Студопедия — НЕПРИЯЗНЬ РАДИ АЛЛАХА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

НЕПРИЯЗНЬ РАДИ АЛЛАХА






Ещё одно требование любви ради Аллаха — ненависть
ради Него. Верующий любит своих братьей из-за их веры в Ал-
лаха и подчинения Его приказам. Если же человек отступает от
веры или ослушается Господа, то отношение верующего к нему
сменяется враждой и неприязнью. Об этом говорится во мно-
гих хадисах. Например, посланник Аллаха r сказал:
إنَّ أَوثقََ عُرَى الإيْمَانِ أَنْ تُحِبَّ فِي للهِ وَتُبْغِضَ فِي للهِ.
«Самая надёжная из уз веры — это любовь ради Аллаха и
ненависть ради Него» Байхаки в «Шу‘аб ал-иман». Ал-Албани назвал хадис хорошим в «Сахих
ал-джами‘» (2009).
Пророк r также сказал:
أوْثقَُ عُرَى الإِيمانِ الموَالاةُ فِي للهِ وَالمُعَادَاةُ فِي للهِ وَالحُبُّ فِي للهِ وَالبُغْضُ فِي للهِ عَزَّ وَجَلَّ.
«Самая надёжная из уз веры – это дружба ради Аллаха и
вражда ради Аллаха, любовь ради Него и ненависть ради Него,
могуч Он и велик!» Табарани. Ал-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих ал-джами‘» (2539).

Также передают со слов Абу Умамы, что посланник Ал-
лаха r сказал:
فَقَدْ اسْتَكْمَلَ الْإِيمَانَ. 􀟸 ، وَمَنَعَ ِ 􀟸 ، وَأَعْطَى ِ 􀟸 ، وَأَبْغَضَ ِ 􀟸 مَنْ أَحَبَّ
«Кто любит ради Аллаха, ненавидит ради Аллаха, даёт ра-
ди Аллаха и удерживает ради Аллаха, тот достиг совершенства
веры»Абу Давуд (4681). Ал-Албани назвал хадис достоверным в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (380) и в «Сахих ал-джами‘» (5965).
Эта ненависть обращена не против самого человека, а
против неверия и грехов, и если неверию или ослушанию будет
положен конец, то эта неприязнь и ненависть прекратятся. Эти
чувства могут увеличиваться и уменьшаться в зависимости от
тяжести и величины греха, от длительности его совершения и
от того, достигает он неверия или нет. Отношение к грешникам
и неверующим неодинаковое.
Из этого не следует, что грешникам нужно отказывать в
добром отношении и в хорошем обхождении [Это важное положение, о котором в наше время забывают мно-
гие мусульмане, особенно в тех странах, где преобладающее
большинство населения не исповедует ислам и пристрастно
относится к религиозным меньшинствам, усматривая в них уг-
розу общественной безопасности и этнокультурной самобыт-
ности. К сожалению, в трудах ранних улемов данный вопрос не
получил широкого освещения, очевидно, потому что мусуль-
манские общества до недавнего времени отличались высоким
уровнем терпимости по отношению к традиционному инако-
верию. Между тем для современных обществ характерно обо-
стрение этнорелигиозных разногласий, которые подогреваются
как средствами массовой информации, так и исследователями,
предрекающими «столкновение цивилизаций» и претендую-
щими на научность своих антигуманных гипотез. Социальная
несправедливость, низкий уровень просвещения, особенно в
вопросах истории культуры и религии, политические интересы
правящих элит, экономическая, военная и культурная экспан-
сия Запада, активная антиисламская пропаганда — вот лишь
некоторые из факторов, провоцирующих малограмотных му-
сульман на агрессивное неприятие существующих реалий и, как
следствие, на нетерпимость к инакомыслию. В таких условиях
неправильное понимание шариатского положения о любви и
ненависти ради Аллаха приводит к распространению идей, не-
совместимых с благочестием и благородством, раскалывающих
умму и сеющих среди мусульман зёрна джахилийи — эпохи не-
вежества.
Ненависть ради веры — не основание для притеснения или ос-
корбления тех, кто не исповедует ислам или совершает грехи.
Ислам учит тому, что сердца людей во власти Аллаха и никто
не способен встать на прямой путь, пока Аллах не окажет ему
милость. Обращение в ислам и следование путём пророка Му-
хаммада r позволяют надеяться на особую заботу Всевышнего
в этом мире, а также на Его милость и прощение после смерти.
Вместе с тем они не дают права высокомерно или несправедли-
во относиться к немусульманам, ведь высокомерие и неспра-
ведливость — отвратительные поступки, лишающие благодати
и отдаляющие от Аллаха. Человек может всю жизнь совершать
дурные поступки, обрекающие на мучения в аду, а под конец
жизни покаяться и исправиться, заслужив тем самым проще-
ние и милость своего Господа. И, наоборот, человек может всю
жизнь поступать праведно и призывать к исламу, а под конец
жизни оступиться и стать неверующим, заслужив гнев и нена-
висть своего Господа. Поистине, понимающий это не опустится
до несправедливого обращения с людьми, если даже они далеки
от истины на настоящий момент.
Шариат категорически запрещает мусульманам покушаться на
жизнь и имущество тех, кто не исповедует ислам, если они не
сражаются против мусульман и не проливают их крови. В главе
об отношениях с иноверцами автор упоминает хадис ‘Абдалла-
ха ибн ‘Амра о том, что посланник Аллаха r сказал:
مَنْ قَتَلَ نَفْسًا مُعَاهَدًا لَمْ يَرِحْ رَائِحَةَ الْجَنَّةِ وَإِنَّ رِيحَهَا لَيُوجَدُ مِنْ مَسِيرَةِ أَرْبَعِينَ عَامًا.
«Человек, который убил неверующего, заключившего мирный
договор с мусульманами, даже не почувствует благоухание рая,
несмотря на то, что оно распространяется на расстояние соро-
ка лет». Этот хадис приводится в «Сахихе» ал-Бухари.
Посланник r предписывал своим последователям воздержи-
ваться от оскорблений в адрес немусульман, если даже они по-
зволяют себе недостойное поведение. Ал-Бухари и Муслим пе-
редали со слов ‘Аиши, что однажды несколько иудеев пришли к
посланнику Аллаха r и вместо приветствия сказали ему: «Ас-
саму ‘алейка», что означает «Смерть тебе!» ‘Аиша расслышала
это и сказала: «Вам самим смерть и проклятие!» Тогда послан-
ник ‘Аллаха r сказал:
مَهْلًا يَا عَائِشَةُ فَإِنَّ الَّلهَ يُحِبُّ الرِّفْقَ فِي الْأَمْرِ كُلِّهِ.
«Потише, ‘Аиша! Поистине, Аллах любит доброту в любом де-
ле». Она сказала: «Посланник Аллаха, разве ты не слышал, что
они сказали?» Он ответил:
