Древние источники иудаизма
«Основной источник изучения древнееврейской религии — Библия. Других, независимых от неё источников почти нет. Библия — по-гречески означает «книги» (перевод еврейского «соферим» с тем же значением). Это не одно сочинение, а большое количество разных литературных произведений. Согласно традиции, они делятся на три большие группы. Прежде всего это книги закона (по-еврейски Тора), или так называемое Пятикнижие Моисеево — книги, составление которых приписывается легендарно-мифическому Моисею. Сюда входят Бытие — рассказ о сотворении Богом мира и человека, о жизни первых людей в раю, об их грехопадении и изгнании из рая, о размножении человечества и его древнейшей истории, о всемирном потопе и спасшемся от него Ное с семейством, о патриархах — родоначальниках еврейского народа Аврааме, Исааке Иакове, Иосифе с братьями, о переселении евреев в Египет; Исход — книга, которая повествует о жизни и деятельности законодателя евреев Моисея и об освобождении евреев из египетского плена, в ней содержатся знаменитые 10 заповедей Бога (Исх. 20: 1-17) и другие религиозные предписания; Левит — религиозное законодательство; Числа — законодательство и история евреев после выхода из Египта и до завоевания Палестины («земли Ханаанской»); Второзаконие — религиозное законодательство. К Пятикнижию примыкает книга Иисуса Навина, содержащая в себе рассказ о завоевании евреями «земли Хананской» под предводительством Иисуса Навина. Вторую группу библейских книг составляют «исторические» книги или «писания»: это книга Судей, Руфь, четыре книги Царств (две книги Самуила и две книги Царей), две книги Паралипоменон (Хроник), книги Ездры, Неемии, Есфирь (Эсфирь), Иова, а также Псалтырь (Псалмы; книга религиозных гимнов, приписываемых царю Давиду), книга Притчей Соломоновых, Екклесиаст, книга Песни Песней. Наконец, третья группа — это пророческие книги: пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и книги 12 так называемых «малых пророков»: Осии (Иосии), Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Все эти книги вместе христиане называют Ветхим Заветом (ветхозаветная литература)[129], в отличие от собственно христианских (евреями не признаваемых) книг Нового Завета. Действительное происхождение всех этих книг до сих пор окончательно не установлено, хотя научная критика сделала в этом отношении очень много. Сейчас общепризнанно, что в основе Пятикнижия лежат следующие источники: Яхвист (названный так условно по употреблению имени Бога Яхве) — составлен в Иудее, вероятно, в IX в. до н.э.; Элохист (тоже условное обозначение по имени Бога Элохим — буквально боги или духи) — составлен в Эфраиме (северная часть Палестины), может быть, в VIII в. до н.э.; Второзаконие — составлено около 621 г. до н.э., переработано около 560 г. до н.э.; Жреческий [130] кодекс — составлен около 500 г. до н.э. Впоследствии два первых источника были соединены в один, условно обозначаемый Иеговист. Установлено примерно и время происхождения остальных книг Библии. Хронология и последовательность их оказалась очень не похожей на традиционную. Зарубежная наука в лице её наиболее прогрессивных представителей сделала очень много для выяснения подлинной истории Библии. Но в критике самой еврейской религии даже лучшие представители буржуазной науки останавливаются на полдороге. Вопреки своим же исследованиям они полагают, что в основе еврейской религии лежало что-то глубоко самобытное, отличное от религий всех остальных «языческих» народов, что-то особенно возвышенное. Даже у самых свободомыслящих буржуазных исследователей еврейский народ выглядит как особый, избранный народ, а религия его — как богооткровенная». Дух иудаизма, пронизывающий всю Библию от начала и до конца (и Новый Завет — тоже)[131] — дух рабовладения и наживы, уничтожающий жизнь на Земле. Этот мертвящий души людей иудейский дух, приписанный Всевышнему Богу Творцу, выражение которого мы имеем в канонах Библии — первая крупнейшая попытка укрепления глобальной рабовладельческой толпо-“элитарной” иерархии на Земле. Библейская концепция, вершиной которой является иудаизм Ветхого Завета, распространяя дух рабства и наживы туда, куда она проникала, породила западную систему финансовых институтов, которая была оформлена и опробована в Средние века в Европе. Эта система финансовых институтов под покровом якобы богооткровенной сути ветхозаветных взаимоотношений людей и подгоняемый ростовщическими взаимоотношениями научно-технический прогресс — породили так называемую буржуазную “демократию” — политический строй, в основе взаимоотношений людей в котором лежит пресловутая «прибыль» и «законы рынка». При этом финансовые “элиты” буржуазной “демократии”, эксплуатируя простонародье[132] согласно капиталистическим законам, настолько впитали в себя дух иудаизма, что мыслят и “живут” его стереотипам — вершиной которых является канонический иудаизм. Естественно, что, начав критику содержательной части иудаизма, «культурные» “элиты” буржуазного Запада (религиоведы, историки, этнографы…) вынуждены критиковать и свои же капиталистические взаимоотношения (свой же капитализм), одним из базовых постулатов которого является совершенно несостоятельный принцип «деньги работают, также как и люди и приносят прибыль» — которым в капитализме прикрывается иудейское по происхождению ростовщичество. Но кроме ростовщичества уже к началу буржуазной эпохи было известно ещё множество финансовых механизмов, с помощью которых эксплуататоры присваивают себе бóльшую часть продуктов, полученных в сфере материального производства, на чём и выстроена иерархия взаимного подчинения людей при капитализме: деньги определяют ваш социальный статус[133]. Эти механизмы финансово-хозяйственного мошенничества[134] — тоже порождение библейской культуры, и в первую очередь — культуры Ветхого Завета. Поэтому содержательная критика Библии (как политической доктрины, концепции) — равносильна критике буржуазного капитализма. «До конца последовательная критика Библии и строго научный анализ истории религии евреев даны советскими учёными; в этом отношении особенно ценны работы академика Н.М.Никольского и А.Б.Рановича (см., например: Ранович А. Очерки истории древнееврейской религии, 1937)[135]. В них выясняется не только история собственно библейского текста, но и история самой религии в связи с общим ходом истории [136] еврейского народа от эпохи кочевания еврейских племён в Северной Аравии и вплоть до эпохи разгрома еврейских восстаний против римского владычества в I-II вв. н.э. и изгнания евреев из Палестины. В эпоху «второго храма», после возвращения евреев из вавилонского плена (V в. до н.э.), происходила коренная переработка и редактирование всех библейских книг в духе строгого монотеизма и централизации культа. Вот почему сейчас очень трудно разобраться в составных частях Библии и в их хронологии».
|