Студопедия — АМИР ИБН 'АБДАЛЛАХ АТ-ТАМИМИ 9 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

АМИР ИБН 'АБДАЛЛАХ АТ-ТАМИМИ 9 страница






'Абд-ар-Рахман ибн Джарир сказал:

— Ты часто побуждаешь нас быть благодарными, о Абу Хазим... А в чём истинная суть благодарности?

Он ответил:

—Каждый орган нашего тела обязан благодарить Аллаха.

'Абд-ар-Рахман спросил:

—Какова же благодарность глаз?

Абу Хазим ответил:

— Если ты увидишь ими нечто благое, ты должен объявить о нем открыто, а если увидишь нечто скверное, ты должен сокрыть это.

'Абд-ар-Рахман спросил:

— Какова же благодарность ушей?

Абу Хазим ответил:

— Если ты услышишь ими нечто благое, ты должен усвоить его, а если услышишь ими нечто скверное, ты должен похоронить его.

'Абд-ар-Рахман спросил:

— Какова же благодарность рук?

Абу Хазим ответил:

— Ты не должен брать ими то, что не предназначено для тебя, и не должен удерживать их от соблюдения прав Аллаха. И не забывай, о 'Абд-ар-Рахман: тот, кто ограничивается тем, что благодарит своим языком, не привлекая остальные органы и сердце к участию, подобен человеку, у которого есть одежда, но он лишь держит её за край, но не надевает, и потому она не спасает его ни от зноя, ни от холода.

 

 

Саляма ибн Динар (Абу Хазим аль- А'радж) 147

 

 


Однажды Саляма ибн Динар отправился вместе с войском мусульман, которое следовало в земли византийцев, желая сражаться на пути Аллаха.

Почти добравшись до пункта своего назначения, войско остановилось на отдых, чтобы собраться с силами перед встречей с врагом. В составе войска был командующий из числа бану Умайя. Он послал гонца к Абу Хазиму и велел передать ему: мол, предводитель приглашает тебя к себе, чтобы ты побеседовал с ним и просветил его.

Он написал ему: «О предводитель, я застал обладателей знания, которые не несли религию людям мира этого, и я не думаю, что ты желаешь, чтобы я стал первым, кто сделает это. Если ты нуждаешься в нас, то приди к нам сам. И мир тебе И тем, кто с тобой».

Прочитав его письмо, предводитель сам отправился к нему, поприветствовал его и пожелал ему блага, после чего сказал:

— О Абу Хазим! Мы прочитали написанное тобой, и наше уважение к тебе увеличилось, и ты стал для нас дороже Прежнего. Обратись же к нам с наставлением и напоминанием. И да воздастся тебе за это благом...

И Абу Хазим стал обращаться к нему с напоминанием. И наставлять его и среди прочего сказал:

— Посмотри, что ты хочешь иметь в мире вечном, и трудись ради этого в мире этом, и посмотри, что ты не хотел бы взять с собой в мир вечный, и будь равнодушен к этому в мире этом. И знай, о предводитель, что если ложное будет приниматься и распространяться у тебя, то приверженцы ложного и лицемеры потянутся к тебе и окружат тебя со всех сторон. А если истина будет приниматься и распространяться у тебя, то вокруг тебя соберутся приверженцы благого и помогут тебе... выбери же для себя то, что тебе милее.

 

148 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Когда к Абу Хазиму аль-А'раджу пришла смерть, его товарищи сказали ему:

— Как ты, о Абу Хазим?

Он ответил:

— Если мы спаслись от зла того, что мы делали в мире этом, то нам не повредит то из него, что не обошло нас стороной.

Сказав это, он прочитал аят: «Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Милостивый одарит любовью» (19:96).

И он повторял его, пока душа его не покинула тело.

 

СА'ИД ИБН АЛЬ-МУСАЙЯБ

 

Са'ид иби аль-Мусайяб давал фетвы при жизни сподвижников.

Из высказываний историков

 

П овелитель верующих 'Абд-аль-Малик ибн Мерван собрался совершить хадж к Заповедному дому и посетить вторую из двух заповедных территорий и поприветствовать Посланника Аллаха .

Когда настал месяц зу-ль-ка'да*, караван халифа отправился в Хиджаз. Халифа сопровождали славные предводители бану Умайя, люди, занимавшие ключевые посты в государстве, и некоторые из детей халифа.

Караван двигался по дороге, ведущей из Дамаска в Медину, не слишком медленно, но и без лишней спешки.

Во время каждой остановки для них ставили шатры и стелили ковры. Они устраивали собрания с целью приобретения знаний и просвещения, чтобы глубже понимать религию. Они несли своим сердцам и душам мудрость и благое увещевание.

 

 


Когда халиф добрался до пресветлой Медины, он посетил мечеть Пророка и поприветствовал его, а также ему посчастливилось совершить молитву в пречистой ар-Рауде между могилой Пророка , и его минбаром.

 


* Зу-ль-ка'да — одиннадцатый месяц мусульманского календаря.

 

150 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Он ощутил отдохновение и обрёл душевный покой, которого у него не было прежде. И он решил пробыть в городе Посланника Аллаха как можно дольше.

 

 


Пристального внимания халифа удостоились кружки искателей знания, которых было много в мечети Медины. В этих кружках сияли, как яркие звёзды на небосклоне, выдающиеся учёные из числа старейших последователей сподвижников. Был тут кружок 'Урвы ибн аз-Зубайра, кружок Са'ида ибн аль-Мусайяба и кружок 'Абдаллаха ибн 'Утбы...

 

 


В один из дней халиф проснулся после полуденного отдыха не в обычное время и позвал привратника:

Майсара! Тот ответил:

Вот я перед тобой, о повелитель верующих! Халиф сказал:

— Отправляйся в мечеть Посланника и позови к нам кого-нибудь из учёных, чтобы он побеседовал с нами...

 

 


Майсара отправился в мечеть Пророка . Оглядевшись, он увидел единственный кружок искателей знания, в центре которого сидел шейх шестидесяти с лишним лет. В нём угадывалась простота учёного. От него веяло торжественным спокойствием, а вид его был величественным.

Майсара остановился недалеко от кружка и сделал шейху знак рукой. Шейх не обратил на него никакого внимания и никак не отреагировал на его жест. Майсара приблизился и сказал:

 

 

Са'ид ибн аль- Мусайяб 151

 

 


—Разве ты не видишь, что я делаю тебе знак?

Шейх спросил:

—Мне?

Майсара ответил:

—Да.

Шейх спросил:

— А что тебе нужно?

Он ответил:

— Повелитель верующих, проснувшись, велел мне: мол, иди в мечеть, найди там собеседника для меня и приведи его ко мне.

Шейх сказал:

— Я не собеседник ему.

Майсара сказал:

— Но он желает, чтобы я привёл знатока хадисов, который рассказывал бы ему хадисы.

Шейх сказал:

— Тот, кто желает чего-то, идёт к этому сам. В кружке в мечети найдётся место для него, если он пожелает прийти. Хадисы не приходят к людям — за ними ходят сами.

Привратник вернулся к халифу и сказал:

— Я не нашёл в мечети никого, кроме одного шейха. Я сделал ему знак, но он не поднялся со своего места. Я приблизился к нему и сказал: мол, повелитель верующих проснулся и велел мне пойти в мечеть и найти для него собеседника. А он ответил мне спокойно и решительно: «Я не собеседник еМу. И в кружке в мечети найдётся место для него, если он желает услышать хадисы».

'Абд-аль-Малик ибн Мерван горько вздохнул и, быстро поднявшись, направился во внутреннюю часть дома со словами:

— Это Са'ид ибн аль-Мусайяб... Лучше бы ты не подходил к нему и не заговаривал с ним.

 

 

152 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Когда халиф, покинув своих собеседников, скрылся во внутренних покоях, самый младший из сыновей 'Абд-аль-Малика посмотрел на старшего брата и спросил:

— Кто этот человек, который не подчиняется повелителю верующих и отказывается предстать перед ним и посетить его собрание? Мир этот покорился ему и испытывает благоговейный страх перед ним, и правители византийцев боятся его...

Его старший брат сказал:

— Это человек, дочь которого повелитель верующих сватал за твоего брата аль-Валида, но он отказался отдать её за него.

Младший брат удивился:

— Он не согласился выдать её за аль-Валида ибн 'Абд-аль-Малика?! Неужели он надеялся найти для неё более достойного супруга, чем наследник и преемник повелителя верующих, будущего халифа мусульман?

Старший брат промолчал, ничего не ответив.

Младший не унимался:

— Если он не пожелал отдать свою дочь за наследника повелителя верующих, то нашёл ли он для неё достойного супруга, подходящего для неё? Или же он вообще не стал выдавать ее замуж, как поступают некоторые?

Старший брат сказал:

— Если честно, я ничего не знаю о том, что с ней стало.

Один из присутствующих, человек из числа жителей Медины, посмотрел на них и сказал:

— Если эмир позволит мне, я расскажу вам её историю полностью... Она вышла замуж за юношу из числа жителей нашего квартала. Его зовут Абу Вада'а. Он наш сосед — его дом прямо возле нашего. У их брака интересная история, которую он лично рассказывал мне...

Братья попросили:

— Расскажи нам.

 

 

Са'ид ибн аль- Мусайяб 153

 

 


Их собеседник сказал, что Абу Вада'а рассказал ему следующее.

«Я, как ты знаешь, почти всё своё время проводил в мечети Посланника Аллаха , приобретая знания. И я постоянно посещал кружок Са'ида ибн аль-Мусайяба и старался занять место поближе к нему. И вот однажды я в течение нескольких дней не посещал его кружок. Обнаружив моё отсутствие, он решил, что я, по-видимому, заболел или со мной что-то случилось. Он спросил других участников его кружка, но никто из Них ничего не знал обо мне. Когда спустя несколько дней я появился в его кружке вновь, он поприветствовал меня и спросил:

— Где ты был, Абу Вада'а?

Я ответил:

— У меня умерла жена, и я был занят этим...

Он сказал:

— Почему же ты не сообщил нам об этом? Мы бы помог ли тебе, помогли бы тебе похоронить её и поддержали бы тебя в твоём горе.

Я сказал:

— Да воздаст вам Аллах благом.

И я уже собрался подняться и удалиться, но он попросил меня остаться. Дождавшись, когда остальные разойдутся, он спросил:

— Абу Вада'а, а ты не думал о том, чтобы жениться снова?

Я ответил:

— Да помилует тебя Аллах... Кто же отдаст за меня свою дочь? Ведь я юноша, который вырос сиротой и живёт в бедности. У меня ничего нет, кроме двух или трёх дирхемов...

Он сказал:

— Я отдам за тебя свою дочь.

Я потерял дар речи от удивления. В конце концов я выговорил:

 

 

154 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


— Ты отдашь за меня свою дочь после того, что ты узнал обо мне?

Он ответил:

— Да. Когда к нам приходит тот, чьей религией и нравом мы довольны, мы женим их. А твоей религией и нравом мы довольны.

Потом он повернулся к людям, которые находились недалеко от нас, и позвал их. Когда они подошли, он восхвалил Всевышнего Аллаха и призвал благословение на Его Пророка Мухаммеда . И он объявил, что отдаёт свою дочь за меня, и заключил брак, назначив брачный дар в размере двух дирхемов.

Я поднялся, не зная, что сказать, — так я был удивлён, растерян и обрадован...

Потом я пошёл домой. В тот день я постился. Забыв о своём посте, я говорил себе:

— Горе тебе, Абу Вада'а! Что ты с собой сделал! У кого ты будешь теперь занимать? У кого станешь просить деньги?

Так я сидел, пока не раздался азан закатной молитвы-магриб. Совершив обязательную молитву, я сел за свой ифтар, который состоял из хлеба и растительного масла. Едва я успел проглотить кусок или два, как в дверь постучали. Я спросил:

— Кто там?

Мне ответили:

— Са'ид.

И, клянусь Аллахом, я вспомнил каждого из своих знакомых, кто носил имя Са'ид, кроме Са'ида ибн аль-Мусайяба, потому что вот уже сорок лет его не видели нигде, кроме его дома и мечети.

Я открыл дверь и увидел перед собой Са'ида ибн аль-Мусайяба.

Я решил, что он передумал насчёт моей женитьбы на его дочери, и сказал:

 

 

Са'ид ибн аль- Мусайяб 155

 

 


— Абу Мухаммад?.. Почему же ты не послал за мной? Я бы сам пришёл к тебе...

Он сказал:

—- Сегодня ты больше заслуживаешь того, чтобы я сам пришёл к тебе.

Я сказал:

—Прошу, входи.

Он сказал:

—Нет... Я пришёл по делу.

Я спросил:

— По какому же, да помилует тебя Аллах?

Он ответил:

— Видишь ли, согласно Шариату Аллаха, моя дочь стала твоей женой ещё утром. И я знаю, что ты сидишь здесь в одиночестве и рядом с тобой никого нет. И мне не хотелось, чтобы ты ночевал в одном месте, а твоя жена — в другом. Вот я и привёл её к тебе.

Я сказал:

— Горе мне... Ты привёл её ко мне?

Он ответил:

—Да.

Я посмотрел и увидел, что она действительно стоит у двери. Он повернулся к ней и сказал:

— Входи в дом твоего мужа, дочь моя, с именем Аллаха и Его благодатью...

Стесняясь, она неловко сделала шаг и, наступив на свой подол, едва не упала.

А я стоял в растерянности, не зная, что сказать. Потом я поспешил отодвинуть блюдо с хлебом и маслом подальше от лампы, чтобы она не увидела его, после чего поднялся на крышу и позвал соседей. Они откликнулись и спросили:

—Что случилось?

 

 

156 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Я ответил:

— Са'ид ибн аль-Мусайяб женил меня на своей дочери. Сегодня в мечети. А сейчас он неожиданно привёл её ко мне. Придите и посидите с ней, чтобы она была не одна, пока я схожу за своей матерью — её дом далеко отсюда.

Старуха-соседка сказала:

— Горе тебе, да ты хоть понимаешь, что говоришь? Са'ид ибн аль-Мусайяб выдал за тебя свою дочь и сам привёл её к тебе? И это после того, как он не согласился отдать её аль-Валиду ибн 'Абд-аль-Малику?

Я ответил:

— Да, всё так... Вот она здесь, у меня. Придите же и присмотрите за ней.

Соседки пришли, всё ещё не веря своим ушам. Они поприветствовали её и скрасили её одиночество, пока меня не было.

Спустя некоторое время я вернулся вместе с матерью. Увидев девушку, моя мать посмотрела на меня и сказала:

— Я на тебя и смотреть больше не стану, если ты не позволишь мне забрать её и подготовить как следует, а потом привести её к тебе, как приводят благородных женщин!

Я сказал:

— Можешь делать, что пожелаешь.

И она забрала её на три дня, а потом привела её ко мне. И я обнаружил, что она одна из самых красивых женщин Медины и к тому же принадлежит к числу людей, очень хорошо знающих Книгу Всевышнего Аллаха, хадисы Посланника , а также права мужа. Прошло несколько дней. Ни её отец, ни кто-либо из её родственников не навещал нас всё это время.

Потом я пришёл к шейху в мечеть и поприветствовал его. Он ответил на моё приветствие, но не стал разговаривать со мной. А когда все разошлись, он спросил:

— Как поживает твоя жена, о Абу Вада'а?

 

 

Са'ид ибн аль- Мусайяб 157

 

 


Я ответил:

—Так, как угодно другу и ненавистно врагу...

Он ответил:

—Хвала Аллаху.

Вернувшись домой, я обнаружил, что он послал нам большую сумму, чтобы поддержать нас».

 

 


Сын 'Абд-аль-Малика сказал:

— Меня удивляют поступки этого человека...

Житель Медины сказал:

— Что же удивляет тебя, о эмир? Клянусь Аллахом, дело не в том, что он поскупился отдать свою дочь сыну повелителя верующих или считал его недостойным её. Просто он побоялся искушать её мирскими благами. Один из его товарищей как-то сказал: «Ты отверг сватовство повелителя верующих, а потом выдал свою дочь за человека из числа простых мусульман!» Са'ид ответил: «Поистине, я несу ответственность перед Аллахом за свою дочь, и, поступая так, я заботился о её же благе». Тот спросил: «Как же это?» Са'ид ответил: «А вы подумайте, что с ней стало бы, если бы она переехала жить во дворцы бану Умайя и жила бы там в роскоши, среди украшений и мебели, в окружении слуг, придворных и невольниц, а в один прекрасный день стала женой халифа? Что бы стало с её религией?!»

Один из жителей Шама заметил:

— Видно, ваш товарищ необычный человек.