فَقَدْ قُلْتُ وَعَلَيْكُمْ.
«Вот и я сказал: “И вам того же”».
В комментарии к этому преданию, аш-Шаукани пишет: «Это
свидетельство превосходного нрава и совершенной сдержанно-
сти пророка r, и это — призыв к доброте и терпению, сдер-
жанности и учтивости, если нет необходимости проявить жё-
сткость. Данный хадис указывает на то, что благородным лю-
дям желательно не обращать внимания на неразумное поведе-
ние приверженцев лжи, если это не вредит им. Имам аш-
Шафи‘и сказал: “Сообразительный и благоразумный тот, кто
проницателен и старается не замечать [глупости]”».
Вместе с тем ислам предостерегает мусульман от близкой
дружбы и от доверительных отношений с нечестивыми людь-
ми, которые не желают им добра и подталкивают их к совер-
шению недостойных поступков. Описывая качества сподвиж-
ников, претерпевших много страданий на пути веры и хорошо
знакомых с истинным лицом неверующих, Всевышний сказал:
«Мухаммад — посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним,
суровы к неверующим и милостивы между собой» (сура 48
«Победа», аят 29).
В этой главе и в последующих главах автор приводит немало
аятов и хадисов, предостерегающих от искренней любви к тем,
кто питает ненависть к исламу и жаждет навредить верующим.
Что же подразумевается под этой запрещённой любовью? И
что означает неприязнь по отношению к неверию и его после-
дователям?
Любовь предполагает согласие с любимым в его устремлениях
и желаниях, и чем сильнее любовь, тем больше совпадают же-
лания влюблённых. Любовь рождается и укореняется в сердце,
но в сердце верующего живёт вера в Аллаха и в последний
день, и поэтому он не может любить тех, кто отворачивается от
знамений своего Господа, сомневается в Его могуществе и
правдивости, питает ненависть к Его писаниям и посланникам.
Отворачиваясь от истины, такие люди подвергают себя боль-
шой опасности как в этой жизни, так и после смерти, посколь-
ку Аллах ненавидит неверие и не прощает тех, кто приобщает
сотоварищей к Нему. Однако их возможная участь не оставля-
ет безразличным верующего. Он размышляет над естественны-
ми законами истории, задумывается над положением людей,
помнит о грядущем расчёте и искренне желает спасения для
тех, кто не успел познать истину и не подчинился ей.
Верующий ненавидит их грехи, но желает им спасения из мрака
неведения в свете веры и знания. Он всеми силами стремится
показать им превосходство правой веры, но сторонится близ-
ких и доверительных отношений с теми, кто может отвлечь его
от поклонения Аллаху и подтолкнуть к несправедливости.
Разъясняя опасность общения с нечестивыми друзьями, имам
ал-Газали пишет: «Остерегайся общения с большинством лю-
дей, потому что они не прощают ошибок и промахов, не по-
крывают недостатков и призывают к ответу за мелочи, завиду-
ют малым и большим успехам, требуют справедливости, а сами
не поступают справедливо, взыскивают за ошибки и забывчи-
вость и не проявляют снисходительности, подстрекают братьев
друг против друга, распространяя сплетни и клевету. Поэтому
общение с большинством людей наносит урон, а отдаление от
них приносит успех. Если они довольны, то ведут себя заиски-
вающе, а если гневаются, то задыхаются от гнева в душе. Нель-
зя чувствовать себя в безопасности, когда они разгневаны, и
нельзя надеяться на них, когда они заискивают. Их одежда
скрывает волчьи сердца. Они утверждают категорично, опира-
ясь на предположения, и подмигивают друг другу за твоей спи-
ной. Из-за своей зависти они ждут, когда их друзей постигнет
несчастье. Общаясь с тобой, они подсчитывают твои ошибки,
чтобы попрекнуть тебя, когда ими овладеет гнев и когда они
останутся одни. Не доверяй любви того, кого ты не проверил
как следует, прожив с ним некоторое время в одном доме и ис-
пытав его в ссоре и в дружбе, в богатстве и в бедности, или от-
правившись с ним в поездку, или испытав его динарами и дир-
хемами, или попав в беду, когда ты нуждался в нём. Если после
этого ты остался доволен им, относись к нему как к отцу, если
он старше тебя, или как к сыну, если он младше тебя, или как к
брату, если он твой ровесник»1.
Газали. Ихйа. Т. 2. С. 212; Шаукани. Найл ал-аутар. Т. 4. Ч. 8. С. 404.]. Доброе от-
ношение не противоречит неприязни, исходящей от веры, и на
это указывают слова Всевышнего:
º ¹ ¸
«...будете говорить людям хорошее» (сура 2 «Корова»,
аят 83).
Что же касается хадисов, то передают со слов Абу Зарра,
что посланник Аллаха r сказал ему:
اتقَِّ للهَ حَيْثُمَا كُنْتَ، وَأَتْبِعْ السَّيِّئَةَ الْحَسَنَةَ تَمْحُهَا، وَخَالِقِ النَّاسَ بِخُلُقٍ حَسَنٍ.
«Где бы ты ни был, бойся Аллаха, и после дурного по-
ступка соверши хороший, который сотрёт его, и обращайся с
людьми благонравно». Абу ‘Иса Ат-Тирмизи сказал: «Это хо-
роший и достоверный хадис» Тирмизи (1987).
Неприязнь, исходящая от веры, основывается на словах
Всевышнего:

 

«Среди тех, кто верует в Аллаха и в последний день, ты
не найдёшь людей, которые любят тех, кто враждует с Алла-
хом и Его посланником, даже если это их отцы, сыновья, бра-
тья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и
укрепил их духом от Него. Он введёт их в райские сады, в ко-
торых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен
ими, и они довольны Им. Они — партия Аллаха. Поистине,
партия Аллаха — это преуспевшие» (сура 58 «Препирательст-
во», аят 22).
На эту тему есть много других аятов, и обсуждаемый на-
ми хадис тоже указывает на это [Мы уже разъяснили, что жизнь и имущество немусульман,
проживающих в мире с мусульманами, неприкосновенны, и,
согласно шариату, посмевший посягнуть на что-либо из этого
несёт ответственность как в этом мире, так и в последней жиз-
ни. Это значит, что неприятие неверия и отсутствие духовной
близости между верующими и неверующими никоим образом
не означают пристрастного, несправедливого отношения к не-
мусульманам.
Следует знать, что ислам не единственная религия, устанавли-
вающая рамки взаимоотношений между верующими и неве-
рующими. С аналогичным разграничением мы встречаемся,
например, в библейских текстах. В частности, в Новом Завете
мы читаем: «Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю;
не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить
человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свек-
ровью её. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца
или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит
сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф
10:34-37).
В Евангелии от Луки сказано: «Думаете ли вы, что Я пришёл
дать мир земле: нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пя-
теро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое
против трёх: отец будет против сына, и сын против отца; мать
против дочери, и дочь против матери; свекровь против невест-
ки своей, и невестка против свекрови своей» (Лк 12:51-53).
Было бы несправедливо истолковывать эти стихи как призыв к
нетерпимости или как обоснование религиозно мотивирован-
ной агрессии. Их нельзя вырывать из контекста, противопос-
тавляя духу всего писания, а необходимо сопоставлять с дру-
гими стихами. В частности, в Евангелии от Матфея мы читаем:
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте про-
клинающих вас, благотворите наневидящим вас и молитесь за
обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5:44).
Таким же образом следует подходить к изучению Священного
Корана. Утверждая превосходство правоверных перед Алла-
хом, ислам вместе с тем запрещает надменно относиться к не-
мусульманам и велит делать им добро. Провозглашая тщет-
ность поклонения кому-либо, кроме Аллаха, и ложность вы-
мышленных богов, Коран запрещает оскорблять их:
«Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а
не то они станут оскорблять Аллаха из враждебности и по
невежеству» (сура 6 «Скот», аят 108).
Религиозная терпимость и правила человеческого общежития
требуют от мусульман уважать права тех, кто не разделяет их
религиозных взглядов, исправно выполнять свои обязанности
перед ними, разъяснять им особенности коранического веро-
учения и мусульманской нравственности, терпеливо сносить
обиды со стороны невежд и непонимание тех, кто попал под
влияние антиисламской пропаганды. Мусульмане должны
помнить, что величие на земле Аллах дарует тем, кто покорен
Его воле и добродетелен к Его рабам, и что силён не тот, кто
одолевает своего противника в борьбе, а тот, кто умеет сдер-
жать гнев.
Прекрасным руководством для мусульман в современном мире
являются заповеди, ниспосланные в Мекке, где малочисленная
община верующих проживала в окружении язычников и под-
вергалась гонениям. В тот период Всевышний приказал Своему
пророку r не пререкаться с язычниками и не отвечать на их
оскорбления:

«Провозгласи же то, что тебе велено, и отвернись от много-
божников» (сура 15 «Хиджр», аят 94).
В других аятах было подчёркнуто, что праведникам подобает
не проявлять высокомерие и отвечать на злые нападки неве-
рующих добрым словом:

«А рабами Милостивого являются те, которые ступают по
земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они го-
ворят: “Мир!”» (сура 25 «Различение», аят 63).
Несмотря на преследования и унижения, пророк r не опускал-
ся до язычников, а его сердце сжималось не от того, что он не
отвечал на их оскорбления, а от того, что они не ведали истины
и грешили против своего Господа. В Коране сказано:

