Вопрос №1. В самостоятельных письменных работах формулируется авторское понимание проблемы, предлагаемые выводыВ самостоятельных письменных работах формулируется авторское понимание проблемы, предлагаемые выводы, основанные на общей и частных теориях религиоведения и смежных научных дисциплин. Полезно соблюдать следующую последовательность: • осмысление избранной (выданной) темы (проблемы) для освещения в письменной работе и формирование соответствующего замысла; • поиск информационных и документальных источников; • систематизация материалов и выработка плана написания работы; • написание текста работы; • обработка рукописи, оформление научно-справочного аппарата, приложений, титульного листа.
При осмыслении проблемы и формировании замысла написания письменной работы, важно четко определить: · какая решается задача; · какой вид письменной работы готовится; · делается акцент на теоретическое обоснование проблемы или обобщается практика; · какой справочный или иллюстративный материал должен быть представлен.
Написание текста рукописи (набор на электронном носителе) – сложная часть самостоятельной работы. Ни к одной из форм письменной работы не подходит путь переписывания или простой компиляции. Текст пишется самостоятельно на основе творческого (аналитического, научного) анализа собранных и отобранных материалов. Письменные работы представляются к защите в деканат в распечатанном виде на бумаге формата А-4. Текст выполняется в редакторе Microsoft Word. Гарнитура – Times New Roman (Cyr.). Величина шрифта в тексте – 14 кегль. Межстрочный интервал – 1,5. Ссылки оформляются согласно ГОСТ 7.1. – 84. В конце работы помещается полный список литературы по теме в алфавитном порядке. Список литературы осуществляется в соответствие с правилами полного библиографического описания. Контрольная работа предназначена для контроля за ходом самостоятельного изучения религиоведения. В этой работе необходимо показать знание программного материала и рекомендованной литературы, умение применить теоретические положения к решению практических задач. Данный вид работы представляет собой письменный ответ на вопрос (выполнение конкретного задания), который рассматривается в рамках одной из тем учебной дисциплины. Содержание ответа на поставленный вопрос включает: · показ автором знания теории вопроса и понятийного аппарата; · понимание механизма реально осуществляемой практики; · выделение ключевых проблем в соответствующих сферах общественной жизни.
Объем контрольной работы, как правило, не должен превышать 8-10 страниц печатного текста через полтора интервала. Контрольная работа имеет титульный лист. Работа представляется в деканат не менее чем за десять дней до зачета или в установленное преподавателем время. Критерии оценки выполненной работы: · Следование требованиям задания · Краткость и логика изложения · Аргументированность работы
Религиоведение Вопросы к зачету 1) Статистическое расслоение российского населения по признаку вероисповедания. Правовая основа функционирования религиозных организаций в Российской Федерации. Вопрос о традиционных религиях в Российской Федерации. 2) Феномен сектантства. История сектантства в России. Секты в современной России. Правовая и законодательная характеристика сектантства. 3) Сектантство как угроза национальной безопасности страны. Религиозная секта как инструмент воздействия на индивидуальное и массовое сознание. Сектанты как объект политических и финансовых манипуляций. 4) Законодательное и правовое регулирование религиозной сферы. Ответственность за правонарушения в религиозной сфере. 5) Религиозная символика и ее использование в современном информационном пространстве. Правовые ограничения и нарушения. Правовая ответственность. 6) Религиозный фанатизм. Психологическая природа. Религиозный фанатик как объект политических манипуляций. 7) Религиозный фундаментализм. Природа явления. Фундаменталисты как объект политических манипуляций. 8) Имидж Русской православной церкви в современной России. Восприятие разными целевыми группами общественности (верующими гражданами России, современными атеистами, консервативно настроенными гражданами, представителями других вероисповеданий). 9) Имидж Русской православной церкви в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г. Церковь как средство сплочения народа в годы войны. Негативные явления в церковной среде: коллаборационизм в среде священнослужителей. Использование последнего факта современными манипуляторами от истории и политики для создания негативного имиджа современной церкви. 10) Русская православная церковь за рубежом. История создания. Причины противоречий между РПЦ и РПЦЗ. Объединение двух церквей и влияние данного события на имидж православной церкви и российского государства. 11) РПЦЗ в годы Второй мировой войны. Отношение к воюющим сторонам. Влияние политической позиции РПЦЗ на ее имидж. 12) Реформы патриарха Никона. 1650-1660-е годы. История и последствия раскола Русской православной церкви. 13) Староверы в современной России и за рубежом. Староверы как целевая группа общественности. Возможности использования данной целевой группы для продвижения российских интересов и культуры за рубежом. 14) Религиозные войны в Средние века. Причины. Цели. Влияние на углубление культурных противоречий между Востоком и Западом. 15) Ватикан в системе феодальных отношений в Европе. Римская католическая церковь как арбитр в решении международных вопросов и конфликтов. 16) Имидж Ватикана сегодня. Влияние Римской католической церкви в международной политике сегодня. Негативные аспекты имиджа римско-католической церкви сегодня. Проблемы восприятия «политики» Ватикана в мире. 17) Протестантство. История противоречий между католиками и протестантами в Европе. Негативный имидж католических священнослужителей как повод и причина раскола. 18) США. Пуританство как основа создания государства. Пуританская догматика. Пуританство как оппозиция англиканской церкви. 19) США. Конфессиональное многообразие. Законодательное и правовое регулирование религиозной сферы. 20) Религиозное законодательство в США. Ответственность за правонарушения в религиозной сфере. 21) США как «религиозная нация». Религиозность как основа национального единства. 22) Миссионерство в колониальную эпоху. Опыт Франции и Великобритании. Значение миссионерской деятельности. Имидж миссионера и имидж распространяемой религии. Отношение к миссионерству в колониях. 23) Миссионерство в колониальную эпоху. Опыт России. Православные священники-миссионеры в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Значение миссионерской деятельности. 24) Миссионерская деятельность как средство формирования имиджа и репутации государства за рубежом. 25) Миссионерство в эпоху информационных войн. Деятельность сект в России в 1990-е годы. Миссионерская деятельность как средство воздействия на массовое и индивидуальное сознание граждан.
Вопрос №1. Статистическое расслоение российского населения по признаку вероисповедания. Правовая основа функционирования религиозных организаций в Российской Федерации. Вопрос о традиционных религиях в Российской Федерации В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений о их религиозной принадлежности. Таким образом, о религиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификации можно судить лишь по социологическим опросам населения. Результаты таких опросов весьма противоречивы. Так, в опросе от 2007 года, РПЦ утверждала, что в числе её последователей около 120 млн граждан России, в то время как лидеры ислама считали, что мусульман в стране от 13 до 49 миллионов. И поскольку в РФ всего проживает 144 миллиона человек, очевидно, что как минимум одна из конфессий преувеличивает свою «популярность».[8] По данным социологического исследования, проведённого в августе 2012 года в 79 из 83 субъектов РФ, религиозность у россиян, общая численность которых 143,2 млн человек, распределилась так[9][10][11]:
Согласно опросу, проведённому в июле 2012 года службой «Глас Рунета», среди пользователей русскоязычного интернета верующими являются 67 %[13]. Согласно последнему на настоящий момент исследованию Левады-Центра (ноябрь 2012 года), процент верующих в России распределился следующим образом[14]:
Данные ФОМ на июнь 2013 года следующие[15]:
|