Житель Медины ответил:

— Сказав это, ты не погрешил против истины... Он постится днем и простаивает ночи в молитве и уже совершил хедж около сорока раз. И за сорок лет он ни разу не пропустил открывающего такбира в мечети Посланника , И за всё это

 

 

158 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


время ему ни разу не случалось видеть перед собой в молитве чей-то затылок, потому что он всегда стоял в первом ряду. Он мог жениться на любой курайшитке, но выбрал дочь Абу Хурайры из-за того положения, которое Абу Хурайра занимал при Посланнике Аллаха , множества хадисов, которые он передал от него и его стремления перенимать от него знание. Он с ранних лет посвятил себя знанию. И он заходил к жёнам Пророка , и это принесло ему немало пользы. Он учился у Зейда ибн Сабита, 'Абдаллаха ибн 'Аббаса и 'Абдаллаха ибн 'Умара. И он слышал хадисы от 'Усмана, 'Али, Сухайба и других сподвижников благородного Пророка . Он перенял от них их нрав и достоинства. И на протяжении всей жизни он повторял слова, которые в конце концов стали его девизом: «Ничто не возвышает души рабов Аллаха так, как покорность Аллаху, и ничто не унижает их души так, как ослушание Его»...

 

 

СА'ИД ИБН ДЖУБАЙР

 

Са'ида иби Джубайра убили тогда, когда не было на земле человека, который не нуждался бы в его знании.

Ахмад ибн Ханбаль

 

 

Э то был крепкий и энергичный юноша в самом расцвете сил. К тому же у него было чистое сердце, он отличался острым умом. Он тянулся к достойному и питал отвращение к запретному.

Он был темнокожим, с курчавыми волосами — сказывалось эфиопское происхождение. Но это не уменьшало значимости его особенной, уникальной личности, которая была такой уже тогда, в юные годы.

 

 


Юноша-эфиоп, живший среди арабов, понял, что знание — это правильный путь, ведущий к Аллаху, и что богобоязненность — дорога в Рай. И он поместил богобоязненность справа, знание — слева, и с упорством и усердием пошёл по жизни, Возложив на них руки и опираясь на них.

С ранних лет люди видели его склонившимся над книгой и приобретающим знание или выстаивающим молитву.

Это был один из самых известных мусульман своего времени — Са'ид ибн Джубайр, да будет доволен им Аллах и да сделает Он его довольным!

 

 


Са'ид ибн Джубайр перенимал знание от виднейших сподвижников, в том числе и от Абу Са'ида аль-Худри, 'Ади ибн

 

 

160 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Хатима ат-Таи, Абу Мусы аль-Аш'ари, Абу Хурайры ад-Дауси, 'Абдаллаха ибн 'Умара и матери верующих 'Аиши (да будет доволен Аллах ею и ими всеми). Но главным его учителем был 'Абдаллах ибн 'Аббас — великий учёный общины Мухаммада Ш и её бескрайний океан знаний.

 

 


Са'ид ибн Джубайр следовал за Ибн 'Аббасом так же, как следует за человеком его тень. Он научился от него чтению Корана и его толкованию, а также хадисам и толкованиям сложных слов в них. Под его руководством Са'ид обрёл глубокое понимание религии и научился толкованию Корана. Он учился у него арабскому языку и овладел им в совершенстве. Он достиг в знании таких высот, что не осталось на земле человека из числа его современников, который не нуждался бы в его знании. Он объехал области исламского государства в поисках знания, путешествуя столько, сколько пожелал Аллах. И когда он приобрёл столько знания, сколько желал приобрести, то поселился в Куфе, став для жителей города учителем и имамом.

 

 


Одну ночь в рамадане он руководил молитвой людей, читая ая-ты так, как читал 'Абдаллах ибн Мае'уд, а в другую он читал так, как читал Зейд ибн Сабит, в третью — демонстрировал ещё какое-нибудь чтение, и так далее.

Совершая молитву в одиночестве, он порой прочитывал весь Коран в одном рак'ате. Когда он доходил до слов Всевышнего «Но они узнают, когда с оковами на шеях и в цепях их поволокут в кипяток, а потом сожгут в Огне» (40:70—72) или читал другие подобные аяты, содержащие угрозу, кожа его покрывалась мурашками, сердце начина-

 

Са'ид ибн Джубайр 161

 


до стлать быстро, а из глаз бежали слёзы. И он повторял эти слова, читая аяты снова и снова так, что едва не испускал дух.

 

 


Два раза в год он отправлялся к Заповедному дому Аллаха: первый раз он ехал туда в месяце раджаб, чтобы совершить 'умру, а второй — в месяце зу-ль-ка'да, чтобы совершить хадж. Искатели знаний, блага, благочестия и добрых советов приезжали в Куфу, чтобы припасть к чистейшему неиссякаемому источнику, которым был для них Са'ид ибн Джубайр. Они учились у него следовать правильным путём.