«Ты можешь погубить себя от скорби из-за того, что они не
становятся верующими» (сура 26 «Поэты», аят 3).
Более того, когда после неудачной попытки обратить в ислам
жителей Таифа, которые надсмеялись над пророком r и забро-
сали его камнями, он опечаленный вернулся в Мекку и к нему
был отправлен ангел, изъявивший готовность погубить языч-
ников по его приказу, он не согласился на это и не пожелал му-
чений для своих обидчиков. В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима
приводится рассказ ‘Аиши о том, что однажды она спросила:
«Посланник Аллаха, приходилось ли тебе когда-нибудь тяже-
лее, чем в день Ухуда?» Он сказал:
لَقَدْ لَقِيتُ مِنْ قَوْمِكِ، وَكَانَ أَشَدَّ مَا لَقِيتُ مِنْهُمْ يَوْمَ الْعَقَبَةِ إِذْ عَرَضْتُ نَفْسِى عَلَى ابْنِ عَبْدِ
يَالِيلَ بْنِ عَبْدِ كُلاَلٍ فَلَمْ يُجِبْنِى إِلَى مَا أَرَدْتُ، فَانْطَلَقْتُ وَأَنَا مَهْمُومٌ عَلَى وَجْهِى فَلَمْ أَسْتَفِقْ إِلاَّ
بِقَرْنِ الثَّعَالِبِ، فَرَفَعْتُ رَأْسِى فَإِذَا أَنَا بِسَحَابَةٍ قَدْ أَظَلَّتْنِى فَنَظَرْتُ فَإِذَا فِيهَا جِبْرِيلُ فَنَادَانِى فَقَالَ:
إِنَّ الَّلهَ عَزَّ وَجَلَّ قَدْ سَمِعَ قَوْلَ قَوْمِكَ لَكَ وَمَا رَدُّوا عَلَيْكَ وَقَدْ بَعَثَ إِلَيْكَ مَلَكَ الْجِبَالِ لِتَأْمُرَهُ
بِمَا شِئْتَ فِيهِمْ؛ قَالَ: فَنَادَانِى مَلَكُ الْجِبَالِ وَسَلَّمَ عَلَىَّ. ثُمَّ قَالَ: يَا مُحَمَّدُ إِنَّ الَّلهَ قَدْ سَمِعَ قَوْلَ
قَوْمِكَ لَكَ وَأَنَا مَلَكُ الْجِبَالِ وَقَدْ بَعَثَنِى رَبُّكَ إِلَيْكَ لِتَأْمُرَنِى بِأَمْرِكَ فَمَا شِئْتَ إِنْ شِئْتَ أَنْ
أُطْبِقَ عَلَيْهِمُ الأَخْشَبَيْنِ. فَقَالَ لَهُ رَسُولُ الَّلهِ صَلَّى للهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: بَلْ أَرْجُو أَنْ يُخْرِجَ الَّلهُ مِنْ
أَصْلاَبِهِمْ مَنْ يَعْبُدُ الَّلهَ وَحْدَهُ لاَ يُشْرِكُ بِهِ شَيْئًا.
«Я многое повидал от твоего народа, но хуже всего мне при-
шлось в день Акабы (местечко в долине Мина — К. Э.), когда я
предложил Ибн ‘Абд Йалилу ибн ‘Абд Кулалу взять меня [под
своё покровительство], и он не выполнил мою просьбу. Я ушёл
сильно опечаленный и пришёл в себя, только добравшись до
Карн-эс-Саалиба. Посмотрев наверх, я увидел облако, в тени
которого я находился. Присмотревшись, я увидел там Джибри-
ла, и он позвал меня: “Поистине, Могучий и Великий Аллах
слышал, что сказал тебе твой народ и что ответил тебе. И вот,
Аллах послал к тебе Ангела гор, чтобы ты приказал ему сделать
с ними, что пожелаешь”. Тут меня позвал Ангел гор. Пожелав
мне мира, он сказал: “Мухаммад, Аллах слышал, что сказал тебе
твой народ, и я — Ангел гор. Твой Господь послал меня к тебе,
чтобы ты приказал мне, что пожелаешь. Если хочешь, я водру-
жу на них две горы (речь идёт о горах, между которыми распо-
ложена Мекка — К. Э.)”. Я сказал: “Нет, я надеюсь, что Аллах
выведет из их чресл тех, кто будет поклоняться только Ему, не
приобщая к Нему сотоварищей”». В таком виде хадис передал
Муслим.
Вот прекрасный пример пророка Мухаммада r, который при-
нёс ислам не для того, чтобы люди стали несчастны, и не для
того, чтобы на Земле распространилась смута. Он был отправ-
лен как милость ко всем людям, дабы они возлюбили Аллаха,
своего Господа, поклонялись только Ему и не унижались перед
беспомощными творениями, чтобы они не искали величия на
земле, а стремились к довольству своего Создателя и к послед-
ней обители. Да благословит Аллах его и его семью и да пребу-
дет с ними мир!].
Исходящая от веры неприязнь также не противоречит
инстинктивной любви, если даже стороны исповедуют разные
религии. Такой любовью дети окружают родителей, и наобо-
рот; мужья-мусульмане любят своих жён, если даже те не испо-
ведуют ислам и принадлежат к людям писания. Это инстинк-
тивная любовь, не имеющая отношения к данному вопросу.

 

ПОРИЦАЕМАЯ ЛЮБОВЬ

Говоря об отношении к людям и о том, как следует лю-
бить и дружить, необходимо отметить и другую разновидность
любви. Это — любовь к шайтану и его помощникам. Она овла-
девает, например, теми, кто смотрит непристойные представ-
ления и сериалы о отношениях между друзьями, между муж-
чинами и женщинами, которые построены на грехе. Такая лю-
бовь в день воскресения обернётся печалью и сожалением.
Имам Ибн ал-Каййим пишет: «Если между грешниками и
нечестивцами существует какая-то дружба или любовь, то она
превратится во вражду и ненависть. Чаще всего это случается с
ними уже в этом мире, до наступления последней жизни. А что
касается последней жизни, то Всевышний Аллах сказал:

«В тот день врагами станут все любящие друзья, кроме
богобоязненных» (сура 43 «Украшения», аят 67).

Имам всех ханифов сказал своему народу:

«Вы стали поклоняться идолам вместо Аллаха только
из-за любви друг к другу в мирской жизни. Но потом, в день
воскресения, одни из вас станут отвергать и проклинать дру-
гих. Вашим пристанищем будет огонь, и не будет у вас за-
щитников» (сура 29 «Паук», аят 25)» Ибн ал-Каййим. Игаса. Т. 2. С. 155.
В тот день неверующий отречётся от своего товарища:

«В тот день несправедливый станет кусать свои руки и
скажет: “Лучше бы я последовал путём посланника!! О горе
мне! Лучше бы я не брал такого-то себе в друзья!! Это он
отвратил меня от напоминания (т. е. от Корана) после того,
как оно дошло до меня”. Поистине, шайтан оставляет чело-
века без поддержки» (сура 25 «Различение», аяты 27-29).
Однако его товарищ не согласится с ним:

«Его товарищ (т. е. шайтан) скажет: “Господь наш! Я не
сбивал его с пути. Он сам находился в глубоком заблужде-
нии”» (сура 50 «Каф», аят 27).
Они будут препираться и на площади, где будут собраны
творения:

«Если бы ты видел, как несправедливые [грешники] бу-
дут отвечать друг другу, когда их остановят перед их Госпо-
дом. Те, которые были слабыми, скажут тем, которые пре-
возносились: “Если бы не вы, то мы были бы верующими”.!
Те, которые превозносились, скажут тем, которые были сла-
быми: “Разве мы удержали вас от верного руководства после
того, как оно явилось к вам? Нет, вы сами были грешника-
ми”.! Тогда те, которые были слабыми, скажут тем, кото-
рые превозносились: “Вы замышляли козни ночью и днём и
велели нам не верить в Аллаха и равнять с Ним других”. Ко-
гда же они увидят мучения, они утаят раскаяние. Мы нало-
жим оковы на шеи неверующих. Разве им не воздается толь-
ко за то, что они совершали?» (сура 34 «Саба», аяты 31-33);

«Все окажутся перед Аллахом, и тогда слабые скажут
тем, которые превозносились: “Поистине, мы следовали за
вами. Можете ли вы хоть отчасти избавить нас от наказания
Аллаха?” Они скажут: “Если бы Аллах наставил нас на пря-
мой путь, то мы указали бы вам на него. Но теперь нам всё
равно: будем ли мы горевать или будем терпеть — нам негде
укрыться”» (сура 14 «Ибрахим», аят 21).
Они захотят, чтобы неверующих вождей бросили им под
ноги и сделали самыми низкими в аду:

«Неверующие скажут: “Господь наш! Покажи нам тех
джиннов и людей, которые ввели нас в заблуждение. Мы
бросим их себе под ноги, чтобы они были самыми низкими”»
(сура 41 «Разъяснены», аят 29).
Препирательство между ними продолжится и после того,
как они окажутся в аду:

«Когда они будут препираться друг с другом в огне, сла-
бые скажут тем, которые превозносились: “Мы следовали за
вами. Не избавите ли вы нас от доли огня?”! Те, которые
превозносились, скажут: “Все мы — в нём. Поистине, Аллах
уже рассудил между рабами”» (сура 40 «Прощающий», аяты
47-48);

«Аллах скажет: “Войдите в огонь вместе с народами из
числа джиннов и людей, которые прожили до вас”. Каждый
раз, когда один народ будет входить туда, он будет прокли-
нать родственный ему народ. Когда же они будут собраны
там вместе, то последние из них скажут о первых: “Господь
наш! Это они ввели нас в заблуждение. Удвой же их мучения
в огне”. Он скажет: “Всем воздастся вдвойне, но вы не знаете
этого”.! Тогда первые из них скажут последним: “Вы не
были лучше нас. Посему вкусите наказание за то, что вы при-
обретали”» (сура 7 «Ограды», аяты 38-39).
Даже самый главный из них не признает их благодарно-
сти и покорности:

«Когда дело свершится, шайтан скажет: “Поистине,
обещание Аллаха было правдиво, а я обещал вам, но не
сдержал обещания. У меня не было над вами никакой власти.
Я звал вас, и вы послушались меня. Посему не порицайте ме-
ня, а порицайте самих себя. Я не могу помочь вам, а вы не
можете помочь мне. Я не причастен к тому, что ранее вы при-
общили меня к Аллаху”. Поистине, несправедливым [угото-
ваны] мучительные страдания» (сура 14 «Ибрахим», аят 22).
Такое поведение вошло ему в привычку, как об этом ска-
зано в Коране:

«Они подобны шайтану, который говорит человеку:
“Не веруй!” Когда же тот становится неверующим, он гово-
рит: “Я не причастен к тебе! Я боюсь Аллаха, Господа ми-
ров”» (сура 59 «Сбор», аят 16).
Так же он обманул язычников в день битвы при Бадре:

«Вот шайтан приукрасил для них их деяния и сказал:
“Сегодня никто из людей не одолеет вас. Поистине, я ваш
защитник”. Но когда два отряда увидели друг друга, он по-
вернул вспять и сказал: “Я не причастен к вам. Поистине, я
вижу то, чего вы не видите. Я боюсь Аллаха, ведь Аллах су-
ров в наказании”» (сура 8 «Трофеи», аят 48).
В своём комментарии к этому аяту Ибн ‘Аббас сказал:
«Аллах поддержал Своего пророка Мухаммада r и верующих
тысячью ангелов. Джибрил во главе пятисот ангелов был на
одной стороне, а Микаил во главе других пятисот ангелов —
на другой. Иблис явился с армией шайтанов в облике мужчин
из бану мудладж, неся с собой знамя. Он принял облик Сура-
ки ибн Малика ибн Джу‘шума. Потом он сказал мушрикам:
“Сегодня никто из людей не одержит над вами верх. Я ваш за-
щитник». Когда люди построились, Абу Джахл сказал: “О Аллах,
помоги сегодня тем из нас, кого Ты любишь больше и кто боль-
ше угоден Тебе”. Посланник Аллаха r поднял руки и сказал:
يَا رَبِّ إِنْ تَهْلِكْ هَذِهِ الْعِصَابَةُ فَلَنْ تُعْبَدَ فِي الأَرْضِ أَبَداً.
“Господи, если Ты погубишь этот отряд, то никогда боль-
ше на земле не будут поклоняться Тебе”. Джибрил сказал:
“Возьми пригоршню земли”. Он взял пригоршню земли и бро-
сил им в лицо. Не было ни одного язычника, которому бы это
не попало в глаза, в нос и в рот, после чего они обратились в
бегство. Джибрил пошёл навстречу Иблису, тот держал за руку
одного из язычников. Увидев его, Иблис вырвал свою руку и
бросился бежать, а за ним последовали его сторонники. Один
из мужчин сказал ему: “Сурака, разве ты не говорил, что бу-
дешь нашим защитником?” Тот ответил: “Я не имею никакого
отношения к вам. Я вижу то, чего вы не видите”» Байхаки. Далаил ан-нубувва (936).
Бойтесь же Аллаха, чтобы шайтан не втянул вас в дружбу
с плохими товарищами, а не то вы привяжетесь к ним и станете
совершать то, что запрещено Аллахом. Поистине, Аллах ревну-
ет, когда нарушают Его запреты.
Передают со слов Абу Хурайры, что пророк r сказал:
إِنَّ لله يَغَارُ وَإِنَّ المُؤْمِنَ يُغَارُ وَغَيْرَةُ للهِ أَنْ يَأْتِيَ الْمُؤْمِنُ مَا حَرَّمَ للهُ.
«Поистине, Аллах ревнует и верующий ревнует. И Аллах
ревнует, когда верующий совершает то, что Он запретил»Бухари (5223) и Муслим (2761), и в таком виде хадис передал Муслим.
Глупцы, которые попадают в сети и ловушки шайтана,
лишаются и этого мира, и последней жизни. И избегает этого
лишь тот, кого Аллах защищает от шайтанов из числа людей и
джиннов, от явных и скрытых мерзких поступков. И только он
обретает довольство Аллаха и высокие райские сады.
Как прекрасны слова поэта:
تَعْصِي الإلهَ وَأَنتَ تَزْعُمُ حُبَّهُ هذا لَعُمري في القِيَاسِ بَدِيعٌ
لَو كانَ حُبُّكَ صَادِقاً لأطَعْتَهُ إنَّ المُحِبَّ لِمَن يُحِبُّ مُطِيعٌ
Ты Бога ослушаешься, заявляя о любви к Нему.
Это, поистине, не идёт ни в какие сравнения.
Будь твоя любовь истинной, ты подчинился бы Ему,
Ведь любящий подчиняется тому, кого любит.

Мусульманин должен быть предельно осторожен, чтобы
не испытать несправедливую любовь, а не то он падёт и опус-
тится, независимо от своего желания, и пожалеет об этом лишь
тогда, когда будет поздно.

 


ОТНОШЕНИЯ МУСУЛЬМАНИНА С ИНОВЕРЦАМИ


Отношения мусульман с иноверцами строятся на двух
принципах.
1. Духовная близость между мусульманином и неве-
рующим невозможна. В основе близости лежит любовь, а в
основе отстранения — неприязнь. Эти чувства движут душой и
телом, и поэтому близость к верующим и отстранение от неве-
рующих является требованием свидетельства «нет божества,
кроме Аллаха».
В хадисе, который мы исследуем, пророк r сказал:
ثَلاثٌ مَنْ كُنَّ فِيْهِ وَجَدَ حَلاوَةَ الإِيْمَانِ؛ أَنْ يَكُوْنَ للهُ وَرَسُوْلُهُ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِمَّا سِوَاهُمَا، وَأَنْ
، وَأَنْ يَكْرَهَ أَنْ يَعُوْدَ فِيْ الْكُفْرِ كَماَ يَكْرَهُ أَنْ يُقْذَفَ فِي الْنَّارِ. 􀟸 يُحِبَّ الْمَرْءَ لا يُحِبُّهُ إِلا ِ
«Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя [каче-
ствами]: кто любит Аллаха и Его посланника больше, чем всё
остальное, кто любит людей только ради Аллаха и кто не жела-
ет возвращаться к неверию так же, как не желает быть брошен-
ным в огонь».
Всевышний сказал:

«Верующие не должны делать неверующих своими
близкими вместо верующих. А кто поступает так, тот не име-
ет никакого отношения к Аллаху, кроме тех случаев, когда вы
действительно опасаетесь их» (сура 3 «Семейство ‘Имрана»,
аят 28).
Есть и другие аяты на эту тему. В них раскрывается ис-
тинное лицо людей писания и разоблачаются их прошлые и
нынешние дела. Эти тексты указывают на то, что мусульманам
необходимо знать тех, кто враждует с ними, и отстраняться от
них:

«Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты
не станешь придерживаться их религии. Скажи: “Путь Алла-
ха — это прямой путь”. Если же ты станешь потакать их же-
ланиям после того, как к тебе явилось знание, то Аллах не бу-
дет ни покровительствовать, ни помогать тебе» (сура 2 «Ко-
рова», аят 120);
¸
«Ты непременно найдёшь, что самые лютые враги ве-
рующих — иудеи и многобожники. Ты также непременно
найдёшь, что ближе всех в любви к верующим — те, которые
говорят: “Мы — христиане”. Это потому, что среди них есть
священники и монахи, и потому, что они не проявляют вы-
сокомерия» (сура 5 «Трапеза», аят 82).
Посланник Аллаха r предостерёг свою общину от близ-
кой дружбы с иноверцами. Передают со слов Абу Са‘ида ал-
Худри, что посланник Аллаха r сказал:
لاَ تُصَاحِبْ إِلاَّ مُؤْمِنًا وَلاَ يَأْكُلْ طَعَامَكَ إِلاَّ تَقِىٌّ.
«Не дружи ни с кем, кроме верующих, и пусть твою еду не
ест никто, кроме богобоязненных»Абу Давуд (4833), Тирмизи (2395), Ахмад, Ибн Хиббан и Хаким. Ал-Хаким назвал хадис достоверным, и аз-Захаби согласился с ним. См.: Ибн ал-Асир. Джами‘ ал-усул. Т. 6. С. 666.
В книге «Тухфа ал-ахвази» сказано: «Слова “не дружи ни с
кем, кроме верующих”, т. е. обладающих совершенной верой и
совершенствующих её, могут означать запрет на дружбу с неве-
рующими и лицемерами, так как дружба с ними вредит рели-
гии. “И пусть твою еду не ест никто, кроме богобоязненных”,
т. е. набожный человек, использующий полученную от пищи
энергию для поклонения Аллаху».
Ал-Хаттаби сказал, что это касается приглашения по-
есть, а не кормления нуждающихся, так как Всевышний Ал-

«Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на то, что она желанна и для них самих» (сура 76 «Человек», аят 8).
Из







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 681. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия