ДРУГАЯ СКОРОСТЬ - ДРУГАЯ ТЕХНИКА
Большие обороты для перекладины — суперпрофилирующее упражнение (25,120,157). Гимнаст, всесторонне владеющий базовыми оборотами обоих направлений, может в этом виде рассчитывать на хорошую перспективу. Надо ли комментировать большие обороты? Кажется, о них все и всё знают... Но так ли это? Жизнь показывает, что это не совсем так, а иногда — что и совсем не так. Вот такая понятная, казалось бы, вещь как скорость оборотов. Что нужно сделать, чтобы ускорить движение или замедлить его? Первый ответ, который приходит в голову, — работать соответственно мощнее (сильнее напрягаться, двигаться быстрее) или, напротив, спокойнее. То есть менять количественные характеристики движения, а не его структуру; иначе говоря — сохраняя технику, выполнять упражнение с различной интенсивностью. Кажется — логично? Да. Но — только кажется, а На рис. 3-а— традиционный бросковый оборот назад, исполняемый от одной прямой стойки до другой такой же. Подобным движением может начинаться серия оборотов; так они иногда делаются в середине комбинации, когда их роль — чисто связующая. В расчете на эту модель обороты обычно и начинают разучиваться. И, конечно, любой тренер будет подчеркивать наиболее важные здесь моменты техники: «отмахни повыше в стоечку», «потянись»... И в финале снова: «потянись». В принципе эти указания совершенно верны, так как, действительно, мощность оборота, его энергообеспечение прямо зависят от высоты спада, качества оттяжки и ряда других факторов.
ПЕРЕКЛАДИНА _____________________________________ Но вот любопытно: видел ли кто-нибудь разгонный, активно ускоряемый оборот, при котором гимнаст проходил бы положение стойки на руках выпрямленным и оттянутым? Да нет! Этого никто не видел, потому, что таких оборотов просто нет в природе. И напротив: технически «правильный» большой оборот от одной оттянутой стойки до другой, никогда не бывает и не будет достаточно быстрым. Разгонный или быстрый большой оборот назад, выполняемый техникой броскового движения, выглядит как на рис. З-б. Нетрудно заметить, что в сравнении с оборотом на рис. 3-а он имеет характерные особенности. Главное: делая бросок позднее обычного (к.к. 5-8), гимнаст проходит стойку не прямым, а «с углами» в тазобедренных и плечевых суставах; полная же оттяжка достигается лишь заметно позже (к.к. 9-2). В чем здесь дело? Может быть гимнасты просто чего-то не понимают? Может быть нужно не только работать мощнее, но и в стойке все-таки тянуться? Ведь известно же, что чем выше спад и чем сильнее оттяжка, тем больше гимнаст получает потенциальной энергии, реализуемой затем при спаде! Все так. Но попробуйте после разгонных движений быстро выпрямиться в зоне стойки на руках! — Скорость немедленно упадет и никакого толку от вашего «разгона» не будет. Значит, гимнасты, делающие «прогонные» обороты без оттяжки в стойке на руках — правы? Разумеется! Нужно раз и навсегда договориться, что по-настоящему быстрых оборотов с техникой, как на рис. 1-а, не может быть в ___________ 5. Другая скорость — другая техника принципе. По мере того, как реальная скорость движения в целом должна нарастать, обязательно будет меняться и техника упражнения. Причемто, что было верно для медленного оборота (вертикальная оттянутая стойка) — совершенно не верно, грубо ошибочно для быстрого оборота. Как же тогда относиться к физическим выкладкам по технике движения? Получается, что все объяснения, касающиеся высокого спада, оттяжки и проч. — не правильны? Конечно, это не так. Законы физики нас не обманывают. Но соль в том, что, анализируя движение, нужно учитывать не некоторые, а все объективные закономерности и эффекты, если они играют здесь существенную роль. Говоря о технике относительно медленного, стандартного оборота, мы оперируем, в основном, теми факторами, что связаны с действием силы тяжести, потому, что в этом случае они, действительно, представляют собой главенствующий фактор. Однако, чем быстрее движение, тем больше начинает сказываться действие других причин, связанных, прежде всего, именно со скоростью движения (вращения) тела гимнаста. Одна из них — так называемая Кориолисова сила инерции", всегда заметно действующая в таких случаях. Н апомним, что названная сила всегда ускоряет вращение тела гимнаста (если вращение было!) при действиях типа группировки и, напротив, замедляет его, если гимнаст «раскрывается». То же самое происходит и на опоре. Вернемся к рис. З-б. Если в зоне к.к. 8— 1 гимнаст будет выпрямляться, скорость его движения обязательно упадет, и это совершенно не выгодно! Другое дело, если оборот только начинается или делается явно замедленно (рис. 1-а), тогда в зоне стойки выпрямление тела будет очень кстати. Итак, техника оборотов, выполняемых на разной скорости, различна. Должна быть различной. Иначе говоря, единой техники таких движений не бывает/Гимтст, стремящийся освоить базовые обороты, должен владеть разнообразными приемами управления этим движением и, главное — уметь оперативно перестраивать свои действия в зависимости от конкретной задачи, связанной с изменением скорости вращения на опоре. Базовый большой оборот на перекладине — это вариативный оборот, который гимнаст должен уметь делать в разных условиях и с разными целями. 4 По имени французского ученого Г. Кориолиса, описавшего это явление. ПЕРЕКЛАДИНА _________________________________________________
|