Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Преподобный Ксенофонт Тутанский.





Преп. Ксенофонта Тутанского иногда смешивают с преп. Ксенофонтом Робейским (см. Архиеп. Димитрий Месяцеслов русск. святых. Январь 26 число); а некоторые (как-то: Филарет, архиепископ Черниговский, "Русские святые", — Варсуков, "Источники русск. Агиографии", — Савваитов, "Книга, глаголемая о русских святых” и др.) — совсем опускают пр. Ксенофонта Тутанского и говорят только о пр. Ксенофонте Робейском (у архиепископа Филарета, Русск. святые. Июнь 126 стр у Барсукова, стр. 320 и др.).

Но преп. Ксенофонт Тутанский лицо отдельное от преп. Ксенофонта Робейского и оба основатели особых монастырей-один Вознесенского в с. Тутани, Тверской губернии, а другой Троицкого, в Новгородской епархии. У В. Зверинского и Строева оба упоминаются, как отдельно существовавшие. В. Зверинский (Материалы для истории монастырей) говорить:

"Ксенофонтов-Троицкий-Робейский монастырь, ныне каменная церковь во имя пр. Ксенофонта, приписанная к церкви с. Змейки, Новгородской губернии и уезда, в 25 верст, от Новгорода и 15 верст, от Хутынского монастыря, при речке Робейке. Основан учеником преп. Варлаама Хутынского, преп. Ксенофонтом, скончавшимся в 1262 г. 28 июня, в каковый день и чтится его память. Мощи его здесь почивают под спудом. Упразднен в 1764 г.". (Вып. 2, № 902, стр. 195; у Строева, Списки иерархов, № 44, 108 стр.;архиман. Леонид "Св. Русь" № 207;-архиеп. Сергий т. 2, стр. 194; Толстой М. Кинга, глаголемая о русских святых № 44, 134.

Вознесенский Тутанский, мужской, ныне с. Тутань, Тверской губернии и уезда, в 30 вер. к юго-западу от Твери, на правом берегу р. Тьмы. По преданно основан иноком Троице-Сергиевой Лавры Ксенофонтом не известно когда, но не позднее XV столетия (II вып. № 1517, стр. 46; у Строева, Списки № 38, стр. 477; — Макарий, История Русской церкви, VII, 23;архимандрит Леонид "Св. Русь" №481;-архиеп. Сергий, т. II, 564 стр.). Основатель Тутанского Вознесенского монастыря Ксенофонт местночтимый святый (архиеп. Серий, полный Месяцеслов Востока, II т. 564;-архим. Леонид "Св. Русь" № 481). _

Памятниками существования в селе Тутани монастыря служат доныне существующие в Вознесенской церкви упомянутого села: 1) Напрестольное Евангелие в лист, напечатанное при патриархе Иоакиме в 1678 г. На этом Евангелии находится надпись: В лето 7191 г.

(1688 г.) марта в 8 день вкладом в Троицкий (?...) ') Тутанский Вознесенский монастырь в церковь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Рождества Пресвятые Богородицы и Приснодевы Марии и преподобного Отца нашего Ксенофонта Троицкого Ту­танского монастыря деревни Кумордина крестьянин Иван Константинов с детьми своими, с Меркурием, с Перфильем, с Григорьем, по всем своим родителям, того Тутанского монастыря при строителе старце Илии Селивачеве с братиею".-2) Старинная икона, изображающая второе пришествие I. Христа и Его страшный суд (икона размером 1 арш. 5 верш, в длину и 1 арш 9 верш, ширины). На оборотной стороне надпись: Лета 7200 (1692) года октября в 1 день состроен сей образ Страшного суда и второго пришествия Господа нашего I. Христа во обитель в Тутанский монастырь и построил сей образ крестьянин Стефан Васильев, сын Куклин, деревни Перехожи намирское подаяние. — 3) Синодик, написанный некиим Андреем, по повелению архимандрита Дионисия (настоятеля Троице-Сергиевой Лавры, см. о нем № 12-й). В этом Синодике написано: "Помяни, Господи, душу усопшего раба твоего священно-архимандрита Дионисия, повелевшего написать сей Синодик в Тутанский мох ) Вознесенский Тутанский пастырь к церкви Вознесения Господа Бога и Спаса нашего I. Христа и к Пречистой Богородице, к честному её рождеству и преподобному отцу нашему Ксенофонту чудотворцу". Предисловие к сему Синодику оканчивается молитвенным призыванием Пречистые Богородицы и преподобного отца нашего и чудотворца Ксенофонта, начальника обители сея".

Тело преп. Ксенофонта Тутанского под папертью Рождество-Богородицкой монастырской церкви, что видно из описи 1642 г., в коей написано; "в вотчине Троице-Сергиевой Лавры в тутанском монастыре под папертью церкви Рождества Пресвятая Богородицы находится гроб преподобного Ксенофонта". (Приложение к описанию Троице-Сергиевой Лавры А. В. Горского, 114: инок Ксенофонт). Из наименования Ксенофонта преподобным, чудотворцем, отцем, и молитвенного обращения к нему (в Синодике) видно особенное почитание его в прежнее время. В 18 веке возникло дело о почитании Ксенофонта Тутанского в числе святых. В 1728 г. сгорела Рождество-Богородицкая церковь, в коей находилась гробница преп. Ксенофонта; во время пожара гроб его был вынесен из церкви. Когда же прихожане бывшей (в Тутани) монастырской церкви обратились к Тверскому архиепископу Фефилакту (Лопатинскому, 1723 — 1728 г.) с прошением о построены новой церкви вместо сгоревшей в честь Рождества Пресвятой Богородицы и преп. Ксенофонта, то архиепископ затребовал от Тутанского священника Георгия Григорьева сведения: кто и когда положен под спудом и почему прихожане о том известны, и во имя которого преп. Ксенофонта тот образ написан? Священник Григорьев показал:»В том селе Ту­тани в теплой церкви устроен спуд таким образом: ящик деревянный длиною аршина в полтретья (т. е. два с половиной аршина), и покрыт доскою деревянного же; облечен тот ящик крашениною синею, и тот ящик чшущен в решетку деревянную. А кто в том спуде положен и когда, того, он, поп, не ведает, и ни от кого не известен, и никто не свидетельствовал; токмо он, поп, слыхал от прихожан, от старых людей, которые же слышали от дедов своих, будто оный спуд устроен до Литовского разорения и образ, который над тем спудом стоял, прислан в то село Тутань, когда оное село было за Троицким Сергиевым монастырем, от келаря иеромонаха Аверкие, тоже лет с семьдесят, на котором изображен и подписан: "Преподобный Ксенофонт”, — а которого пр. Ксенофонта, о том он, поп, не известен и ни от кого не слыхал”. Икона преп. Ксенофонта была вытребована в Тверь, в Казенную Палату, но неизвестно, была-ли она возвращена в Тутанскую церковь. — В 1821 г. Тверский епископ Симеон (Крылов Платонов, впоследствии Ярославский архиепископ) разрешил в селе Тутани построить вместо деревянной каменную церковь в честь Вознесения Господня с приделом преп. Ксенофонта и в этом приделе была устроена гробница и написан образ преп. Ксенофонта (Тутанского). И снова возникло второе дело о почитании его. — В 1846 г. Тверский архиепископ Григорий (Постников), узнавши о существовании в Тутанской церкви придела во имя преп. Ксенофонта и его иконы, поручил благочинному священнику села Савинова, Петру Грязнову, осмотреть гробницу и образ преп. Ксенофонта. Священник донес архиепископу Григорию, что действительно в церкви села Тутани есть гробница; она из соснового дерева, на верху гробницы лежит образ, обращенный на восток; на образе надпись: "Преп. Ксенофонт”, а празднуется 26 января (день преп. Ксенофонта, Марии и чад их Аркадия и Иоанна), а какого Ксенофонта образ находится на гробнице, — прославленного-ли всею Россиею, или Ксенофонта, как начальника и основателя монастыря, неизвестно". Консистория постановила: "Образ преп. Ксенофонта немедленно взять из церкви в кафедральный собор, а гробницу разобрать, и от нея материал употребить для -отопления церкви". С тех пор в селе Тутани стали праздновать преп. Ксенофонту, чтимому всею православною церковью 26 января, а не Ксенофонту Тутанскому.

Ныне существующей в с. Тутани каменный храм трех престольный, главный престол посвящен Вознесению Господню, а приделы-правый в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а левый преп. Ксенофонта и дружины (супруги) его Марии и чад их Аркадия и Иоанна. В Тутанской церкви сохраняются две иконы (не древнего, впрочем, письма) преп. Ксенофонта Тутанского; одна (видимо бывшая в иконостасе местною в пределе его имени посвященном) с изображением преп. Сергия Радонежского и пр. Ксенофонта (Тутанского); оба написаны в рост и со свитками в руках;-другая с изображением одного только Ксенофонта, аналойного размера. Не сохранилось в Ту­тани никаких письменных документов, ни записей о житии преп. Ксенофонта; в народном предании сохранилось только то, что он был учеником преп. Серия Радонежского. В Писцовых книгах (1627 г.) упоминается о Вознесенском Тутанском монастыре, что он, как выше было сказано, в 1571 г. приписан был к Троице-Сергиевой Лавре, а при Императоре Петре II-м (в 1723 г.) был приписан к Петербургской Александро-Невской Лавре. Затем, по прошение духовника Императрицы Анны Иоанновны, архимандрита Варлаама, настоятеля Сергиевой (в Петербургской епархии) пустыни, приписан к сей последней. Памятником, приписки Тутанского монастыря Сергиевой Лавре остается старинная икона явления Пресвятой Богородицы преп. Сергию, а памятником приписки его к Александро-Невской Лавре-старинный образ св. благоверного великого князя Александра Невского с его деяниями; на этой иконе святый Александр изображен в иноческом одеянии, в схиме, с именем Алексия. В 1724 г. по повелению Петра 1-го воспрещено было Св. Синодом (указом от 15 июня) изображать св. Александра Невского в монашеском одеянии, а писать образ его в великокняжеских одеждах (Полное собрате Синодальных постановлений т. IY, № 1818). Вероятно, братия Лавры, в виду такого распоряжения, и препроводила эту икону в недавно приписанную к ней обитель, где и сохранился такой редкий образ св. Александра Невского, в иночестве Алексия.

Преп. Ксенофонту нет службы, нет даже тропаря. (Архиеп. Димитрий. Упраздненные монастыри в Тверской епархии. Тверь. 1898. 23-29 стр.).

 

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 490. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия