Святитель Петр Московский и всея России митрополит.
К этому святителю не сочувственно относились в Твери ни бывший тогда великий князь Михаил Ярославич, ни Тверский владыка Андрей; последний, по русским летописям, из-за вражды на первосвятителя представляется клеветником, опасным еретиком, но на самом деле он не был таковым (см. Историю русской церкви Е. Голубинского, т. 2;-А. Денницына "Епископ Тверский Андрей", Тверские Епарх. Ведомости. 1904, № 5 и др.). В этой церковной смуте не повинны ни святитель Петр, ни Тверский епископ. Дело в том, что по смерти митрополита Максима (во Владимире) бывший тогда великим князем Тверский князь отправил в Константинополь к вселенскому патриарху (Афанасию) игумена одного из Владимирских монастырей Геронтия; туда же отправил своего кандидата (св. Петра, игумена Ратского монастыря) Галицкий князь Юрий Львович, добивавшийся отдельного для Галиции от Московская (Киевского) митрополита, как и литовские короли (особенно Витовт) требовали от Константинопольского патриарха поставления в Литву особого от Киевского (Московская) митрополита, с угрозой в случае отказа обратиться в латинство. В виду таких обстоятельств патриархи вынуждены бывали ставить особых митрополитов для северной (Москвы) России и юго-западной (Галиции и Литвы). По смерти митроп. Максима (6 дек. 1305 г.) в Константинополь явился игумен Петр ранее Геронтия (из Владимира), об отправлении коего может быть и не ведали там. Патриарх, уступая настойчивым требованиям Галицкого князя, возвел его кандидата (игумена Петра) в митрополита не одной Галиции, но и всей России. После сего спустя не малое время прибыль и игумен Геронтий, но ему было отказано в посвящены, что, конечно, не могло понравиться великому князю (Михаилу), пославшему его. Таким образом святитель Петр являлся нежелательным для северной России митрополитом.-Под влиянием нерасположения великого князя и Тверский епископ Андрей с подозрением отнесся к св. Петру, ставленнику Галицкого князя. Но он далек был от мысли подъаскиваться под святителя Петра и стремиться к низвержению его с митрополичьей кафедры, с целью самому занять оную, как несправедливо (впоследствии) обвинял его (епископа Андрея) митрополиг Киприан. Тверский владыка в деле против святителя Петра был орудием великого князя, который был вместе и его князем (Тверским). В 1809 году великий князь и епископ Андрей отправили к Константинопольскому патриарху донос на митрополита Петра и содержали это дело в глубокой тайне, так что никто не знал, но, по словам жития Киприана: "написание Андреево не утаися от первосвятителя Петра". Обвинения, возведенные на митрополита Петра, были так тяжки, что патриарх Афанасий немедленно отправил своего (знатного) клирика для исследования доноса. Патриарший посланник прибыл в Россию и в марте 1311 года созван был собор в гор. Переяславле Залеском (принадлежавшем Московскому князю), а не в стольном городе Владимире, или в Москве. На соборе были Московский князь, святитель Петр, Ростовский архиепископ Симеон, — из Твери были епископ Андрей и сыновья великого князя (который был тогда в Орде) Димитрий (11 лет) и Александр (9 лет) Михайловичи, которые, конечно, не могли поддержать и защитить своего владыку. На этом соборе было много игуменов (во главе с Киевопечерским Прохором, великим почитателем св. Петра), духовенства и светских лиц (Московских и Тверских бояр). По словам м. Киприана, собор был бурный: "толика молва бысть, яко вмале небезместно бысть". Между светскими сторонниками великого князя (Тверского) и митрополита дело едва не дошло до оружия. Собор кончился совершенным оправданием митрополита Петра. Но в чем он обвинялся великим князем и епископом Андреем и в чем он был судим, в житии святителя (Петра) совершенно умолчано; нет сего в Степенной книге и в русских Летописях. Но с другой стороны, что совсем непонятно* и обвинитель, епископ Андрей, на Переяславском соборе не был обвинен в клевете и не был удален за нее от кафедры, даже не подвергся всеобщему презрению, что последовало бы, если бы Тверский владыка оказался клеветником и еретиком. После собора епископ Андрей возвратился на свою кафедру и занимал оную с честью пять лет, а затем, по глубокой старости, в 1315 г., удалился на покой в основанный им Богородицкий (Введенский) монастырь на реке Шоше. Великий князь Михаил Ярославич не был доволен нежелательным для него исходом Переяславского собора, и в непродолжительном времени после собора (в 1312 г.) делал вторичную попытку низвергнуть митрополита св. Петра. Он отправил донос на митрополита к Константинопольскому патриарху Нифонту. Послание великого князя не дошло до нас, но сохранился ответ патриарха к великому князю, из коего видно, что великий князь обвинял святителя Петра в разрешении венчания браков в незаконных степенях родства (но каких? — неизвестно) и во взимании мзды от поставления (хиротонии), — и требовал нового суда над митрополитом не в России, а в Константинополе (подробнее см. у Е. Е. Голубинского. История русской церкви, 2 тома 1-я половина. М. 1900 г. стр. 109-120). Под мздою, как видно из послания иеромонаха Тверского (Богородицкого) монастыря Акиндина, разумеется плата на расходы ("протори") при совершены хиротонии в священные степени, плата за освещение храма (свечи), церковное вино, ладов и пр., а также за ставленическую гранату, за печать к ней и др. расходы, (но не за самое посвящение), что практиковалось и в Константинополе при патриархах, а равно и в южной России, из коей был родом митрополит Петр, и чего не было в северной России, а потому расходы (протори) при совершении хиротонии могли представляться здесь взиманием мзды за самое посвящение (симония), хотя в этом неповинен был святитель Московский (Послание Акиндина см. в Православном Собеседнике. 1857 г. ч. II. 246)- Что и после Переяславского собора не были враждебными отношения митрополита (Петра) к епископу Андрею видно из того, что святитель Петр из Переявлавля прибыл в Тверь, где 20 и 21 марта 1311 г. совершил в кафедральном соборе две хиротонии и одна из них была совершена над Киевопечерским игуменом Прохором во епископа Ростовского (Тверская Летопись). К памяти святителя Петра в Твери относились с большим уважением. что видно из того, что в Тверском Отроче монастыре с давних пор существует церковь, посвященная его имени. Св. Петр скончался 21 декабря 1326 г., а Тверский епископ Андрей в 1323 году в своем монастыре (на Шоше), но тело его было перенесено для погребения в Тверской кафедральный собор и с подобающими святителю почестями было положено в устроенном им правом приделе (Введения Пресвятой Богородицы), близ гроба его предместника и первосвятителя на Тверской кафедре, Симеона. Епископ Андрей, не смотря на тяжелые обвинения его во вражде со святителем Петром и его какие-то доселе остающиеся неведомыми преступления и даже ереси (?), был один из лучших пастырей древнерусской церкви. Он происходил из княжеского рода, был сын Литовского князя Герденя (Ерденя), отсюда и проименование его Ерденев. Андрей в мире, вероятно, носил имя Афанасия. Отец его был язычник, а мать христианка (будто бы Евпраксия, родная сестра Псковского князя, св. Довмонта), а чрез нее был он в родстве с Полоцким (впоследствии Тверским) епископом Симеоном при котором жил с молодых лет. От Симеона принял он монашество и прибыл с ним в Тверь. При содействии святителя Симеона, он основал при р. Шоше (на границе Тверской и Московской епархии) Богородицкий монастырь, (в честь Введения Пресв. Богородицы во храм), в котором был настоятелем. По смерти Симеона, 1289 г., по желанию Тверского князя, Андрей был избран на святительскую кафедру в Тверь. В летописях (Никон. ПИ. 87. Воскр. II, 265 и др.) под 6797 (1289) годом сказано: "Михаил Ярославич Тверской с материю (Ксениею) посла в Киев Андрея игумена монастыря Общего Пресвятые Богородицы на епископью к митрополиту Максиму и постави его. Бе бо Литвин, сын Герденев, Литовского князя". Андрей был поставлен во епископа для Твери и Кашина и с того времени Тверские Святители именуются Тверскими и Кашинскими. По прибытии в Тверь епископ Андрей озаботился окончанием построения каменного (первого) кафедрального (Спасо-Преображенского) собора и в следующем году (1290) 8 ноября, в день тезоименитства князя Михаила Ярославича, совершил освящение его. По освящении собора епископ Андрей с особенным усердием занялся его благоукрашением, пригласил лучших в то время иконописцев и весь собор внутри росписал стенной живописью и закончил свои работы надписанием: "Святой Спас на Твери" (Никон. 111. 89), что было совершено в 1292 г. В 1294 г. во вновь устроенном и благоукрашенном соборе совершено было им бракосочетание великого князя Михаила Ярославича с Ростовскою княжною Анною. "Женися князь Михаил Ярославич Тверский, поя дщерь князя Димитрия Борисовича Ростовского и венчая бысть в соборе св. Спаса епископом Андреем”. В 1296 г. в Твери был сильный пожар, истребивший княжеский дворец и много церквей, в возобновлении которых много трудился и Тверский владыка. В 1297 г. он на свои средства за алтарем кафедрального собора построил храм в честь святого Афанасия Великого, Александрийского, вероятно бывший сначала Крестовою церковью у епископа Андрея, — а затем ставший храмом мужского монастыря, (основание которого некоторые приписывают первому Тверскому князю Ярославу, в иночестве Афанасию). Заботился епископ Андрей и о духовном просвещении своей паствы. Тверская Летопись (стр. 466) делает таковой о нем отзыв: "Святоучительный епископ Андрей учаше православных не собирали воа (воинов), ни вопреки глаголати царево". В этих выражениях можно усматривать, что он, подобно дальновидному и благоразумному великому князю св. Александру Невскому, убеждал свою паству не восставать против хана, не имея достаточно для того сил, а смиренно, для своего блага, подчиняться до времени воле хана (А. Денницын, Твер. Еп. Вед. 1904 г. №5). Из летописей (Никон. 1. Новгор. под 1294) видно, что епископ Андрей обладал выдающимися нравственными достоинствами, своею ревностною пастырскою деятельностью снискал глубокое уважение современных ему русских князей и пользовался особенным благорасположением к нему митрополита Максима. Так, в 1294 г. Тверский епископ был миротворцем между великим князем Димитрием Александровичем и его младшим (безпокойным) братом Андреем, Городецким князем. И Андрей Александрович "послушав владыки Андрея", прекратил дальнейшее преследование своего брата и заключил с ним мир. В 1300 г. митрополит Максим вызвал Тверского епископа Андрея в Новгород для хиротонии архиепископа Феоктиста. Замечательно, что епископ Андрей и после Переяславского собора и по удалении на покой (в Богородицкий монастырь) пользовался глубоким уважением даже и от враждебных Твери Московских князей. В 1321 г. Юрий Данилович, по интригам коего был умерщвлен в Орде великий князь Михаил Ярославич Тверский, опасаясь преследования от его сына Димитрия Михайловича, обратился к епископу Андрею о примирении с ним Тверского князя и, при посредстве его, князья заключили между собою "окончание" (перемирие). Полн. Собр. Летопись. III. 721. № 49). И что особенно важно, это примирение князей (Московского и Тверского), епископом Андреем состоялось тогда, когда в Твери занимал святительскую кафедру другой епископ (Варсонофий 1-й).-Уважение к святителю Андрею жителей г. Твери выразилось и по смерти его торжественным перенесением тела его из отдаленного (ныне уже несуществующего, Богородицкого на Шоше) монастыря и погребением его в кафедральном Спасо-Преображенском соборе, в устроенном им в честь Введения во храм Пресвятые Богородицы приделе, близ гробницы святочтимого ими святителя Симеона.
|