Кто-то спрашивал его о страхе перед Всевышним Аллахом, и он отвечал:

— Страх перед Ним — это когда Ты боишься Всевышнего Аллаха так, что это мешает тебе ослушиваться Его.

А когда другой спрашивал его о поминании, он отвечал:

— Поминание — это покорность Всевышнему Аллаху. Кто обратился к Аллаху и покорен Ему, тот поминает Его. А кто отворачивается от Него и не покорен Ему, тот не является поминающим, даже если он всю ночь прославляет Аллаха и читает аяты Корана!

 

 


В те времена, когда Са'ид ибн Джубайр поселился в Куфе, ею управлял аль-Хаджжадж ибн Юсуф ас-Сакафи, поскольку аль-Хаджжадж был наместником двух Ираков (Куфы и Басры), восточных областей и Мавераннахра. Это был пик его могущества и тирании. Это было после того, как он убил 'Абдаллаха ибн аз-Зубайра, покончил с его движением, подчинил Ирак султану из бану Умайя и потушил пламя восстаний, вспыхивавших тут и там, отрубив множество голов... Сердца людей наполнились страхом перед аль-Хаджжаджем и его тиранией.

 

162 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 


Потом Аллах пожелал, чтобы между аль-Хаджжаджем ибн Юсуфом и одним из его крупнейших военачальников 'Абд-ар-Рахманом ибн аль-Аш'асом начался раздор. Этот конфликт стал причиной смуты, уничтожающей всё на своём пути.

А дело было вот как. Аль-Хаджжадж послал 'Абд-ар-Рахмана ибн аль-Аш'аса во главе войска против Ратбиля, тюркского правителя областей, прилегающих к Сиджистану.

Доблестный полководец-триумфатор захватил половину земель Ратбиля, занял его неприступные крепости и собрал огромную военную добычу, после чего отправил гонца к аль-Хаджжаджу, сообщая ему радостную весть об держанной победе. Гонец отвёз к аль-Хаджжаджу пятую часть военной добычи, которая предназначалась для казны мусульман.

'Абд-ар-Рахман также написал аль-Хаджжаджу, прося разрешения прекратить сражения на некоторое время, чтобы хорошо изучить области и провести разведку, прежде чем продвигаться вглубь незнакомых областей, и не подвергать войска ненужной опасности.

Аль-Хаджжадж разгневался и послал ему ответное послание, в котором называл его презренным трусом и предостерегал его, грозясь даже отстранить от командования войсками.

'Абд-ар-Рахман собрал влиятельных воинов и командующих отрядов, зачитал им письмо аль-Хаджжаджа и посоветовался с ними. Они призвали его выступить против аль-Хаджжаджа и выйти из повиновения.

'Абд-ар-Рахман сказал им:

— Вы присягнёте мне и поможете мне сражаться с ним до тех пор, пока Аллах не очистит землю Ирака от его скверны?

Воины присягнули ему.

 

 

Са'ид ибн Джубайр 163

 


'Абд-ар-Рахман ибн аль-Аш'ас повёл своё горящее ненавистью к аль-Хаджжаджу войско в бой. Начались кровавые сражения между ним и войсками аль-Хаджжаджа. 'Абд-ар-Рахман одерживал блистательные победы. Подчинив себе Сиджистан и большую часть персидских земель, после чего решил отобрать у аль-Хаджжаджа Куфу и Басру.

 

 


Пламя войны бушевало, 'Абд-ар-Рахман ибн аль-Аш'ас одерживал победу за победой. А тут ещё у аль-Хаджжаджа случилась беда, из-за которой его противник стал ещё сильнее. Наместники областей написали аль-Хаджжаджу, что почти все зиммии приняли ислам, чтобы не платить джизью, покинули селения, в которых прежде работали, и переселились в города. Земельный налог-харадж почти не собирается, податей совсем не стало.

Аль-Хаджжадж велел своим наместникам в Басре и других областях, чтобы они собрали всех зиммиев, перебравшихся в город, и вернули их в селения, вне зависимости от того, как давно они переселились в город.

Наместники исполнили приказ и заставили множество людей покинуть свои дома и оставить свои источники доходов. •Согнав их на окраины города вместе с их женщинами и детьми, они велели им возвращаться в свои селения, которые они покинули много лет назад. Женщины, дети и старики стали плакать Н кричать, звать на помощь и восклицать:







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 389. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия