Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Преподобный Максим грек.





"В русской церковной истории, пишет Е. Е. Голубинский, Максим грек с одной стороны лицо совершенно случайное, а с другой сколько знаменитое в ней самой, столько же и важное по отношению к науке в России. Человек талантливый, блестяще и высоко образованный в самом строгом смысле этого слова, Максим имел специальную врожденную наклонность к деятельности пророка или публициста-обличителя, и его знаменитость, как русского деятеля, состоит в том, что он, среди многообразной учительности, выступает небоязненным и горячим обличителем и бичевателем религиозно-нравствеяных пороков современного ему русского общества, — что он явился у нас проповедником истинного христианства против фарисейства внешней набожности, которое он нашел в России. Для науки и истории русской церкви Максим важен тем, что в своих обличительных писаниях он дал ей такое яркое изображение нравственной физиономии современного ему русского общества, какого мы напрасно искали-бы у писателей природно-русских” (История русск. церкви т. 2). — "ИИреп. Максим-Грек Святогорец, по словам свящ. А. Синайского, в своей жизни и деятельности представляет замечательное явление в истории русского общества ХУИ века, как времени продолжительного брожения, колебаний и борьбы новых религиозно-церковных понятий и иноземных влияний с господствовавшим невежеством и назревшею потребностью в очищении застарелых недостатков, умственных и нравственных. В лице пр. Максима грека, с одной стороны слышится идеальный светлый голос самостоятельного деятеля и невинного страдальца-мученика, а с другой-обнаруживается полная слабость единичных сил для скорого и плодотворного воздействия на установившийся веками склад понятий русского общества; в лице пр. Максима можно, далее, видеть выражение и завершение того греко-византийскаго влияния на Русь, какое она восприняла в предшествовавшее время чрез живые отношения и сногаения с греками и усвоения их книжного богатства. Имея в виду жизнь и литературно-церковные труды преп. Максима, можно сказать, что он был самый видный и идеальный на Руси представитель греко-православного просвещения, бескорыстный и скромный, и в тоже время самый несчастный, если можно считать несчастием великодушно перенесенные и невинные страдания за правду и убеждения, долженствующие вполне и достойно вознаградиться в будущей жизни от всеправедного и нелицеприятного Судии. Главное и неоспоримое значение пр. Максима грека с церковно-исторической точки зрения состоит в том, что он первый решительно и внушительно показал то, как далеко стояла Русь в своей жизни от истинного христианского идеала, односторонним и неправильным осуществлением которого она довольствовалась и даже гордилась. С этой стороны заслуги Максима грека представляются и признаются неизмеримыми, потому что он описал русское общество своего времени так характерно и верно, как нельзя лучше и представить его на основании остальных достоверных источников, всех в совокупности взятых. В сочинениях пр. Максима-грека не только усматриваются недостатки и особенности русского общества, но и находятся объяснения некоторых весьма важных фактов и явлений, возникших и развившихся впоследствии на почве наблюдательности его (как, напр., обрядовое направление русских ХУИ в., из какого направления в XVII веке образовался раскол старообрядчества)" (Жизнь и деятельность преп. Максима Грека. С.-Петербург. 1902, 34 стр.).

Преп. Максим грек родился в г. Арте, в Албании (между 1477-1480 годами). "Максимово греково рождение от града Арты, отца Мануила и Ирины, христиан греков-философов” (Троицкой Лавры рукопись № 200). Родители преп. Максима были люди богатые и знатные; они дали ему средства получить основательное богословское и философское образование. Максим слушал уроки у лучших тогда учителей во Флоренции (где познакомился с знаменитым проповедником и ревностным обличителем современников Иеронимом Саванароллой), Венеции и Ферраре. Из Италии преп. Максим для довершения своего образования путешествовал в Европе, — в Париже учился философии у славного Иоанна Ласкариса. Хорошее филологическое образование послужило впоследствии Максиму в пользу при его многочисленных переводах с греческого и латинского языков. Желая навсегда посвятить себя ученым трудам и преимущественно изучению Св. Писания и творений св. Отец, и по склонности к иноческой жизни, преп. Максим в 1507 г. прибыл на Афон и поступил в Ватопедский Благовещенский монастырь, имевший богатую библиотеку. В подвигах иноческой жизни и ученых занятиях пр. Максим прожил на Афоне около 10 лет, как неожиданно в 1517 г. был вызван в Москву великим князем Василием Ивановичем для разбора и описания княжеской библиотеки. В Москву преп. Максим прибыл 4 марта 1518 г. и помещен был в Чудовом монастыре. Здесь, по желанию митрополита Варлаама, он немедленно приступил к переводу Толковой псалтири, и перевод оной окончил в течение одного года и пяти месяцев (его сотрудниками были толмач Димитрий Герасимов и Власий). Преп. Максим, как будто предчувствуя свои бедствия в России, по окончании перевода Псалтири, усиленно просил великого князя и митрополита отпустить его на родину (или на Афон), но, по убеждению их, остался в Москве и занялся исправлением богослужебных книг (Триоди и др.) и переводом бесед св. Иоанна Златоуста, на Евангелия Матфея и Иоанна, Деяния апостольские и др. В течение девяти лет он трудился над исправлением богослужебных книг и святоотеческих творений. Его поражало множество грубых, даже еретических, ошибок, вкравшихся в славянские богослужебный книги; так в I. Христе признавалось одно естество (монофизитство); Он причислялся к созданным существам (арианство): Бог Отец назван Собезматерним Сыну и т. п. Преп. Максим порицал русских за их религиозные заблуждения и это возбудило в приверженцах старины сильное негодование. Они заявили, что по древне-письменным книгам спасались русские святые и что он (Максим грек) своими исправлениями только портит богослужебные книги. Нужно заметить, что пр. Максим, не зная хорошо славянского языка, допускал в своих переводах ошибки, как напр., в Символе веры-перевел в 7 члене "седел еси" вместо "селе"... "Нестрашно божество" вместо "бесстрастно" и др.). К сожалению митрополит Даниил был недоволен на пр. Максима за отказ перевести на славянский язык Церковную Историю блаженного Феодорита, в которой находятся послания еретиков Ария, Македония, и др., а русские, по заявлению пр. Максима, при своем невежестве могли принять их еретические заблуждения за истинное учение св. церкви. Великий князь Василий Ивановичу благожелательно относившийся к пр. Максиму, впоследствии изменился в своих отношениях к нему, так как пр. Максим неодобрял его за развод с первою своею супругою (Соломониею) и насильственное пострижение её, а также за вступление в брак с Еленою Глинскою. Резкие обличения русского народа вообще и особенно Московских бояр в религиозно-нравственных недостатках, в одностороннем обрядовом служении Богу, в разврате, в неправом суде и в преследовании невинных были причиной сильного негодования на него. Посещение Максима опальными боярами, приходившими к нему за советом, а также неосторожное отношение его к турецкому послу (Скиндеру) — все это побудило некоторых бояр донести великому князю о политической неблагонадежности Максима грека. С этого времени вся остальная жизнь преп. Максима была длинною и непрерывною цепью страданий. Многочисленные недоброжелатели Максима только и ждали, чтобы отмстить ему за его обличения. Сначала старались обвинить его, но тщетно, в мнимом соучастии по делу опальных бояр, потом осыпали его обличениями в порче книг, затем оклеветали его в тайных сношениях с турецкими пашами, с целью побудить султана к войне с Россией. Составлен был в Москве собор в 1525 г., на коем эта клевета была главною причиною удаления Максима из Чудова в Симонов монастырь под строгий надзор, а чрез несколько времени его перевели в Иосифо-Волоколамский монастырь, в темничное заключение, с запрещением не только причащаться Св. Таин, но и ходить в церковь, как нераскаянному еретику. Здесь от Иосифлян, которых обличал в стяжании земных благ, преп. Максим много вытерпел оскорблений, побоев, от коих передке приходил в бессознательное состояние; в тесной и душной келии он лишен был средств вести свои ученые занятия; в таких злоключениях пр. Максим утешен был явлением ангела, который сказал: "терпи старец. этими муками избавишься вечных мук”. В Волоколамской темнице преп. Максим углем написал канон Св. Духу-Параклиту ("Иже манною препитавый Израиля в пустыни"...). — В 1531 г. потребовали Максима в Москву к духовному суду, так как в Москве нашлись доброжелатели преподобного старца, говорившие о его невинном заключении и о пристрастном отношении к нему митрополита Даниила, уже утратившего свое влияние на великого князя. На соборе из сочинений Максима враги его выставили все, что только можно, по вопросу о порче им богослужебных книг. Но и по строгому судному исследованию оказались допущенные им ошибки частью ошибками его переводчиков (толмачей) и писцов (Силуана и других), частию ошибками от неполного знания им (Максимом) русского языка. Но тщетны были все оправдания страдальца; он умолял отцов собора помиловать его ради милости Божией, ради немощей человеческих, со слезами просил простить ему невольно допущенные погрешности и отпустить его на Афон. Тщетны были ходатайства за него пред великим князем и Патриархов-Константинопольского Дионисия и Александрийского столетнего старца Иоакима.-ГГреп. Максима из Москвы, под запрещением священнослужения, отослали в Тверской Отрочь монастырь. Здесь положение невинного страдальца было не так тяжело, как в Волоколамском монастыре. Добродушный Тверской епископ Акакий принял его милостиво, обходился с ним ласково, и приглашал его на трапезу. В Отроче монастыре пр. Максим мог свободно читать, писать сочинения. В 1532 г. он написал для самого себя: "Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении". — В 1534 году скончался великий князь Василий Иванович и преподобный Максим думал воспользоваться благоприятным случаем, чтобы письменно оправдаться в возведенных на него клозетах. Он написал Исповедание веры, вполне православное, и доказывал, что исправленные им книги не заключают еретических мнений, — и снова умолял отпустить его на Афон. Но участь страдальца не изменилась; крамольным боярам было не до Максима; они заняты были только своими кознями друг против друга. Митрополит Иоасаф, сочувствуя пр. Максиму, писал: "Целуем твои узы, как бы единого от святых, но ничего не можем сделать в твою пользу". Ему (пр. Максиму) разрешено было (после 13 лет запрещения) приобщаться Св. Таин. Невнимательным оказался к тяжелому положению Максима и новый царь Иоанн 4-й. На просьбы самого страдальца, ходатайства за него настоятеля Троице-Сергиевой лавры Артемия и некоторых добрых бояр отпустить его на Афон, Иоанн Васильевич отвечал: "Человек он (Максим) разумный, уведал наше доброе и лихое, и когда пойдет из России, то все расскажет”, и согласился только на перемещение Максима из Твери, где он пробыл 20 лет, в Троице-Сергиеву Лавру (1551 г.).-От тяжести суровой темничной жизни у преп. Максима тело было немощно, но дух его остался настолько бодрым и ясным, что по просьбе своего ученика, князя Курлятева, он перевел с греческого языка псалтирьДуша преп. Максима, очищенная и одухотворенная от скорбей и страданий, прозрела будущее. Царь Иоанн 4-й, после тяжкой болезни, с супругою (Анастасией Романовной) посетил Лавру и был в келии преп. Максима, который давал ему советы и наставления, и когда царь объявил о своем намерении путешествовать в Кирилло Белоозерскую обитель, св. старец сказал ему: "обет твой, царь, не согласен с здравым рассуждением. Вдовы и сироты убитых под Казанью льют слезы, ожидая твоей помощи; собери их под царственный твой кров, и тогда все святые будут радоваться о тебе и молиться за тебя. Бог и святые слышат нас по доброму изволению нашему" и предрек кончину царевича. Грозный не послушался преп. Максима и старший сын младенец (Димитрий I) скоро умер. В 1554 г. Царь приглашал преп. Максима на собор для обвинения и осуждения Матфея Вакшина и др., но старец, ссылаясь на свою дряхлость, уклонился от посещения Москвы, чем Грозный остался недоволен. "Слышно, писал он пр. Максиму, что ты оскорбляешься и думаешь, что будто мы причисляем тебя к общникам Матфея. Нет, — верного мы не считаем с неверными. Оставь всякое сомнение и по данному тебе таланту пришли нам ответ на сие послание".

Преп. Максим скончался в 1556 г. День его кончины известен, но приурочивается некоторыми к 21 января (ко дню памяти преп. Максима Исповедника). Тело его погребено у северо-западного угла церкви Сошествия Св. Духа на Апостолов. Над гробницею его митрополитом Платоном сооружена часовня, именуемая Максимовской в 1796 г. На гробнице находится изображение преп. Максима. Святость его засвидетельствована совершившимися при его гробнице и по молитвам к нему чудесными (до-20) исцелениями. (Троицкий Патерик 140).

В продолжении всей своей жизни в России прен. Максим много написал сочинений, по всем частям христианской науки-содержания догматического, экзегетического, полемического, нравоучительного, филологического, церковно-археологического, исторического и др. а также довольно посланий. В сочинениях преп. Максима много интересного и поучительного; в посланиях к разным лицам заключаются достоверные и важные сведения о нравственно-религиозном состоянии тогдашнего русского общества. Творения преп. Максима грека изданы в трех книгах при Казанской духовной Академии (в 1859 г.).

Имя преп. Максима стали вносить в Святцы с конца XVII века и он всенесен в число святых неканонизованных.

В "Иконописном Подлиннике" под 21 числом января сказано: "Преподобный отец наш Максим грек, Радонежский чудотворец, подобием сед, брада широка и плеча закрыла, длиною до персей, в камилавке, ризы преподобнические, в руках книга". (Филимонов, 43 стр.). На гробнице его в Максимовой палатке в Троице Сергиевой Лавре при Духо-Сошествиевой церкви преп. Максим написан лицом смуглый, с длинною, окладистою бородою. Копия с этого изображения есть в Казанском архиерейском загородном доме.-На иконе "Собор Тверских Святых” преп. Максим изображен в клобуке, в монашеской мантии, с седою, широкою, длинною бородою, в левой руке держит у персей четвероконечный крест, а в правой свиток, на котором написано: "Мы сами себе бываем виновны в постигающих нас скорбех”. В Обществе любителей древней письменности хранится рукопись времен Императора Петра I (под № 1291), заключающая в себе сочинения преп. Максима Грека; в начале рукописи помещено "сказание о Максиме философе, иже бысть инок св. горы Афонские, преславные обители Ватопедские, иже зле пострада довольна лета за истину". Здесь находится два изображения преп. Максима; на одном он представлен молящимся; в левой руке держит четки; на преподобном сверх монашеской свиты широкая мантия, на голове камилавка, вдали представлен храм, на верху в облаках благословляющий Спаситель; на другом изображены он представлен в таком же одеянии сидящим и пишущим: внизу надпись: "Святый Преподобный Максим грек, изображен в лето 7235 (1727) декабря 2-го". В узорной рамке помещен тропарь, несколько измененный против тропаря, написанного на гробнице преп. Максима.

В Тверском Отроче монастыре не осталось никаких вещественных памятников долговременного в нем пребывания Максима грека; забыто и место заключения его; одни считают подвальный погреб, в соседстве с помещением мнимой келии святителя Филиппа, Московского митрополита; а другие-нижний (со сводами), под Крестовою церковью, храм, посвященный Св. Великомученице Варваре. (На стене этой церкви написано художественное изображение преп. Максима, смотрящего из окна своего заключения, — окно с железной решеткой; лицо преп. Максима смуглое; особенно написаны хорошо его глаза, зоркие и проницательные).

Преп. Максиму нет службы: память его в Отроче, как и в Троице-Сергиевой Лавре, совершается 21 января. После литургии-панихида, заканчивающаяся литиею в предполагаемом месте его заключения; в конце литии (как и в Троице-Сергиевой Лавре над его гробницею) поется тропарь, глас 8-й. "Зарею Духа блистаем, витийствующий Богомудренно сподобился еси разумения; и неведением омраченные сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси православия светильник, Максиме преподобие, отъонудуя;е ревности ради Всевидящего, отечества чужд и странен, Российским странам был еси просельник; за страдания темниц и заточения десницею Вышнего венчаешися, и чудодействуеши преславно; и о нас ходатай буди непреложен, чтущих любовию святую память твою". Другой тропарь (у Барсукова, Источники русск. Агиографии стр. 350), глас 4-й: "Яко звезда пресветлая обтечуще восточные страны и к северу прииде, озаряя мглу, томности мрака просвещая всяко, тако и ты, преподобие Максиме, уподобился сему; державного испрошением странен явился еси и пресельник от Пелестины в велицей России, на исправлении божественных Писаний предивен и изящен показася, еже и, наветующими льстивого, борца, за страдания своя темницею заточения венец от Бога свыше прият чудодействия дар. И ныне молим тя присно проси от Христа мир даровати душам нашим и велию милость".

Встречается между мощами разных святых частицы и от мощей преп. Максима грека, как, напр., в Сергиевской церкви в Казани в Ложкинской больнице.

В "Монастырских Письмах (издание Троице-Сергиевой Лавры) описано замечательное явление преп Максима вместе с преп. Сергием. По поводу сего видения, Московский митрополит Филарет к архимандриту Антонию писал: "Общение преп. Сергия с преп. Максимом понятно вообще, яко в Господе едино суть. (Письма, ч. 3, 115 стр.).

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 489. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия