Правовая основа функционирования религиозных организаций в Российской Федерации. Вопрос о традиционных религиях в Российской Федерации
Со второй половины 1990-х гг. в научном обороте широкое распространение получают дефиниции «традиционные религии», «традиционные религиозные организации», в число которых входят и православие, Русская Православная Церковь. Поскольку по ст. 14 Конституции Российской Федерации «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом», требования предоставить некоторым конфессиям особый статус «традиционная религия» вызывают серьезные противоречия в российском обществе. Сам термин «традиционные религии» является дискуссионным. В словарях и справочниках предлагаются дефиниции «религия», «традиция», но четкого определения «традиционная религия» нет. Так, в словаре-справочнике «Религия» читаем: «Традиционные религии - 1) ранние формы религии; то же, что традиционные верования; 2) условно-обобщающий термин для обозначения религий народов, которые изначально жили на территории какого-либо государства или на территориях, входивших в его состав на протяжении веков, - в противоположность нетрадиционным религиям, «привнесенным» извне в течение последних десятилетий. Считается, что традиционные религии оказали определяющее влияние на развитие духовности и культуры, внесли существенный вклад в историю, традиции, культуру, язык и самоосознание народа и поэтому могут претендовать на особое покровительство со стороны государства. Однако нечеткость и размытость критериев для отнесения тех или иных верований и религиозных структур к традиционным религиям делают термин в таком словоупотреблении двусмысленным и малосодержательным» [10]. Доктор юридических наук И. В. Понкин обращает внимание на тот момент, что статус традиционной религиозной организации существенно отличается от статуса государственной религии: «Признаками государственной религии являются: государственное финансирование всех ее расходов; государственные чиновники осуществляют управление делами церкви; только священники государственной религии имеют право вести службы в тюрьмах, образовательных учреждениях; только священники государственной религии приглашаются на официальные государственные мероприятия; руководство государственной религии активно вмешивается в дела государства и пр.» [9, с. 55]. Священник Д. Сысоев пишет, про «набор аргументации, применяемой ныне сторонниками «традиционности религии»: это и указание в качестве критериев истинности какой-либо веры ее древности и степени распространения, и утверждение, будто истинная религия должна поддерживать крепость государства и обеспечивать материальное благосостояние своим адептам» [12]. В действующем российском законодательстве термины «традиционная религия» или «традиционная конфессия» отсутствуют. Но преамбула Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» декларирует признание государством особой роли православия в истории страны и выражение уважения к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, являющимся неотъемлемой частью духовного и исторического наследия народов России. Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», заменивший Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-I «О свободе вероисповеданий», в преамбуле содержит признание «особой роли православия в истории России».[3] Православие (в понимании термина государственными органами и религиоведами) в РФ представлено Русской Православной Церковью, старообрядческими объединениями, а также рядом неканонических (альтернативных) православных организаций русской традиции. Русская православная церковь — крупнейшее религиозное объединение на территории России. РПЦ полагает себя исторически первой христианской общиной в России: официально-государственное начало было положено святым князем Владимиром в 988 году, согласно традиционной историографии.
Исследователь Николай Митрохин писал (2006):[17]
С. А. Бурьянов, С. А. Мозговой весьма категоричны в своей оценке: «Введение в правовой оборот неопределенного термина «традиционная» конфессия вообще может ввести в заблуждение общество и правоохранительные органы. Сколько времени необходимо религиозному объединению, чтобы стать традиционным? 15, 50, 100 или 1 000 лет? Каких-либо критериев ни в науке, ни в праве не существует. Да и вообще в государстве, провозгласившем в своем Основном Законе равенство (ст. 14 Конституции РФ), не должно быть таких исключений» [2]. В законопроекте «О традиционных религиозных организациях» депутатов Государственной Думы В. У. Корниенко, В. А. Лисичкина и В. И. Шандыбина (1999 г.) были предложены признаки «традиционной религии»: «1) ее последователи открыто действуют на территории Российской Федерации не менее ста лет; 2) ее учение изаконодательству Российской Федерации; 3) ее нравственное учение и социальная деятельность направлены на цели, признаваемые обществом гуманными, укрепляющими личную и общественную мораль и содейст-вующими укреплению российской государственности» [1, с. 14]. Естественно, «традиционными» для России признавались православие и ислам.
В проекте закона А. В. Чуева «О традиционных религиозных организациях в Российской Федерации» (2002 г.) предлагались следующие определения и критерии: «традиционная религиозная организация Российской Федерации – зарегистрированная централизованная религиозная организация, действующая на территории Российской Федерации не менее 50 лет, объединяющая не менее одного миллиона верующих или последователей и признанная в соответствии с настоящим Федеральным законом неотъемлемой частью исторического, духовного и культурного наследия народов России; традиционная религиозная организация отдельных народов Рос-сийской Федерации – зарегистрированная централизованная религиозная организация, действующая на терри-тории Российской Федерации или на территории отдельных субъектов Российской Федерации не менее 50 лет, объединяющая не менее ста тысяч верующих или последователей и признанная в соответствии с настоящим Федеральным законом неотъемлемой частью исторического, духовного и культурного наследия соответст-вующего народа или нескольких народов России; историческая традиционная религиозная организация – заре-гистрированная централизованная или местная религиозная организация, действующая на территории Россий-ской Федерации, на территории отдельных субъектов Российской Федерации или в отдельных местностях Российской Федерации не менее 80 лет и признанная в соответствии с настоящим Федеральным законом не-отъемлемой частью исторического, духовного и культурного наследия народов России» [8]. Позже А. В. Чуев подготовил новый законопроект «О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных орга-низаций в Российской Федерации», но в нем, по мнению С. А. Бурьянова, «сохранил главный изъян, не позво-ляющий ему соответствовать Конституции РФ и нормам международного права. Дело в том, что правовых критериев “традиционности” в принципе не существует, и создать их невозможно» [1, с. 17]. В проекте закона «О социальном партнерстве государства и религиозных организаций» депутатов С. Ю. Глазьева и А. Н. Белоусова традиционные религиозные организации классифицировались следующим образом: «организации, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, имеют статус традиционных», к ним относились «Русская Православная Церковь, а также уполномоченные в установленном порядке мусульманские, буддистские и иудаистские религиозные организации в местах традиционного компактного расселения верующих соответствующих конфессий» [7]. По мнению И. В. Понкина, «рано или поздно, но российская государственная власть придет к пониманию необходимости выделения перечня традиционных для России религиозных организаций, что позволит коренным образом изменить сложившуюся ныне парадоксальную ситуацию, когда, с одной стороны, значи-тельный потенциал традиционных российских религиозных организаций практически не используется государством в деле духовно-нравственного образования и воспитания населения, а с другой стороны, всевозможные маргинальные и просто преступные религиозные группы во многих случаях получают “зеленый свет” для проведения своих сомнительных инициатив, выливающихся в массовые случаи нарушений прав граждан и российских законов, ситуации межрелигиозного противостояния» [9, с. 63]. Таким образом, единые трактовки дефиниций «традиционная религия», «традиционная религиозная организация» отсутствуют, и вопрос нуждается в дальнейшем исследовании, поскольку свое место данные дефиниции в научном, да и общественном, поле уже заняли, и, как следствие, для употребления их в правовом обороте необходима ясность. Мельниченко О. В http://www.gramota.n...2012_4-1_34.pdf
|