Студопедия — КОМПОЗИЦИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КОМПОЗИЦИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО






ПРОСТРАНСТВА,пространственное соотно-
шение актера и сценической площадки. К. с. п.
отличается от горизонтальной поверхности не
только наличием глубины, но и фактором земно-
го притяжения Мизансценической осью К. с. п.
признано считать середину первого плана сцены
в высоту человеческой фигуры, делящую сцену
на левую и правую геометрически равные, но
неравные иллюзорно, половины. Обе половины в
свою очередь также делятся еще на две полови-
ны. Поперечные доли составляют на сценической
площадке авансцена, первый план, второй
(сценический) план и дальний план
(третий план,
иногда на четвертый и пятый (в зависимости от
размера сцены). Сценические планы обычно оп-
ределяются по кулисам. Т. о., сценическая пло-
щадка как бы мысленно расчленена на шестна-
дцать квадратов: на три плана в глубину, плюс
пространство авансцены и по ширине - по трем
точкам (мизансценическим осям).

КО'НКУРС (лат. concursus - стечение, столк-
новение), соревнование, имеющее целью выде-
лить наилучших из числа его участников, наи-
лучшие работы. Режиссура современных К. ста-
новится все изобретательнее, превращая их в
настоящее шоу.

КОНТР... (< лат. contra - против, часть слож-
ных слов, обозначающая активное противодей-
ствие, противопоставление). Противоположность
тому, что выражено во второй части слова, напр.,
К. -действие, контрапункт, контражур,

КОНТРАЖУР (фр. a contre-jour - против
света), 1) фото- или киносъемка, во время к-рой
источник света (основной по сюжету) располо-


 


жен позади объекта съемки. 2) Световой эффект,
создающий ауру вокруг исполнителя.

КОНТРАПУНКТ (нем. Kontrapunkt), 1)
(муз.), мелодия, сопровождающая данный глав-
ный мелодический голос; то же, что и полифония
- одновременное движении нескольких само-
стоятельных мелодий, голосов, образующих гар-
моническое целое; мелодия, звучащая одновре-
менно с темой; подвижной К. - повторное прове-
дение полифонического построения с изменение
интервала между голосами или времени их вы-
ступления друг относительно друга. 2) (В театре)
одно из средств увеличения емкости .мизансцены,
когда мрачное уравновешивается ординарным,
слишком смешное - непосредственно-простым, не
претендующим на комичность (напр., спортивная
трибуна, напряженный момент, а один случайный
зритель спит; все ищут утерянный
железнодорожный билет, отъезжающий, отчаяв-
шись, сидит в кресле); это и всякое физическое
действие, неожиданное по отношению к произ-
носимому тексту. Разновидность К. - прием ка-
челей. Оно проявляется в том, что одно физиче-
ское действие или намерение прерывается др. или
происходит переключение партнеров по сцене с
прямого общения на косвенное. 3) В хоровом
(коллективном) чтении - одновременное звучание
текста, и музыки, текста и пения, текста и
воспроизводимых голосами звукоподража-
тельных и шумовых эффектов или двух разных
текстов, когда один из них, несущий развитие
мысли, звучит как бы первым планом, а другой
текст, обычно повторяющий, напоминающий уже
сказанное, составляет своеобразный фон для
первого. 4) В сценическом действии, в массовом
театрализованном представлении - это ед-во
контрастов выразительных средств, т. е. одно-
временное сочетание текста и музыки, музыки и
танца, контрастных ритмов, настроений и т д.
(Монтажный лист).

КОНТРА'СТ (фр contraste), 1) резко выра-
женная противоположность, 2) (В иск-ве) один из
приемов, заключающийся в резко выраженном
противопоставлении отдельных художественных
форм ради повышения их художественной
выразительности и выразительности произ-
ведения в целом. В массовом представлении К.
является важнейшим приемом монтажа. Кон-
трастное сопоставление выразительных средств,
отдельных номеров, эпизодов, частей раскрывает
образный смысл представления, создает напря-
жение и увлекательность действия.

КОНТРДЕЙ'СТВИЕ. Действие,

КОНФЕРА'НС (< фр. conference), I) эстрад-
ный жанр; 2) выступление на сцене, связанное с
объявлением и комментарием (обычно комедий-
ного характера) номеров эстрадного представле-
ния, концерта, а также текст самого выступления.
На современных концертах можно встретиться с
парным, театрализованным, групповым и др. К.,
имеющим внутривидовые подразделения.


КОНФЕРАНСЬЕ' (< фр conierencicr - док-
ладчик, лектор), артист, докладывающий публи-
ке d каждом номере концерта, сообщающий све-
дения об исполнителях и авторах и настраиваю-
щий зрителей на нужный лад. К. по природе сво-
ей одаренности чаще всего - комедийный актер.
В отличие от ведущего, кроме информации о но-
мере,
зрители ждут от К. шуток, фельетонов,
интермедий. (Концертная программа. Конфе-
ранс, Критерии составления концертной про-
граммы. Дикция.)

КОНФЕТТИ1 (ит. confetti), разноцветные
мелкие бумажные кружочки, которыми ради за-
бавы осыпают друг друга на балах и маскарадах.

КОНФЛИКТ (лат. conflictus - столкновение),
1) открытое столкновение сторон, мнений, сил;
серьезное разногласие, острый спор. 2) (В
психологии) столкновение противоположно на-
правленных, несовместимых друг с другом тен-
денций в сознании отдельно взятого индивида, в
межличностных взаимодействиях или межлич-
ностных отношениях индивидов или групп лю-
дей, связанное с острыми отрицательными эмо-
циональными переживаниями. Различают сле-
дующие виды К.: а) внутриличностный К. -
столкновение примерно равных по силе, по
противоположно направленных мотивов, по-
требностей, интересов, влечений и т. п. у одного
и того же чел-ка; б) межличностный К. -
ситуация взаимодействия людей, при к-рой они
либо преследуют несовместимые цели, либо
придерживаются несовместимых ценностей и
норм Пытаясь реализовать их во взаимоотноше-
ниях друг с другом, либо одновременно в острой
конкурентной б-бе стремятся к достижению од-
ной и той же цели, к-рая может быть достигнута
лишь одной из конфликтующих сторон; в)
межгрупповой К., где в качестве кон-
фликтующих сторон выступают социальные
группы, преследующие несовместимые цели и
своими практическими действиями препятст-
вующие друг другу.

3) В иск-ве К. нередко называют коллизиями.
К воссозданию острых и напряженных К. в наи-
большей мере тяготеют театр и драма с прису-
щей им непрерывной линией слов и движений
героев. К. разнокачественны по своей сути. Они
могут представлять собой серьезнейшие соци-
альные коллизии (национально-государственные,
классово-антагонистические, общественно-

нравственные), или исторически универсальные
противоположности (жизнь перед лицом смерти,
конфронтация любви н ненависти, добра и зла).
К. могут выступать и как недоразумения, порой
веселые и забавные, т е в качестве феноменов
неповторимо единичных, связанных, как
правило, с частной жизнью, иногда и вовсе слу-
чайных, сопряженных с чьей-то интригой (что
характерно для авантюрных новелл и романов,
фарсов, водевилей, многих комедий). К может
воплощаться не только в прямом противоборстве
персонажей и развивающемся от завязки к раз-



вязке действия, но и в устойчивом, стабильном
фоне изображаемых событий, в не зависимых от
конкретной ситуации мыслях и чувствах героев,
исполненных драматической напряженности
(напр; пьесы А. П. Чехова, А. М. Горького, Б.
ШОУ, Б. Брехта). Сценическая форма отражения
противоположностей в жизни людей содержит три
типа К.: герой - герой, герой - среда, герой -
зрительный зал.

4) В массовом действии К. возникает между
исполнителями и зрителями, между жизненными
интересами реальных участников действия и
стремлением увлечь их театрализованной празд-
ничной игрой. Конфликтное отражение противо-
речий действительности в театрализованном
представлении создается таким монтажным
приемом, как контраст.

КОНЦЕ'ПЦИЯ А'ВТОРСКАЯ, Авторская
концепция
.

КОНЦЕРТ (нем. Konzert, < ит., concerto, букв.
- состязание), 1) муз. произведение для одного или
(реже) нескольких солирующих инструментов и
оркестра. Типичны виртуозная сольная партия,
состязание солиста с оркестром. Обычно состоит
из 3 частей (сонатная, циклическая форма).
Встречаются К. для одного инструмента, без
оркестра, для оркестра без солистов (Кончерто
гроссо). 2) Публичное исполнение муз.
произведений (симфонических, камерных,
сольных вокальных и инструментальных и др.) по
заранее объявленной программе. Бывают также К.
литературные, хореографические, эстрадные. 3)
Публичное исполнение произведений малых форм
(миниатюр). Соревнование разных ж-анров,
разных родов и видов исполнительского иск-ва.
Это непременно (в лучших образцах) выявление
виртуозности, высокого мастерства исполнения,
ибо каждый концертный номер программы
обязательно солирующий, автономный.

Виды К. - это самостоятельные программы,
своеобразие к-рых определяется задачами вечера,
художественно-культурным опытом зрителя,'
эстетическими запросами определенной аудито-
рии, имеющимися в распоряжении организаторов
артистическими силами. В практике выделились
следующие виды:

Сольный К. одного исполнителя-виртуоза,
популярность к-рого в сочетании с глубоким и
ярким репертуаром способны на протяжении всего
вечера поддерживать неослабевающий интерес. К
сольным концертам относятся также концерты
одного ансамбля, хора, оркестра,

хореографического коллектива как единого
организма.

Моноспектакль (или моноконцерт)- чтецкая
программа, исполняемая одним актером. Это
может быть исполнение классики или
произведения современного автора, занимающее
два отделения, стихотворений одного или
нескольких поэтов, цикла рассказов, объеди-
ненных общей темой, композиции из произведений
одного или нескольких авторов и т. д.


Сборный (с мешанный) К.- определяется
выступлением артистов разных жанров.

Академические, или филармонич е с к и е (<
гр. phileo - люблю и harmonia - гармония) -
концерты, проводимые концертной орга-
низацией, ставящей своей целью пропаганду вы-
сокохудожественных муз. произведений (а ино-
гда и различных видов эстрадного иск-ва) и ис-
полнительского мастерства. Используемые в та-
ких концертах жанры достаточно сложны по
форме н содержанию, требуют особой подго-
товленности от аудитории.

Камерный (позднелат. camera - комната, свод,
палата) по звучанию репертуара (инстру-
ментальная или вокальная музыка, романсы и
песни), по характеру исполнительства (сольные
сочинения, различного рода небольшие ансамбли
- дуэты, трио и др.) предназначенный для не-
большого помещения, для небольшого круга
слушателей.

Тематические - «К. одной главенствующей
темы». Она, как стержень, нанизывает и
группирует вокруг себя все художественные
компоненты К.

Ревю (фр. revue - панорама, обозрение) -
обозрение на определенную тему, его сюжет,
его «ход», логика подачи номеров различных
жанров, возможности соединения патетического
и комического. Условно ревю можно разделить
на два вида: ревю-феерия и камерное ревю. В
первом случае определяющим является сочета-
ние значительности содержания с яркой зрелиш-
ностью. Постановка ревю-феерий характерна для
мюзик-холла и эстрадных коллективов подобного
типа. В ревю-феериях основными компонентами
являются разнообразные эстрадные, цирковые и
драматические номера, большие коллективы -
танцевальные группы, эстрадные оркестры. В
ревю-феериях важнейшую роль играет музыка.
Сценическое решение ревю-феерий отличает
эффектное использование технических возмож-
ностей сцены (мгновенная перемена мест дейст-
вия, всевозможные превращения, сложное в тех-
ническом отношении оформление, особенная
световая партитура, использование киномате-
риалов, радиоаппаратуры и т. д.).

Театрализованный концерт-К., имеющий
единый художественный сценический образ, для
создания к-рого используются выразительные
средства,
присущие театру, театральному
действию. А именно: сюжетный ход, ролевая
персонификация ведущих, сценография.

театральный костюм, грим, сценическая атмо-
сфера.

Концерт народного творчества строится на
подлинных образцах фольклора.

Эстрадный («легкий») К. - вершина раз-
влекательности,
в них меньше внимания уделя-
ется камерной, особенно инструментальной му-
зыке и серьезным жанрам и произведениям и
больше - юмору, танцу, эстрадной песне, ориги-
нальным жанрам
.



-.


 


 


Гала-концерт (<фр. gala - большой) -особенно
праздничное торжественное, привлекающее
публику зрелище.

Шоу (< англ, show) - пышное зрелище с
участием «заезд» эстрады, цирка, спорта, джаз-
оркестров, балета на льду и т.д., в к-ром звучащее
слово как наиболее полный выразитель со-
держательности исполняемого произведения
оказывается скрытым за эффектным антуражем
декораций, света, технических усовершенство-
ваний.

К.-спектакль сходен с театрализованным К., но
его сценарий предусматривает специальную
драматургическую и режиссерскую разработку
значительной части игровых эпизодов.

Стадионный - массово-зрелищный К. Его
специфика обусловлена необычностью условий -
огромным стечением зрителей, размером
«концертного зала» под открытым небом.

Детский - рассматривается как одна- из форм
педагогики, поэтому проводится по программе,
составленной с учетом возраста и психологии
детского восприятия, с актерами, специа-
лизирующимися в весьма тонкой области детской
художественной работы.

Митинги-концерты включают острое

политическое слово (речь оратора, стихи в ис-
полнении чтецов), демонстрации слайдов и ки-
нокадров, выставки политических плакатов и т. п.

3 о н г - К. - сценическое представление, по-
строенное на репертуаре трех-четырех профес-
сионально очень сильных коллективов клубов
(или ансамблей) политической песни. (Концерт-
мейстер, Концертная программа. Концертное
творчество. Концертное действие. Копцерт-
ность. Концертный номер. Концертный испол-
нитель)
.

КОНЦЕРТА ВЕДУЩИЙ, Ведущий концерта.

КОНЦЕРТМЕ'ЙСТЕР (нем. Konzertmeister).
1) музыкант, возглавляющий одну из струнных
групп симфонического или оперного оркестро-
вого. 2) Пианист, разучивающий партии с певца-
ми, инструменталистами и аккомпанирующий им
в концертах.

КОНЦЕ'РТНАЯ ПРОГРАММА,качественно
новое, единое и целостное произведение иск-ва,
составленное из отдельных концертных номеров.
Кардинальное требование к составлению К. п.
заключается в том, что концерт должен идти по
нарастающей так. чтобы естественное трата
энергии зрителей компенсировалась

усиливающейся «ударностью» номеров, т. е.'
произведениями, восприятие к-рых вызывает
наиболее бурную реакцию публики, исполнялись
ближе к концу программы. Если К. п. представить
графически, то она должна иметь несколько
«пиков», последний из к-рых самый высокий.

Законы построения К.,н.;

I) разнообразие номеров - избегание соседства
похожих по жанру и стилю номеров.


но не все жанры могут находиться в близком
соседстве, напр., ансамбль скрипачей и жонглер
или фокусник, джаз-ансамбль и классический
балет,

2) учет тематического сочетания номеров;

3) определение места номера в К. п., не
каждый номер может стоять, напр., в финале от-
деления или всего концерта. Трудно кончить К. п,
сольным номером, особенно если до этого
зрителю были показаны выступления коллекти-
вов. Массовый номер, напр., почти всегда произ-
водит большее впечатление, чем солирующий
исполнитель. Исключение возможно только при
выступлениях крупных мастеров сцены. Если в К.
п. сочетается серьезный классический и эст-
радный материал, то серьезный материал лучше
показывать раньше эстрадного, хотя не исклю-
чена возможность их смелого чередования.

4) четкость перехода от номера к номеру, к-
рая заключается в умении чередовать массовые и
сольные номера, предусмотреть время для выхода
хоровых и оркестровых коллективов, смены
деталей оформления;

5) избегать затянутости каждого номера в
отдельности и всей К. п. в целом;

6) подготовка восприятия зрителя. Она может
быть осуществлена через афишу или объявление
ведущего в начале концерта.

7) н е «усиливать» и н е «укреплять» К п.
после ее утверждения, ибо любые изменения в
ней ведут к нарушению художественной целост-
ности концерта.

Главной заботой составителя К. п. является
целенаправленность представления, его художе-
ственный образ. Как ни хороши отдельные но-
мера сами по себе отдельные номера - не объе-
диненные сквозной мыслью, общим идейным
замыслом, они не составят органического идейно-
художественного сплава, именно то, что ха-
рактеризует эстрадный концерт как подлинное
явление иск-ва. (Критерии составления кон-
цертной программы)
.

КОНЦЕРТНОЕ ДЕ'ЙСТВИЕ,процесс ху-
дожественного сотворчества артиста и зрителя,
рождающий концертный образ,

КОНЦЕРТНОЕ ТВОРЧЕСТВО (КОН-
ЦЕРТНОЕ ИСКУССТВО)
,особый тип синте-
тического иск-ва, иск-ва малых синтетических
соединений, к-рые проявляют себя в концертном
номере.

КОНЦЕРТНОЙ ПРОГРА'ММЫ КРИ-
ТЕТИИ СОСТАВЛЕНИЯ
, Критерии состав-
ления концертной программы
.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 596. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия