Преподобный Вассиант, основатель Рябовой Троицкой пустыни.
Между русскими святыми, в числе неканонизованных, упоминается Вассиан, ученик пр. Паисия (Архиепископ Сергий. Полный Месяцеслов Востока т. II, стр. 554; архим. Леонид "св. Русь", № 729, стр. 186; В. Зверинский, Материалы для истории монастырей II, № 1138; архиеп. Димитрий, Месяцеслов 2 октября) но у одних (архиеп. Сергий, Димитрий), как основатель Рябовой мужской пустыни в Тверской губернии; у других(архим. Леонид, Зверинский) Рябовской женской обители близ г. Углича, Ярославской губернии. Впрочем, архиепископ Сергий разделяет одного Вассиана на двух: 1, основатель Троицкого монастыря, бывшего в 4-х верстах от г. Кашина, неизвестного времени (ссылаясь на архиеп. Димитрия, у которого в Месяцеслове русск. святых под 2-м октября сказано о Вассиане то, что и у архиеп. Сергия, но это оказалось неверным, и достоверные сведения о пр. Вассиане напечатаны в Месяцеслове архиеп. Димитрия под 26 числом августа);-2, основатель Рябовой пустыни в 15 верстах в югу от г. Колязина, Тверской губернии, со ссылкою опять на Архиеп. Димитрия... Но оба Вассиана, оказывается, — один и тот же пр. Вассиан, ученик Паисия и основатель Рябовой пустыни (у архиеп. Димитрия о нем сказано в Месяцеслове русских святых под 2 числом октября, 6 июня и 26 августа). В настоящее время нет и следов Рябовой пустыни в 4-х верстах от Кашина (архиеп. Сергий), ни в 40 верстах от того же города (архиеп. Димитрий), ни в 15 верстах от Колязина (В. Зверинский), а есть с. Вассьянское в 40 верстах от Кашина, где, вероятно, и была Рябова Троицкая пустынь, и самое село получило наименование от основателя пустыни — Вассиана. На существование в этом селе монастыря указывает следующее: Церковь в незначительном селе каменная, пятикупольная, старинная, с толстыми стенами, вокруг храма ограда каменная с башнями по углам, в значительном расстоянии от церкви во все стороны (такое обширное пространство церковной ограды не требуется для сельского храма): — есть остатки кладбища;-видны следы больших каких-то построек большею частью у стен ограды; может быть здесь были келии и монастырские службы. На южной стороне церкви в ограде пруд. Один придел в Вассьянском храме посвящен пр. Вассиану (память коего совершается 10 окт.) в тот же день, когда православная церковь воспоминает пр. Вассиана игумена, "иже в Константине граде обители устроив, учеников до трехсот собра, в его же монастыре пр. Матрона, мужским одеянием прикрывшись, иночествова время довольно" (память её 9 ноября). Преп. Вассиан жил в 5 веке. Трудно объяснить, почему в селе Вассианском (в предполагаемой Троицкой Рябовой пустыни) придел посвящен малоизвестному (а может быть и неизвестному для сельских прихожан) святому греческой церкви. Думается, под его именем почитался свой, местный, святой Вассиан, основатель Рябовой пустыни, как в селе Тутани под именем преп. Ксенофонта, чтимого всею православною церковью, чтился свой преподобный Ксенофонт Тутанский, или в селе Савватьеве вместо преп. Савватия Соловецкого праздновали своему пр. Савватию Савватиевскому, или в селе Саввине принимали своего св. Савву, основателя Саввина монастыря, за пр. Савву Освященного и т. под., — тем более, что дни кончины-пр. Ксенофонта (Тутанского). Савватия (Савватиевского), Саввы (Саввинского), Вассиана Рябовского (или Вассьянского) были неизвестны, а памяти святых, дни кончины коих неизвестны, в нашей православной церкви приурочивается к дням празднеств святых, чтимых всею церковью, как, напр., пр. Антоний Леохновский и др. (Черноезерский, Краснохолмский, Дымский) воспоминаются 17 января, в день памяти пр. Антония великого; или Афанасии (Ростовский, Лубенский, князь Афанасий и др.) воспоминаются в дни св. Афанасия великого 18 января, 2 мая — и т. д. (см. Месяцеслов русских св. архиепископа Димитрия. Январь 17 и 18 число, мая 2-е, июня 12 и 16). Преп. Вассиан был родом из села Рожалина, находившаяся в Кесовской волости г. Бежецкого Верха (ныне г. Бежецк) Тверской губернии, — происходил из рода князей Шестихинских, а по другим из рода князей Шаховских; (как Шестихины, так и Шаховские родоначальником своим считают св. Благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского, 19 сентября). Вассиан пришел к пр. Паисию (см. выше № 16-й) в его Покровский близ г. Углича монастырь, имея от рода 83 года, и чрез несколько времени был пострижен в монашество. "Жил Вассиан, как повествует о нем житие пр. Паисия, в послушании велицем, и в воздержании, и в трудех монастырских пребывая без роптания, и во смирении, и в кротости, и в терпении, во всем новинуяся наставнику и отцу своему, пр. Паисию, подвизался богоугодно всяцеи добродетельным житием. В 1482 г. "священноинок” Вассиан участвовал в крестном ходе при обретении чудотворной иконы Покрова Пресв. Богородицы, главной святыни Углического Покровского монастря. Поживши в Паисиевой обители, Вассиан возжелал безмолвного жития и пр. Паисий благословил его на этот подвиг. "Иди, чадо Христовожделенное, сказал ему преп. Паисий, со благим игом Господним и благоугождай Господеви, имаши бо поставити не по мнозе времени свой монастырь и собрали стадо во славу имени св. Троицы". Оставив в 1492 г. Паисиеву обитель, пр. Вассиан прожил несколько времени в Николо-Улейминском монастыре (который и ныне существует в 12 верстах от г. Углича), и отправился далее на юг в уединенную Рябовскую местность. Это глухое пустынное место понравилось преп. Вассиану, и он устроил себе келию. Но вскоре окрестные жители, узнав об отшельнике, стали приходить к нему и селиться близ его келии; владетели бояре также стали посещать его и, узнав об его подвигах, подарили Вассиану землю для основания монастыря, который вскоре и был открыт; и при помощи благотворителей, преимущественно родственников Вассиана, построена была церковь в честь Пресвятой Троицы. Вассиан не прерывал общения с своим духовным отцом пр. Паисием и участвовал в 1504 г. в его погребении (в числе бывших при отпевании его был "Вассиан блаженный, Рябовский начальник”). О дальнейшей жизни пр. Вассиана в житии пр. Паисия сказано: "И тако добре и богоугодне подвизался блаженный отец наш Вассиан со всем своим Христоизбранным, словесным иноческим стадом во обители Свято-Троицкой седьмнадесять лет и в конец угоди Богу. И на окончании сея жизни своея, мало поскорбев телесною болезнию и, познав свое исхождение, призва братство свое и постави монастырю правителя (некоего), избрав от них мужа духовка и добродетельна суща, могуща пасти иноческое сладе, священноинока, именем Мартиниана. И заповеди ему вся блюсти по чину иночества, ничтоже изменяюици, и братии своей в послушании и покорствии велицем к нему быти. И потом сам же причастився Пречистого Тела и Крови Христа Бога нашего, последнее слово рек: Слава Тебе, Христе Боже наш, сотворившему всяческая о мне, рабе твоем, во веки, аминь". И тако предаде чистую и непорочную душу свою в лето 7017 (1509), месяца Февруария в 12 день (по другим он умер в 1497 г.). Его же братия священнолепно со псалмопением погребоша в церкви св. Троицы (Житие пр. Паисия. Ярославль 1901, стр. 69). Память его совершается в обители 12 февраля и 6 июня. — В настоящее время в селе Вассьянском о пр. Вассиане никаких преданий не сохранилось.
|