Студопедия — АМИР ИБН 'АБДАЛЛАХ АТ-ТАМИМИ 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

АМИР ИБН 'АБДАЛЛАХ АТ-ТАМИМИ 8 страница






Аль-Хасан аль-Басри

 

Ч ереэ шесть лет после того, как 'Умар стал халифом, в одной мусульманской семье на свет появился худенький мальчик. Он был таким потому, что в утробе матери он был вместе с братом, не оставившим ему места для роста. Но позже ни его брат, ни другие люди не могли опередить его в знании, кротости, заучивании наизусть, понимании и одарённости. Это был 'Амир ибн Шурахбиль аль-Химьяри, известный как аш-Ша'би. Это был один из самых выдающихся мусульман своей эпохи.

 

 


Аш-Ша'би родился и вырос в Куфе. Но сердце его стремилось в пресветлую Медину. Время от времени он приезжал туда, чтобы встретиться с благородными сподвижниками Посланника Аллаха и перенять от них знание. Благородные сподвижники тоже приезжали в Куфу, чтобы отправляться оттуда в походы на пути Аллаха или просто жить там.

Аш-Ша'би посчастливилось встретить около пятисот благородных сподвижников. Он передавал хадисы от очень известных сподвижников, в том числе от 'Али ибн Абу Талиба, С а'да ибн Абу Ваккаса, Зейда ибн Сабита, 'Убады ибн ас-Самита, Абу Мусы аль-Аш'ари, Абу Са'ида аль-АУдри, ан-Ну'мана ибн Башира, 'Абдаллаха ибн 'Умара,

 

 

130 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


'Абдаллаха ибн 'Аббаса, 'Ади ибн Хатима, Абу Хурайры, матери верующих 'Аиши и многих других.

 

 


Аш-Ша'би был умным и смышлёным юношей, с глубоким пониманием религии и уникальной памятью.

Рассказывают, что сам он говорил о себе:

— Что бы я ни писал и какой бы хадис ни пересказывали мне, я непременно запоминал его, и не было такого случая, чтобы человек сказал мне что-нибудь и мне требовалось бы повторение.

Это был юноша, увлечённый приобретением знаний, влюблённый в знание, готовый пожертвовать ради его приобретения самым дорогим и преодолеть любые препятствия.

Сам он говорил:

— Если бы человек проделал путь от дальней границы Шама до дальних пределов Йемена и выучил бы одно-единственное слово, способное принести ему пользу в будущей жизни, я считаю, что его путешествие не было бесполезным.

Его знания были столь обширны, что сам он говорил о себе:

— Самое незначительное из того, чему я обучился, это поэзия... И если бы я захотел, я мог бы читать вам стихи целый месяц, не повторяясь…

 

 


У аш-Ша'би был свой кружок в мечети Куфы. Множество людей собиралось вокруг него, и это притом, что тогда ещё были живы многие благородные сподвижники.

Благородный сподвижник 'Абдаллах ибн 'Умар однажды слушал, как аш-Ша'би рассказывал людям о военных походах и сражениях мусульман со всеми подробностями. Прислушавшись, 'Абдаллах сказал:

 

'Амир ибн шурахбиль аш-Ша'би 131

 

 


— Некоторое из того, о чём он рассказывает, я видел своими глазами и слышал своими ушами, и тем не менее он рассказывает об этих событиях лучше меня.

Свидетельств обширности познаний аш-Ша'би и его внимательности великое множество. Сам он рассказывал о себе:

— Однажды ко мне пришли два человека, которые хвастались друг перед другом. Один был из бану 'Амир, а второй — из бану Асад. Тот, который был из бану 'Амир, одолел и победил соперника. Он взял его за одежду и поволок ко мне. Асадит, который выглядел подавленным и робким по сравнению с 'амиритом, повторял: «Оставь меня, оставь меня...» Тот отвечал: «Клянусь Аллахом, я не оставлю тебя, пока аш-Ша'би не рассудит нас!» Я посмотрел на 'амирита и сказал: «Отпусти своего товарища, дайте я рассужу вас». Потом я посмотрел на асадита и сказал: «Почему ты уступаешь ему и демонстрируешь слабость перед ним? У вас ведь было шесть поводов для гордости, которых не было ни у кого из арабов. Во-первых, из вашего числа была женщина, к которой посватался господин творений Мухаммад ибн 'Абдаллах , и Аллах женил его на ней с высоты семи небес, и Джибриль был посланцем между ними, Это мать верующих Зейнаб бинт Джахш. Это достоинство твоих соплеменников, подобного которому нет ни у кого из арабов. Во-вторых, из вашего числа был человек из числа обитателей Рая, ходивший по земле. Это 'Уккаша ибн Михсан. Этот повод для гордости есть только у вас, бану Асад. В-третьих, первым отрядом, выступившим под знаменем в исламе, стал отряд под командованием человека из вашего числа. Это 'Абдаллах ибн Джахш. В-четвёртых, первой военной добычей, которую разделили в исламе, была его добыча. В-пятых, первым принёс клятву довольства человек из вашего числа, ваш товарищ Абу Синан ибн Вахб: он пришёл к Посланнику Аллаха и сказал: «О Посланник Аллаха, протяни руку, и я присягну

 

 

132 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


тебе». Он спросил: «В чём ты клянёшься?» Он ответил: «В том, что в душе моей». Пророк спросил: «А что в душе твоей?» Он ответил: «Победа или мученичество». Пророк сказал: «Хорошо». И он присягнул ему. И люди после него стали приносить такую же присягу, которую принёс ему Абу Синан. В-шестых, твои соплеменники бану Асад составляли седьмую часть мухаджиров* в битве при Бадре.

'Амирит смешался и молчал. Вне всяких сомнений, аш-Ша'би хотел помочь слабому перед сильным, и если бы на месте асадита был 'амирит, он помог бы ему и упомянул бы о тех поводах для гордости, которые имеются у его соплеменников и о которых 'амирит не знал.

 

 


Когда власть перешла к 'Абд-аль-Малику ибн Мервану, он написал аль-Хаджжаджу, своему наместнику в Ираке:

— Пошли ко мне человека, подходящего и для религии, и для мирских дел, чтобы он стал моим собеседником и спутником.

И тот послал к нему аш-Ша'би, и халиф сделал его одним из своих приближённых и стал обращаться к его знанию при возникновении сложных и запутанных вопросов, прислушивался к его мнению, когда случалось что-то серьёзное, и сделал его своим послом к другим правителям.

 

 


Однажды он послал его с какой-то миссией к римскому правителю Юстиниану. Когда он прибыл к правителю, тот, послушав его речи, был поражён его проницательностью, сообразительностью и острым умом, а также его просвещённостью и красноречием. Он задержал его на много дней, чего обычно не делают

 

* Так называли людей, совершивших переселение в Медину к Пророку: .

 

'Амир ибн шурахбиль аш-Ша'би 133

 

 


с посланцами. А когда аш-Ша'би стал настойчиво просить правителя отпустить его домой в Дамаск, правитель спросил:

— Ты из семьи правителя?

Аш-Ша'би ответил:

— Нет, я просто один из мусульман.

Правитель разрешил ему отправиться в обратный путь и сказал ему:

— Когда вернёшься к правителю, сообщи ему всё, что он захочет узнать, и передай ему вот это послание.

Когда аш-Ша'би вернулся в Дамаск, он поспешил встретиться с 'Абд-аль-Маликом и рассказал ему обо всём, что видел и слышал, и ответил на все вопросы, которые 'Абд-аль-'Малик задал ему.

И уже поднявшись, чтобы уйти, он сказал:

— О повелитель верующих, римский правитель велел мне передать тебе это послание.

Отдав письмо халифу, он удалился.

Прочитав письмо, 'Абд-аль-Малик велел своим слугам:

— Верните его ко мне.

И они догнали аш-Ша'би.

Когда тот вернулся, 'Абд-аль-Малик спросил:

— Знал ли ты о том, что в этом письме?

Он ответил:

— Нет, о повелитель верующих.

Абд-аль-Малик сказал:

— Правитель византийцев написал мне: «Меня удивили арабы. Как они допустили, чтобы правителем над ними стал не этот человек?»

Аш-Ша'би сказал:

— Он написал это, потому что он не видел тебя. А если бы он видел тебя, о повелитель верующих, он не сказал бы то, что сказал.

 

 

134 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


'Абд-аль-Малик сказал:

— Знаешь, почему правитель византийцев написал мне это?

Аш-Ша'би ответил:

— Нет, о повелитель верующих.

'Абд-аль-Малик сказал:

— Он написал мне это, потому что позавидовал мне —позавидовал, что у меня есть ты, и решил подтолкнуть меня таким способом к тому, чтобы убить тебя и избавиться от тебя.

Узнав об этом, правитель византийцев воскликнул:

— Ей-богу, именно этого я и желал!

 

 


Аш-Ша'би достиг таких высот в знании, что стал одним из тех четверых, кого в те времена считали величайшими учёными. Аз-Зухри говорил:

— Учёных четверо. Это Са'ид ибн аль-Мусайяб в Медине, 'Амир аш-Ша'би в Куфе, аль-Хасан аль-Басри в Басре и Макхуль в Шаме.

Однако аш-Ша'би в силу своей скромности стеснялся, когда кто-то называл его учёным. Однажды кто-то обратился к нему со словами:

— Ответь мне, о факих и учёный!

Аш-Ша'би сказал в ответ:

— Горе тебе! Не хвали нас, приписывая нам то, чего в нас нет... Факих — это тот, кто благочестиво воздерживается от того, что запретил Аллах, а учёный — тот, кто боится Аллаха... А куда нам до этого!

А другой человек как-то задал ему вопрос, и он ответил:

— 'Умар ибн аль-Хаттаб сказал об этом то-то. А 'Али ибн Абу Талиб сказал об этом то-то.

 

 

'Амир ибн шурахбиль аш-Ша'би 135

 


Задавший вопрос спросил:

— А ты сам что скажешь, о Абу 'Амр?

Он застенчиво улыбнулся и ответил:

— А на что тебе мои слова после того, как ты услышал слова 'Умара и 'Али?

 

 


Аш-Ша'би был человеком благородным и благонравным и обладал многими достоинствами. Он не любил споры и старался избегать разговоров о том, что его не касалось.

Один из его товарищей как-то обратился к нему со словами:

— О Абу'Амр...

Он ответил:

— Вот я перед тобой...

Его товарищ сказал:

— Что ты скажешь о том, что говорят люди об этих двоих?

Аш-Ша'би спросил:

— Кого ты имеешь в виду?

Его товарищ ответил:

— 'Усмана и 'Али.

Аш-Ша'би сказал:

— Поистине, я, клянусь Аллахом, не хочу прийти в Судный день в качестве противника 'Усмана ибн 'Аффана или 'Али ибн Абу Талиба (да будет доволен Аллах ими обоими)...

 

 


Аш-Ща'би был не только учёным, но и очень кротким человеком. Рассказывают, что однажды какой-то человек грубо обругал аш-Ша'би и сказал ему немало скверных слов. Но аш-Ша'би, отвечая ему, ограничился словами:

— Если ты сказал правду обо мне, то да простит меня Аллах если ты солгал, то да простит Аллах тебя.

 

136 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Несмотря на то почётное место, которое занимал аш-Ша'би, он не считал унизительным для себя или недостойным своего положения перенимать знание от людей, гораздо менее известных и намного ниже его по положению.

Один бедуин регулярно посещал его собрание, но всегда хранил молчание.

Аш-Ша'би как-то спросил его:

—Может, скажешь что-нибудь?

—Я молчу, заботясь о своём благополучии, и слушаю, приобретая знание. То, что человек слышит своими ушами, возвращается к нему. А то, что он произносит своим языком, уходит к другим, — ответил бедуин.

Аш-Ша'би повторял слова этого бедуина на протяжении всей своей жизни.

 

 


Аш-Ша'би обладал даром красноречия. Он был настолько красноречив, что мало кто из ораторов и знатоков языка мог превзойти его в этом.

Однажды он обратился к правителю двух Ираков 'Умару ибн Хубайре по поводу группы людей, которых он задержал:

— О правитель, если ты задержал их на ложном основании,
то истина выведет их из заключения. А если ты задержал их на
основании истины, то прощение распространяется и на них.

Правителя удивили его слова, и он отпустил этих людей из уважения к аш-Ша'би.

 

 


Несмотря на достоинства аш-Ша'би и высоту его положения, которое он обрёл благодаря своей вере и знаниям, он был открытым и не упускал случая произнести какую-нибудь добрую шутку.

 

'Амир ибн шурахбиль аш-Ша'би 137

 


Однажды, когда он сидел вместе со своей женой, к нему зашёл один человек и спросим

— Кто из вас аш-Ша'би?

Аш-Ша'би ответил, показывая на жену:

— Вот эта...

А другой человек как-то спросил его:

— Как зовут жену Иблиса?

Аш-Ша'би ответил:

— На этой свадьбе я не был.

Пожалуй, лучшее описание достоинств аш-Ша'би — его собственные слова:

— Я никогда не вставал с места ради того, на что смотрят люди, и я никогда не бил своего слугу, и кто бы из моих родных ни скончался, оставив долг, я непременно уплачивал его долг.

 

 


Аш-Ша'би дожил почти до восьмидесяти лет. Когда Господь забрал его из этого мира и аль-Хасану аль-Басри сообщили об атом, он сказал:

— Да помилует его Аллах. Он обладал обширными познаниями и был очень кротким... И в исламе он занимал достойное место.

 

САЛЯМА ИБН ДИНАР

(АБУ ХАЗИМ АЛЬ-А'РАДЖ)

 

Я не видел человека, к устам которого мудрость была бы ближе, чем к устам Абу Хазима.

'Абд-ар-Рахман ибн Зейд

 

 

В 97 году хиджры халиф мусульман Сулейман ибн 'Абд-аль-Малик отправился в святую землю, вняв призыву отца пророков Ибрахима . Верблюды его покинули Дамаск, столицу Омейядов, и отправились в пресветлую Медину.

Ему очень хотелось совершить молитву в пречистом месте, называемом ар-Рауда, между могилой Посланника Аллаха и его минбаром, и поприветствовать Мухаммада — Посланника Аллаха .

В этой поездке халифа сопровождало множество чтецов Корана, знатоков хадисов, факихов, учёных, предводителей и командующих. Добравшись до пресветлой Медины, халиф устроился там, и люди, в том числе знатные и влиятельные, стали приходить к нему, чтобы поприветствовать его.

Но Салямы ибн Динара, судьи Медины, её учёного и имама, чья надёжность не вызывала сомнений, не было среди приходивших к халифу с приветствиями.

Закончив принимать посетителей, Сулейман ибн 'Абд-аль-Малик сказал одному из своих приближённых:

— Поистине, души покрываются ржавчиной, как металлы, если не находят того, кто обращался бы к ним с напоминанием время от времени, очищая их от ржавчины...

Его собеседник ответил:

— Да, о повелитель верующих...

 

 

Саляма ибн Динар (Абу Хазим аль- А'радж) 139

 

 


Халиф спросил:

— Разве нет в Медине человека, заставшего сподвижников Посланника Аллаха , который мог бы обратиться к нам с напоминанием?

Ему ответили:

— Конечно есть, о повелитель верующих. Вот, например, Абу Хазим аль-А'радж.

Халиф спросил:

— Кто же он, этот Абу Хазим аль-А'радж?

Ему ответили:

— Саляма ибн Динар, учёный Медины и её имам, один из последователей сподвижников, которые застали немало благородных сподвижников.

Халиф сказал:

— Позовите его к нам и будьте мягки и вежливы в своём Приглашении.

Люди пошли к нему и пригласили его.

Когда он пришёл, халиф принял его радушно и усадил его рядом с собой, после чего сказал ему, упрекая:

— Что же это за чёрствость, о Абу Хазим?

Абу Хазим спросил:

— Какую же чёрствость ты увидел в моём поведении, о повелитель верующих?

Халиф сказал:

— Самые достойные люди посетили меня. А ты — нет...

Он ответил:

— Чёрствость бывает после знакомства. А ты не знал меня до сегодняшнего дня, и я не видел тебя прежде. Какую же Черствость я проявил?

Халиф обратился к своим приближённым со словами:

— Шейх был прав в своем оправдании, а халиф ошибся, упрекая его...

 

 

140 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Потом он повернулся к Абу Хазиму и спросил:

— О Абу Хазим! Что с нами? Отчего мы испытываем отвращение к смерти?

Тот ответил:

— Поистине, вы преобразили для себя этот мир и разрушили мир вечный и посему не желаете покидать прекрасный город ради развалин.

Он сказал:

— Ты прав... О Абу Хазим... Ах, если бы я знал, что ждёт нас у Всевышнего Аллаха!

Абу Хазим сказал ему:

—Обратись к Книге Аллаха и оцени свои дела.

Он спросил:

—И где же я найду ответ?

Тот ответил:

— В Словах Всевышнего: «Воистину, благочестивых ожидает блаженство. Воистину, грешники окажутся в Аду» (82:13-14).

Тогда Ибн 'Абд-аль-Малик спросил:

—А где же милость Аллаха?

«Поистине, милость Аллаха близка к творящим добро» (7:56), — ответил тот.

Он сказал:

— Ах, если бы я знал, каким будет наше возвращение к Аллаху завтра!

Абу Хазим сказал:

— Тот, кто творил благое, вернётся подобно тому, кто долго отсутствовал и наконец возвращается к своей семье. А тот, кто творил дурное, вернётся подобно беглому рабу, которого возвращают его хозяину.

Халиф спросил:

— О Абу Хазим, как нам стать лучше?

 

 

Саляма ибн Динар (Абу Хазим аль- А'радж) 141

 

 


Он ответил:

— Откажитесь от высокомерия и будьте благородными.

Халиф спросил:

— А это имущество — как нам быть богобоязненными в своём отношении к нему?

Он ответил:

— Это возможно, если вы взяли его по праву, отдали его тем, для кого оно предназначено, разделили его поровну и соблюдали справедливость, отдавая его своей пастве.

Халиф попросил:

—О Абу Хазим, расскажи мне, кто из людей лучше?

Абу Хазим ответил:

—Самые достойные, благородные и богобоязненные.

Халиф спросил:

— А какие слова самые справедливые, о Абу Хазим?

Он ответил:

— Слово истины, которое человек говорит в присутствии того, кого он боится, и того, с кем он связывает надежды.

Халиф спросил:

— А на какую мольбу быстрее всего приходит ответ, о Абу Хазим?

Он ответил:

— На мольбу творящего добро, с которой он обращается к Аллаху за творящих добро.

Халиф спросил:

— А какая милостыня наилучшая?

Он ответил:

— Немного добытых с трудом денег, которые человек вкладывает в руку бедняка, не сопровождая своё подаяние ни попрёками, ни обидами.

Халиф спросил:

— Кто самый разумный из людей, о Абу Хазим?

 

 

142 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Он ответил:

— Человек, которому посчастливилось обрести покорность Всевышнему Аллаху и поступать в соответствии с ней, а потом указывать на неё людям.

Халиф спросил:

— А кто самый глупый из людей?

Он ответил:

— Человек, который следует страстям своего товарища притом, что товарищ его — несправедливый, и продаёт таким образом свою жизнь вечную ради земной жизни другого.

Халиф спросил:

— Не желаешь ли ты сопровождать нас, о Абу Хазим, чтобы ты получал пользу от нас, а мы — о тебя?

Он ответил:

— Нет, о повелитель верующих.

Халиф спросил:

— Почему же?

Он ответил:

— Я боюсь, что начну немного полагаться на вас и тогда Аллах заставит меня вкусить страдания в этом мире и в мире вечном.

Халиф сказал:

— Сообщи нам о своих нуждах, о Абу Хазим.

Он молчал, ничего не отвечая.

Халиф повторил свои слова:

— Сообщи нам о том, в чём ты нуждаешься, о Абу Хазим, и мы удовлетворим твою просьбу, о чём бы ты ни попросил.

Он сказал:

—Мне нужно, чтобы ты спас меня от Огня и ввел меня в Рай.

Халиф сказал:

—Это не по моей части, о Абу Хазим.

Абу Хазим сказал:

 

 

Саляма ибн Динар (Абу Хазим аль- А'радж) 143

 

 


—Никаких других нужд, кроме этой, у меня нет, о повелитель верующих.

Халиф попросил:

— Обратись к Аллаху с мольбой за меня, о Абу Хазим.

Он сказал:

— О Аллах! Если Твой раб Сулейман относится к числу Твоих приближённых, то облегчи Ему путь к благу мира этого и мира вечного. А если он относится к числу врагов Твоих, то направь его к тому, что Ты любишь и чем Ты доволен.

Один из присутствующих сказал:

— Это самое скверное из сказанного тобой с того времени, когда ты вошёл к повелителю верующих! Ты причислил халифа мусульман к врагам Аллаха и обидел его...

Абу Хазим сказал:

— Нет, это сказанное тобою скверно, ведь Аллах взял с учёных завет, что они будут произносить слово истины. Так, Всевышний Аллах сказал: «…чтобы вы разъясняли его людям и не скрывали его» (3:187).

Потом он повернулся к халифу и сказал:

— О повелитель верующих! Поистине, народы, жившие до нас, жили во благе и благополучии до тех пор, пока их предводители приходили к их учёным, желая обрести то, что было у них. А потом появились недалёкие люди, которые приобрели знание и стали приходить с ним к предводителям, желая получить за него что-нибудь из мирских благ. И предводители перестали обращаться к учёным. И они стали пропащими и слабыми, уронив себя в глазах Всевышнего Аллаха. А если бы Учёные были равнодушны к тому, что есть у правителей, правители стремились бы обрести то, что есть у учёных. Однако учёные стали стремиться к тому, чем обладают правители, и те сделались равнодушными к ним и стали относиться к ним пренебрежительно.

 

144 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Халиф сказал:

— Ты прав... Добавь мне твоих наставлений, о Абу Хазим, ибо мне не случалось видеть человека, к устам которого мудрость была бы ближе, чем к твоим.

Он сказал:

— Если ты из тех, кто внимает наставлениям, то я сказал тебе достаточно. А если ты не относишься к ним, то не пристало мне стрелять из лука, у которого нет тетивы.

Халиф сказал:

— Я заклинаю тебя дать мне наставление, о Абу Хазим.

Тот сказал:

— Хорошо. Я дам тебе наставление, но буду краток. Возвеличивай твоего Всевышнего Господа. И не допускай, чтобы Он увидел тебя там, где Он запретил тебе быть, и не обнаружил тебя там, где Он повелел тебе быть.

После этого Абу Хазим простился с халифом и удалился. Халиф же сказал:

— Да воздаст тебе благом... Прекрасный учёный и наставник.

 

 


Не успел Абу Хазим дойти до своего дома, как обнаружил, что повелитель верующих послал ему мешочек с динарами и написал ему: «Расходуй их. У меня для тебя приготовлено много таких же».

Абу Хазим отказался принимать деньги и написал повелителю верующих: «О повелитель верующих! Прошу у Аллаха защиты от того, чтобы вопросы, которые ты задавал мне, были заданы тобою не всерьёз, а твои ответы мне были ложью... Клянусь Аллахом, я не желаю этого тебе, о повелитель верующих, так как я могу желать этого себе?! О повелитель верующих! Если эти динары ты даёшь мне за то, что я говорил тебе, то вынуж-

 

 

Саляма ибн Динар (Абу Хазим аль- А'радж) 145

 

 


денное употребление в пищу мертвечины и мяса свиньи является более дозволенным. А если это моё право из казны мусульман, то дал ли ты всем остальным столько же, сколько дал мне?..»

 

 


Дом Салямы ибн Динара был чистым источником для искателей знания и стремящихся к праведности, будь то его братья по вере или ученики. Однажды к нему зашёл 'Абд-ар-Рахман ибн Джарир со своим сыном. Они сели, поприветствовали его и обратились к Аллаху с мольбой за него, попросив для него блага в этом мире и в мире вечном.

Он ответил на их приветствие ещё лучшим приветствием и принял их радушно. Потом они стали беседовать, и 'Абд-ар-Рахман ибн Джарир спросил:

— Как добиться внимательности и бдительности сердца, о Абу Хазим?

Он ответил:

— Когда человек исправляет помыслы свои, ему прощаются тяжкие грехи, и если раб Аллаха решительно вознамерился отказаться от грехов, то бдительность сердца придёт к нему. И не забывай, о 'Абд-ар-Рахман, что небольшое количество мирских благ способно отвлечь нас от многих деяний, совершаемых ради мира вечного. И каждое благо, не приближающее тебя к Всевышнему Аллаху, на самом деле беда.

Его сын сказал:

— Поистине, у нас много шейхов. С кого же из них нам брать пример?

Он ответил:

— Сынок, следуй примеру тех, кто боится Аллаха в отсутствие людей и избегает сомнительного и порицаемого, исправляет душу свою в юные годы и не откладывает это на старость. И знай, сынок, что каждый день, в который восходит солнце,

 

146 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


к искателю знания обращаются его страсть и его знание, а потом начинают спорить в груди его, как спорят участники тяжбы. Если знание его побеждает страсти, то этот день становится его приобретением, а если страсти побеждают знание, то этот день он теряет.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 430. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия