об этом [Вера обязывает избегать слов и поступков, которые могут на-
вредить людям, и говорить то, что приносит пользу. Братство
между верующими — особое состояние, побуждающее не причинять обиды своим братьям, искать их расположение, забо-
титься о них в их отсутствие и искренне радоваться встрече с
ними. Один из способов добиться таких взаимоотношений с
мусульманами — признаваться в своих искренних чувствах к
ним. Это надёжный способ сплочения уммы, единения верую-
щих как в этой жизни, так и после смерти. Имам Ваки‘ в «Зух-
де» привёл рассказ ‘Али ибн ал-Хусайна о том, что пророк r
сказал:
إِذَا أَحَبَّ أَحَدُكُمْ أَخَاهُ فِي للهِ فَلْيُبَيِّنْ لَهُ، فَإِنهَُّ خَيْرٌ فِي الإِلْفَةِ وَأَبْقَى فِي المَوَدَّةِ.
«Если кто-либо из вас любит своего брата ради Аллаха, пусть
сообщит ему об этом, ибо так дружба будет крепче, а любовь
долговечнее». Ал-Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха»
(3/196) назвал иснад хадиса отосланным (мурсал), а сам хадис
хорошим благодаря подтверждающим его сообщениям.
В другом предании сообщается, как нужно отвечать верующе-
му, который признаётся тебе в своей искренней любви. В
«Муснаде» Ахмада сообщается со слов Анаса ибн Малика: «Я
сидел возле посланника Аллаха r, когда мимо него прошёл
мужчина. Тут один из присутствовавших сказал: “Посланник
Аллаха, поистине, я люблю этого человека”. Он спросил:
هَلْ أَعْلَمْتَهُ ذَلِكَ ؟
“Ты сообщил ему об этом?” Тот ответил: “Нет”. Пророк r сказал:
قُمْ فَأَعْلِمْهُ.
“Встань и скажи ему”. Он встал, подошёл к нему и сказал: “По-
слушай, клянусь Аллахом, я люблю тебя ради Аллаха”. Тот от-
ветил:
أَحَبَّكَ الَّذِي أَحْبَبْتَنِي لَهُ.
“Пусть тебя возлюбит Тот, ради Кого ты полюбил меня”». Ал-
Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (1/778-779) назвал ис-
над хадиса достоверным согласно требованиям Муслима. Он
же сообщил, что Абу Давуд, ал-Хаким, Ибн Хиббан и тот же
имам Ахмад передали его через других рассказчиков.
В комментарии к этому хадису имам аш-Шаукани сказал: «Из
этого следует, что разрешается говорить человеку о своей люб-
ви к нему, так как это способствует возникновению ответного
чувства и благодаря этому между людьми устанавливаются
взаимное милосердие и сочувствие. Отвечать на такое признание следует так, как об этом сказано в хадисе, а тот, кого возлюбит Аллах, обязательно добьётся успеха».
Имам Абу Хамид ал-Газали в «Ихйа ‘улум ад-дин» сказал:
«Пророк r приказал сообщать об этом, потому что это способ-
ствует усилению любви. Если человек узнает, что ты любишь
его, то, естественно, полюбит тебя, а если ты узнаешь, что он
тоже любит тебя, то твои чувства к нему обязательно возрастут.
Со временем эта взаимная любовь будет расти и крепнуть, а
ведь любовь между верующими поощряется шариатом и рели-
гией».
Ввиду сказанного выше мусульмане должны заботиться о том,
чтобы их чувства друг к другу были искренними и чистыми,
открытыми и взаимными. Ат-Табарани в «ал-Му‘джам ал-
аусат», ал-Хаким в «Мустадраке» и ал-Байхаки в «Шу‘аб ал-
иман» передали со слов ‘Усмана ибн Талхи, что посланник Ал-
лаха r сказал:
ثلَاثٌ يُصَفِّينَ لَكَ وُدَّ أَخِيكَ: تسَُلِّمُ عَلَيْهِ إِذَا لَقِيتَهُ، وَتُوَسِّعُ لَهُ فِي الْمَجْلِسِ، وَتَدْعُوهُ بِأَحَبِّ
أَسْمَائِهِ إِلَيْهِ.
«Три поступка очистят твою любовь к брату: если ты приветст-
вуешь его миром при встрече, освобождаешь ему место на соб-
рании и зовёшь его именами, которые он любит больше всего».
Ал-Албани в «Да‘иф ал-джами‘» (2572) назвал хадис слабым, но
ал-Байхаки в «Шу‘аб ал-иман» (6749) также привёл его пре-
рванную версию со слов ‘Умара ибн ал-Хаттаба.
Если же мусульманин расстанется с этим миром, а в его сердце
останется неприязнь к кому-либо из верующих, то он не войдёт
в рай, пока Аллах не очистит его от этого чувства. В Коране
сказано:

«Мы исторгнем злобу из их сердец, и братья пребудут на ло-
жах лицом друг к другу» (сура 15 «Хиджр», аят 47).
Комментируя этот аят, Ибн ‘Аббас сказал: «Как только обита-
тели рая войдут туда, им покажутся два источника. Они вы-
пьют из первого источника, и Аллах очистит их сердца от зло-
бы, а потом они войдут во второй источник и искупаются в
нём, и их тела заблестят, их лица станут ясными и на них
прольётся блеск благоденствия».

Описывая положение верующих в раю, посланник Аллаха r
сказал:
أَوَّلُ زُمْرَةٍ تَلِجُ الْجَنَّةَ صُورَتُهُمْ عَلَى صُورَةِ الْقَمَرِ لَيْلَةَ الْبَدْرِ، لَا يَبْصُقُونَ فِيهَا وَلَا يَمْتَخِطُونَ وَلَا
يَتَغَوَّطُونَ، آنِيَتُهُمْ فِيهَا الذَّهَبُ، أَمْشَاطُهُمْ مِنْ الذَّهَبِ وَالْفِضَّةِ، وَمَجَامِرُهُمْ الْأَلُوَّةُ، وَرَشْحُهُمْ
الْمِسْكُ، وَلِكُلِّ وَاحِدٍ مِنْهُمْ زَوْجَتَانِ يُرَى مُخُّ سُوقِهِمَا مِنْ وَرَاءِ اللَّحْمِ مِنْ الْحُسْنِ، لَا اخْتِلَافَ
بَيْنَهُمْ وَلَا تَبَاغُضَ، قُلُوبُهُمْ قَلْبٌ وَاحِدٌ، يُسَبِّحُونَ الَّلهَ بُكْرَةً وَعَشِيًّا.
«Поистине, первая группа тех, кто войдет в рай, будет подобна
луне в ночь полнолуния. Они не будут плеваться, сморкаться и
испражняться. Их сосуды будут из золота, расчески — из золота и
серебра, кадила — из ладана, а вместо пота у них [будет выделять-
ся] мускус. У каждого из них будут две жены, настолько прекрас-
ные, что через их тела можно увидеть костный мозг их голеней.
Между ними не будет ни разногласий, ни вражды. Сердца их по-
хожи все до одного, и они будут славить Аллаха утром и вечером».
Этот хадис передал ал-Бухари со слов Абу Хурайры1.
Байхаки. Шу‘аб ал-иман. Т. 5. С. 308; Газали. Ихйа. Т. 2. С. 181; Куртуби.
Тафсир. Т. 10. С. 25; Шаукани. Тухфа. С. 285]. В хадисе говорится:
إِذا أَحبَّ أَحدُكُم أَخاهُ في للهِ فَليُعلِمهُ أَنهُ يُحِبُّهُ.
«Если кто-либо из вас любит своего брата ради Аллаха,
пусть сообщит ему, что он любит его»Ахмад, Бухари в «ал-Адаб ал-муфрад», Абу Давуд и Тирмизи. Ал-Албани
назвал хадис достоверным в «Сахих ал-джами‘» (279).
В другой версии говорится:
إِذَا أَحَبَّ أَحَدُكُمْ صَاحِبَهُ فَلْيَأْتِهِ فِي مَنْزِلِهِ فَلْيُخْبِرْهُ أَنهَُّ يُحِبُّهُ لَّلهِ.
«Если кто-либо из вас любит своего друга, пусть придёт к
нему домой и сообщит, что он любит его ради Аллаха»Ахмад и Ибн ал-Мубарак в «Зухде». Ал-Албани назвал хадис достовер-
ным в «Сахих ал-джами‘» (281).
Польза этой любви в том, что она соединяет человека с
его другом в раю, как об этом говорится в хадисе:
المَرْءُ مَعَ مَن أَحَبَّ.
«Человек будет с тем, кого он возлюбил»Бухари (6168) и Муслим (2641).
Вот великая польза и щедрая награда, которую приносит
человеку это качество, вытекающее из веры. Счастлив тот, кто


спешит строить свои отношения и связи на этой прочной ос-
нове, кто оздоровляет свои отношения с окружающими, дабы
насладится этим великим благом.


 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 595. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия